Чем будет жить маркетинговая аналитика в 2022 году
Побеседовала об итогах 2021 года и трендах на 2022 год с несколькими экспертами в онлайн-маркетинге в разных сферах: Марго Кашубой из OWOX, Александром Ломанцовым из OZON и Игорем Посталенко из «Тинькофф». Читайте, что знакового случилось с ними в ушедшем году; как они относятся к жизни без cookie; к чему нужно готовиться уже сейчас, чтобы потом не кусать локти, и как собрать команду своей мечты.
Маркетинговые итоги за 2021 год
1. Цифровая трансформация продолжается
COVID-19 сделал для цифровой трансформации больше, чем любая госпрограмма.
Изменение покупательских привычек, вызванное ковидными ограничениями, заставляет бизнес переходить на продажи в онлайне. Помимо собственных сайтов многие компании развивают рекламу в соцсетях и размещают товары на маркетплейсах. Конечно, основной рост ecommerce пришелся на 2020 год, однако в 2021 эта тенденция продолжилась и, судя по данным Statista, сохранится в будущем:
Диджитализация, вызванная пандемией, затронула не только ритейл, но и многие другие сферы: образование, развлечения, трудовую деятельность и т.д.
2. Интеграция онлайна и офлайна
Несмотря на рост онлайн-продаж, офлайн-ритейл не потерял своей популярности. Многие люди предпочитают шоппинг в офлайне из-за возможности потрогать и примерить товар перед покупкой и получить его сразу, не дожидаясь доставки. Да и ROPO-покупки никто не отменял, когда пользователь ищет товар в интернете, а покупает в магазине либо наоборот — выбирает товар в торговой точке, а затем заказывает его через сайт. После вакцинации и снятия ковидных ограничений люди охотнее стали возвращаться в розничные магазины.
И у офлайн-, и онлайн-ритейла есть свои плюсы и минусы, поэтому многие компании начали использовать омниканальный подход. Они интегрируют свои каналы продаж, собирают данные из них в единую систему, чтобы видеть историю взаимодействия пользователя с брендом, персонализировать коммуникацию с ним и делать более релевантные предложения.
3. Есть ли жизнь после cookies
Пожалуй, самая обсуждаемая маркетологами тема в 2021 году — это отказ от third-party cookies. Бизнес-интересы крупных рекламных площадок (Google, Facebook), а также требования законодательства формируют технические ограничения, которые сократят срок жизни браузерных cookie-файлов и доступность данных из рекламных систем на уровне пользователя. Яндекс, Firefox и Safari уже ввели ограничения. Google пока думает, но обещает начать блокировать сторонние куки в Chrome в 2023 году.
Платформы и браузеры ограничивают отслеживание на уровне пользователя. Например, iOS уже блокирует IDFA — это аналог cookie для пользователей устройств Apple. Также активно обсуждаются ограничения, касающиеся User Agent в браузере Chrome, что сделает невозможным использование большинства методик fingerprint.
Все это может привести к тому, что уже в 2023 году маркетологам будет недоступна значимая часть информации об эффективности рекламных каналов. Вырастет доля direct-трафика, снизится качество атрибуции и оценки рекламных кампаний. Вырастет стоимость привлечения клиента. Уменьшится охват look-a-like и ретаргетинговых кампаний (если вообще сохранится). Чтобы этого избежать, многие бизнесы уже ищут альтернативы сторонним кукам: самостоятельно собирают на своей стороне First-party и Second-party, мотивирует посетителей авторизоваться на сайте, используют собственные идентификаторы пользователя и т.д. При должном уровне подготовки, вопрос post-coockie перестает быть серьезной проблемой.
4. Конкуренция за таланты становится все сильнее
Диджитализация, возможность работать удаленно, нехватка кадров на рынке — все это создает сложности при найме новых сотрудников. Согласно исследованию ManPowerGroup, ⅔ компаний по всему миру в 2021 году столкнулись с кризисом рабочей силы.
Кто-то элементарно не может позволить себе нанять нужный талант, большинство компаний не успевают закрывать вакансии в срок. Для удержания сотрудников мало просто платить — люди начинают все чаще искать смыслы. Ну а без команды достичь выдающихся результатов почти невозможно. Часто получается, что маленьким компаниям становится еще сложнее, так как их предложения уступают известным брендам. И расти в таких условиях — тот еще вызов.
К чему готовиться в 2022 году
1. Подготовьте свой маркетинг и аналитику к post-cookie реальности
Этот тренд не получится проигнорировать. Учитывая, что реклама становится все дороже, уметь использовать данные в таких условиях — жизненно важная задача.
В качестве альтернативы работе со сторонними куками можно внедрить Marketing Data Lake, начать собирать туда собственные данные с сайта (First-party data) и информацию из рекламных сервисов (Second-party data). Мотивируйте своих пользователей авторизоваться на сайте, чтобы можно было назначить им уникальный идентификатор, передавать его в CRM и использовать для формирования единого cross-device профиля пользователя.
2. Используйте данные для принятия решений
Позаботьтесь о том, чтобы у вас были качественные данные, которым вы сможете доверять. Используйте накопленные данные для автоматизации маркетинга, доказательства его эффективности, и конечно же принятия решений. Поскольку реклама дорожает, выходить на нужную аудиторию становится сложнее, соответственно нужно оптимизировать расходы. А для этого необходимо больше анализировать собственные данные и находить точки роста и риски.
Персонализируйте коммуникации с пользователями. В мире, где высокая конкуренция за внимание, выигрывает тот, кто знает, что, когда и где показать и какому именно пользователю.
Несмотря на то, что все говорят про использование данных, лишь единицы действительно их используют на полную. Построить data-driven культуру — это долго, непросто и требует ресурсов. Более того, часто компании выбирают решение подешевле, разочаровываются и думают, что data-driven это просто модное выражение, а в реальности его не существует. Но это не так. Поверьте, при правильном подходе data-driven маркетинг стоит потраченных на него усилий.
3. Будьте готовы к борьбе за талантливые кадры
После отмены ковидных ограничений многие люди продолжают работать дистанционно. Это несомненно ведет к глобализации рынка труда — компании и кандидату теперь совсем необязательно находится в одной стране. Но несмотря на это, многие компании сейчас сталкиваются с проблемой найма — вакансии закрываются долго, а людей мало, потому что высокая конкуренция.
В условиях затянувшегося кадрового кризиса компаниям крайне важно обучать и удерживать своих текущих сотрудников и придумать, чем завлекать новых: гибким графиком, бонусами к зарплате, курсами по саморазвитию и т.д.
Если резюмировать, то все вызовы нового года, связанные с изменениями в диджитал ландшафте, не станут большой проблемой, если начать готовиться к ним уже сейчас. Но если упустить момент подготовки, то можно обнаружить себя без необходимых данных что лишит маркетологов возможности принимать взвешенные решения.