{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

eCommerce рынок в России: как изменилось поведение покупателей в 2021 году и что нас ждёт дальше

Раз в месяц мы в Mojo проводим desk research, чтобы быть в курсе изменений в рынке онлайн-ритейла. В этот раз мы проанализировали исследования РБК, Deloitte, McKinsey и Ipsos. Внутри вас ждут рекомендации по цене и срокам доставки, тренды в запросах клиентов и прогнозы, что ждёт eCom в будущем.

В этой статье

Рынок eCommerce растёт

Количество интернет-покупателей с 2019 по 2021 год выросло с 50,1 млн до 64,8 млн. В опросе РБК 45% респондентов признались, что стали покупать в интернете чаще. Прирост аудитории — не временное явление.

Люди выбирают онлайн-шопинг из-за:

  • быстрой и удобной доставки;
  • большого ассортимента. В интернет-магазинах собраны все товары из разных торговых точек ритейлеров;
  • удобной фильтрации. В онлайн-каталоге покупатель сразу сортирует и фильтрует товар по нужной цене, параметрам и т.д.;
  • удобной системы возврата;
  • экономии времени и средств.
РБК Исследования рынков

Правда, есть прогнозы, что скоро всё откатится, но об этом ниже.

Как покупатели выбирают интернет-магазины

Люди стремятся найти магазин с лучшими предложениями.

По результатам исследования Deloitte, ключевые критерии выбора интернет-магазина:

  • доступные цены;
  • скидки;
  • положительные отзывы;
  • бесплатная доставка.

Ритейл — мелкодисперсный рынок, где множество игроков предлагают примерно похожие товары. Это приводит к тому, что потребители начинают сравнивать продавцов не только по продуктам и ценам.

  • поддержание экологических инициатив;
  • участие в благотворительности;
  • решение социальных проблем, которые волнуют потребителей.

Об этом говорят не только исследования западной аудитории. На ежегодной конференции Think Big от исследовательского агентства Ipsos в России обсуждали, что последние события обострили «устойчивую повестку». Бренды больше не могут оставаться в стороне от социально важных тем. Наступает эпоха «маркетинга со смыслом».

Для зарубежного рынка это уже «гигиенический минимум», но и в России покупатели всё чаще ищут компании, которые разделяют их ценности. Особенно это важно для поколений X и Y.

Забота об интересах клиента добавляет эмоциональный компонент в отношения с брендом. Это один из шагов к формированию позитивного клиентского опыта.

Люди не готовы ждать: актуальные сроки доставки

С появлением экспресс-доставки магазины развозят заказы за несколько часов. Правда, это касается только товаров повседневного спроса и продуктов питания.

Для доставки крупногабаритных товаров используют склады и распределительные центры. Операторам нужно больше времени, чтобы отправить товар.

Ритейлеры должны стремиться соответствовать этим требованиям. Иначе клиент с большей вероятностью откажется от их услуг и товаров.

Сколько покупатели готовы платить за доставку

Бесплатная доставка становится распространённой практикой. Это повышает требования пользователей.

По результатам опроса РБК, 44% россиян рассчитывают на бесплатную доставку малогабаритных грузов, 25% ー на бесплатную доставку крупногабаритных.

Те, кто готовы заплатить, отдадут не больше 192 рублей за доставку малогабаритных и 610 рублей за крупногабаритных товаров. Чем дороже доставка, тем больше покупателей теряет ритейлер.

Высокая цена доставки в 82,4% случаев становится причиной отказа от покупки.

ПВЗ популярнее доставки курьером

78% респондентов в опросе РБК предпочитают забирать онлайн-покупки в пунктах самовывоза.

Почему покупатели выбирают ПВЗ:

Проверка товара. В пунктах выдачи есть возможность примерить товар, проверить его исправность, детали.

Простой возврат. Если ожидание и реальность от покупки не совпали, возврат оформляют быстро и в том же месте.

В мае мы проводили глубинные интервью с клиентами интернет-магазина косметики. Покупатели рассказывали, что чаще пользуются ПВЗ, потому что не хотят караулить курьера. Через пункт выдачи им легче построить свой маршрут в течение дня.

Максим Отмахов, UX/UI Lead в Mojo

Почта России — второй по популярности способ доставки, ей чаще пользуются в регионах. Связано это с менее развитой сетью ПВЗ и системой курьерских услуг в маленьких городах.

Будущее наступило ー перспективы беспилотной доставки

Беспилотной доставкой уже пользуются на Западе. Инноватором стал Amazon в 2014 году.

В России роботы-доставщики появились в конце 2020 года. Ими стали «Яндекс.Роверы», которые развозят товары по Москве и Иннополису.

В России покупатели не очень оптимистичны в отношении новой услуги. 45% пользователей ожидают, что смогут воспользоваться беспилотной доставкой через 3-5 лет.

В чём преимущество беспилотников

Расходы. Роботы могут сократить загрузку курьеров и траты на их передвижение. Например, «Яндекс.Роверы» используют для доставки в пределах нескольких кварталов. Курьеры развозят заказы только на расстояния больше 2 километров. Это уменьшает время ожидания в часы сильной загрузки.

Вместимость. Один робот Яндекса может перевозить около 20 кг груза.

Время. Дроны могут свободно передвигаться по воздуху. Роботы самостоятельно строят маршрут и перемещаются наравне с пешеходами.

Кому нужны отзывы и где их смотрят

В очередной раз повторяем, что отзывы нужны покупателям.

По данным «РБК Исследования рынков», 98,4% респондентов изучают их перед покупкой.

РБК Исследования рынков

Отзывы приносят пользу не только клиентам. Система пользовательского контента помогает бизнесу.

Зачем отзывы ритейлерам

  • у пользователей формируется доверие к сайту;

Отзывы ー доказательство, что товар действительно покупают. По описанию и фото понятен контекст использования. Поэтому у покупателя больше шансов выбрать подходящий товар. А значит, он будет более уверен в покупке. Меньше покупательских разочарований ー больше повторных покупок и LTV.

  • вы улучшаете качество своих услуг;

Отзывы помогут выявить основные проблемы и сменить поставщиков, перевозчиков или изменить технологию производство товаров, если на это есть частые жалобы.

Где покупатели чаще всего ищут отзывы

На странице товара. Пользователь хочет видеть всю интересующую его информацию в одном месте. Искать отзывы на отдельных сайтах неудобно. К тому же нет гарантии, что покупатель вернётся в интернет-магазин, если любопытство увело его с сайта.

56% опрошенных обращаются к отзывам на сайте магазина.

В социальных сетях. Отзыв реального человека с подробным описанием достоинств и недостатков формируют доверие к источнику. Поэтому к отзывам в соцсетях обращается 55,7% опрошенных.

Самые востребованные категории товаров в онлайне

Традиционно в eCommerce наиболее популярной отраслью остаётся FMCG. В 2021 одежду, обувь, аксессуары приобрело 62% опрошенных.

Покупатели отдают предпочтение изделиям из натуральных материалов. Их выбирают 45% покупателей.

Fashion&Beauty

Самой востребованной остается российская и европейская косметика. Интерес к корейским и американским брендам и увеличился на 8%.

Покупатели обращают внимание на ингредиенты в косметике. 57% клиентов ищут в составе натуральные и экологически чистые компоненты. Это — важный фактор для принятия решения о покупке.

Парфюмерию покупают онлайн в два раза реже по сравнению с 2020 годом. Сейчас это делают 47% респондентов.

Витамины и БАДы

Спрос на эти товары возрос. Продажам поспособствовала легализация торговли нерецептурными препаратами весной 2020 года.

Еда и общепит

Продукты питания в интернет-магазинах покупают на 6% больше людей по сравнению с 2020 годом.

Растёт интерес к био и органическим продуктам. Спрос на эти товары увеличился на 21%.

Потребление готовой еды набирает популярность — в 2021 готовую еду покупают на 10% больше людей. Чаще в этом секторе заказывают пиццу, суши и роллы. 34% респондентов ответили, что покупают эти товары регулярно.

Что ждёт eCommerce в будущем

В исследовании McKinsey респонденты ответили, что сократят использование digital-каналов, когда уйдут ограничения на офлайн-коммуникации. Поэтому некоторые отрасли могут потерять часть онлайн-аудитории.

По прогнозам, с этой проблемой столкнутся сферы:

  • здравоохранения;
  • образования;
  • госсектор;
  • ритейл.
McKinsey

Чтобы ритейлу не терять клиентов, McKinsey рекомендуют рассмотреть такие действия:

Следите за защитой данных. Приватность и конфиденциальность остается проблемой для многих пользователей. 44% опрошенных не доверяют свои данные интернет-сервисам.

Анализируйте конкурентов. Близость к дому — больше не критерий при выборе магазина. Круг предложений для покупателя расширился — конкуренция на digital-рынке усилилась.

Пользователь выбирает интернет-магазин с лучшими сервисом и услугами. Проведите конкурентную разведку и выделите свои точки роста.

Улучшайте СX. 32% онлайн-покупателей ответили, что для комфортного шопинга им не хватает удобного интерфейса. Как сделать интернет-магазин пригодным для покупок — читайте в наших циклах по дизайну десктопной и мобильной версий.

Но юзабилити недостаточно, чтобы сформировать крепкие отношения с покупателем и обеспечить позитивный клиентский опыт. Также для качественного CX мало просто выполнять ожидания пользователя в отношении цены и качества товаров. Нужно работать на эмоциональную привязанность к бренду.

6 сил клиентского опыта

  • Удовольствие. Это возможностью получить желаемый опыт и избежать неприятностей. Появляется, когда компания делает жизнь клиента легче и даёт больше свободы. Например, вы вовремя доставили товар, он соответствовал описанию на сайте.
  • Принадлежность. Клиент, который разделяет ценности компании и видит, как те заботятся об общем благе, чувствует свою принадлежность к ней. Как мы писали выше, чувство принадлежности — залог долгосрочных доверительных отношений. Поддерживайте социальные инициативы, которые волнуют покупателей. Сотрудники «Кухни на районе» сами приезжают за упаковкой, в которой доставили еду, чтобы отдать её на переработку.
  • Ясность. Это впечатление от предсказуемости и прозрачности сервиса. Ясное, прозрачное информирование обо всех аспектах услуги позволит клиентам чувствовать себя более уверенно. Неопределённость отпугивает. Разработайте понятный каталог в интернет-магазине, обозначьте сроки доставки на странице товара, а не в чекауте. Это повысит лояльность аудитории.
  • Справедливость. Взаимный обмен и готовность идти на уступки со стороны компании формирует ощущение справедливого отношения. Если клиент думает, что ритейлер извлекает несправедливую выгоду — он не станет лояльным покупателем. Позвольте оплачивать доставку при получении и без конфликтов заменить товар, повреждённый по вине перевозчика.
  • Контроль. Ощущение контроля возникает, когда мнение клиентов принимают во внимание. Например, жалобу покупателя не только рассмотрели, но и сообщили о проделанной работе. Отвечайте на негативные отзывы. Рассказывайте о проделанных изменениях. Вы улучшаете качество своего продукта. А клиент почувствует контроль над ситуацией и причастность к процессам внутри компании.
  • Статус. Клиент чувствует свой статус, когда его ценят, уважают, обеспечивают особое отношение. Это — самый сложный критерий для улучшения, так как требуется персонализации. Например, интернет-магазину косметики мы предлагали внедрить голосования и опросы среди аудитории, чтобы они выбирали бренды, которые хотят видеть в магазине.
Пример внедрения эмоционального компонента в CJM

Выводы

  • онлайн-покупателей стало больше, но есть прогнозы, что в дальнейшем их количество сократится;
  • при выборе магазина пользователь смотрит на цены, отзывы, скидки, доставку и экологичность товара и упаковки;
  • покупатели ожидают получить товар через 2-3 дня после оформления заказа;
  • большинство покупателей готовы заплатить за доставку, но не больше 192 рублей;
  • для получения заказов россияне чаще выбирают пункты выдачи и отделения «Почты России»;
  • на беспилотную доставку уже есть спрос ー жители регионов ожидают воспользоваться услугой беспилотной доставки через 3-5 лет;
  • отзывы отражают качество товаров и услуг. Отработка негативного фидбека — способ повысить лояльность клиентов;
  • одежда, обувь, аксессуары и косметика ー наиболее продаваемые товары 2021 года;
  • розничная торговля столкнется в ближайшем будущем с сокращением онлайн-аудитории;
  • внедрение эмоционального компонента в управление клиентским опытом поможет формировать долгосрочные отношения с покупателями.

Мы в Mojo разрабатываем интернет-магазины с заботой о клиентском опыте. Подписывайтесь на блог на нашем сайте — там тоже временами проскальзывает полезная информация. И не забывайте про «+1», если было полезно :)

0
39 комментариев
Написать комментарий...
Аня Назаренко

наконец-то новая статья Mojo!❤️

Ответить
Развернуть ветку
Илья Дёмин

Ага, вы в 2020 году на сайте оставили всего 3 комментария, и все на статьи Mojo.

Потом вы почти год не оставляли никаких комментариев на сайте, и скорее всего вообще не заходили на сайт, но внезапно всё же зашли, наткнулись случайно на свеженькую статью от вашего любимого писателя решили оставить ещё два комментария именно под этой публикацией Mojo. И комментарии через 20 минут после выхода статьи.

Вот это совпадения!

Ответить
Развернуть ветку
Antro
Автор

Очень сильное оперативно-розыскное мероприятие :)

Ответить
Развернуть ветку
Antro
Автор
Ответить
Развернуть ветку
Аня Назаренко

хахахаха
тем временем реальность:

Ответить
Развернуть ветку
Аня Назаренко

супер полезно и интересно, такая статистика в удобном формате - 🔥🔥🔥

Ответить
Развернуть ветку
Илья Дёмин

Особенно полезно самым ярым фанатам Mojo, комментирующие только их статьи?

Ответить
Развернуть ветку
Вик Довнар

Ну, статья реально классная. Много исследований которые читаешь в разных источниках ребята свели в один понятный материал))

Илья Волочков - может я тоже бот?)

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Беккер

Кстати неплохо)

Ответить
Развернуть ветку
Antro
Автор

Аня, спасибо большое! Можно было ограничиться одним комментарием 🤣

Ответить
Развернуть ветку
Илья Дёмин

"Аннечка, зайдите в кабинет директора через час, надо с вами переговорить".

Ответить
Развернуть ветку
Женя Князев из antro.cx

Аня действительно наш друг и следит за публикациями компании, поддерживает их комментариями. Видите в этом что-то преступное, Илья?

Ответить
Развернуть ветку
Илья Дёмин

Да, я вижу в этом плохое. Из-за таких вот "друзей" в топе могут оказаться те статьи, которых быть тут не должно. Продвижение должно быть либо честным, либо платным, а не за счёт "многочисленных друзей". В итоге страдает и сам сайт, и аудитория.

Ответить
Развернуть ветку
Влад Берг

Присоединюсь к многочисленным друзьям. У этих ребят отличная экспертиза и не менее отличная подача материала. Не удивительно, что статьи заходят.

Ответить
Развернуть ветку
Женя Князев из antro.cx

Где вы видите многочисленных друзей? И кто вам сказал, что друг не может комментировать статьи честно?

Ответить
Развернуть ветку
Илья Дёмин

Почему-то через 20 минут после публикации у статьи было уже 14 плюсов. А потом за час прибавилось только два плюса. Это как бы говорит о том, что "друзья" ещё и плюсовали за продвижение статьи.

Ответить
Развернуть ветку
Женя Князев из antro.cx

Неожиданно, что кто-то ставит нам лайки сразу после публикации, ведь у нас совсем нет подписчиков :)

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Step

И я друг, потому что отличные материалы. И хочу что бы их статьи были в топе, или тоже ботом назовете?

Ответить
Развернуть ветку
Antro
Автор

Нам бы не помешал медик, как Аня, в коллективе :)

Ответить
Развернуть ветку
Аня Назаренко

извините, кабинет моего директора - кабинет главного врача, а изучение этой индустрии - хобби, и чтобы быть в курсе событий и не перечитывать множество статей, я выбрала проверенных и интересных мне людей, которых мне приятно читать, а ещё они из моего небольшого города и у нас в городе принято друг-друга поддерживать 🐝
желаю вам тоже в жизни найти таких ребят ❤️

Ответить
Развернуть ветку
Антон Штадлер

Если честно, всем уже плевать на сроки доставки. Лишь бы доставили. Люди вполне готовы ждать вместо часа 2-3 часа, вместо недели 2-3 недели по той причине, что у других не лучше. Стали ли заказывать меньше в Икее из-за того, что там вообще могут всю доставку отменить - нет. Стали ли меньше заказывать из-за введения высокого спроса - нет.

Ответить
Развернуть ветку
Antro
Автор

Статистика — наука, которая знает всё обо всех, но ничего об одном конкретном человеке :)

Ответить
Развернуть ветку
Антон Штадлер

Я не знаю о какой статистике речь. ИКЕА говорит, что да, у нас есть проблема с доставкой и логистикой, как на макроуровне (нет контейнеров, чтобы вывозить товары из Китая), так и на микроуровне (доставка последней мили). Яндекс признает, что у него из-за дефицита курьеров есть сложности с логистикой и доставкой, высокий спрос появляется чаще. Но у всех этих компаний выручка растёт в сегментах, связанных с логистикой. Значит люди не готовы отказываться от покупок только потому, что им задерживают доставку. Либо 2 вариант: на каждого отказавшегося приходит 2 новых.
А вот стоимость логистики имеет значение. Потому что у большинства есть время подождать чуть дольше, но нет никакого желания переплачивать за доставку

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev
Если честно, всем уже плевать на сроки доставки.

Не нужно говорить за всех. Я не готов ждать, поэтому снаряжаю свою шхуну и еду за товаром!

Ответить
Развернуть ветку
Антон Штадлер

Я и не говорю за всех, признаю, формулировка у меня так себе. Есть всегда большинство и меньшинство. Данные компаний говорят о том, что большинство готово ждать (они признают, что сервис упал) Но кто-то и не готов, да, другое дело, что в том же секторе промтоваров вариантов, как правило, нет (или ты ждёшь свою шведскую кухню или ищешь другой вариант, на поиски которого ты потратишь ещё больше времени)

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

Поэтому нужно использовать утилитарные вещи, которые можно достать здесь и сейчас.

Ответить
Развернуть ветку
Vyacheslav Teplyakov

Что за румын у вас инфографику в эксельке делал? Подскажите ему, что там тоже есть проверка орфографии.
А лучше наймите/увольте редактора.
https://prnt.sc/1yvof7f
https://prnt.sc/1yvogos
https://prnt.sc/1yvohzs
https://prnt.sc/1yvok0f

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

По последнему - не согласен.
В течениИ реки, но в течениЕ времени.

Ответить
Развернуть ветку
Vyacheslav Teplyakov

да, психанул уже )

Ответить
Развернуть ветку
Antro
Автор

Вот это спасибочки! Пошли исправлять. Найдёте что-то ещё — телеграфируйте. Может знаете, где проверка орфографии в Figma?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Dagny Taggard

Интересно узнать, на основании каких данных самой востребованной нишей в 2021 году стала одежда и обувь. Если в 2020 есть статистика, что эти ниши в убытке, так как люди долго на изоляции и попросто меньше стали тратить на одежду и обувь.

Ответить
Развернуть ветку
Antro
Автор

Добрый день! Опрос РБК «Аудитория Российских онлайн-покупателей 2021» — 55 стр. Ссылки вшиты в статью, но продублируем: https://t.me/smmrus/5310

Убытки в нише могут быть не из-за сниженного спроса, а из-за частых возвратов, как вариант.

По мотивам Ecomference от Почты России РБК подготовили детальное исследование аудитории интернет-магазинов в России, которое я изучил и хочу поделиться с вами. Ниже в канале выписал ключевые моменты, на которые обратил внимание:
Ответить
Развернуть ветку
Максим Андропов

Не понятно про сферу путешествий, которые на 1 месте стоят в табл из раздела "Что ждёт eCommerce в будущем"
Какие там цифровые услуги могут быть? "виртуальная прогулка по Парижу"?? ))))) или не так понял?

Ответить
Развернуть ветку
Antro
Автор

«Что ждёт eCommerce в будущем» — общий подзаголовок, потому что мы пишем именно об этом рынке.

В таблице перечислены все сферы, которых коснутся изменения, когда уйдут ограничения на физические контакты и перелёты. Путешествия по данным McKinsey не потеряют онлайн-аудиторию (график растёт в +), потому что люди будут покупать билеты и бронировать туры в интернете.

Розничная торговля в таблице выделена отдельно.

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Амосов

Про плюшки забыли - бонусы, подарки, скидки. У хомяка улыбка становится ощутимо шире, когда ему потом за покупку еще и денег на следующую дают.
Опять же вовлеченность в процесс - отзывы (особенно если за них что-то капает).
Ну и конечно, защищенность клиента, уважение, статус - безусловно это будет (если уже не стало) основополагающим фактором в связке покупатель-продавец.
Они должны быть партнерами, друзьями, а не врагами.
Все кто "работал" без реального уважения к покупателю уйдут в прошлое.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Романов

Планируете еще статьи в ближайшее время?

Ответить
Развернуть ветку
Женя Князев из antro.cx

А вот написали парочку — читайте :)

Ответить
Развернуть ветку
Валерия Калёнова

Тест

Ответить
Развернуть ветку
36 комментариев
Раскрывать всегда