Как мы делали блог, из-за которого клиент уволил четверть персонала

И ещё четыре результата работы по контент-маркетингу от агентства «Стереомаркетинг».

В апреле 2017 года в агентство позвонили из компании «Батискаф», занимающейся удалённой поддержкой бизнеса.

Они берут на себя бумажную рутину в бухгалтерии, оптимизируют налоги, наводят порядок в документах, решают юридические вопросы, подбирают персонал и представляют клиентов в суде.

Коллектив «Батискафа»
Коллектив «Батискафа»

«Батискафу» было что сказать клиентам, поэтому его руководитель хотела делать контент-маркетинг. Крутой экспертный контент на основании тех знаний, которые они используют каждый день в своей практике.

В неоформленном виде задача звучала так: сделать и продвинуть по всем каналам полезный контент, а блог превратить в ещё один «Тинькофф-журнал». Активно привлекать сотрудников в качестве консультантов для статей.

Пропустим стадию, где мы поставили задачи чуть менее амбициозные, чем захватить рунет. В результате решили не делать отдельное медиа для всех вокруг, а сосредоточиться на клиентах «Батискафа» по месту работы компании — Хабаровск и окружающие регионы.

Сначала не было понимания, как писать статьи быстро и не напряжно. Мы штурмили с клиентом и находили решения
Сначала не было понимания, как писать статьи быстро и не напряжно. Мы штурмили с клиентом и находили решения

Думайте не о контенте, а о сотрудниках

Обычные метрики и связанные с контентом процессы мало чем отличаются от клиента к клиенту. Исследование аудитории, решение задач, создание контента — текстов, видео, рассылок, — всё это глобально отличается только темой, с которой работаем.

В работе с «Батискафом» мы столкнулись с более интересной составляющей контент-маркетинга. С фишкой, о которой мало кто знает. С тем, как плотная совместная работа над контентом влияет на сотрудников компании и их профессионализм. Как это помогает им грамотно мыслить, говорить с клиентом простыми словами и быстрее доносить информацию.

В проекте мы активно погружались в рабочую обстановку сотрудников «Батискафа»
В проекте мы активно погружались в рабочую обстановку сотрудников «Батискафа»

Почему никто не знает

Потому что контент чаще всего делают двумя способами:

  • Отдают на аутсорс. Агентство приходит со стороны, вникает в бизнес, привлекает авторов на фрилансе, авторы находят экспертов и пишут текст. Экспертом может быть сотрудник компании или посторонний человек. Если сотрудник, то для него это разовая задача-отмазка.
  • Делают самостоятельно. Это почти всегда провал. Даже очень качественный экспертный контент без нормальной стратегии и продвижения не стреляет. При этом сотрудники пишут так, как умеют, и с маркетингом или какой-то системой эта работа не имеет ничего общего.

Почему у нас получилось по-другому

Потому что нам достался крутой клиент. Оксана — руководитель «Батискафа» — сразу сказала, что все её сотрудники в нашем распоряжении. Сотрудники тоже получили новость, что им придётся нам помогать и принимать активное участие в создании контента. Для работы над задачей мобилизовали лучшие силы.

Видя такое отношение, мы изменили приоритет в работе.

Контент-планы и процессы отошли на второй план. Мы попробовали в этот раз строить отношения с клиентом иначе, и на первом месте оказалась работа с людьми. Нам надо было настроить их на работу, подружиться, найти общий язык. Показать, что мы делаем общее дело, а не что в офис пришли какие-то люди, из-за которых начальница заставляет больше работать. Мы встали на их сторону, чтобы работа над контентом вызывала интерес, а не отторжение.

Поначалу нам казалось, что в офисе «Батискафа» мы проводим больше времени, чем в своих кабинетах.

Первым уволили копирайтера

Сколько бы рунет ни бурлил, большинство предпринимателей до сих пор уверены, что писать может каждый, у кого была пятёрка в школе по русскому. Пока хорошие специалисты штудируют Зинсера, Ильяхова или Каплунова (кому и что ближе), львиная доля бизнеса всё еще уверена, что текст — это о том, как буквы набирать. Особенно если есть тот, кто даст «мясо» — эксперт внутри компании.

Нам сразу дали автора, который будет писать.

Такое мы уже проходили и настаивали, что сами подбираем авторов из проверенного пула копирайтеров. Но клиент убеждал, что «девочка-умничка и точно потянет». Глядя на тот контент, что был до нас, мы сильно сомневались, что потянет. И дело даже не в оборотах, канцеляризмах или других вторичных инструментах.

Человек не понимает бизнеса, а это не лечится.

Мы контролируем все процессы, поэтому на интервью вместе с автором пошёл руководитель проектов Макс Шишов. Девочка не справлялась — «плавала» в теме, не понимала, что ей рассказывает эксперт, а переспросить боялась. Её вопросы были далеки от того, что на самом деле важно бизнесу. Она не понимала реальных проблем, а с таким подходом сложно выдать классный контент даже с опытным бухгалтером под рукой.

Первый вывод и решение для руководителя «Батискафа». Контент — это серьёзно. Не менее серьёзно, чем привычная им бухгалтерия или юриспруденция. В компании поблагодарили автора и уволили.

Но это было ожидаемо. А вот то, что было дальше, даже для нас оказалось неожиданностью.

Как контент измеряет профессионализм

Для работы над статьями мы приходили в офис «Батискафа» и шли на интервью к тем людям, которые отвечают за нужные нам темы. Темы сложные, узкопрофильные. Все они раскрывают частые вопросы, идущие от представителей целевой аудитории.

Задача: максимально подробно и достоверно осветить вопрос. Мы выступали в роли клиента, который звонит в «Батискаф» и задаёт вопросы. Например, как подготовиться к налоговой проверке, какой шредер покупать для документов. Мы так и делали — спрашивали и записывали ответы на бумагу и диктофон.

Бухгалтер «Батискафа» готовится к интервью
Бухгалтер «Батискафа» готовится к интервью

Большинство тех, с кем мы общались, были очень крутыми. Но некоторые сотрудники настолько привыкли к рутинным процессам в обслуживании клиентов, что забыли обновлять информацию на своих подкорках. Они или не знали, как подробно объяснить, или давали устаревшую информацию. Некоторые реше��ия, которые мы получили, были неоптимальными. Короче, никто уже не делает так, как нам советовали.

Это сильно озадачило руководителя «Батискафа».

Получилась спонтанная и весьма эффективная оценка персонала. Оказалось, что многие мыслят шаблонно, а некоторым вообще нечего сказать по теме вопросов. А это же наша работа. Как они тогда клиенту могут что-то объяснить или, что ещё важнее, взять на себя ответственность за его бизнес?

Оксана Евсеева

С теми, кто не отвечал уровню, попрощались.

Но ещё до того, как Оксана Евсеева приняла решение об увольнении сотрудников, мы заметил�� важное изменение в коллективе. Частые интервью от пока ещё посторонних людей, активность вокруг контента и знаний сотрудников, вопросы в зоне их ответственности заставили бухгалтеров, юристов и HR-менеджеров «Батискафа» мобилизоваться.

Сотрудница «Батискафа» готовится к интервью
Сотрудница «Батискафа» готовится к интервью

Это как в школе.

Ты отличник. Сидишь на первой парте, а тут контрольная. Учитель — Оксана Анатольевна — ходит между рядов и начинает спрашивать по очереди у класса прошлые уроки или домашнее задание. И вроде бы ты всё знаешь, но страхуешься. Пока остальные отвечают, штудируешь учебник, чтобы пополнить знания и выглядеть как всегда круто. Ну, или хотя бы лучше соседа по парте.

Здесь похожая психология. Только речь не о школьных зубрилах, а о профессионалах с многолетним стажем.

И без того прогрессивные специалисты из «Батискафа» стали сами подтягивать знания, интересоваться новыми данными по нужным темам. Стали поднимать уровень и узнавать, что важнее для потенциального клиента.

Мы сделали письмо. Рассказали, какие ошибки делают HR-менеджеры. После рассылки все наши HR-менеджеры зашевелились. Они гадали, с кого писали письмо (на самом деле ни с кого). Засуетились, закрыли долги по работе, стали предлагать темы для контента.

Оксана Евсеева

Получалось, что руководитель задаёт планку и стимулирует работу, а мы помогаем эту работу выполнять. Если у кого-то ступор, рассказываем, как с этим справиться. Следим, чтобы работа над контентом шла по графику. В ответ на такую поддержку эксперты «Батискафа» с удовольствием работают над контентом и сами мобилизуются, стараясь соответствовать новому уровню ответственности.

В «Батискафе» заговорили просто о сложном

Один из видов контента, который мы делали для «Батискафа», — канал на YouTube с полезными видео о предпринимательстве, бухгалтерском учёте, управлении персоналом и юридических вопросах. Ведущими и спикерами в роликах стали сотрудники компании-клиента.

Мы вместе с ними учились выступать перед камерой, связно говорить, не дрожать и не покрываться пятнами от волнения.

Съёмка ролика для YouTube-канала «Батискафа»
Съёмка ролика для YouTube-канала «Батискафа»

Зачем нам это было нужно

Вспомним, как обычно делают статьи исполнители на аутсорсе.

  • Копирайтер или редактор приходит к сотруднику-эксперту.
  • Задаёт ему заранее подготовленные вопросы по теме, записывает ответы, задаёт дополнительные вопросы.
  • Уходит к себе в редакторскую норку переводить с канцелярско-чиновничьего языка на простой человеческий.

Мы научили наших экспертов говорить на человеческом языке. После этого в работе им не нужен был переводчик, они сразу говорили с несведущим в терминологии клиентом просто о сложном.

Просто знать бухгалтерию — мало, это может каждый. Не каждый может найти общий язык с клиентом.

Оксана Евсеева

Помогло видео.

Вместе с сотрудниками «Батискафа» мы готовили ролики, смотрели их, разбирали ошибки. Одно дело, когда ты сам говоришь на канцелярите, а другое — когда видишь себя со стороны и понимаешь, что для непосвящённого предпринимателя это какая-то тарабарщина.

Самое сложное и интересное в съёмках — научиться переводить с обычных сухих формулировок на человеческий язык. А ещё круто, что моя фотография и фамилия теперь под крутым контентом в интернете — это мотивация для работы.

Зина Романова
Текст для суфлёра, написанный спикером ролика — простой и информативный
Текст для суфлёра, написанный спикером ролика — простой и информативный

Мы садились вместе за стол, правили текст и сценарии роликов. Показывали, как лучше изменить обороты и выстроить логику в мыслях.

Если кто-то думает, что делать контент, когда у тебя есть крутой эксперт, — это просто, он жестоко ошибается. Особенно видео. Все наши спикеры — девушки. Ещё до стадии работы с текстом нам пришлось убеждать их, что платье выглядит нормально, а волосы хорошо уложены. Малейшее сомнение в себе могло испортить целый день съёмок. Нам приходилось включать всё своё обаяние и психологию, чтобы настроить команду на нужный лад.

Юрий Белканов

Одновременно с производством контента мы провели бесплатный тренинг для сотрудников. Мысли стали выстраиваться в логичный порядок, слова стали простыми, смысл понятным, а поведение перед камерой — естественным. Планка самооценки поползла вверх.

Юра Белканов поднимает Юле настроение перед съёмками. Тест на внимательность — на фото есть батискаф
Юра Белканов поднимает Юле настроение перед съёмками. Тест на внимательность — на фото есть батискаф

После такого разговаривать с клиентами батискафовцам стало проще. Было легко объяснять необходимость продукта и правильность решений. В общении появился акцент на проблемы клиента, а не законы и нормативы.

Это ещё один огромный плюс, чтобы активно привлекать сотрудников компании к работе над контентом. Если вы собираетесь когда-нибудь заказывать контент-маркетинг — берите этот инструмент развития на вооружение.

Первые разы было так жёстко и страшно, что я не могла собраться. Казалось, что за один день съёмок я похудела сильнее, чем за месяц фитнеса. А ещё темы. Откуда их брать? Хорошо, что у Юры в запасе были наводящие супервопросы. Ну, и когда рядом тот, кто понимает, что и как делать — это унимает дрожь в коленях и голосе.

Маргарита Кирс

Интимные письма

Начали делать рассылку. Вместо дайджеста с новыми статьями блога или новостями компании мы запустили откровения предпринимателя. Рассылка вместе с темами легла на плечи руководителя «Батискафа».

Мы стали писать о насущных проблемах руководителя:

  • Соискатель и компания. Кто кого выбирает?
  • Как вовлечь людей в развитие компании?
  • Ответственность сотрудника или ответственность клиента?
  • Почему принцип «клиент всегда прав» убьёт вашу компанию?

И нам начали отвечать.

Впервые за всё время на рассылку стали приходить живые ответы от клиентов и подписчиков. Нам стали писать в ответ контраргументы по разным вопросам, стали забрасывать советами. Один раз даже позвонили с извинениями. Клиент узнал себя в письме о том, почему принцип «клиент всегда прав» убивает компанию.

Вокруг рассылки стало формироваться сообщество предпринимателей, у которых общие проблемы и интересы. Которые читают откровения от живого человека с реальными проблемами и советами, как их решить. Потенциальные клиенты стали конвертироваться в реальных. Заработало сарафанное радио.

Результаты

Работать стало проще.

На качественный контент стали приходить более качественные клиенты. Не те, которые кликают по контексту, а потом выедают мозги с глупыми вопросами и копеечными претензиями. Стали приходить те, кто сначала читает, анализирует и реагирует на экспертность контента. Такие люди умеют правильно подбирать команду, делегировать задачи и, что важно, не лезут потом в дела, которые перепоручили и в которых откровенно плавают.

Получилось, что контент-маркетинг не только генерирует поток лидов, но и отвечает за их качество. Растёт не только трафик и число заяв��к — увеличивается средний чек сделки. Вместе с тем, активное участие сотрудников в контент-маркетинге развивает их, делает более ответственными.

Неожиданные результаты контент-маркетинга:

  • Попрощались со слабыми сотрудниками. На их место пришли новые сильные профессионалы, соответствующие уровню.
  • Остальные стали подтягивать уровень, чтобы соответствовать званию эксперта.
  • Сотрудники стали охотнее и понятнее общаться с клиентами. Клиентам это понравилось.
  • Стало формироваться сообщество предпринимателей вокруг рассылки Оксаны. Это сработало в плюс для личного бренда руководителя «Батискафа».
  • Заработало сарафанное радио.

Коммерческие показатели от работы с контентом тоже были на хорошем уровне — количество сделок выросло на 26% по сравнению с предыдущим годом. Средний чек увеличился по всем департаментам — на 40-90% (сказалось качество новых клиентов). Количество подписчиков рассылки выросло на 625%.

77
226 комментариев