Инструкция по Google Tag Manager от Инитлаб

Для полноценной аналитики самого сайта и продаж на нём необходима интеграция с внешними сервисами — например Яндекс.Метрика, Google Analytics, Битрикс24, Roistat, а также подключение пикселей Facebook и ВКонтакте. Но при таком количестве скриптов вы обязательно столкнётесь с необходимостью их упорядочить.

При этом, если на сайте не добавлены все нужные сервисы, подключение каждого нового будет стоить вам часов разработчика. А в этом случае время — деньги.

Решение есть: инструмент, с помощью которого внедрить новый скрипт сможет и маркетолог, и специалист по SEO — Google Tag Manager.

В этом посте я делюсь нашей внутренней инструкцией по внедрению GTM.

Google Tag Manager несёт сплошные плюсы — экономит время, деньги и силы.

Если у вас есть своя команда — они могут воспользоваться нашей инструкцией для внедрения GTM.

Если же вы хотите внедрить этот инструмент у себя, но у вас нет штатного разработчика — обращайтесь к нам в поддержку. Мы обязательно вам поможем.

Краткая справка

Чтобы быстро управлять множеством скриптов в маркетинговых целях без участия программистов можно использовать Google Tag Manager (GTM).

Google Tag Manager – это не счетчик веб-аналитики, он не имеет самостоятельных параметров, показателей, не собирает данные, не хранит их у себя, не предоставляет отчетов, не заменяет Google Analytics, Яндекс.Метрику и другие сервисы. Он лишь позволяет гибко управлять различными тегами в одном пространстве.

Использование GTM не является самостоятельным решением ускорения загрузки скриптов аналитики. То есть переход на GTM автоматически не поможет повысить показатели PageSpeed, но поможет упорядочить скрипты и даст возможность ускорить сайт за счёт удобной настройки отложенной или условной загрузки некоторых из них.

Размещение кода GTM

Алгоритм для маркетолога:

1. Создайте новый или выберите аккаунт на https://tagmanager.google.com/

2. Нажмите на номер счётчика и скопируйте скрипт GTM

Инструкция по Google Tag Manager от Инитлаб

3. Передайте скрипт из 2-х фрагментов для установки программистам.

Действия разработчика:

1. Получите код от маркетолога или создайте самостоятельно как указано выше. На 2021 код выглядит так: Фрагмент для вставки в раздел <head>:

<!-- Google Tag Manager --> <script>(function(w,d,s,l,i){w[l]=w[l]||[];w[l].push({‘gtm.start’: new Date().getTime(),event:‘gtm.js’});var f=d.getElementsByTagName(s)[0], j=d.createElement(s),dl=l!=‘dataLayer’?‘&l=‘+l:‘’;j.async=true;j.src= ’https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id='+i+dl;f.parentNode.insertBefore(j,f); })(window,document,‘script’,‘dataLayer’,‘GTM-XXXXXXX’);</script> <!-- End Google Tag Manager --> Код для вставки после открывающего тега <body>: <!-- Google Tag Manager (noscript) --> <noscript><iframe src=“https://www.googletagmanager.com/ns.html?id=GTM-XXXXXXX” height=“0" width=“0” style=“display:none;visibility:hidden”></iframe></noscript> <!-- End Google Tag Manager (noscript) -->

Где GTM-XXXXXXX — номер счётчика.

2. Вставьте код GTM в шаблон сайт.

Теперь вы можете устанавливать любые скрипты и коды аналитики непосредственно в самом GTM, без участия программиста и доступа к коду сайта.

Добавление скриптов аналитики Google Analytics в GTM

  • В Google Tag Менеджере создайте новый тег — Google Аналитика конфигурация GA4 или Universal Analytics:
  1. Выбираете: Теги → Создать.
  2. Далее: Конфигурация тега.
  3. Выбираете GA4 или Universal Analytics.
  4. Вводите идентификатор потока данных для GA4 — номер счётчика в Google Analytic, он написан в правом верхнем углу, начинается на G-.

Либо оставляйте тип отслеживания для Universal Analytics «Просмотр страницы» и тут же, в настройках GA, создайте новую переменную, куда впишете номер счётчика из Google Analytics.

Инструкция по Google Tag Manager от Инитлаб
  • В разделе «Триггеры» выберите события, которые будут активировать тег — All Pages (то есть просмотр всех страниц).

  • Сохраните конфигурацию тега и нажмите «Опубликовать контейнер».

Если код отслеживания GA уже был размещен на сайте, после добавления его в GTM нужно удалить его с сайта.

Добавление скриптов аналитики Яндекс.Метрика в GTM

  1. Если у вас нет счётчика Яндекс.Метрики, то вы переходите на сайт https://metrika.yandex.ru/ и создаёте счётчик.

  2. Заполните поля и включите Вебвизор по необходимости.

  3. Для установки кода счетчика через GTM необходимо выбрать «Системы управления тегами».Дополнительные настройки оставьте по умолчанию пустыми.

Инструкция по Google Tag Manager от Инитлаб

Чекбокс: поставьте метку на пункте «Отправка в Метрику данных электронной коммерции». Это необходимо, если планируете подключить e-commerce через интерфейс и собирать данные о количестве заказов, сумме покупок и т. д.

4. Скопируйте код счётчика и вернитесь в интерфейс GTM.

Далее проделайте стандартную процедуру установки кода:

  1. Перейдите в «Теги».
  2. Нажмите «Создать».
  3. Во вкладке «Конфигурация тега» выберите «Пользовательский HTML».
  4. Вставьте скопированный код счетчика.
  5. Установите триггер «All Pages» на все страницы сайта.
  6. Сохраните и опубликуйте изменения.

Если код отслеживания Метрики уже был размещен на сайте, после добавления его в GTM удаляем его с сайта.

Надеемся, что наша инструкция помогла вам разобраться с базовой настройкой GTM и теперь процесс работы со сторонними сервисами стал более удобным.

Подписывайтесь на мой блог если вам интересна тема тонкой настроки GTM, особенности работы с Google Analytics 4, тестирование гипотез в Google Optimize и т.д.

6
5 комментариев
\n\nКод для вставки после открывающего тега :\n\n\n","lang":""}},{"type":"text","cover":false,"hidden":false,"anchor":"","data":{"text":"

Где GTM-XXXXXXX — номер счётчика.

"}},{"type":"text","cover":false,"hidden":false,"anchor":"","data":{"text":"

2. Вставьте код GTM в шаблон сайт.

"}},{"type":"text","cover":false,"hidden":false,"anchor":"","data":{"text":"

Теперь вы можете устанавливать любые скрипты и коды аналитики непосредственно в самом GTM, без участия программиста и доступа к коду сайта.

"}},{"type":"header","cover":false,"hidden":false,"anchor":"","data":{"style":"h2","text":"Добавление скриптов аналитики Google Analytics в GTM"}},{"type":"list","cover":false,"hidden":false,"anchor":"","data":{"items":["Создайте аккаунт в Google Analytics по ссылке, если у вас его ещё нет: https://marketingplatform.google.com/about/analytics

С 2021 года по умолчанию создаётся новая версия Google Аналитика 4 — версия с возможностью отслеживать одновременно и сайт, и приложение.

https://support.google.com/analytics/answer/9306384?visit_id=637636739302520886-3210569817&rd=1

"],"type":"UL"}},{"type":"list","cover":false,"hidden":false,"anchor":"","data":{"items":["В Google Tag Менеджере создайте новый тег — Google Аналитика конфигурация GA4 или Universal Analytics:"],"type":"UL"}},{"type":"list","cover":false,"hidden":false,"anchor":"","data":{"items":["Выбираете: Теги → Создать.","Далее: Конфигурация тега.","Выбираете GA4 или Universal Analytics.","Вводите идентификатор потока данных для GA4 — номер счётчика в Google Analytic, он написан в правом верхнем углу, начинается на G-."],"type":"OL"}},{"type":"text","cover":false,"hidden":false,"anchor":"","data":{"text":"

Либо оставляйте тип отслеживания для Universal Analytics «Просмотр страницы» и тут же, в настройках GA, создайте новую переменную, куда впишете номер счётчика из Google Analytics.

"}},{"type":"media","cover":false,"hidden":false,"anchor":"","data":{"items":[{"title":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"9af22717-c008-557f-a980-9571acfb44a5","width":731,"height":242,"size":8907,"type":"png","color":"dee5ed","hash":"","external_service":[]}}}]}},{"type":"list","cover":false,"hidden":false,"anchor":"","data":{"items":["

В разделе «Триггеры» выберите события, которые будут активировать тег — All Pages (то есть просмотр всех страниц).

","

Сохраните конфигурацию тега и нажмите «Опубликовать контейнер».

"],"type":"UL"}},{"type":"text","cover":false,"hidden":false,"anchor":"","data":{"text":"

Если код отслеживания GA уже был размещен на сайте, после добавления его в GTM нужно удалить его с сайта.

"}},{"type":"header","cover":false,"hidden":false,"anchor":"","data":{"style":"h2","text":"Добавление скриптов аналитики Яндекс.Метрика в GTM"}},{"type":"list","cover":false,"hidden":false,"anchor":"","data":{"items":["

Если у вас нет счётчика Яндекс.Метрики, то вы переходите на сайт https://metrika.yandex.ru/ и создаёте счётчик.

","

Заполните поля и включите Вебвизор по необходимости.

","

Для установки кода счетчика через GTM необходимо выбрать «Системы управления тегами».Дополнительные настройки оставьте по умолчанию пустыми.

"],"type":"OL"}},{"type":"media","cover":false,"hidden":false,"anchor":"","data":{"items":[{"title":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"9dbb7dbb-6486-56c1-ad97-61b78ccbf2c3","width":702,"height":726,"size":22797,"type":"png","color":"183364","hash":"","external_service":[]}}}]}},{"type":"text","cover":false,"hidden":false,"anchor":"","data":{"text":"

Чекбокс: поставьте метку на пункте «Отправка в Метрику данных электронной коммерции». Это необходимо, если планируете подключить e-commerce через интерфейс и собирать данные о количестве заказов, сумме покупок и т. д.

"}},{"type":"text","cover":false,"hidden":false,"anchor":"","data":{"text":"

4. Скопируйте код счётчика и вернитесь в интерфейс GTM.

"}},{"type":"text","cover":false,"hidden":false,"anchor":"","data":{"text":"

Далее проделайте стандартную процедуру установки кода:

"}},{"type":"list","cover":false,"hidden":false,"anchor":"","data":{"items":["Перейдите в «Теги».","Нажмите «Создать».","Во вкладке «Конфигурация тега» выберите «Пользовательский HTML».","Вставьте скопированный код счетчика.","Установите триггер «All Pages» на все страницы сайта.","Сохраните и опубликуйте изменения."],"type":"OL"}},{"type":"text","cover":false,"hidden":false,"anchor":"","data":{"text":"

Если код отслеживания Метрики уже был размещен на сайте, после добавления его в GTM удаляем его с сайта.

"}},{"type":"text","cover":false,"hidden":false,"anchor":"","data":{"text":"

Надеемся, что наша инструкция помогла вам разобраться с базовой настройкой GTM и теперь процесс работы со сторонними сервисами стал более удобным.

"}},{"type":"text","cover":false,"hidden":false,"anchor":"","data":{"text":"

Подписывайтесь на мой блог если вам интересна тема тонкой настроки GTM, особенности работы с Google Analytics 4, тестирование гипотез в Google Optimize и т.д.

"}}],"summaryContent":null,"isExistSummaryContent":false,"warningFromEditor":null,"warningFromEditorTitle":null,"counters":{"comments":5,"favorites":22,"reposts":0,"views":53,"hits":5421,"reads":null,"online":0},"dateFavorite":0,"hitsCount":5421,"isCommentsEnabled":true,"isLikesEnabled":true,"isRemovedByUserRequest":false,"isFavorited":false,"isPinned":false,"repostId":null,"repostData":null,"subscribedToTreads":false,"isEditorial":false,"isAudioAvailable":false,"audioUrl":null,"isAudioAvailableToGenerate":false,"commentEditor":{"enabled":true,"who":null,"text":"","until":null,"reason":null,"type":"everybody"},"isBlur":false,"isPublished":true,"isDisabledAd":false,"withheld":[],"ogTitle":null,"ogDescription":null,"url":"https://vc.ru/marketing/321339-instrukciya-po-google-tag-manager-ot-initlab","author":{"id":622056,"name":"Сергей Синица","nickname":null,"description":"Сооснователь Initlab. Пишу о наших проектах, OpenSource, веб-технологиях","uri":"","avatar":{"type":"image","data":{"uuid":"df3375b7-32c5-5d87-ad4f-b86fcd362a89","width":1236,"height":1232,"size":183840,"type":"jpg","color":"d7935d","hash":"520d0d5557d59616","external_service":[]}},"cover":{"cover":{"type":"image","data":{"uuid":"a7cb3b0d-bf64-5edd-a388-999cbc5555a3","width":780,"height":780,"size":8883,"type":"png","color":"1e1e25","hash":"","external_service":[]}},"cover_y":0},"achievements":[{"title":"5 лет на vc.ru","code":"registration_5_years","description":"Провёл 5 лет вместе с vc.ru. Получена 21 октября 2025.","previewUuid":"a9140d54-73b8-5f40-afa8-449fbaafd42b","formats":{"glb":"https://static.vc.ru/achievements/whale.glb","usdz":"https://static.vc.ru/achievements/whale.usdz"},"viewData":{"contentColor":"#8E6F09","textMaxWidth":0.66796875,"textX":0.533203125,"textY":0.658203125,"logoX":0.533203125,"logoY":0.77734375,"logoXNoText":0.4375,"logoYNoText":0.66015625},"id":5943538,"userId":622056,"count":0,"shareImage":"https://api.vc.ru/achievements/share/5943538"},{"title":"Год на vc.ru","code":"registration_1_year","description":"Первый год с vc.ru. Получена 24 июля 2025.","previewUuid":"0d11c244-49de-50e7-894e-b9b27945d42b","formats":{"glb":"https://static.vc.ru/achievements/fish.glb","usdz":"https://static.vc.ru/achievements/fish.usdz"},"viewData":{"contentColor":"#C67AA3","textMaxWidth":0.634765625,"textX":0.5888671875,"textY":0.54296875,"logoX":0.5859375,"logoY":0.6669921875,"logoXNoText":0.6044921875,"logoYNoText":0.5439453125},"id":4808926,"userId":622056,"count":0,"shareImage":"https://api.vc.ru/achievements/share/4808926"},{"title":"3 года на vc.ru","code":"registration_3_years","description":"Провёл 3 года вместе с vc.ru. Получена 23 июля 2025.","previewUuid":"d9d72ac5-bcb5-55e0-8c72-b99251e5cdd9","formats":{"glb":"https://static.vc.ru/achievements/shark.glb","usdz":"https://static.vc.ru/achievements/shark.usdz"},"viewData":{"contentColor":"#8E6F09","textMaxWidth":0.66796875,"textX":0.5205078125,"textY":0.341796875,"logoX":0.5205078125,"logoY":0.4609375,"logoXNoText":0.5,"logoYNoText":0.3662109375},"id":1184839,"userId":622056,"count":0,"shareImage":"https://api.vc.ru/achievements/share/1184839"}],"lastModificationDate":1764997931,"isSubscribed":false,"isSubscribedToNewPosts":false,"isMuted":false,"isAvailableForMessenger":true,"badgeId":null,"isDonationsEnabled":false,"isPlusGiftEnabled":true,"isUnverifiedBlogForCompanyWithoutPro":false,"isRemovedByUserRequest":false,"isFrozen":false,"isDisabledAd":false,"isPlus":false,"isVerified":false,"isPro":false,"yandexMetricaId":null,"badge":null,"isOnline":false,"tgChannelShortname":null,"isUnsubscribable":true,"type":1,"subtype":"personal_blog"},"subsite":{"id":199113,"name":"Маркетинг","description":"Рекламные кейсы из России и других стран, советы по продвижению, маркетинг и digital.","uri":"/marketing","avatar":{"type":"image","data":{"uuid":"d66009fe-9bf0-52da-bdbf-4c758eba39e7","width":2400,"height":2400,"size":841299,"type":"jpg","color":"f97373","hash":"0c1cf06cf0d010","external_service":[]}},"cover":{"type":"image","data":{"uuid":"5488a646-f32d-57a6-a31f-d290afc4388a","width":960,"height":280,"size":177,"type":"png","color":"fc7c7c","hash":"","external_service":[]}},"lastModificationDate":1661337194,"isSubscribed":false,"isSubscribedToNewPosts":false,"isMuted":false,"isAvailableForMessenger":false,"isDisabledAd":false,"nickname":"marketing","isUnsubscribable":true,"badge":null,"badgeId":null,"isDonationsEnabled":false,"isOnline":false,"isPlus":false,"isUnverifiedBlogForCompanyWithoutPro":false,"isVerified":false,"isRemovedByUserRequest":false,"isFrozen":false,"isPro":false,"type":2,"subtype":"community"},"reactions":{"counters":[{"id":1,"count":6}],"reactionId":0},"isNews":false,"source":null,"clusters":[],"donations":{"amount":0,"isDonated":false},"commentsSeenCount":null,"keywords":[],"media":null,"customCover":null,"robotsTag":null,"categories":[],"isAnonymized":true}};