В помощь маркетологу: какие задачи решает декомпозиция

Как декомпозиция облегчает жизнь маркетологу, почему её стоит использовать в планировании и постановке задач, как декомпозировать воронку продаж и что делать после? Собрали основное про декомпозицию и объясняют на примерах специалисты Roistat.

В помощь маркетологу: какие задачи решает декомпозиция

Декомпозиция: что это простыми словами

Декомпозиция — это деление целого на части. В маркетинге можно декомпозировать большую цель на несколько маленьких. Например, не просто поставить задачу «привести 1 000 лидов», а разбить её на несколько более мелких: «привести 400 лидов с Google Ads», «получить 300 лидов с Яндекс.Директ» и «привлечь 100 лидов с рекламы в Facebook».

Представьте, что нужно помыть Boeing 737. Это большой самолёт, на мойку не сдать — он не влезет в помещение, где моют машины. Пройтись с ведром и губкой не получится — самолёт стоит на шасси, с него можно упасть. Позовём две бригады с кёрхерами на кране — одна будет мыть кузов самолета, другая крылья и хвост. Внутри будут работать уборщики — они почистят салон, кабину, туалеты, отсеки для хранения багажа.

Мы составили план по уборке самолёта. Большую задачу «помыть Boeing 737» разбили на два уровня — уборка снаружи и внутри. Каждый уровень разбили ещё на несколько задач. Это и есть декомпозиция. Это инструмент упрощения — от большого к малому, от сложного к простому. Сделать одну большую задачу непросто, а разобраться с десятком мелких — легко.

Декомпозицию можно представить в виде списка дел или графика с задачами
Декомпозицию можно представить в виде списка дел или графика с задачами

Что такое декомпозиция цели на задачи

Инструмент упрощения или декомпозиции используют во многих сферах. В криминалистике его называют методом дедукции, а в физике используют для решения сложных задач. В быту тоже используют упрощение, когда что-то планируют. Это декомпозиция конечной цели.

Пример: Женя хочет стать маркетологом — это её цель. Просто так взять и в одночасье стать маркетологом не получится. Нужно пройти обучение, чтобы освоить сферу знаний, затем приобрести и потренировать навыки, необходимые в профессии. Подобная подготовка может занять много времени. К тому же в процессе обучения Женя может передумать, что ей подходит профессия маркетолога.

Но пока Женя замотивирована, ей хочется настраивать классные рекламные кампании и помогать бизнесу получать прибыль от запусков рекламы. К счастью, Женя знает, что такое декомпозиция. Ведь если продумать, из каких составляющих складывается путь от текущих навыков Жени к тем, что нужны настоящему маркетологу, можно повысить свою мотивацию. Выполняя мелкие задачи и наблюдая за прогрессом, проще дойти до конца и освоить профессию.

С помощью декомпозиции Женя разбивает свою цель — стать маркетологом — на несколько задач:

  • Записаться на курсы по маркетингу — например, у Roistat есть бесплатный курс-симулятор «Бизнес-аналитика в маркетинге».
  • Изучить теорию — посмотреть лекции, начать читать тематические каналы, посмотреть кейсы.
  • Осваивать новые знания и навыки по маркетингу каждый день по 1-2 часа.
  • Попасть на стажировку и прокачать скиллы на практике.

В декомпозиции важно разбить цель на задачи, а для каждой задачи — продумать шаги. Иначе можно попасть в ловушку, когда и задачи будут казаться такими крупными, что непонятно, как за них браться.

Каждый шаг внутри задачи — простое и понятное действие. Например, пройти первый урок курса по маркетингу, сделать домашнее задание или почитать Фила Бадена.

Зачем нужна декомпозиция целей

Возьмём одну цель — купить новую машину. Какой из вариантов достижения цели нравится больше?

Вариант 1. Одна цель — непонятно, что с ней делать, с чего начинать
Вариант 1. Одна цель — непонятно, что с ней делать, с чего начинать
Вариант 2. Цель декомпозировали — составили план действий. Чтобы достичь цели, двигаемся от задачи к задаче
Вариант 2. Цель декомпозировали — составили план действий. Чтобы достичь цели, двигаемся от задачи к задаче

Второй вариант даёт развернутую картину действий. Понятно, какие шаги нужно предпринять, чтобы купить машину. Декомпозиция разворачивает изнанку цели — чем подробнее расписать шаги и задачи, тем проще достичь результата.

Преимущества декомпозиции целей:

  • Проще решать мелкие задачи — глобальных целей не достигнуть без решения небольших задач. Как увеличить прибыль компании? Как повысить продажи? Как купить новую машину? Без декомпозиции неясно, что делать.
  • Проще ориентироваться в целях. Разделив цель на задачи, можно оценивать свой прогресс — что уже сделали для достижения цели, насколько это помогло, какой опыт приобрели и как можно скорректировать свой путь. Вернёмся к примеру с покупкой машины. Вы пообщались с другом и узнали, что есть сервис, который за небольшую комиссию подбирает вам машину, оформляет покупку, занимается документами. Вам нужно только выбрать машину, покататься на ней и заплатить. Это идеальный вариант для вас — остальные шаги в плане можно не выполнять, потому что вы нашли короткий путь к цели.
  • Проще находить ресурсы для решения задач. К масштабной задаче тяжело подступиться — непонятно, как действовать. А после декомпозиции можно разделить задачи между командой.

3 способа декомпозировать цели

1. Разбить цель на шаги

Это самый простой способ — разбить цель на задачи и записать их подряд, друг за другом. Можно ручкой в блокноте, в заметках в телефоне или в любом планере (например, Todoist). Внутри задач можно прописывать шаги и ставить сроки для выполнения. Примеры: список покупок, чек-лист, инструкция.

Чек-лист из статьи аудит юзабилити — когда вместо одной большой цели получились три понятные задачи
Чек-лист из статьи аудит юзабилити — когда вместо одной большой цели получились три понятные задачи

2. Построить майндмэп

Майндмэп (от англ. mind map) или ментальная карта визуально отображает структуру цели — какие есть задачи, как они связаны друг с другом, в какой последовательности их выполнять, кто за какую задачу отвечает.

В майндмэпе проще создавать подзадачи. Если записывать их друг за другом на бумаге, общая картина может потеряться. К тому же иногда нужно выполнять шаги параллельно, а они из разных задач. В майндмэпе это легко отследить. Поэтому их используют для во время мозговых штурмов. Из множества идей создаётся структура цели и понимание, какие задачи нужно решить для её достижения.

CJM (карта пользовательского пути) — декомпозиция с помощью майнд-мапа. Аналитики нарисовали портрет клиента компании и продумали его взаимодействие с продуктом
CJM (карта пользовательского пути) — декомпозиция с помощью майнд-мапа. Аналитики нарисовали портрет клиента компании и продумали его взаимодействие с продуктом

3. Использовать метод SMART

SMART — метод декомпозиции и оценки целей, это аббревиатура на английском языке. Состоит из 5 слов, — каждое слово определяет, какой должна быть цель:

  1. S (Specific) — конкретной. Однозначная и понятная цель — например, увеличить продажи или купить новую машину.
  2. M (Measurable) — измеримой. Нужно определить, что считается результатом — например, рост конверсии на 10% или покупка машины.
  3. A (Achievable) — достижимой. Нереалистичные цели не приводят ни к чему — достичь их не получается, усилия потрачены впустую. Цели могут быть амбициозные и масштабными, но если их нельзя достичь, они бесполезны.
  4. R (Relevant) — значимой. Нужно понять, насколько важна цель, нужно ли её достигнуть или можно отложить. Например, зачем увеличивать показы объявлений до 1 млн в месяц, если это не принесёт прибыль. Лучше поставить цель — привлечь 1 000 новых клиентов за месяц.
  5. T (Time bound) — ограниченной по времени. Цель без дедлайна — необязательная цель, которую можно выполнить потом. Сроки делают задачу серьёзной и требуют выполнения. Например, можно привлекать 1 000 новых клиентов целый год, но в цели чётко зафиксирован дейдлайн — за месяц. Для достижения такой цели нужно приложить больше усилий.

Декомпозиция в маркетинге

Маркетологи используют декомпозицию для работы с воронкой продаж. Они переворачивают воронку на 180 градусов и раскладывают её по этапам — от последнего к первому.

<p>Обычная воронка продаж — от знакомства с продуктом до конечного действия</p>

Обычная воронка продаж — от знакомства с продуктом до конечного действия

Обратная или декомпозированная воронка продаж — от целевого действия до знакомства
Обратная или декомпозированная воронка продаж — от целевого действия до знакомства

Нужно не просто перевернуть воронку, а разбираться, как клиенты доходят до каждого из этапов, что влияет на переход из одного этапа в другой. Получается обратная воронка с причинно-следственной связью.

Декомпозиция воронки продаж помогает понять, что побудило клиента перейти на следующий этап
Декомпозиция воронки продаж помогает понять, что побудило клиента перейти на следующий этап

Декомпозиция помогает определить приоритетные этапы воронки с целью понять, как можно повлиять на рост прибыли.

Например, Павел владеет интернет-магазином детских игрушек. Он хочет увеличить прибыль в два раза и идёт к маркетологам из компании А. Они предлагают увеличить рекламный бюджет в два раза. Но Павел понимает, что маркетологи ошибаются. Увеличение бюджета не гарантирует, что прибыль автоматически вырастет. К тому же Павел хочет больше зарабатывать, а не больше тратить.

Павел идёт к маркетологам из компании Б и узнаёт про декомпозицию. Ему рассказывают, что это способ по-другому взглянуть на воронку продаж, и помогают увеличить прибыль.

Как декомпозировать воронку продаж

1. Берём воронку продаж для интернет-магазина.

Воронка продаж онлайн-магазина
Воронка продаж онлайн-магазина

2. Переворачиваем воронку и собираем в обратном порядке.

3. Разбираемся в причинах перехода от этапа к этапу — что влияет на движение по воронке. Получается такая декомпозиция:

  • На оформление заказа влияет количество сформированных корзин.
  • На формирование корзин влияет, как выглядит карточка продукта.
  • На переход в карточку — CTR самой карточки на сайте.
  • На сайт пользователь попадает из поисковой выдачи или после клика по рекламе.
  • На трафик влияет CTR рекламного объявления.
  • На рекламу влияет количество показов объявления.
  • На количество показов — объём запросов на категорию продуктов.

Что маркетологу делать после декомпозиции воронки продаж

Необходимо изучить путь клиента по воронке — посмотреть конверсию на каждом этапе и перед запуском новой рекламы отследить эффективность текущей кампании. Для этого можно использовать сервис сквозной аналитики — такой есть у Roistat. В нём можно отследить путь клиента от первого клика по рекламе до целевого действия — в нашем случае до покупки.

Анализируем конверсию и замечаем низкий CTR объявления. Его можно увеличить с помощью выбора позиции объявления и ставки. Чем ниже позиция в поисковой выдаче, тем ниже CTR. Ещё одна проблема — много пользователей заходят на страницу с продуктом, но не добавляют его в корзину. Для повышения конверсии можно улучшить оформление карточки — добавить яркие картинки товаров, видеоотзыв, сделать более заметной кнопку «Добавить в корзину», предлагать рассрочку в способах оплаты.

И дальше разбираем так каждый этап — смотрим статистику, обнаруживаем барьеры и думаем, как их можно убрать и улучшить конверсию.

Отчёт «Воронка событий» Roistat 
Отчёт «Воронка событий» Roistat 

Главное

  • Декомпозиция — удобный инструмент для планирования и постановки задач. С его помощью можно не бояться масштабных проектов, разбивая их на мелкие и простые задачи.
  • Декомпозиция в маркетинге — иной взгляд на воронку продаж, который помогает глубже её изучить. С помощью декомпозиции можно узнать, как каждый этап воронки влияет на итоговую прибыль компании.
  • Улучшения каждого этапа воронки продаж по результатам декомпозиции, пусть даже минимальные, позволяют сильно вырасти в выручке.

***

На нашем Telegram-канале делимся полезными материалами по маркетингу и аналитике, кейсами клиентов, собираем познавательные дайджесты и анонсируем бесплатные обучающие вебинары. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!

77
Начать дискуссию