{"id":13475,"url":"\/distributions\/13475\/click?bit=1&hash=d02bc673eeef140c065ecff57c60581e1072387cdb99484f3b963fcb612a6c69","title":"\u041a\u0430\u043a \u0438 \u0437\u0430\u0447\u0435\u043c \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0430\u0442\u044c \u043e\u0431\u043b\u0438\u0433\u0430\u0446\u0438\u0438 \u0432 \u043a\u0440\u0438\u0437\u0438\u0441 ","buttonText":"","imageUuid":"","isPaidAndBannersEnabled":false}
Маркетинг
MIGO CLUB

Как не потерять бизнес и не попасть на миллионные штрафы: роль товарного знака

Бизнес-клуб MIGO– это постоянная коммуникация в сильнейшими предпринимателями страны, обмен опытом и выгодные сделки между участниками. В рамках клуба партнеры решают практически любой вопрос – и как найти семейного доктора, и куда вложить деньги. А вот если у вас есть бизнес, нужен ли ему товарный знак? Сложно ли его регистрировать? Об этом расскажет наш резидент Михаил Михайлов.

Приветствую, меня зовут Михаил Михайлов, мне 38 лет. Моя компания занимается разработкой и регистрацией товарных знаков – мы входим в топ-5 в рейтинге Роспатента. Среди наших клиентов – такие гуру рынка, как Азам Ходжаев, Алексей Воронин, а также разные крупные предприятия. Еще мы упаковываем франшизы, помогаем со всем, что связано с расширением бизнеса. Продаем готовые бизнесы и привлекаем инвестиции, помогаем заходить на маркетплейсы и решаем все, что связано с брендом и сертификацией.

Кстати, сейчас многие кинулись на маркетплейсы – бизнес популярный, но можно столкнуться с неприятными последствиями, если не уделить внимание своему товарному знаку.

Что такое товарный знак

Товарный знак – это по сути то же, что торговая марка и бренд. Но торговая марка – это в Европе и США, откуда к нам и пришло понятие. А в российском законодательстве есть только термин «товарный знак». Если копнуть глубже, то бренд – это просто какое-то раскрученное название, в котором может капитализироваться узнаваемость, статус, имидж компании. А если бренд закрепить за компанией, это уже товарный знак. Разница будет в том, что предприниматель пройдет все юридические процедуры и закрепит нужное название за юридическим лицом или ИП.

Название бренда и товарного знака может не совпадать. К примеру, у вас ИП «Вася Пупкин”, а товарный знак – “Рога и копыта», они могут не соотноситься между собой.

Как товарный знак защищает ваш бренд: 5 причин пройти регистрацию

Как правило, в бизнесе мы постоянно раскручиваем свой бренд. Если название бренда не закреплено за вами юридически, то раскручиваете вы просто пустой звук. Без регистрации товарного знака вашим брендом может воспользоваться кто угодно. Часто так и случается, а сделать мы с этим ничего не можем.

Выделим 5 причин, чтобы зарегистрировать товарный знак.

  • Товарный знак – это защита своего бренда, чтобы им никто не мог воспользоваться.
  • Это защита самого себя, чтобы не попасть под штраф, если вдруг выяснится, что вы использовали чей-то бренд, даже не зная об этом.
  • Это капитализация: если вы официально закрепили бренд как товарный знак, вы получаете нематериальный актив, стоимость которого растет по мере роста вашей компании.
  • Вы получаете возможность развиваться по франшизе. Это юридически грамотно, если у вас официально зарегистрирован товарный знак – по франшизе вы передаете его в право пользования, тем самым чужими руками развивая свой бренд. Как следствие, вы быстрее развиваете свою компанию, масштабируете бренд, и все счастливы. А иначе кто-то из франчайзи может начать использовать ваш бренд без вашего ведома.
  • Это ваш имидж в глазах потенциальных клиентов. Люди сейчас все больше обращают на это внимание, воспринимая товарный знак как знак качества. Что логично: если компания не поленилась зарегистрировать свой товарный знак, значит, она намерена работать долго и дорожит репутацией. На европейских рынках это уже давно норма.

Какие штрафы могут быть, если вы не зарегистрировали товарный знак

По закону, за использование чужого товарного знака предусмотрен штраф до 5 млн рублей. Но все зависит от масштабов вашей деятельности. По факту в среднем по рынку штраф обычно составляет 300-500 тыс рублей. Если вы нарушили авторское право, то спрос будет жестче.

Самый крупный штраф, о котором я слышал, – 116 млн рублей. На него попал завод по производству кондитерских изделий. Они не проверяли их названия, вот и последствия упущения.

Штраф – это одно, но самое обидное, что заставят сменить название. Это может быть больнее, т.к. человек мог потратить на развитие бренда лет 5-10, а все придется начинать заново. Бизнес может просто погибнуть. Ведь это могла быть попросту вся его чистая прибыль.

Крайне редко, но применяется даже уголовная ответственность – в особо злостных случаях нарушения.

Как правильно выбрать товарный знак, чтобы он помогал повысить продажи

Начнем с того, как не надо. Главный антипример: не надо использовать названия, которые просто отражают деятельность компании («обои”, “адвокатская компания»). Их не получится закрепить по закону. Еще это плохо тем, что в интернете полно таких компаний. Среди них будет невозможно найти нужную и разобраться, что это – та самая. Так бизнесмен может просто сам себя лишить возможности развиваться за счет позиционирования в брендинге.

Если говорить о том, как надо, есть несколько методологий:

  • Можно указать в названии сферу деятельности, но «по-умному”. Например, “Срочные деньги» – это микрофинансы.
  • Использовать провокацию, что-то, граничащее с рамками морали.
  • Зашить призыв к действию прямо в названии. Например, «Купи VIP».

Есть запреты. Нельзя использовать в названии товарного знака все, что связано с религией, государственной символикой. Нельзя писать ругательные слова и название города, за исключением случаев, когда продукт в этом городе производится. Иначе введете покупателей в заблуждение.

Сколько стоит товарный знак и его регистрация: когда цена должна насторожить

У нас регистрация товарного знака стоит 46 800 рублей, плюс стандартная госпошлина. Мы даем удобную для клиента рассрочку.

Если вам называют цену, например, 30 000 рублей – меня бы это насторожило.

Когда выбираете компанию, я советую смотреть прежде всего на ее позиции в Роспатенте, а не на цену. Здесь лучше не экономить, т.к. недобросовестные фирмы могут разводить на дополнительные платежи, к тому же они не дают никаких гарантий.

Что касается стоимости самого товарного знака, есть две методики для ее оценки.

  • Первая – он стоит ровно столько, сколько вы в него вложили.
  • Вторая – профессиональный оценщик взвешивает этот нематериальный актив в рамках всех других активов и дает оценку стоимости.

Как проходит процедура регистрации товарного знака: условия, сроки

Сначала мы сами проверяем товарный знак. На это уходит один день. Если все в порядке, можно запускать регистрацию.

Уже через несколько дней мы получаем на руки приоритет на товарный знак, то есть он предварительно закрепляется за заявителем. Это значит, им уже можно пользоваться на основании этой брони.

Затем в течение двух месяцев нужно оплатить первый платеж от Роспатента. Если не успели за этот срок, дается еще полгода на оплату, но со штрафом в 50% .

После оплаты первой госпошлины начинается экспертиза. Она длится от 4 до 6 месяцев. В результате мы получаем либо уведомление о соответствии – это предварительный отказ, который можно оспорить в течение полугода, либо сразу положительное решение. В этом случае приходит вторая часть платежа госпошлины, и через 2-2,5 месяца мы получаем свидетельство о регистрации товарного знака. Обычно на все уходит 10-12 месяцев, но можно отдельно оплатить ускоренную подачу.

По закону на регистрацию товарного знака положено 18 месяцев и 2 недели. Так что 10-12 месяцев по факту – это довольно быстро. За это время Роспатент проводит проверку по всем товарным знакам, в том числе в интернете. Для понимания, каждый год в Роспатент поступает около 80 тысяч товарных знаков, и это единственный государственный орган, который их регистрирует.

Товарный знак выдают на 10 лет, потом его можно продлить. Каждый год платить за товарный знак не нужно, но придется оплачивать само пользование патентом.

Возможные проблемы с товарным знаком и способы их решения

Разберем три ситуации.

Ситуация №1

Проблема: кто-то использует ваш товарный знак.

Решение: договариваться. Для начала устно. Если человек не идет на переговоры, тогда нужно написать официальную претензию. В ней излагаем все свои требования, если оппонент не согласен – идем в суд. Через суд взыскиваем определенную сумму. Но обычно до суда дело не доходит, удается договориться на словах.

Ситуация №2

Проблема: человек держал товарный знак, но не пользовался им. И вот, допустим, через 5 лет появилась компания под таким же товарным знаком и начала успешно раскручиваться.

Решение: вряд ли получится заставить новую компанию изменить имя или платить за ваш товарный знак. Если вы не вели деятельность, ситуация может обернуться против вас, и компания-конкурент может ликвидировать ваш товарный знак на основании того, что вы не пользовались им более трех лет.

Ситуация №3

Проблема: принято решение масштабироваться и выйти на международный рынок, стать дистрибьютором в Европу – а товарный знак зарегистрирован только в России.

Решение: сделать регистрацию международного торгового знака. Это возможно как в отдельном государстве, так и в ряде стран. Например, мы делаем регистрацию сразу по всем странам Мадридского соглашения. Заводить юридическое лицо в этих государствах необязательно – регистрация возможна на российское юрлицо. Если вы хотите заниматься экспортом, масштабировать свой бизнес, лучше сразу на перспективу подать на международную регистрацию – это сэкономит вам год.

А если равняться на страны Европы и США, там регистрация товарного знака – это святое. Надеюсь, информация была вам полезна, а если остались вопросы – пишите мне в личные сообщения.

В бизнес-клубе MIGO – уже более 200 резидентов. Это предприниматели с огромным опытом в бизнесе и своими кейсами. В блоге вы можете познакомиться со всеми, подписывайтесь!

0
17 комментариев
Написать комментарий...
Азамжон Ходжаев

Спасибо за комплимент)

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Павленко

Хорошая и правильная статья. Сама регистрировала ТЗ в России и считаю, что помощь компетентной организации тут очень "подручна"

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Nikolaeva

Было бы здорово, если б автор указал в статье полную стоимость процедуры регистрации. А то надо ещё идти искать инфу про действующие пошлины ((
Но в целом полезно! Спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Ксения Забазнова

Нехилый штраф в 116 млн… статья сразу отправилась в закладки, спасибо, полезно!

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Громов

А как регистрировать международный товарный знак?

Ответить
Развернуть ветку
Ксения Стельненко

Очень полезная статья❤ И автор видно очень четко все пишет.

Ответить
Развернуть ветку
Анна Гайдук

Очень крутая и полезная статья!

Ответить
Развернуть ветку
Крис Морозова

А доменное имя тоже относится к товарному знаку и как его обезопасить? Было бы интересно почитать статью на эту тему

Ответить
Развернуть ветку
Олег

Отличная статья

Ответить
Развернуть ветку
Artem K

Есть ли разница в регистрации и цене оформления. Простого товарного(просто слово или буквы) знака и если он с графикой ?

Ответить
Развернуть ветку
Дамир Хабибрахманов

Статья огонь! Очень полезно!!!

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Кунченко

Спасибо за информацию 👍 все четко, без «воды»

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Никитин

Первое что я делаю когда запускаю новые бизнесы- регистрирую отварный знак !

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Бережнова

Актуальная статья, спасибо за информацию!

Ответить
Развернуть ветку
No Name

Спасибо автору за информацию)

Ответить
Развернуть ветку
Александр Пашенцев

Всё по делу🔥🔥🔥

Ответить
Развернуть ветку
Василий Новоселов

Нам нужно зарегистрировать ТЗ, Область услуги авто ремонта. Можно получить у Вас консультацию?

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 17 комментариев
null