Как мы привлекаем пациентов со всего мира в пандемию со средним чеком 20 000 евро

В 2018 году предложили поработать в медицинском проекте, где нужно было создать регулярный поток клиентов, которые приезжают со всего мира. И чтобы все действия и затраты на маркетинг окупались.

Страшно было жутко.

Ты не разбираешься в медицине, не понимаешь их терминологию. Да и еще продвижение на иностранных языках. Было ощущение, что я еще недостаточно знаю, недостаточно умею, чтобы брать ответственность за такие проекты.

Но был дикий интерес проверить себя, и сделать значимый результат. Во-первых, чем больше зарабатывает клиника, тем больше зарабатываю я. А так как я недавно перебрался в Москву, и снял новую квартиру на уровень выше, деньги были очень нужны.

Во вторых, хотелось признания, эго свое потешить, чтобы потом статьи на vc.ru писать и внукам рассказывать😀

О клиниках:

  • Медицинский туризм
  • 2 клиники в разных странах
  • Пациенты со всего мира. В основном с Великобритании, Австралии, Италии
  • Средний чек лечения 20 000 евро
  • Средний цикл сделки 5 месяцев (от первого обращения до продажи)

Что было до старта работы (2018 год):

  • Мало обращений от пациентов в отдел продаж (лидов)
  • Неприемлемо высокая стоимость лида
  • Из инструментов: сайт, SEO, реклама в Google, YouTube канал
  • Стагнация в продажах

Какие действия завели нас в тупик?

Приступил к проекту, и проделал стандартные действия:

  • Заморочился с контекстной рекламой в Google Ads
  • AmoCRM настроили, чтобы обращения не терялись и вовремя обрабатывались
  • Поработал над посадочными страницами, чтобы увеличить конверсию из трафика в обращение

В результате количество лидов увеличилось. Качество лидов было приемлемо. Отдел продаж был завален работой.

И я уже обрадовался, думал что задача решена. Стал выбирать, а какой же Гелендваген себе купить, золотой или просто в максимальной комплектации?🙂

Но! Спустя пару месяцев мы видим, что клиентов больше не становится. Динамика продаж падает.

Как же так?! Часто же на конференциях пропагандируют, что трафик и лиды это нефть 21 века. Сделай лиды, и будет счастье.

Лиды — вершина айсберга. Обычно проблемы начинаются после их получения...

Что мешало?

Выяснилось, что одним из ключевых факторов было недоверие к клинике и методикам лечения. И вот что подрывало доверие:

  • Негативные статьи и отзывы, которые появляются на первых позициях в Google, если вбивать в поиске название клиники
  • Продавали «в лоб». Процесс продажи выглядел примерно так: "Вот программа лечения и стоимость. Брать будешь?". Не было продуктовой воронки, которая бы плавно подводила клиента к продаже основного продукта. А программа лечения порождала больше вопросов и сомнений, нежели ответов и желания лечиться
  • Отсутствие экспертного контента, который дает ценность клиенту, отвечает на частые вопросы, закрывает возражения и ложные убеждения
  • Выяснилось, что тексты для сайта были написаны с медицинскими и грамматическими ошибками, некорректные языковые переводы. Местами обещали «волшебную таблетку» — поможем всем от всех болезней

Мы оперативно ответили на негатив, написали экспертные статьи и продвинули их в топ, выложили видео истории с пациентами, которые подтверждали, что они получили результаты, и нам в целом можно доверять.

Но, все это не повлияло значительно на ситуацию. У пациентов по-прежнему было недоверие. Они говорили, что в видео снимаются актеры, а статьи и отзывы куплены :)

В тот момент пришло четкое понимание, что если мы не изменим ситуацию оперативно, то это скорее приведет к еще большему падению продаж, так как негативный фон усугублялся, доверие падало, пациентов становилось все меньше.

4 инсайта, которые изменили подход к привлечению клиентов, и повлияли на результат

В то время я обучался выстраивать систему привлечения клиентов у Ryan Deiss, Russell Brunson, Gary Vee. Осознал что, чтобы наладить ситуацию недостаточно иметь грамотно настроенную рекламу, конверсионную посадочную страницу, хорошие отзывы, положительные статьи, качественный контент и много лидов.

Хм, а что тогда нужно?

Первый инсайт — выстраиваем отношения через продуктовую воронку

«Вот программа лечения, брать будете?!» 🤦‍♂

В другой сфере такой процесс продаж может быть уместен. Но в нише с высоким чеком, долгим циклом сделки, и когда речь касается здоровья, то от такого подхода не стоит ждать «вау» результаты.

Процесс привлечения клиентов похож на выстраивание отношений между мужчиной и женщиной.

Нельзя просто так взять и предложить незнакомой девушке пойти к тебе домой «посмотреть фильм», даже если у тебя много положительных отзывов от бывших, справка от врача, и ты в целом красавчик.

Так и незнакомому человеку продать «в лоб» непросто.

Ученый Desmond Morris проводил исследования и выявил 12 этапов, которые пары проходят с момента первого знакомства до первого секса. Как в отношениях, так и в маркетинге есть определенные этапы, соблюдать последовательность которых необходимо.

Важно, чтобы предложение о переходе на следующий этап был минимально стрессовым. Делаешь оффер, и человек недолго думая говорит «да!».

Известное рекламное объявление 1970 г.
Известное рекламное объявление 1970 г.

Продажи начинаются задолго до вашей встречи с потенциальным клиентом.

Поэтому важно плавно подвести клиента к покупке через продукты-приманки. Это решается с помощью:

  • Лид магнита — оставляет контакты, подписывается на вас взамен на что-то очень нужное для него
  • Первый легкий шаг. Это как первое свидание. Этот этап помогает понять, подходите вы друг другу или нет. И если вы не лажаете на первом свидании, то конверсия в продажу основного продукта будет высокой 🙂

Например, пробная тренировка, вебинар, мороженка за 19 руб в Макдональдсе, задача которой не сгенерировать прибыль. Ее задача привлечь посетителей в ресторан. Но а посетители, мало вероятно уйдут только с мороженкой ...

Что конкретно сделали мы в клиниках описал чуть ниже.

Второй инсайт — выбираем узкий сегмент

Мы хотели привлекать пациентов с разными заболеваниями. Всех подряд. Были амбиции крупной многопрофильной клиники с ресурсами крошечной частной. В итоге получилось, что делали много действий, тратили деньги, а толку было минимум. Стреляли из пушки по воробьям.

Люди пойдут решать проблему к узкому специалисту. Например, не к эндокринологу, а к специалисту по диабету 2 типа, который много кому помог со схожими симптомами, осложнениями.

Девушка с послеродовой депрессией предпочтет психолога, который на этом специализируется.

Люди с акне скорее пойдут к дерматологу, который позиционируют себя как специалист именно в этой области. И который публикует контент конкретно для этих людей.

Правильно выбранный узкий сегмент позволит, во-первых отстроиться от конкурентов, а во вторых, при тех же действиях и затратах получать больше клиентов.

Третий — предложение от которого невозможно отказаться (оффер)

Раньше я сильно заморачивался с трафиком и тонкими настройками. Экспериментировал и пробовал все что можно было и нельзя. Я понял, что выхлоп от этого, как от тряпки, которую выжимаешь прикладывая невероятные усилия, а стекают только капельки, вместо обильного потока.

Когда я стал тестировать офферы, и заметил насколько сильно меняются результаты, я понял что именно в это необходимо углубиться.

И речь не только про офферы на основной продукт. Речь про каждый этап привлечения: рекламное объявления, лид магнит, первый легкий шаг, основной продукт, доп продажи.

Хороший оффер это про трансформацию клиента из точки А, где ему сейчас очень плохо, в точку Б, где ему будет очень хорошо.

Как мы привлекаем пациентов со всего мира в пандемию со средним чеком 20 000 евро

Я понял, что клиенту не нужна консультация сама по себе. Он хочет решить одну конкретную проблему за счет консультации.

Например, наш клиент на первых этапах хочет узнать, а поможет ли ему наша клиника, врач, методика лечения, какие результаты он может ожидать, и сколько это будет стоить?

И как только мы просто поменяли формулировку с консультации на «Узнайте ожидаемые результаты по вашему случаю, стоимость и длительность лечения», как результаты улучшились мгновенно.

Также я понял о необходимости стремиться, чтобы ценность оффера превышала цену в 10 раз. Цена это не только про деньги. Клиенты платят также временем. А чаще это более ценный ресурс. Деньги заработаешь, а время — ресурс необратимый.

Ценность оффера можно увеличить благодаря доп продуктам и бонусам, которые упаковывают в формате:

  • Инфо продуктов (подкасты, статьи, гайды, видео)
  • Физические товары
  • Доп услуги

Вопросы, которые помогли нам понять, как добавить больше ценности:

  • С какими проблемами клиент сталкивается после покупки?
  • С какими сложностями клиент сталкивается во время использования продукта?
  • Что их бесит в текущих решениях?
  • Чего он боится перед покупкой?
  • Почему он не верит, что у него получится?

Чуть ниже поделился, за счет каких продуктов мы увеличили ценность оффера.

Четвертый — знать клиента лучше, чем он знает самого себя

Аль Пачино чтобы вжиться в роль и сыграть слепого в фильме «Запах женщины», 6 месяцев регулярно проводил время со слепыми, изучал их поведение, особенности жизни. Даже в повседневной жизни он оставался «слепым», чтобы лучше понять и прочувствовать их состояние.

Важно изучать своих клиентов также, как Аль Пачино вживался в роль своего героя.

На тот момент, у нас было понимание не более чем: мужчина, 25-45 лет, среднего достатка из Европы, с определенным заболеванием. Но это совсем не то что нужно было для прорывных результатов 🙂

Чем лучше ты знаешь клиента, тем эффективнее маркетинг и продажи. Так как это позволяет тебе понять, какие продукты нужно создать, чтобы привлечь их, что нужно такого написать или сказать клиенту, чтобы он захотел купить именно у вас.

Какие действия помогли кардинально изменить ситуацию?

1. Выбрали узкий сегмент

Было страшно фокусироваться только на определенных заболеваниях. Так как казалось, что если сузимся, то клиентов совсем не станет. Переживали зря.

Выбрали топ 5 заболеваний, вокруг которых выстроили: рекламу, контент, продуктовую воронку, офферы. И это мгновенно улучшило все показатели от маркетинга до продаж.

Узкий сегмент выбрали на основе следующих факторов:

  • С какими заболеваниями к нам приезжают 80% пациентов?
  • По каким направлениям высокая конверсия из лидов в продажу?
  • Есть ли у нас для этих пациентов уникальные врачи и методики лечения, на основе которых мы можем отстроиться от конкурентов?
  • По каким заболеваниям у нас есть результаты, которыми мы гордимся

2. Составили портрет желаемого клиента

На основе выбранного узкого сегмента, стал проводить интервью с пациентами. Это позволило лучше понять клиента, и по итогу сформировать продуктовую воронку, написать эффективные рекламные объявления, контент для соц сетей и email рассылок, а также создать привлекательные для них офферы.

3. Сформировали продуктовую воронку и офферы по каждому продукту

Добавили дополнительные продукты, чтобы выстроить отношения с клиентом:

  • Лид магнит. Сделали подписку на email рассылку: «Узнайте какие результаты получают пациенты с {определенным заболеванием}. Какие методы для этого используем, как и почему они работают?»

В результате собрали огромную базу потенциальных клиентов, которые читают наши рассылки, и вызревают до клиентов быстрее.

Чтобы попасть к нам в воронку необязательно было подписываться на email рассылку. Можно сразу перейти на следующий этап, для тех кто уже был готов.

  • Первый легкий шаг. Добавили доп шаг и больше ценности — предлагали рассмотреть кейс пациента консилиумом врачей, после которого проходит бесплатная онлайн консультация. Они получают ответы на свои вопросы, узнают о целесообразности лечения, какие результаты могут получить, какова стоимость и длительность лечения. А также по видео показывали клинику, палату, процедурные.

Второе, что помогло — раздробили длинную программу лечения на два этапа. Первый этап лечения это не стрессовый первый шаг, где длительность лечения короткая, и минимальный платеж. Клиенты получали первые результаты, и убеждались что улучшения в их случае возможны, и нам можно доверять. Второй этап нужен, чтобы улучшить и зафиксировать результаты лечения. На что большинство пациентов соглашаются, так как на первом этапе получили результаты и поверили.

Это все позволило нам закрыть основные возражения, которые сдерживали от покупки, понять клиенту на что рассчитывать, а на что нет.

4. Регулярная публикация контента

Мы поняли, что наша ключевая задача не только привлекать лидов и стараться им сразу продать, а если не покупают забыть про них. Задача — собирать базу потенциальных клиентов, и системно с ними работать, выстраивать отношения. Поэтому сделали следующее:

  • Сфокусировали весь контент на сайте, в соц сетях вокруг узкого сегмента (топ 5 заболеваний). Делали вебинары, видео от врачей и пациентов с ответами на частые вопросы, показали процесс лечения, клинику, закрывали ложные убеждения и возражения
  • Внедрили автоматическую цепочку email писем из 16 шт. Клиенты читают (30% open rate), очень живо на нее реагируют, отвечают на письма, задают вопросы, благодарят
  • Напоминаем о себе с помощью ретаргетинга. Рекламные объявления автоматически менялись в зависимости от этапа воронки продаж, на котором находился клиент.

5. Внедрили сквозную отчетность, и сделали иное распределение бюджета

Было ошибкой фокусироваться на дешевых лидах. Неважно сколько стоит лид. Важно сколько стоит клиент, и как быстро он покупает, сокращается ли цикл сделки?

Ранее я распределял значимую долю бюджета на фейсбук, который давал более дешевых лидов, по сравнению с Google Ads. Это привело к тому, что обращений стало много, но а толку, как оказалось, минимум.

Об этом мы узнали только спустя пол года после внедрения аналитики, когортной отчетности, которая показала, что цикл сделки по "дорогим" лидам с Google Ads составила 4 месяца, вместо 6 привычных. И стоимость клиента раза в 2 ниже, по сравнению с дешевыми фейсбук лидами.

В итоге, мы перестали устраивать гонку за дешевыми лидами. Стали опираться на источники, которые генерируют дорогих лидов, но более дешевых клиентов с коротким циклом сделки.

Что в итоге?

Мы растем, клиника загружена и бьет рекорды по выручке, несмотря на пандемию. Результаты достигнуты не только благодаря маркетингу. Была огромная командная работа на стороне продукта и продаж.

Выше описанный подход стал тестировать в других проектах и сферах, большая часть из которых стали стремительно расти.

Я понял, что трафик и лиды это не "нефть 21 века". Можно быть самым крутым специалистом по трафику, уметь грамотно технически настраивать рекламу, делать конверсионные посадочные страницы, но к увеличению количества клиентов это не всегда приводит.

Это как строить дом без проекта по картинке с интернета. Врятли он будет надежным и прослужит долго. Даже если у вас лучшие строители и топовая техника. Также и с привлечением клиентов.

Сначала прорабатываем базовые вещи, выстраиваем фундамент, а настройка и запуск трафика это уже крайние шаги. И как правило они самые простые.

С ростом выручки проекта, мой доход стал увеличиваться, но «гелик» я себе не купил. Зато есть карта «Тройка» в метро, яндекс такси и каршеринг 😀

Пришло осознание, что для достижения результатов в маркетинге, в других сферах жизни более значимо не только навыки и компетенции, а скорее следующее:

  • Огромное желание. Больше всех хотеть. Искренне. Понимание, а зачем это все мне? Действительно ли я этого хочу? Мое ли это желание или навязанное?
  • Вера в свои возможности
  • Наличие «правильных» установок и убеждений
  • Любовь к делу
  • Кайф от процесса. На силе воли далеко не уедешь. Получать удовольсвтие только от результатов и побед — ненадежно. Так как победы приходят не сразу, и бывают не всегда
  • Крутая команда. Со схожими ценносятми и целями. Отношения в коллективе
  • Умение отдыхать, вовремя останавливаться, чтобы не жить в формате от выгорания до выгорания. Режим геройства = работа 24/7 до добра не доводит
  • Наставник. Невозможно стать олимпийским чемпионом в одиночку. Даже если ты самый умный и все знаешь. С тренером быстрее, и с минимальным риском травм и срывов. А у олимпийских чемпионов, как правило тренер не один, а целая команда.

Если у вас проблемы с привлечением клиентов, и вам интересны подобные статьи, подкасты, подписывайтесь на телеграм канал, инстаграм, где я делюсь личным опытом — как выстроить регулярный поток привлечения клиентов без лишних действий и затрат на маркетинг

4141
35 комментариев

Какой ужасный кейс (сама тематика/ клиент). Побольше бы таких, где на поверхности желание денег и похрен на людей.  Сами пишите, что "Выяснилось, что одним из ключевых факторов было недоверие к клинике и методикам лечения". Такое недоверие просто так не возникает, а значит  люди в большинстве своем не дураки. Будем это исправлять? Нет, потому что не можем. Будем сужать сегмент и искать лохов.

Не Лиды нефть 21 века, а люди. В случае вашего клиента люди-лохи. Именно из-за серой тематики название клиента вы не засветите.

4
Ответить

Одному мне показалось, что статью написал маркетолог Бизнес-Старости? А в конце какой-то сборник советов из бизнес-цитатника. Wtf?!
Ничего более водяного давно не читал. Конкретные цифры нужны хотя бы частично. Иван, какое название клиники, с которой работали? 

3
Ответить

Нет, вы не один такой.
Я прочитал статью целиком, первые 10% с интересом, следующие 10% с подозрением (т.к. там выложены те же яйца, только вид сбоку), дальше до середины пытались выявить хоть какую-то суть, кроме самолюбования и фраз из буллшит-бинго (спойлер - не нашёл). Вторая половина стати не содержит и не раскрывает ни одной мысли, которой не было бы в первой половине. "Кто молодец - я молодец" за мысль не считаю, т.к. ни результаты ни методы не указаны, одна вода и общие фразы.

1
Ответить

Наконец-то на vc.ru стали появляться добротные кейсы. Автору благодарность

2
Ответить

Спасибо

1
Ответить

Поддерживаю. История достойная внимания и более вдумчивого изучения. Сохраню, чтобы перечитать вечерком

1
Ответить

Когда неожиданно в ленте FB встречаешь знакомые фамилию и имя. Иван, отличная статья 💪

1
Ответить