Mylène Farmer — икона французской музыки: как создавался её персональный бренд

Милен Фармер редко даёт интервью и почти не появляется на светских мероприятиях. Её последний концерт в России был в 2013-м, а ближайший запланирован на 2023 год. Мы — брендинговое агентство Sivachёv & Sivachёv — рассказываем о том, как эволюционировал образ и логотип главной французской певицы современности.

Mylène Farmer — икона французской музыки: как создавался её персональный бренд

Бунтарка

Милен Готье родилась 12 сентября 1961 года в канадском городе Пьерфон, близ Монреаля. Спустя 8 лет её семья вернулась на родину во Францию и поселилась в пригороде Парижа. Недоучившись один год в лицее, Милен переехала жить в столицу, где в поисках карманных денег подрабатывала ассистентом стоматолога и гинеколога. В этот период она пробовала себя в театре и модельном бизнесе, снималась в рекламе.

В 1982 году девушка приходит на кастинг к своему другу Жерому Даану. Он и его партнёр Лоран Бутонна ищут исполнительницу для их провокационной песни о лесбийской любви Maman a tort (Мама не права). Милен утверждают, и она записывает свой первый сингл.

В марте 1984 года удаётся выпустить релиз песни Maman a tort, для которого начинающая певица выбирает сценическое имя — Милен Фармер, в честь американской актрисы Фрэнсис Фармер. В 1985-м Милен записывает вторую песню под названием On est tous des imbéciles (Мы все дураки), но успех Maman a tort повторить не удаётся.

Новоиспечённая звезда активно ищет свой образ, что проявляется в бессистемном оформлении обложек дисков, где псевдоним написан четырьмя разными шрифтами: гротеск чередуется с антиквой, узкий шрифт — с широким, строчные буквы — с прописными.

Обложки дисков 1984-1985 годов
Обложки дисков 1984-1985 годов

После первой неудачи в команде начинаются разногласия: Жером Даан считает, что Милен должна соответствовать образу женственной Франсуазы Арди, а сама Милен и Лоран Бутонна склоняются к более экстравагантной певице Джинн Мас. В итоге, Жером Даан прекращает сотрудничество с Милен, а её следующими музыкальными работами становятся синглы Plus grandir (Не взрослеть), Libertine (Распутница), Tristana (Тристана), вошедшие в первый альбом Cendres de lune (Лунный пепел).

Единообразия в типографике всё еще нет, однако именно в этот период формируются атрибуты персонального бренда певицы. Милен красится в рыжий цвет и снимается в клипе на песню Libertine продолжительностью более 10 минут. Клипы в стиле небольшого короткометражного фильма — отличительная черта творческого союза Фармер-Бутонна.

Обложки дисков 1985-1987 годов
Обложки дисков 1985-1987 годов

В подростковом возрасте Милен не любила свою внешность, а незнакомые люди принимали её за мальчика. Отсюда «мальчишеский» образ, который появляется в 1988 году в песне Sans contrefaçon (Без обмана), а сам сингл наряду с Pourvu qu'elles soient douces (Лишь бы они были нежными) и Sans Logique (Без логики) попадает в альбом Ainsi soit je... (Такая, какая есть...), ставший первым бриллиантовым диском в карьере певицы.

С 1988 года прослеживается системный подход к типографике: на обложках дисков используется капитель с засечками и декоративным эффектом неровных границ. Выбранный стиль будет сохранён на афише концертов 1989 года, которые пройдут во Франции, Бельгии и Швейцарии без использования предзаписанного вокала — это ещё один элемент бренда Милен Фармер. На постере певица стоит на фоне густого тумана, приоткрывая створки железных ворот — этот образ мы ещё увидим.

Афиша концертов 1989 года
Афиша концертов 1989 года

Голос поколения

Следующий 1990 год становится временем молчания: Милен ощущает пустоту, возникшую после концертов. В этот период она много читает, учится водить машину и совершенствует английский. Певица начинает сотрудничать с художником и графическим дизайнером Анри Нё, который будет заниматься разработкой логотипа, обложек альбомов и всех визуальных коммуникаций.

Наступает время и для нового образа: 11 и 12 января 1991 года в течение двух пятичасовых сеансов известный парикмахер Жан-Марк Маниатис делает Милен короткую причёску, и певица приобретает практически андрогинный вид.

Милен Фармер в январе 1991 года
Милен Фармер в январе 1991 года

В марте того же года выходит песня Désenchantée (Разочарованная)— гимн «разочарованного поколения 90-х». Принято считать, что у сингла есть политический подтекст, однако сама Милен заявляет, что песня отражает её личные переживания.

В апреле 91-го выходит третий альбом певицы L'Autre... (Другая), на обложке которого мы видим первый логотип, разработанный Анри Нё. В течение почти 20 лет в логотип будут вноситься несущественные изменения.

Эволюция логотипов с 1991 по 2009 годы. Автор — Анри Нё
Эволюция логотипов с 1991 по 2009 годы. Автор — Анри Нё

В 1994 году в прокат выходит фильм Лорана Бутонна под названием Giorgino (Джорджино), в котором Милен играет главную роль. Во время съёмок отношения Милен и Лорана становятся напряжёнными и сильно ухудшаются после провала фильма: сборы составили 2 миллионов франков при бюджете в более чем 80 миллионов. Вскоре после съёмок Милен уезжает в Лос-Анджелес.

Сама женственность

В Калифорнии Милен переосмысливает своё творчество. Весной 95-го Лоран Бутонна присоединяется к Милен для работы над её новым альбомом Anamorphosée (Изменившаяся), в котором она меняет свой «бесполый» образ на сексуальный. На обложках дисков появляется обновлённый логотип: готические завитки сменяются прямыми линиями без контраста по толщине. Логотип, как и новые песни, более простой и воздушный.

Афиша концертов 1996 года
Афиша концертов 1996 года

Вернувшись из Америки, Милен даёт серию концертов. 15 июня 1996 года после исполнения последней песни XXL Милен возвращается на сцену, чтобы ещё раз спеть припев. Один из танцоров зацепляется за элемент декорации, имитирующий поезд, и падает со сцены, увлекая за собой Милен. Открытый перелом запястья при падении с трёхметровой высоты потребует перенос тура на полгода.

Следующий альбом Innamoramento (Влюблённость), выпущенный в 1999 году, и Mylenium Tour, в рамках которого Милен впервые посетит Россию, ознаменуют переход к более романтическому образу. Новый образ становится не только романтическим, но и загадочным. В песне C'est une belle journée (Это прекрасный день) сочетается весёлая мелодия и мрачный текст, в котором говорится о плохом самочувствии и самоубийстве; это песня о парадоксальном симбиозе счастья и пессимизма.

В январе 2003 года на церемонии вручения музыкальной премии NRJ Милен четвёртый год подряд получает трофей и выражает своё нетерпение вернуться на сцену, но затем уходит в тень почти на два года.

В 2006-м, когда с момента выхода последнего альбома проходит целых 6 лет, Милен объявляет о новом сборнике и концертах, объединённых названием Avant que l’ombre... (Перед тенью...).

Инопланетянка

В 2008 году два клипа с общим сюжетом — Dégénération (Вырождение) и Si j'avais au moins... (Если я, по крайней мере...) — открывают новую эру в творчестве Милен. В них она играет роль инопланетного существа, оказавшегося в секретной лаборатории. Тема внеземных созданий будет прослеживаться и в концертном туре по Франции, России, Швейцарии и Бельгии, который пройдёт годом позже.

На обложках дисков вместо уникального начертания букв теперь используется шрифт Uptown. Широкие штрихи букв смотрятся более свежо, заставляя фанатов по-новому взглянуть на образ певицы.

Альбом концертного тура 2009 года
Альбом концертного тура 2009 года

Для шестого концертного тура Милен выбирает фотографию, где она предстаёт платиновой блондинкой. В начале шоу демонстрируется заставка с космической тематикой, а на подтанцовке у певицы не только люди, но и роботы. Центральным элементом сцены становится ускоритель частиц, из которого выходит Милен. Всё это нужно, чтобы создать футуристическую атмосферу.

На афише мы видим новый логотип, который состоит из прописных букв без засечек, разрезанных по середине прямой линией. Почему одна буква осталась нетронутой? Загадка.

Афиша концертов 2013 года
Афиша концертов 2013 года

В 2015 году Милен снимает клип на песню City of Love (Город любви), где она снова превращается в фантастическое существо. Для съёмок клипа был привлечён известный режиссёр Паскаль Ложье. Через 3 года в прокат выйдет его фильм ужасов Incident in a Ghost Land (Страна призраков), в котором Милен сыграет одну из главных ролей.

Вне времени

В 2018 году бельгийское дизайн-агентство BOLDATWORK разрабатывает стильный логотип для бренда Милен Фармер: гротескные буквы, лигатуры, наклонные штрихи, переходящие из верхнего ряда в нижний.

Mylène Farmer — икона французской музыки: как создавался её персональный бренд

Образ самой Милен тоже становится более элегантным: это будет заметно по афишам, костюмам и танцам невыездного шоу 2019 года в Париже.

Милен Фармер на Каннском фестивале 17 июля 2021 года<br />
Милен Фармер на Каннском фестивале 17 июля 2021 года

В 2023 году состоится новый концертный тур. Объявлено, что Милен приедет в Россию в конце лета, однако даты и площадки ещё не согласованы. На афише Милен в том же образе, что и 30 лет назад, а название тура Nevermore (Больше никогда)...

Тизер концертного тура 2023

Биография и фото — mylene.net

Брендинговое агентство Sivachёv & Sivachёv

3636
30 комментариев

Роскошная женщина. Офигенные треки. Клипы супер.

15
Ответить

Andrey, полностью согласен!

1
Ответить

А ты остаешься и внутри тебя бездна, в которую обязательно хоть кому-не будь, но надо плюнуть. Так мы и обжигаем свои крылья.
Автор этих прекрасных слов Милен Фармер.

1
Ответить

Комментарий недоступен

6
Ответить

Я гордюсь что ворону купил ещё в начале 90х в Книжном магазине)

2
Ответить

Sergey, а теперь купите билет на Nevermore)

2
Ответить

1. Она звезда канадской музыки.

Вас французы за слова «Фарме» и «французской музыки» под Марсельезу на их триколор порвут.
Можно сказать, то он звезда франкофонии. Но не Франции - там своих некуда девать.

2. с «иконой» погорячилось тем более. Возможно, для французской части Канады. А так - она мировая звезда эстрады. Но таких звёзд много.

3 Ну и про персональный бренд - ничего.
Потому что обложки пластинок и дисков были разработаны с учетом времени.

Посмотрите на другие релизы того же времени и увидите, что все они сделаны были в одном стиле.

2
Ответить