Как использовать QR-коды для бизнеса: плюсы и минусы

Добрый день! На связи Людмила — маркетолог компании Altcraft. В пандемию весь мир узнал, что такое QR-коды. Технология существует с 90-х годов, но начало массовой вакцинации сделала её известной для жителей планеты и показала новые перспективы для бизнеса. Пандемия ускорила проникновение технологий в процессы компаний. Существует QR эквайринг, по кодам делают маркетинговые спецпредложения, стенды с QR-кодами ведут на страницы с описанием продукта и так далее. Куар код простой в использовании и шифрует в себе большое количество данных, поэтому кажется панацеей: зачем меню в ресторане, если можно оставить его онлайн и распечатать только QR-код. Однако у технологии есть ограничения, которые способны навредить бизнесу. Читайте в статье, как и где работают QR-коды, почему выгодно их использовать, а когда стоит от них отказаться.

Что такое QR-коды

QR-код (Quick Response — «быстрый отклик») — пиксельный штрих-код в форме квадрата. От простого штрих-кода отличается двухмерностью — читается горизонтально и вертикально. QR-код содержит больше информации, чем штрих-код:

  • ссылки на сайт компании, отдельного продукта или на скачивание приложения;
  • платёжные реквизиты для быстрой оплаты;
  • данные для верификации или для доступа к определённой информации (пароли, логины).

QR-код придумал Масахиро Хара — инженер Denso Wave Inc., дочерней компании Toyota. Ресурсов штрих-кодов не хватало при бурном экономическом росте Японии и увеличении количества товаров в 90-х. В новых кодах информации хранилось больше. Первый QR-код появился в 1994 году, его использовала автомобильная промышленность. Позже компания Denso Wave открыла технологию для всех. С 2000-х QR-коды признал мир — технология обеспечивала прозрачность производства с отслеживанием каждой детали. QR-код прошёл сертификацию ISO, которая подтверждает, что продукция компании поддерживает международные стандарты.

QR-код: как работает

У QR-кода информация кодируется в одном из вариантов: в побайтовом, цифровом, буквенно-цифровом, кандзи (иероглифы). Сканер распознаёт данные по чёрным и белым ячейкам, которые группируются в виде узоров.

В оригинальной технологии Denso Wave сканер считывает сначала три квадрата по углам — поисковым узорам, также есть небольшой квадрат в правой нижней четверти. Далее распознаются другие элементы в виде маленьких монохромных квадратиков. Но такой код — не единственный вариант. Существуют другие, которые отличаются по виду, но выполняют такие же функции. Сравним несколько примеров.

Типы QR-кодов

QR-коды бывают:

  • Статические — для информации, которую нельзя редактировать после создания кода. Подходят для фиксированных действий: кодирования настроек Wi-Fi, идентификации сотрудников, регистрации на события, передачи реквизитов.
  • Динамические — информация обновляется в любой момент. Такие коды бизнес выбирает для сбора статистики, отзывов, маркетинговых кампаний.

Где используют QR-коды

Ограничений на сферы использования кодов нет. Некоторые примеры:

  • Маркетинговые задачи — промоакции, допинформация о товаре, цифровые визитки.
  • Приём платежей по QR коду — альтернатива обычной кассе и эквайрингу.
  • Контроль товаров на производстве и проверяющими органами.

Пример. Система «Честный знак» для маркировки товаров: проверки их оригинальности и качества.

  • Контроль сотрудников — доступ в отдельные помещения или к файлам, идентификация личности.
  • Перемещение людей — передвижение во время пандемии внутри страны и при пересечении границ.
  • Навигация — самостоятельные экскурсии для туристов.

Пример. В Абу-Даби (ОАЭ) существует система туристской навигации по кодам: показывается не только адрес здания, но и историческая справка.

  • Образовательные цели — контроль посещаемости через код или доступ к обучающим материалам.

Пример. Проект «Мобильная библиотека» — стенды с QR-кодами, которые ведут на виртуальные книжные полки. Пользователь выбирает книгу и получает к ней бесплатный доступ.

  • Переход к дополненной и виртуальной реальности. Пользователь считывает код и переходит на страницу с демонстрацией товара в действии.

Пример. В некоторых магазинах, где продаётся косметика L’Oreal, около стенда — QR-код. Пользователь переходит на специальную страницу и загружает своё фото, чтобы примерить на себя косметику виртуально.

Как создавать и считывать QR-коды

Большинство современных смартфонов умеют считывать QR online через специальные приложения из Google Play или App Store. Некоторые — даже автоматически через камеру. Необязательно сканировать код с поверхности, достаточно фото или цифровой картинки. Так работают десктопные сканеры QR-кодов, например, Aspose QR Code Сканер. Приложения тоже распознают коды с загруженных изображений.

Пример приложения для считывания QR-кодов

Как создать QR-код

Чтобы создать QR код онлайн, достаточно выбрать генератор QR кода — приложение или сервис на сайте. Примеры: QR Coder, QR Code Generator, ME QR. Просто введите данные, которые будут кодироваться, и размер изображения кода. Некоторые сервисы предлагают необычный дизайн.

Преимущества QR-кодов для бизнеса

Простые для создания и использования

Не нужны специальные устройства для сканирования, только приложение на смартфон. Возможно сфотографировать и потом бесплатно считать куаркод онлайн. После сканирования пользователь попадет на ресурс безошибочно, ему не придётся вбивать адрес сайта и другие данные вручную — это ускоряет доступ к информации и покупку.

Платежи бесконтактно и без терминала

Клиенту не нужны наличные деньги или карта для оплаты по QR-коду. Не придётся вводить данные счёта/карты или номер телефона для перевода — меньше риск ошибок. Эквайринг по QR коду — это просто: пользователь сразу попадает на реквизиты для оплаты, если код статический. При динамическом QR-коде можно персонализировать оплату и давать пользователю ссылку на платёж с конкретной суммой. Такой метод ускорит и упростит оплату, защитит от фишинговых сайтов и ошибок.

Бонусы для маркетинга

В коды помещают купоны на скидки, допинформацию о товаре, ссылки на конкурсы. Через код приглашают на события или рассказывают о программе мероприятий и регистрируют гостей на ивентах.

С QR-кодом маркетологи отслеживают привлекательные для пользователей локации и места в торговом зале. Где больше сканирований, там чаще замечают коды. Это рабочий инструмент для оценки эффективности наружной рекламы и отслеживания пути клиента.

Пример. Пользователь видит печатную рекламу продукта и адрес сайта. Затем он ищет сайт в поисковике и делает покупку. Аналитика покажет, что клиент пришёл по прямому поиску, хотя на самом деле он узнал о продукте из рекламного буклета. Если вместо сайта разместить QR-код со ссылкой и UTM-меткой, то аналитика отображает правильный источник, который привлёк пользователя.

Игра с любопытством

Что скрыто в QR-коде — всегда загадка. Правильнее объяснять пользователям, что они получат, если отсканируют код, но и создать интригу — тоже допустимый приём. Пообещайте сюрприз или бонус через QR-код.

Экономия

В пандемию рестораны стали делать цифровые меню, чтобы сократить количество контактов с поверхностями. Но такой способ остаётся удобным и без пандемийных обстоятельств.

Пример. Компания не тратит деньги на печать и обновление материалов. Клиенту не надо ждать, когда принесут меню. Выбирать блюда на экране смартфона удобно — можно делать скриншоты, чтобы не забыть при заказе у официанта.

QR-код также заменит печатную рекламу. Особенно выгодно, когда листовки печатают для краткосрочной акции. Коды вместо офлайн-материалов упрощают маркетинг и сокращают расходы компании.

Если в офлайн-магазине небольшое пространство, QR-код покажет весь ассортимент без поисков на сайте и печати каталогов. Тогда бизнесу не нужно арендовать помещение побольше для размещения всего товара.

Простая печать и размещение

Коды чёрно-белые и не требуют цветной печати. Считывание под разными углами — возможность размещать QR-коды на любых пространствах: баннерах, бумажных стаканчиках, распечатанных листовках, автомобилях и так далее. Даже порча поверхности на 30% не навредит — сканер всё равно распознает код и считает информацию.

Недостатки QR-кодов для бизнеса

Неопытные пользователи

Не все люди понимают, как пользоваться QR-кодами. Сначала бизнесу придётся провести исследование и узнать, насколько целевая аудитория продвинутая, не будет ли у пользователей трудностей.

Пример. Старшее поколение, которое с недоверием относится даже к банковским картам. Для бабушки в магазине оплата по QR коду — испытание, потому что у неё скорее всего нет смартфона, а обычный кнопочный телефон сканировать коды не умеет.

Недоверие пользователей

Новое часто встречает скептицизм и подозрения. Вдруг клиенты решат, что вы хотите снять деньги с их счёта таким «хитрым» способом. Цифровая грамотность не везде на высоком уровне, поэтому такие риски есть. Недоверчивым пользователям стоит объяснять, зачем вы перешли на новые технологии, как проверить QR код и почему технология безопасна. Иногда это непросто.

Неэффективно, если QR-коды — единственный путь

Даже для продвинутых и подготовленных пользователей QR-коды — не всегда удобно. Если не окажется приложения для сканирования, придётся тратить время и скачивать. Или пользователь забудет код от мобильного приложения для оплаты. Оставить один вариант оплаты или получения информации через QR-код — риск потерять клиента.

Отсутствие интернета

У 90% людей в мире в 2021 году уже был доступ к быстрому интернету, а мобильный трафик в 2022 достиг миллионов терабайт. Однако системы не всегда работают стабильно, и отсутствие интернета в неожиданный момент — реальная и знакомая всем ситуация. Интернет не работает из-за недостатка денег на счёте, из-за неудачной локации или просто из-за проблем у мобильного оператора или провайдера, если подключение через Wi-Fi. Прочитать QR-код без доступа к сети нельзя, поэтому здесь выигрывает система оплаты через Google Pay/Apple Pay, где интернет не нужен.

Резюме

QR-коды для бизнеса — неограниченное поле для действий. Их используют в рекламных кампаниях, для бесконтактной оплаты и презентации бизнеса или продукта — коды ведут на более полную информацию, чем есть офлайн.

Главные плюсы QR-кодов — это скорость и простота получения информации пользователем. Для сканирования достаточно смартфона и приложения, а для оплаты через QR-код компании не нужен терминал. Куар коды экономят деньги компании на печать материалов и дают точную аналитику эффективности наружной рекламы, мест расположения товаров.

Минус QR-кодов — недоступность для всей аудитории. Некоторые категории людей не умеют ими пользоваться или просто не готовы. Для сканирования всегда нужен доступ в интернет, когда привычные Google Pay/Apple Pay проводят оплату без доступа к сети.

0
8 комментариев
Написать комментарий...
D2Y439

В случае с пандемийной куардизацией люди встречают не только недоверие к новому, но и вполне обоснованное недоверие к навязываемому. :)

Ответить
Развернуть ветку
Altcraft
Автор

Из-за пандемии к ним отношение может быть двойственным. Но то, что они в каких-то случаях знатно облегчают жизнь - факт) Я лично получаю посылки по коду. Очень удобно. Не надо вводить кучу цифр или ждать смс-подтверждений и пр.

Ответить
Развернуть ветку
D2Y439

Конечно, на самом деле код это всего лишь инструмент. Слава Богу, общество вроде бы доросло до осознания этого.

Ответить
Развернуть ветку
Валентин Потапов

Не понял, динамический qr код может быть напечатан на бумаге и служить так не смотря на свою динамику. Стандарты это позволяют ?

Ответить
Развернуть ветку
Altcraft
Автор

Код не меняется, меняются данные, которые можно в него вшить. URL адрес. А у статических раз сделали и всё.

Ответить
Развернуть ветку
Валентин Потапов

Может то, что лежит под url меняется ? Как можно поменять сам url в напечатанном на бумаге коде непонятно.

Ответить
Развернуть ветку
Division by Zero

Вероятнее всего url с редиректом сразу, а меняется уже следующий url после редиректа

Ответить
Развернуть ветку
Валентин Потапов

Механики можно придумать разные, интересно что стандарт диктует или на практике используют

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Раскрывать всегда