Контекстная реклама тогда и сейчас: история возникновения

В настоящее время контекстная реклама — популярный и эффективный инструмент продвижения в интернете. Но многие упускают самое интересное. Сегодня я хочу поделиться с вами историей контекстной рекламы. Что же определило её успех и стало точкой отсчета её роста?

Возникновение контекстной рекламы

Привет, меня зовут Богдан Ефремов. Я руковожу рекламным агентством Efremov Media и веду блог в телеге про маркетинг. Как думаете, какие причины послужили возникновению контекстной рекламы? Я могу назвать три основных фактора:

  • Рост популярности интернета в конце 90-х.
  • Бурное развитие поисковых систем.
  • Владельцы сайта хотели оказаться на первых позициях поисковой системы, несмотря на технические возможности и характеристики.

Однажды одного известного американского бизнесмена Билла Гросса осенило. В 1997 в его голове зародилась идея о продажи ссылок, которые показываются одновременно с результатами поисковой выдачи сайтов согласно запросам пользователей.

Замысел идеи заключался в том, чтобы благодаря первым местам в результатах поиска по запросам повысить релевантность ссылок и предложения.

А уже в июне 1998 года Гросс основал компанию, которая представляла собой поисковую систему. Работала она по следующей схеме: на поисковый запрос пользователя сначала выводились подходящие рекламные ссылки, а ниже — результаты поиска, основанные на ранжировании сайтов.

Естественно схема интернет-продвижения была выгодна как владельцам сайта и бизнеса, так и самим создателям поисковых систем.

Чуть позже появился сервис AdWords. До 2000 года рекламодатели не могли самостоятельно разрабатывать рекламные кампании.

Чтобы испытать новую разработку, Гугл решила её протестировать и отправила ссылку «Ваша реклама может быть здесь». А через пару минут уже появился первый клиент (компания, продающая лобстеров), разработчики были шокированы.

В феврале 2002 года Гугл запускает следующую версию AdWords, которая была невероятным инновационным прорывом. В то время на рынке успешно работал другой поставщик контекстной рекламы (компания Overture). Первые позиции занимали те, кто больше платил. Компания Гугл предложила учитывать при ранжировании рекламных объявлений релевантность объявления и кликабельность.

Если рекламное объявление даже с не самой высокой стоимостью было востребовано, и пользователи чаще кликали на него, оно получало более высокий рейтинг – всё просто. В общем, более дешёвые и релевантные объявления могли приносить больше прибыли. Это позволило не только сэкономить большие рекламные бюджеты, но и улучшить качество предложений для рядовых пользователей.

В декабре 2006 года данный сервис стал доступен и для российских рекламодателей. И началось…

Зарождение контекстной рекламы в России

В 1998 году Яндекс начал размещать на странице результатов поиска рекламу, которая соответствует запросу пользователя. Конечно, способ показа был ориентирован на целевую аудиторию. Поэтому такую рекламу назвали сначала «целевой», а позднее «контекстной». Оплата в те времена происходила только за показы рекламных объявлений (модель CPM).

Благодаря Яндекс.Директу, автоматизированной она стала лишь к 2001 году. Выстраивать рекламные кампании можно было с бюджетом всего в 10 долларов.

За первый год существования Директа более 250 рекламодателей разместили на нём объявления.

В 2002 году в Директе появилась возможность выбирать регион показа объявления. Позже на Яндексе появился таргетинг по времени суток и по дням недели. В 2003 году Директ перешёл на аукционный принцип размещения рекламы и оплату по кликам. Чем выше цена клика, тем более выгодные позиции получает рекламное объявление.

К 2005 году расширился охват аудитории. Рекламодатели смогли показывать свои объявления на других сайтах Интернета, которые были партнёрами Яндекса. Так и появился первый рабочий прототип РСЯ (рекламная система Яндекса).

А в 2007 году появилась известная нам Яндекс.Метрика. С 2009 Яндекс работал с 1500 рекламных агентств, большинство выбрали своей специализацией контекстную рекламу. Популярность инструмента росла. Всё дело именно в релевантности предложения. Вы показываетесь именно той ЦА, которая уже ищет ваше предложение. Ни одна другая система на тот момент не могла дать подобного эффекта.

Несмотря на финансовый кризис, оборот контекстной рекламы вырос на 14%. Доля Яндекса на рынке контекстной рекламы была равна 78%.

В период с 2001 по 2010 года количество клиентов увеличилось в 120 раз. Число показов рекламных объявлений к концу 2009 года превысило 20,3 миллиарда в месяц. Представьте только, какие это были цифры для тех времён!

Однако в России не только Яндекс занимался контекстной рекламой. «Рамблер Медиа» продал компанию «Бегун» Гуглу в 2008 году. Кстати, компания «Бегун» – участник российского рынка контекстной рекламы.

Полученная выручка была направлена инвестиции и приобретения, соответствующие основной стратегии группы. После завершения сделки «Бегун» и Гугл совместно работали над контекстной рекламой в поиске «Рамблер».

Ещё группа компаний «Рамблер Медиа» сообщала о подписании соглашения по использованию на своих русскоязычных сайтах поисковой технологии Гугл и системы контекстной рекламы AdSense.

Вот такая интересная история возникновения всеми любимого контекста. Конечно, я бы хотел добавить информацию про то, что происходит сейчас с этим инструментом (новые обновления, функции и тд), но, пожалуй, посвятим данной теме отдельную статью.

Тренды контекстной рекламы в 2021 году

Яндекс и Google сейчас быстро реагируют на изменения, тестируют новые обновления и проверяют реакцию как пользователей, так и рекламодателей.

Автоматизация трафика

Автостратегии, Умные кампании, Мастер кампаний и т.д. — всё это нам намекает на полную автоматизацию контекстной рекламы. Тенденция будет только усиливаться.

Если сейчас новые автоматические условия показов только добавляются, влияя на классические инструменты лишь опосредованно, то в будущем можно ожидать полного или частичного исчезновения тех самых, «классических» инструментов.

Хорошо это или плохо — каждый решает для себя сам. С одной стороны — мы получаем более качественный трафик, который интересуется именно нашим продуктом. С другой — точно также мы можем получить тонну неконвертируемого в продажу мусора.

То есть автоматизация по большому счёту приводит к непрозрачности инструмента. Решает система, а не человек.

Одно можно сказать точно — процесс неизбежен и к нему стоит приспособиться.

Реклама для всех

Рекламные системы регулярно упираются в потолок по выручкам. Решение проблемы — повысить количество рекламодателей, путём привлечения совсем уж маленького бизнеса. Все решения по типу Яндекс.Бизнеса, Мастера кампаний — они созданы именно для них.

Они крайне простые в настройке и, вроде как, обещают малому бизнесу море клиентов. В эти обещания я верю слабо, но количество рекламодателей определённо вырастит.

Сегментация и персонализация трафика

Теперь можно ориентироваться на конкретные портреты пользователей. Становиться легче выстраивать рекламные кампании, понимая, каких посетителей возвращать, а каких игнорировать.

И, самое главное, адаптировать рекламные предложения под конкретные ЦА по спросу, демографическим данным, поведенческим и тд. То есть делать рекламу более персонализированной.

Подписывайтесь на наш канал в Телеграм, который давно уже вышел за рамки контекстной рекламы. Обсуждаем маркетинг и его инструменты, вместе с подписчиками разбираемся в насущных вопросах.

Если хотите почитать кейсы нашего агентства по Авито и контекстной рекламе, заглядывайте на efremov-m.ru.

66
Начать дискуссию