Разработчик и сисадмин Фредерик де Виламил написал в своём блоге подробный
пост о том, как компания
Buffer может стать ориентиром для стартап-сообщества вместо 37signals. Последняя превратилась в Basecamp и уже больше не сможет вдохновлять собой целое поколение начинающих предпринимателей.
(Buffer — агрегатор информации, позволяющий автоматически публиковать посты в различные соцсети в течение дня).
***
Компания 37signals мертва, и технологическое сообщество находится в поисках новой легенды, на которую можно равняться. Да, чикагская компания всё ещё развивается, но она — лишь призрак того, чем она была раньше. По крайней мере, с культурной точки зрения.
На протяжении почти десяти лет 37signals творила большую часть современного стартаперского духа. В результате сюжетного поворота, достойного золотого века Голливуда, маленькая студия веб-дизайна в своё время превратилась в эталон для целого поколения разработчиков и стартаперов со всего мира.
Но эра 37signals подошла к концу, и молодая компания Buffer собирается стать новой легендой мира стартапов — и это может иметь неожиданные последствия.
Расцвет и падение 37signals
37signals занимает особое место в технологической и бизнес-истории. Это — не одна из тех компаний на миллиард долларов, которые возникли из ниоткуда прямо перед тем, как зрелищно провалиться. 37signals создали особый дух, мечту, изменили то, как мы с вами работаем. Не больше и не меньше.
Даже не смотрите на их продукты — возможно, вы будете разочарованы. Если честно, они, в основном, отстой, и использовать их очень неприятно, со своей работой они с трудом справляются. Продукты 37signals просты, слишком просты, и это, возможно, часть легенды, но этой легенды не существовало бы, если бы вы рассматривали только систему управления проектами. Но, как говорил агент Малдер, «истина где-то рядом».
Легенда 37signals была построена на коммуникации. Она была построена при помощи блога Signal vs. Noise, книг по продуктивности и вовремя выпущенному фреймворку Ruby on Rails.
В 2006 году вышла книга Getting Real. Она была о том, как делать простые продукты и о том, как изменить способ управления веб-приложением. Это была превосходно раскрученная смесь системы Getting Things Done и философии
Xtrem Programming. Она не была их первой выпущенной книгой, но она была первой книгой, которая изменила подход людей к работе.
В 2010 году вышла Rework, которую написали Джейсон Фрид и Дэвид Ханссон. И опять же, она продавалась очень хорошо. Представьте: автор книги Getting Real и создатель Ruby on Rails объясняют вам, как нужно работать (чтобы быть похожим на них). Но они не упомянули о том, что то, что работает в 37signals… работает в 37signals, хотя это никого и не волнует. Люди и компании мечтали быть (частью) 37signals.
Несмотря на хороший уровень продаж, книга 2013 года —
Remote — вышла слишком поздно. Если Getting Real и Rework были продвинутыми в плане управления проектами и компаниями, то разговаривать об удалённой работе уже давно не модно. Огромные корпорации вроде Atos уже полностью или частично перешли на дистанционный режим работы, и, хотя ещё не все к этому готовы, в этом нет ничего нового.
Я часто слышу, что каждый стартап должен вырасти и стать взрослой компанией. Я думаю, что это то, что произошло с 37signals несколько лет назад, и если кто-то из вас в этом сомневается, то их
недавнее переименование в Basecamp должно убедить вас в этом больше, чем что-то ещё. Интернет состоит из историй и легенд, и эта история подошла к концу.
Buffer и культура прозрачности
Периодически одна легенда умирает, а другая рождается. Это происходит повсеместно, потому что мы все смертны, и всё, что мы делаем, тоже когда-нибудь подходит к концу.
Поскольку 37signals исчезает, интернет нуждается в новой легенде, а стартапы — в новой культуре, на которую можно равняться. Это всё можно найти в Buffer. Buffer ещё не опубликовала книгу, не выпустила какой-нибудь потрясный фреймворк, но уже встала на ту тропинку, которая сделает компанию тем же самым для стартап-культуры 2010-х, чем 37signals была для стартап-культуры 2000-х.
Довольно иронично наблюдать за тем, как Buffer следует по стопам 37signals, но делает всё гораздо быстрее и лучше.
Как продукт, Buffer — дитя любви Getting Real и Lean Startup. Когда я начал его использовать в 2011 году, это было как раз то, что нужно — чуточку больше, чем MVP, чтобы за это хотелось заплатить. С тех пор они постоянно развиваются в итеративном порядке. Недавно я зашёл туда после долгого перерыва — там всё было по-старому, но, в то же время, абсолютно по-другому.
Но Buffer — это больше, чем продукт.
Молодой стартап ведёт великолепный блог, быть может, один из лучших, что я видел. Они превосходно используют его, чтобы одновременно транслировать свою культуру и привлекать новых клиентов. В блоге публикуются советы по контент-маркетингу, продуктивности, развитию личности, стартап-культуре, истории из жизни Buffer.
В этом Buffer расходится с 37signals, привнося нечто новое и свежее в стартап-культуру. 37signals всеми силами старались избавиться от древней модели разработки софта и стать более продуктивными, а Buffer пропагандирует прозрачность, саморазвитие и общее благополучие.
Прозрачность не часто увидишь в культуре современных компаний. Даже самые клёвые стартапы до сих пор верят в то, что чем меньше они рассказывают о себе, тем меньше они дают своим конкурентам власти над собой. Это приводит к NDA во всех полях, и обычно никому, кроме основателей, не позволяется выступать публично. Для публичной компании это полезно: любое высказывание может повлиять на стоимость акций. С точки зрения стартапа, это глупо. Слишком пристальное внимание к конкурентам — распространённая причина провала стартапов. У вас, скорее всего, в наличии есть настоящие проблемы, с которыми надо разбираться — и это, в первую очередь, не конкуренты. Точка.
Buffer очень прозрачен в плане прибыли, зарплат, чисел, даже самых стрёмных. Компания очень прозрачна в плане своих методов работы, и она даёт другим стартапам пищу для размышлений. Мне нравится эта культура транспарентности, как и другим людям вокруг меня.
Когда я читаю то, что они публикуют, и сравниваю это с книгами 37Signals, у меня внутри возникают два чувства.
Во-первых, о том, как они общаются с читателем. Блог Signal vs. Noise постоянно говорит «вот так надо делать», и люди понимают, что так надо делать. Я не помню, чтобы там было что-то вроде «мы попробовали сделать это, но у нас ничего не вышло, поэтому мы попробовали другое, и…». Buffer делает наоборот, выкладывая свой собственный опыт или статистику, чтобы получались «научно обоснованные» статьи.
Во-вторых, цель. Signal vs. Noise — это блог, который гики ведут для гиков. Книги от 37signals были написаны гиками для людей, у которых достаточно гибкий образ мышления, чтобы экспериментировать с предложенной теорией рабочего процесса. Возвращаясь в прошлое, можно заметить, что Signal vs. Noise определённо был нацелен на инноваторов и первопроходцев. Блог Buffer нацелен на более широкую аудиторию и теперь публикует более общие темы, чтобы транслировать собственную культуру — лайфхаки и советы по продуктивности больше не являются темой, которая интересна лишь гикам.
Последнее различие — в людях. Buffer работает для людей, и ценит своих людей.
Одна из последних вещей, которая засела у меня в голове, это их «доска личного развития». Каждую неделю сотрудники Buffer записывают свои личные цели и указывают, что изменилось с прошлой недели. И это всё публично. До сих пор не могу для себя решить — это либо слишком уж прозрачно, либо гениально, но меня сильно манит этот подход. Это очень хорошо соответствует тому, что они продвигают.
Что это значит для стартап-культуры
Снаружи культура Buffer выглядит так, какой бы вы хотели видеть и свою компанию: позитивный настрой, личностное развитие людей (не только сотрудников), манера ведения коммуникаций в стиле лучшего стартапа на Земле.
Это великолепно, невообразимо, чудесно… И слишком хорошо, чтобы быть правдой.
Помню, когда я встречал людей, которые хотели быть похожими на 37signals, я говорил: «Что работает для 37signals, то работает для 37signals». Размер компании и её сотрудники делают возможным существование их особого образа мышления; и то, о чём они писали, было применимо только для них — все подражатели рано или поздно были обречены.
У способа общения Buffer есть одна особенность, о которой они не пишут. И у меня от этого очень смешанные чувства.
Прозрачность.
Их публичные коммуникации работают благодаря тому, что для большинства компаний такая прозрачность неприемлема, и они могут себе её позволить, потому что они успешны.
О своих ошибках и промахах можно говорить, когда они уже в прошлом и обошлись без последствий, или когда они могут обогатить ваши публичные коммуникации. Рассказывать людям о том, что вы облажались, в то время, как их действительно волнуют ваши ошибки, существенно сложнее.
Людям нравится читать пост-мортемы стартапов, но никому не хочется слышать о компании, которая пытается найти клиентов, деньги, или создать продукт. И все компании достаточно умны, чтобы не распространяться об этом, если они хотят, чтобы люди им верили и становились их клиентами.
Людям нравится читать о том, что здоровые люди делают для того, чтобы стать ещё более здоровыми, но никто и слышать не хочет о больных людях, которые борются с болезнью. Людям нравится прозрачность, если она связана с историей успеха, а не с молниеносным вознесением к небесам, ведь им нравится узнавать постепенно, что последует дальше.
Я определённо люблю читать про Buffer, но я чувствую, что они нацелены только на богатство, и, опять же, они оставят в тени другие, не столь успешные стартапы.