Как выбрать разработчиков мобильного приложения и не слить бюджет в трубу

За двадцать лет работы Spider Group сделала тысячи проектов. В последней декаде мы фокусируемся на мобильных приложениях и в личном общении с заказчиками часто слышим о затруднениях в подборе студии мобильной разработки. Поэтому мы решили собрать небольшое руководство к действиям для клиентов и заодно развеять пару мифов.

Релевантное портфолио

Каждая уважающая своих клиентов и себя студия выводит портфолио на первый план. Нет ничего важнее качества выполненных работ. Оно красноречиво показывает способность коллектива удовлетворить заказчика, сделать всё хорошо в техническом и эстетическом планах.

Если вы ищете разработчика мобильных приложений, скачивайте приложения из портфолио. Но помните о том, что разработчики одной компании не всегда делают проект полностью: например, заказчик мог обратиться только за дизайном или только за конкретным функциональным модулем. Будьте требовательны к именно той части работы, которая описана в портфолио.

Студия может иметь обширное портфолио, которое не касается напрямую вашей сферы деятельности. Посмотрите его внимательнее: технологии пересекаются от отрасли к отрасли, а для студий нормально делать проекты в новых областях. Если разработчик в целом заслуживает доверия, это достаточный повод обратить на него внимание.

Отзывы клиентов

Свяжитесь с предыдущими заказчиками студии. Спросите их об опыте сотрудничества, удовлетворённости результатом, особенностях взаимодействия со студией, с менеджером проекта, деталях переговоров, согласований, оплаты. Эти полчаса сэкономят вам куда больше времени и много денег.

Поговорить с другими клиентами своего потенциального партнёра — один из самых разумных способов оценить, насколько он вам подходит, после оценки его фактических опубликованных работ. Здесь, правда, стоит помнить, что заказчики, как и все люди, бывают разные. Лучше полагаться на несколько мнений.

Субподряд

Выбирайте студии, у которых есть собственные разработчики и другие сотрудники, закрывающие ваш запрос. Даже среди крупных, известных компаний, лидирующих в рейтингах, попадаются агентства, в которых есть лишь менеджеры. Они играют посредническую роль, а работу выполняют команды других, иногда даже нескольких сразу студий.

Вполне обычна ситуация, когда известная компания передаёт разработку в регионы — тем, кто на самом деле будет работать над вашим проектом. По опыту, при бюджете меньше 10 миллионов рублей почти любая студия из первой десятки рейтингов передаст проект партнёрам.

Естественно, за такой подряд с субподрядом вы платите отдельно и много — намного больше, чем при отношениях с конечными исполнителями без посредников. Мы рекомендуем без предубеждений сравнивать компетенции студий из разных регионов и делать выбор на основании их подтверждённых способностей, а не географии физического присутствия.

Отличные инженеры, менеджеры, маркетологи, аналитики живут не только в Москве, особенно в период расцвета дистанционной работы. В Столице много талантливых ребят, они часто переезжают сюда, но пребывание в конкретном городе — не самый надёжный показатель в оценке специалиста.

Конечно, иногда без субподряда обойтись нельзя. Бывают случаи, когда часть запроса клиента сильно расходится с компетенциями студии.

Например, заказывая мобильное приложение вы также озаботились созданием некоего специального оборудования. В этом случае вы можете договориться с менеджером студии о прозрачном субподряде, когда он возьмёт на себя контроль взаимодействия с разработчиками аппаратного дизайна и электроники.

А если вам нужна большая художественная работа (много 3D-моделей или иллюстраций), то студия может оказать помощь в подборе художников и аниматоров.

Размер студии

Пусть потенциальный исполнитель расскажет вам о штате своей компании и о том, какие именно сотрудники будут заниматься проектом. Это также относится к предыдущему вопросу о субподряде.

Если студия берётся за большой проект со множеством требуемых специалистов, но в ней пять человек, она передаст заказ на часть работы другим людям или просто провалит разработку.

Когда в компании сотни людей, есть другой нюанс. Стоимость может выйти далеко за ваш бюджет, а бренд самой студии может реять слишком высоко — так, что отдельный клиент уже не важен. Общайтесь с теми, кто проявит к вам искреннее внимание и сможет самостоятельно закрыть все базовые потребности. Если без субподряда не обойтись, оговорите его специально.

Техническое задание

Разработку невозможно начинать без подробного ТЗ. Это многостраничный документ с детальным описанием проекта. Составить его без технического специалиста невозможно. Получится концепт, не связанный с реальностью. Попытка наладить эту связь в процессе может обойтись очень дорого, потому что будет сопровождаться ошибками, переделками, несовпадениями мнений и так далее. Оговорите максимум деталей на берегу.

В стартапах обычным этапом реализации проекта является поиск технического директора — сооснователя, готового вести проект с технической стороны, включая составление ТЗ. Если у вас небольшой новый проект, возьмите на вооружение этот способ. Если ваша компания уже большая, в ней наверняка найдётся специалист с необходимой подготовкой.

Так или иначе, мы можем помочь с ТЗ, просто это потребует дополнительных часов работы сотрудников и сделает проект чуть дороже. Зато вы получите документ, по которому можно отслеживать разработку и прогнозировать результат.

Цена

Цену необходимо рассчитывать на основании технического задания. Это первое и главное правило разработки сложных продуктов. Приложение таковым является несомненно.

Что касается порядка сумм на целый проект, это миллионы. За 100 000 или 500 000 рублей качественное содержательное приложение сделать нельзя. Это обусловлено высокой рыночной ценой одного часа каждого задействованного в разработке специалиста. Чем больше опыт, чем лучше навыки специалиста, тем выше его цена.

Грамотная студия объяснит порядок цен, расскажет, сколько нужно времени на каждый этап, покажет стоимость часа специалистов. Но точную итоговую сумму сразу вам не назовут.

Оценка работ возможна только после получения техзадания на этапе бизнес-анализа, который включает интервьюирование заказчика, уточнение требований к программному обеспечению, аудит используемых информационных систем, обсуждение, защиту и согласование документов с заказчиком.

В реализации задумок заказчика могут возникнуть задачи, на которые неизбежно придётся потратить дополнительное время (например, нюанс разработки, не предусмотренный техзаданием, потребует изучения путей реализации и дополнительного кодинга). Или наоборот — проект завершится раньше срока.

Поэтому заложите в бюджет страховку в 20–30%. С надёжным исполнителем она позволит гарантированно выпустить продукт. Выходить за эти пределы разумно, только если проект меняется глобально.

В случае сочетания относительной дешевизны и качества есть золотая середина. Это коробочные решения. Их главный плюс состоит в прогнозируемом результате. Их минус в том, что результат не получится серьёзно доработать.

Если же вам в принципе предлагают очень дешёвые услуги кастомной разработки, поинтересуйтесь, откуда взялась привлекательная цена. Всегда есть риск нарваться на бесконечные доработки с выкачиванием денег, на мошенничество или обычное низкое качество. Мы будем рады, если попадётся исключение, но у нас есть опыт переделывания за другими и он говорит, что это именно исключения.

Не полагайтесь на случай, когда хотите потратить большую сумму. Вместо сотрудничества с неквалифицированными разработчиками веселее будет отнести деньги в казино.

Резюме

  • Внимательно смотрите портфолио кандидатов
  • Посмотрите отзывы и лично поговорите с другими клиентами студий
  • Обращайте внимание на студии вне ТОП 10 и в регионах
  • Убедитесь, что в студии есть все необходимые специалисты и что она заинтересована в вас как в клиенте
  • Убедитесь в наличии необходимого бюджета, попросите детализировать цену
  • При необходимости, скорректируйте техзадание, уменьшив сложность проекта или применив итеративный подход

Дополнительно: опрос о подборе студии

Spider Group задалась целью структурировать понимание рынка клиентами и улучшить собственный сервис. Для этого мы проводим исследование на тему «Как компании выбирают подрядчиков для разработки мобильных приложений».

Приглашаем к опросу руководителей компаний или отделов, менеджеров и любых других представителей бизнеса, которые сталкивались с означенным вопросом и готовы поделиться опытом.

Результаты будут доступны в виде инфографики всем, кто заполнит форму. Вы узнаете, где ваши коллеги ищут подрядчиков, с какими проблемами сталкиваются, для чего им мобильные приложения и кто именно в компаниях занимается подбором исполнителей.

Ссылка на опрос: https://ru.surveymonkey.com/r/BTRVDQR.

0
6 комментариев
Написать комментарий...
AID

Просто рекламный текст...просто рекламный текст...

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Кулаковская

Пчёлы собирают нектар с разных цветов... ;) Поделитесь вашим опытом. Некоторые привычные вещи для других людей могут составлять целую проблему.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Lazarev

Добавлю ещё пару ценных советов:
- лучше нанять профессионалов, чем дилетантов
- не переплачивайте, если качество одинаковое
- проверьте все, перед принятием решения
- дорого не всегда качественно 
- и т.д.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Лисовицкий
Автор

Михаил, мы опрашиваем клиентов и коллег, стараемся выяснять, с какими проблемами они столкнулись при выборе студии. Разобранные проблемы действительно являются важными болями, затенёнными местами в этом процессе для многих людей, особенно не являющихся заказчиками на потоке или профессиональными менеджерами по работе с внешними контрагентами

Ответить
Развернуть ветку
Denis Azarenko

Поэтому заложите в бюджет страховку в 20–30% = лучше 50%-100% тогда есть шанс на запуск

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Лисовицкий
Автор

В разработке сложного продукта, особенно по time/material, лучше иметь возможность двигать бюджет. Речь ведь не о том, что студия обязательно наложит на клиента дополнительные расходы, а о том, что разработчики могут столкнуться с технологическими ограничениями между желаемым и возможным по данной цене, а сам клиент может выбрать объективно более затратный по часам и специалистам путь и будет прав относительно потребностей конечного пользователя.

Вести клиента заведомо более дорогими дорогами не всегда выгодно для студии, особенно если в этот момент специалистов можно распределить на другие задачи, а в дверях очередь из заказчиков. При столкновении с различными объективными препятствиями, нашей задачей является предложение вариантов развития. Неокторые из них могуть быть сложнее в реализации — и дороже. Нужно выбрать, и здесь пригодится тот самый технический специалист из пункта о ТЗ. 

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда