Причины снижения объёма продаж

Причины снижения объёма продаж

Как плохая репутация бьёт по среднему чеку и незаметно отпугивает покупателей.

Приветствуем! Мы — «Репутация Москва», агентство, удаляющее негативные отзывы, видео и клевету из интернета.

Если товар пылится на складе, не обязательно виноват отдел продаж или маркетологи. Возможно, причины снижения объёма продаж кроются в негативных отзывах. Это веский довод, чтобы отказаться от покупки, и мы объясним, почему не стоит снисходительно относиться к репутации.

На каком этапе продажи подводит плохая репутация

Перед серьёзной покупкой россияне читают отзывы в интернете и советуются со знакомыми. Если другие покупатели не рекомендуют пользоваться брендом, скорее всего, усилия маркетологов уйдут впустую. Причина снижения объёма продаж может быть в этом.

Доверие россиян к рекламе уверенно держится на отрицательном уровне несколько лет. Тенденция сохранится и усилится, уверены в «Лаборатории ритейла». Может показаться, что выводы экспертов расходятся с действительностью. Ведь если рекламе никто не верит, то почему торговля не останавливается?

Маркетинговой революции не случилось – просто добавился ещё один этап в «путешествии покупателя», а именно проверка репутации.

Условно говоря, сейчас путь до покупки выглядит так:

Потенциальный покупатель увидел рекламу → Появилась заинтересованность в продукте → Потенциальный покупатель проверил информацию о товаре в интернете → На основе прочитанных отзывов и мнений решил, стоит ли покупать / обращаться к бренду

Схожая логика работает и с B2B-сегментом:

Менеджер совершил холодный звонок → У потенциального клиента появилась заинтересованность → Потенциальный клиент проверил информацию о товаре в интернете → На основе прочитанных отзывов решил, стоит ли воспользоваться предложением

Последние два пункта часто недооценивают, однако они могут быть реальной причиной снижения объёма продаж.

Покупатели стали более осторожными и хотят прогнозировать риски обращения к компании. Лучший способ это сделать – прочитать отзывы в интернете. Исследование Nielsen подтверждает: в вопросах покупки россияне доверяют мнению знакомых и отзывам других покупателей в интернете.

Какие факторы подкрепляют осторожность покупателей

Когда реальные доходы падают, люди предпочитают обращаться к проверенным компаниям и лишний раз не рисковать. Если стоит выбор между двумя брендами, выберут тот, что с более сильной репутацией.

Ситуацию в России сложно назвать благоприятной. Согласно исследованию «Альфа Банка», 82 % предпринимателей ощутили на себе снижение покупательской способности. Это отразилось на падении среднего чека, прибыли и числе клиентов.

Проблемы «Сбарро» подкрепляются негативом в поиске. Потенциальный инвестор дважды подумает перед покупкой бизнеса с такой родословной. Скриншот google.ru
Проблемы «Сбарро» подкрепляются негативом в поиске. Потенциальный инвестор дважды подумает перед покупкой бизнеса с такой родословной. Скриншот google.ru

Причины снижения объёма продаж кроются и в экономических факторах:

  1. Кредиты не выдают. В 2019 году российские банки одобрили 37 % от общего числа заявок граждан на разные виды кредитов. Это на 4 % меньше, чем в 2018 году. Чаще всего выдают ипотечные кредиты. Скорее всего, тенденция сохранится, а банки продолжат вести себя осторожно.
  2. Реальные доходы почти не растут. Люди всё больше экономят, что неудивительно. С 2014 года реальные доходы россиян непрерывно падают или почти не показывают рост.
  3. Растёт число банкротств граждан. Всего в 2019 году несостоятельными признаны 69 тыс. россиян, включая индивидуальных предпринимателей. Это на 57 % больше, чем в 2018 году. По данным Объединённого кредитного бюро (ОКБ), общее количество потенциальных банкротов и вовсе достигло 1,15 млн.

Мы не хотим сказать, что люди перестали покупать. Вовсе нет. Россияне предпочитают обращаться к проверенным компаниям.

Условно, есть два магазина: X и Y. Первый может похвастаться высоким рейтингом в Яндекс.Картах и 2ГИС, а второй – нет, хоть продукция там такая же. Очевидно, что у магазина X больше шансов сохранить покупателей и привлечь новых.

От чего зависит объём продаж

Влияние репутации на конверсию давно подсчитали. Объём продаж для товара с 5 отзывами в 3 раза выше, никто не верит слащавым отзывам, а конструктивная критика повышает продажи.

Настоящий негатив – не причина падения объёма продаж, уверены ведущие маркетологи. Более того – 82 % покупателей специально ищут негативные отзывы в интернете. Так люди убеждаются, что отзывы настоящие.

Рассмотрим, какие факторы позитивно сказываются на продажах.

Достаточно 5 отзывов. Вероятность покупки продукта с 5 нейтральными или позитивными отзывами на 270 % выше, чем для него же, но без отзывов. Увеличение количества отзывов почти не влияет на конверсию.

Негатив отпугивает клиентов. В зависимости от содержания, негативные отзывы способны отпугнуть до 60 % потенциальных клиентов. Особенно это касается негатива, пробившегося в топ поисковой выдачи Гугла и Яндекса.

Ответы на отзывы показывают, как компания решает проблемы клиентов. Это позитивно сказывается на конверсии. Скриншот market.yandex.ru
Ответы на отзывы показывают, как компания решает проблемы клиентов. Это позитивно сказывается на конверсии. Скриншот market.yandex.ru

Чем дороже товар, тем сильнее прислушиваются к отзывам. Отзывы оказывают большее влияние на вероятность покупки более дорогих товаров, чем дешёвых. Конверсия для товаров из низкого ценового сегмента в рознице в среднем составила 190 %. При этом средняя категория показала рост конверсии на 380 %. Это ювелирные украшения, электроника и другие товары.

Никто не верит «чистой пятёрке». Вероятность покупки наиболее сильна в диапазоне оценок 4,0–4,7. После она снижается с приближением рейтинга к «пятёрке». В этом случае покупатели подозревают бренд в накрутках.

Конструктивная критика увеличивает конверсию. Потребители изучают информацию о продукте в 4 раза дольше, когда встречают критику. При этом конверсия вырастает на 67 %.

Причины снижения объёма продаж

Репутационные недостатки, которые могут негативно сказаться на выполнении плана продаж.

О компании / продукте нет отзывов → покупатели думают, что бренд никому не интересен или только вышел на рынок.

Всем отзывам несколько лет → покупатели не уверены, что мнения актуальны по сей день.

Нет ответов на негативные отзывы → покупатели считают, что компания не интересуется обратной связью с клиентами.

Авторы отзывов ставят одни «пятёрки» → никто не верит в достоверность отзывов (чаще всего опасения оправданы).

Конкуренты написали негатив → правдоподобный фейковый негатив способен отпугнуть до 60 % потенциальных клиентов.

Начать дискуссию