Почему конкуренты растут, а вы — нет
Привет! На связи «Четвертый Рим».
Нам всегда было любопытно, какие черты присущи компаниям, которые растут быстрее других. Поэтому мы решили проанализировать, какие действия помогают им обгонять конкурентов и становиться лидерами рынка.
Перечисляем 16 стратегий, которые помогают компаниям расти и которыми, возможно, сейчас заняты ваши конкуренты.
1. Они стимулируют спрос в межсезонье
Чтобы продать товар в высокий сезон, особые усилия не нужны: благодаря прямому спросу товару, по большому счету, продает себя сам.
А вот после окончания сезона каждый поступает по-разному: кто-то приостанавливает работу и увольняет сезонных сотрудников, а кто-то ищет способы «разбудить» спрос между сезонами.
Как это сделать?
- Засыпать ленты потенциальных клиентов агрессивным таргетом.
- Заказать рекламу у блогеров на YouTube, в TikTok, Instagram.
Сервисы для поиска блогеров помогают найти подходящие аккаунты даже по самым узким параметрам. Например, чтобы прорекламировать шоколадные конфеты без сахара весной, можно обратиться к фитнес-блогерам — в этот сезон они особенно популярны. А для экономии бюджета выбирать только блогеров с небольшой аудиторией, но хорошей вовлеченностью
- Найти партнеров для кобрендинга и поддержать друг друга в низкий сезон или «присоседиться» к партнеру, у которого сейчас как раз сезон.
2. Тестируют новые каналы
В 2021 году рынок интернет-рекламы вырос на 25%, и закономерно, что она в очередной раз подорожала. Конкуренция становится выше — директ забили крупные федеральные сети, маркетплейсы захватили поиск, а таргет вынуждает конкурировать и на аукционе, и в новостной ленте.
Чтобы удержаться на плаву в этой агрессивной среде, без экспериментов не обойтись — благо, рекламные сети постоянно предлагают новые каналы и форматы взаимодействия с пользователями.
Как это сделать?
- Раз в месяц-квартал выделять бюджет на тесты новых рекламных каналов и форматов объявлений, масштабировать удачные эксперименты.
- Следить за ситуацией на рынке рекламы. Новые форматы, каналы и игроки появляются постоянно, и вполне вероятно, что они могут оказаться эффективнее существующих стратегий.
- Хорошо, если всю рекламу и эксперименты ведет одно агентство — так проще оценивать эффективность и запускать кампании для разных каналов и этапов воронки.
3. Анализируют всё, что анализируется
Принимать решения не по собственным ощущениям, а на основании данных — признак если не растущей компании, то по крайней мере зрелой и состоявшейся.
Только детальная аналитика любых изменений покажет, какие из них принесли результат, а какие остались неудачным экспериментом.
Что делать?
Установить на сайте как минимум Яндекс.Метрику, Google Analytics;
- Настроить колл-трекинг;
- Дополнить системами сквозной аналитики вроде Roistat или Calltouch;
- Собирать данные в CRM;
- Помнить, что иногда и всеобъемлющая сквозная аналитика не поможет — особенно если речь об узкой нише с небольшим трафиком;
- И тем не менее собирать данные.
- 4. Присматриваются к конкурентам.
4. Присматриваются к конкурентам
— Дашь списать домашку?
— Дам, но только не списывай точь-в-точь, чтобы не спалили.
Применять удачные решения конкурентов не зазорно, пока вы не занимаетесь плагиатом. Хорошие идеи становятся отраслевыми стандартами, поэтому важно не только работать на опережение, но и не отставать.
Как это делать?
Реплицировать чужие идеи под копирку — не лучшая затея как с точки зрения этики, так и из соображений эффективности. Но проанализировать, что держит конкурентов на плаву и почему ваши потенциальные клиенты покупают у них, стоит обязательно.
Мы рекомендуем по крайней мере проверить сайт, его структуру, особенности и семантику, а еще посмотреть, где рекламируются конкуренты.
5. Продумывают УТП
Компания, которая ушла в серьезный отрыв от конкурентов, с большой вероятностью делает по-другому вообще всё.
Пока все открывают DVD-прокаты, они отправляют диски почтой по подписке; пока все нанимают диспетчеров и водителей такси, они дают возможность заказать машину в один клик.
Как это сделать?
- Оцените свое УТП: что получается у вас лучше, чем у других? Что нужно вашим клиентам?
- Попросите совета у партнеров и клиентов — узнайте, чего они от вас ожидают.
- Оцените свои недостатки. Подумайте, как превратить их в достоинства.
6. Работают над клиентским сервисом
Чем выше конкуренция, тем требовательнее покупатели. Если компания долго не перезванивает, менеджеры отвечают нехотя, а заказы отправляют не слишком оперативно, покупатель просто уходит к более расторопному конкуренту.
Что делать?
- Переводите всё возможное в онлайн, чтобы ускорить процессы. Выставление счета, дилерский кабинет, чат, в котором оперативно реагирует поддержка, — все это может и должно мгновенно делаться в онлайне.
- Проводите регулярное обучение менеджеров. Следите за их показателями в CRM.
- Проверяйте дилеров, особенно если передаете им заказы.
7. Коммуницируют там, где удобно клиенту
Сегодняшние покупатели все реже хотят общаться по телефону, и, хотя в некоторых сферах привычка обсудить детали голосом никуда не делась, в целом общение смещается в мессенджеры. Поэтому настаивать на звонке для подтверждения заказа сегодня анахронизм.
Как реализовать?
- Освободите менеджера — настройте чат-бота, который будет отвечать на основные вопросы.
- Используйте чат-бот во благо, и, если клиент захочет поговорить с человеком, дайте ему это сделать.
8. Поддерживают дизайн сайта современным
Понятно, что одним дизайном мил не будешь. Из-за одного только устаревшего или неудачного дизайна клиенты вряд ли откажутся работать с компанией.
Но при прочих равных многие посетители выберут сайт с актуальным дизайном, хотя бы из тех соображений, что компании хватает денег, чтобы его обновлять.
И что делать?
- Не бросаться переделывать все с нуля.
- Постепенно внедрять небольшие улучшения (это называют эволюционным подходом к редизайну). Убрать отвлекающие элементы, упростить формы, продумать фильтры и т.д.
- Когда появятся свободные ресурсы, можно будет заняться грандиозным редизайном.
9. Пробуют разные рынки сбыта
Этот пункт в первую очередь относится к производителям. Круто, если у вас по всей РФ всего 10 клиентов и с каждым вы знакомы в лицо. Но стоит ли ограничиваться только крупным оптом?
Один из заметных трендов последних лет — D2C, direct-to-customer, когда производитель сам идет торговать в розницу и поставляет товар напрямую конечному потребителю, минуя цепочку посредников.
Даже если розница не ваша тема, не забывайте, что на рынке всегда есть внушительный пласт клиентов мелкого и среднего опта, которые с удовольствием купят товар напрямую от производителя.
Как это сделать?
- Попробуйте торговать мелким или средним оптом.
- Помните, что для этого бизнес-процессы, связанные с комплектацией и логистикой, придется откорректировать для новых реалий.
- Розницу можно отправить на маркетплейсы, которые сами организуют продажи и доставку конечным потребителям.
10. Работают над брендом
В психологии есть такое понятие, как эффект знакомства: чем чаще человек сталкивается с неким объектом, тем больше доверия и симпатии к нему испытывает.
Из этого можно сделать вывод, что чем чаще покупатель видит бренд, тем более он становится расположен к покупке у этого бренда.
И что делать?
- Стараться обеспечить свое присутствие в максимальном количестве каналов. Мессенджеры, маркетплейсы, офлайн-реклама, таргет, контекст, TikTok и можно даже Clubhouse, если вы еще помните, что это.
- Использовать рекламу не только для продаж, но и для увеличения узнаваемости.
11. Заботятся о репутации
Репутационные потери больно бьют по прибыли, поэтому проще «беречь честь смолоду» и внимательно следить за тем, что о тебе говорят в сети. В особенности это касается интернет-магазинов, потому что, в отличие от офлайна, отзывы — это единственный способ убедиться перед покупкой, что все будет нормально.
Что делать?
- Используйте Google Alerts, Babkee, YouScan и другие сервисы мониторинга упоминаний в сети.
- Не отмалчивайтесь на негативные отзывы — максимально старайтесь решить проблему в публичном пространстве.
- Благодарите пользователей за хорошие отзывы.
- Помните, что отзывы отражают качество клиентского сервиса. Поэтому в первую очередь сервис, а затем работа с отзывами.
12. Улучшают логистику
Одна из причин популярности маркетплейсов — распределенная сеть ПВЗ и быстрая доставка. Пока некоторые интернет-магазины обещают доставить не в самый удобный пункт самовывоза за неделю, условный Вайлдберриз предлагает доставку за пару дней чуть ли не в любую точку РФ.
Как повторить это у себя?
- Сократить все, что сокращается: время на комплектацию, упаковку, отгрузку. Конечно, просто сказать «собирайте быстрее» не сработает, но можно облегчить навигацию и доступ кладовщиков к ячейкам хранения, использовать ТСД и WMS (warehouse management system, система управления складом).
- Передать товар или его часть на фулфилмент ближе к ключевым регионам доставки.
13. Режут косты
Здоровая (не маниакальная) экономия всегда идет бизнесу на пользу.
Перевод офиса на удаленку позволит отказаться от ненужных площадей, а сокращение упаковки поможет не только бюджету, но и природе. Кроме этого, к экономии можно отнести даже экологичное общение в командах — так сотрудники тратят меньше времени на коммуникацию и реже выгорают, а значит, приносят больше пользы бизнесу.
Что делать?
- Перевести бэк-офис на удаленку, если еще этого не сделали.
Организовать командное общение в CRM/ERP/таск-менеджере.
- Обеспечить адекватную нагрузку, жестко зафиксировать время «доступности» в мессенджерах, чтобы предупредить выгорание.
- Следить за общением в коллективе, помогать сотрудникам развивать soft skills и навыки этичной коммуникации.
- Помогать сотрудникам лучше понять и разделить задачи бизнеса.
14. Отдают на аутсорс
Вырастить у себя отдел разработки или маркетинга для многих компаний задача непосильная — хотя бы потому, что обычно для таких сотрудников нет задач на фултайм. Поэтому нужно ли пытаться? Специалисты на аутсорсе сделают то же самое быстрее, дешевле и профессиональнее, а вам не придется оплачивать их отпуска и ДМС.
Что делать?
- По возможности и необходимости передавать компетенции на аутсорс: обзвон клиентов отдать в колл-центр, склад перевести на фулфилмент, а за маркетингом обратиться в агентство.
15. Быстро реагируют на изменения
Гибкость и знание трендов рынка — свойство, которое идет на пользу любому, даже самому консервативному бизнесу.
Как это делать?
- Следить за новостями, не игнорировать крупные инфоповоды.
- Максимально быстро, но не в ущерб качеству запускать новые продукты под изменяющиеся потребности клиентов.
- Следить за конкурентами, мониторить их цены, понимать происходящее на рынке.
16. Получают помощь от государства
В бизнес-среде бытует некоторый скепсис касательно этого пункта. Не ударяясь в политику, скажем только, что государство заинтересовано в бизнесе и здоровой экономике, поэтому оно готово помогать предпринимателям.
Наш клиент, медицинский центр, поначалу отнесся к нашему предложению подать заявку на компенсацию интернет-рекламы из бюджета города Москвы недоверчиво, но мы убедили его попробовать.
Через несколько месяцев правительство компенсировало около 700 тыс. рублей. Нормальный кэшбек: -)
P.S. Заявки по этой программе больше не принимают, но вы можете посмотреть, какие еще программы финподдержки сейчас актуальны.
Что делать?
- Узнать про субсидии и программы финансовой поддержки для ваших ОКВЭДов в регионе.
- Присоединиться к ТПП: они помогают найти клиентов за рубежом и в России.
- Использовать разнообразные компенсации ФСС (например, спецоценку условий труда можно частично провести за счет социальных взносов), льготы, налоговые вычеты и т.д.
Резюме
Мы не знаем на 100% рабочей схемы, чтобы обогнать всех конкурентов. Но у нас есть как минимум 16 идей для роста и развития бизнеса. Проверьте себя: используете ли вы все из них?
- Стимулировать спрос в межсезонье
- Диверсифицировать рекламные каналы
- Анализировать рекламу и продажи
- Изучить конкурентов
- Продумать/изменить УТП
- Улучшить клиентский сервис
- Добавить новые каналы коммуникации
- Обновить/улучшить дизайн
- Найти новые рынки сбыта
- Развивать свой бренд
- Следить за репутацией
- Ускорить доставку и оптимизировать логистику
- Сократить расходы
- Передать на аутсорс
- Реагировать на изменения рынка
- Получить поддержку от государства
Если вы отметили…
16 пунктов
То мы вам не очень верим, а если и верим, то очень завидуем: -)
15–10 пунктов
Это хороший результат — скорее всего, ваша компания уверенно чувствует себя на своем рынке, а в случае чего всегда есть дополнительные ресурсы для развития.
10 и менее
У вас большие скрытые резервы для роста. Может быть, какие-то идеи из нашей статьи вам пригодятся?: -)
Приглашаем уважаемых читателей к обсуждению: чем бы вы дополнили этот список?