10+ главных трендов интернет-маркетинга в 2022 году
В 2021 году произошло, наверное, самое знаковое событие в мире маркетинга со времен изобретения УТП – его полная и бесповоротная (но еще не окончательная) цифровизация.
- Больше нет ни одного направления маркетинга, которое так или иначе не предусматривало интернет-коммуникации с клиентом. CRM и сквозная аналитика отныне наше все.
- Никакие элементы маркетинга не существуют больше обособленно. Сайт неразрывно связан с соцсетями, соцсети – с мессенджерами и чат-ботами.
- «Маркетолог» из профессии превращается в компетенцию. Базовые знания современного маркетинга необходимы любому, кто принимает участие в продвижении компании или продукта. И, в первую очередь, они необходимы руководителю бизнеса.
Из почти 100 мы выбрали главные 10+ трендов 2022 года. О большей части из них говорят последние 2-3 года. Но это не значит, что они теряют силу. Напротив, их влияние только растет.
В конце статьи предположим, какие направления будут набирать силу в ближайшие 2-3 года. Интересно будет проверить.
Тренды интернет-маркетинга, которые нужно знать и использовать в 2022 году
1. Приоритет видеоконтента
У любого специалиста, работающего с текстами, есть проблема. Люди читают совсем не так, как хотелось бы. В лучшем случае по диагонали. Отсюда – требования к форматированию контента: разделение, отступы, буллиты или эмодзи. Четкие офферы – тоже сюда.
Любовь к движущимся картинкам прописана в нашем мозге. Кто из пещерных людей заметил шевеление саблезубого тигра, тот и молодец. Изображения мозг обрабатывает в 60 000 раз быстрее, чем слова.
● 96% пользователей смотрят видео о продукте, чтобы больше о нём узнать.
● В 95% случаев решение о покупке товара принимается после просмотра видео.
● Исследования показывают, что пользователи проводят на 88% больше времени на сайтах, где есть видео.
Все большую роль играет «точечное» видео – короткие обучающие видеоинструкции и видеоответы на вопросы.
Вывод: дублируйте в видео описание услуг, рассказывайте о продукте, показывайте его в действии. Экспертное мнение, продающие свойства, отзыв – все можно дать через видео.
● Публикуйте видеоотзывы клиентов, обзоры продукта и производства
● Заведите свой канал на YouTube, в который 1-2 раза в неделю выкладывайте видеоролики продолжительностью от 3 до 10 мин.
● Размещайте живое видео в Stories и Reels: команда, процессы, рабочие встречи
Например, вместо стандартного кейса о продвижении проекта «Правдивая стоматология» Анна Асадова взяла интервью у автора проекта доктора Н.Аболмасова.
Совет: используйте субтитры, которые будут дублировать ключевую информацию, и таймкоды.
2. Умные алгоритмы соцсетей
Когда в Instagram появилась умная лента и пользователи стали видеть посты незнакомых авторов, прокатилась волна возмущения. Машина смеет диктовать, что мне смотреть!
Сегодня можно с уверенностью сказать, что каждый из нас живет в собственной вселенной. Мы видим то, на что когда-то среагировали, и каждым новым действием подкрепляем уверенность алгоритма в правильности выдачи.
Теперь неважно, сколько у вас подписчиков. Первостепенное значение имеет ER (показатель вовлеченности): сколько вас лайкают, сохраняют, листают карусель, пишут в Директ. Но не только.
Примерно такую же важность имеет ваша собственная активность: в Instagram в целом и по отношению к подписчикам в частности.
Вывод: используйте все варианты вовлечения, какие только вам доступны. Цепляющие видео, триггерные тексты, конкурсы, баттлы, марафоны и челленджи. Мотивируйте на отметки вашего бренда в Stories, поощряйте и благодарите читателей за активность.
Например, во время проведения курса по smm, организовали лайк-тайм для участников.
Совет: даже если у вас миллионный аккаунт, регулярно проходитесь по страницам подписчиков. Кроме демонстрации активности алгоритму, вы получите немало инсайтов о вашей целевой аудитории.
3. Гиперперсонализация
С увеличением скорости жизни времени на то, чтобы разбираться в каталоге на 8 страниц просто нет. Клиенты не хотят читать весь список услуг, не хотят разбираться в условиях. Это касается всех сфер: b2b бизнеса и b2c продаж. Покупатели ждут персонального предложения, вариативных пакетов услуг, индивидуальных настроек сервиса.
Особенно ценят персонализацию зумеры (молодые люди, родившиеся с 1997 по 2012 г.). 70% из них верят, что в будущем сайты смогут предлагать им нужный товар до того, как они начнут его искать, а 40% зумеров уходят с сайта, который не делает им персонализированных предложений.
Вывод: внедряйте CRM и Lifecycle-маркетинг (маркетинг жизненного цикла клиента), настраивайте ретаргетинг для завершения продажи (положил в корзину, но не купил), при продвижении меняйте сегментированный подход на динамический таргетинг.
Совет: используйте автоворонки и чат-боты для облегчения работы с большим количеством микросегментов.
4. Не «присутствие», а работа в соцсетях
Соцсети непрерывно расширяют возможности. Не покидая пределов аккаунта можно покупать, учиться, общаться. Еще чуть-чуть и мы будем ходить друг к другу в гости, так же не прерывая сессии.
С необходимостью присутствия в соцсетях смирились даже самые оффлайн ориентированные бизнесы: клиенты все чаще узнают о компании через соцсети.
При этом аудитория соцсетей меняется. Закрепляется деление аудитории на креаторов (20%), создающих уникальный контент, и на зрителей (80%), довольствующихся лайками и комментариями.
В 2021 году заметно повзрослел ВКонтакте – соцсеть приросла аудиторией 35+. В Facebook основная аудитория теперь – 35-54.
Как изменилось поведение пользователей соцсетей за 2021 год?
● Больше не показывают «лучшую версию себя»
46% мужчин и 31% женщин стали более открыто говорить о трудностях, с которыми им приходится сталкиваться каждый день.
● Стали чаще смотреть прямые трансляции
23% людей планируют продолжать смотреть длинные видео в соцсетях.
● Увеличилась и стала активнее аудитория 57–64
Они останутся в соцсетях и сформируют новую нишу для рекламодателей.
● Растет количество покупок через соцсети
20% пользователей соцсети Facebook во всем мире делают покупки в Facebook Shops
● Люди все чаще впервые контактируют с брендами через соцсети
21% пользователей познакомились с новым продуктом благодаря чьей-то рекомендации в соцсетях.
Выводы: «присутствие» в соцсетях сменяется «работой» в соцетях: активным привлечением и удержанием аудиторием, прогревами и мягкими продажами.
Совет: используйте CRM систему для анализа лидов, пришедших с разных источников.
5. Сторителлинг для эксперта и компании
Благословенные времена, когда можно было выложить недоеденный бутер и сорвать овации, канули в Лету. Туда же отправились секретные секреты, успешный успех и красивая жизнь в кредит.
Внезапно оказалось, что эксперт должен быть в первую очередь человеком, а живые истории интереснее кейсов. Причем если раньше под сторителлингом понимали просто рассказывание историй, то сейчас режиссерское мастерство крайне востребовано в Stories, а писательское искусство проникает в тексты.
Сторителлинг (storytelling) в переводе с английского — рассказывание историй. Это прием, с помощью которого можно привлечь внимание потребителя. В узком понимании сторителлинг - это цепочка постов, сториз или цикл статей, которые образуют единое информационное полотно. Как кино на несколько серий. Или сборник сказок с одним главным героем. В широком смысле слова сторителлинг – это история, которая рассказывается компанией или экспертом.
Пользователь оказывается втянут в историю, ему интересно, что будет дальше. Интерес включает внимание и уменьшает критичность восприятия. Благодаря этому потребитель лояльно воспринимает даже продающие моменты и более открыто настроен к компании и продукту.
Задача сторителлинга - не декларировать качества продукта, достоинства компании или принципы работы эксперта, а показать их через ситуации, в которые они попадают.
Вывод: проявляйте экспертность через обычную жизнь. Одно дело говорить о готовности к новому, другое – решиться на прыжок с парашютом. Или показывать спикерскую деятельность не через список площадок, а через гимнастику для оратора.
Совет: обратите внимание на книги для сценаристов: «История на миллион» Р.Макки, «Путешествие героя» Д.Кэмпбелла, «Искусство сериала» П.Дугласса.
6. Чат-боты для работы и отдыха
Каждый месяц более 28 млн человек вызывают голосового помощника «Алису». Рынок чат-ботов будет расти и, по оценке специалистов, объем его к 2023 году в России достигнет 33 млн рублей. Уже сейчас пользователи готовы ждать ответ в чате не более 30 секунд.
Плюсы и минусы чат-ботов глазами клиентов
+ информация доступна в любое время суток (59%)
+ быстрый ответ без ожидания (49%)
+ отсутствие конфликтов (21%)
- боты задают одни и те же вопросы, виснут (55%)
- хуже человека справляются с проблемами (51%)
- комфортнее общаться с человеком (34%)
Фирменные стикеры для Telegram
Иногда новогоднее настроение теряется где-то в рабочих авралах. Чтобы разбавить будничные сообщения в чатах, мы создали фирменные стикеры.
Если вместо Деда Мороза к вам спешит лишь Дед Лайн, то создать праздничное настроение помогут наши котики. Используйте стикеры сами и делитесь с друзьями!
1. перейдите по ссылке https://t.me/addstickers/VDonline
2. установите комплект стикеров (это бесплатно)
3. выбирайте любимчиков и отправляйте друзьям и коллегам
В процессе подготовки стикерпака мы общались с ботом Stickers. И да, это было удобно.
Вывод: разрабатывайте карту пути клиента, сегментируйте аудиторию, внедряйте чат-ботов. Не оставляйте пользователя с ботом один на один. Предусмотрите возможность быстрого перехода на сайт или связи со специалистом.
Совет: в начале разговора обозначьте, что с пользователем разговаривает бот. Это повысит лояльность к возможным ошибкам системы.
7. Быстрые продажи в интернет-магазинах
Несмотря на то, что значительная часть онлайн-покупок переместилась в соцсети, интернет-магазины никуда не делись. Однако привыкшие к быстрым ответам в соцсетях, пользователи ждут такой же оперативности и в других вопросах.
Согласно исследованиям компании dostavista, 48% покупателей уйдет из интернет-магазина, если он не осуществляет доставку за 1 день. При этом 33% сделают покупку в другом месте, а 15% отменят ее. Но во время распродаж цифры меняются: 54% готовы ждать доставку по России неделю и лишь 16% хотели бы получить товар в течение 2-3 дней.
В 2021 году количество россиян, совершивших хотя бы одну онлайн-покупку, выросло с 59,8 млн до 64,8 млн человек. Доля мобильного трафика в России достигла 81%, а мобильные продажи составляют более 73% всех продаж в онлайн торговле.
Вывод: сегментируйте аудиторию, предлагайте персонализированные подборки, «ловите» просмотревших, но не купивших товар в соцсетях, размещайте видео-обзоры, внедряйте возможность виртуального знакомства с продуктом.
Совет: при разработке сайта в первую очередь ориентируйтесь на его отображение на мобильных устройствах.
8. Разделение общих ценностей
Все компании вовлечены в общественную и социальную жизнь уже самим фактом своего существования. И их позиция, а точнее демонстрация этой позиции, становится чрезвычайно важной.
Покупатели хотят знать, какие ценности транслирует организация. Не просто во что она верит, а что делает каждый день.
Например, мкр-н "Боровая парк", одно из преимуществ которого - близость к природе, разработало комплексную ЭКО-программу, включающую строительство из экологичных материалов, раздельный сбор мусора, экологичную утилизацию батареек, использование энергоэффективных ламп и солнечных батарей для освещения мест общего пользования и придомовой территории, индивидуальную систему отопления.
Вывод: чтобы перестать быть «черным ящиком», неким неодушевленным предметом, необходимо выстраивать лояльность потребителей, в том числе на схожести ценностей с клиентом. Рассказывать о внутренних процессах, команде, продукте, демонстрируя важные для потребителя интересы. Говорить не только об успехах, но и о процессах решения, о сложностях в работе и о факапах.
9. Новый уровень геймификации
Геймификация – тренд, который выходит на новый уровень с развитием чат-ботов и автоворонок. Вместо того чтобы долго, нудно (и часто безуспешно) рассказывать о преимуществах компании или продукта, лучше вовлечь посетителя в игру. Чем выше вовлеченность клиента на пути к покупке, тем более он лоялен и с большей вероятностью расстанется с деньгами в вашу пользу.
Например, в Instagram можно подключить чат-бота, который будет начислять баллы за правильные ответы. Или с помощью наклейки «ваш ответ» можно вовлечь подписчиков в общение с брендом, а также устраивать баттлы с помощью ответов на Reels.
Вывод: используйте формат игры не только для вовлечения, но также для ознакомления с продуктом и для продаж.
Совет: используйте готовые сервисы для геймификации Sub.by, Gamifer, BMBE Game и создания квизов - Marquiz или Envybox.
10. Ставка на зумеров
Поколение Z – это молодые люди, родившиеся с 1997 по 2012 г. Самым старшим из них сейчас 24 года. Они проводят время в соцсетях, активно покупают там же и именно к ним у работодателей много вопросов. Зумеры
● быстро меняют цели и предпочтения
● авторитет у них нужно заслужить
● рано начинают работать
● хотят сделать увлечение основной занятостью
● всегда на связи и всегда в телефоне
Как продавать зумерам?
● Рекламировать продукты через блогеров в соцсетях
● Размещать вовлекающий видео-контент
● Использовать мессенджеры, чат-боты, пуш-уведомления
● Доносить выгоды через эмоции и развлечения
● Демонстрировать честность и открытость компании
● Вовлекать в сообщества и создавать там «движуху»
● Использовать инфоповоды быстро, точно и, желательно, с юмором
● Использовать яркие образы и говорить простым языком
Вывод: дайте зумерам возможность познакомиться с вами и разделить ваши ценности. Размещайте честные отзывы, демонстрируйте включенность в социальную и общественную жизнь, давайте быстрые ответы. И главное - не будьте занудами!
Мы рассмотрели лишь малую часть трендов, которая будет актуальна в 2022 году. Всех их объединяет глобальный подход. И продавец, и покупатель вписаны в сложный узор взаимоотношений. Делая выбор, они говорят "да" одним ценностям и "нет" - другим.
Тренды 2023. Что нас ждет?
● Усиление роли PR
Если раньше о пиаре заботились только гиганты, то сейчас это становится правилом хорошего тона для компаний всех уровней. Зумеры (а за ними и другие поколения) будут оценивать продавца комплексно. "Что" компания предлагает будет неотделимо от "как".
● Бум социальной коммерции
Конкуренция на рынке создателей контента растет и попасть в топ будет все сложнее. Уже сейчас "переизобретаются" магазины на диване и растут цифры продаж со стримов. Недавно китайский инфлюенсер Ли Цзяци за день продал товаров почти на $2 млрд.
● Стирание границы между офлайн и онлайн-продажами
Будут расширяться возможности быстрых покупок как из офлайн-магазина, так и из практически любой точки интернета (соцсетей, приложений, мессенджеров). Причем, скорее всего, начатую в одном месте транзакцию можно будет продолжить в другом.