Продажи и маркетинг в B2B: 6 антикризисных идей от лидеров рынка

Ведущие компании рынка рассказали о рабочих стратегиях, которые помогут B2B-компаниям увеличить прибыль

Продажи и маркетинг в B2B: 6 антикризисных идей от лидеров рынка

17 февраля прошла ежегодная Alytics Open Conf B2B 2022 — онлайн-конференция, посвященная современному маркетингу в B2B компаниях.

Своими советами и наработками поделились представители «Яндекса», «1С-Битрикс», Alytics, ModumUp, Sendpulse и 2L.

  • Какие инструменты в B2B-маркетинге сейчас наиболее эффективны?

  • Что влияет на продажи B2B-компаний и как на это влиять?

  • Как подружить отделы маркетинга и продаж?

  • Можно ли отследить офлайн-конверсии и учитывать прибыль от них?

  • Как привлекать сотрудников к пиару вашей компании?

Мы собрали все основные тренды, советы и лайфхаки в этой статье и кратко расскажем о каждом.

Совет 1. Подружите маркетинг и продажи

О, это вечное противостояние между отделом маркетинга и отделам продаж! Кто виноват, что продажа не состоялась? Маркетинг привел плохие лиды или продажники не сумели их обработать?

Сначала разберемся, кто за что отвечает. Вспомним этапы воронки по формуле AIDA: внимание, интерес, демонстрация выгоды, действие (продажа). В классическом B2B, особенно с длинным и сложным циклом продаж, маркетологи обычно отвечают за первые 2, редко 3 этапа воронки, а 3 и 4 отдают продажникам. Но все они работают в одной воронке и преследуют одну цель — конечные продажи.

В «1С-Битрикс» составили чек-лист по взаимодействию маркетологов и менеджеров по продажам. О чем маркетингу надо договориться с продажниками?

1. Этапы продаж

  • В какой канал идут лиды — в форму на сайте, в чат, в звонок?

  • Могут ли продажники обработать этот трафик?

  • По какой цепочке будут обрабатываться лиды? Разным сегментам нужны разные инструменты продаж.

  • По каким скриптам и материалам работают продажники, насколько они синхронизированы с маркетингом?

2. Скорость обработки

  • Сколько времени уходит на обработку входящей заявки? Есть хорошая фраза о том, что лид живет 15 минут. Если в течение 15 минут не позвонить — бесполезно звонить потом, человек уже не воспримет информацию.

  • Как мы можем контролировать это время? Проговорить это, зафиксировать и контролировать.

  • Что делать в нерабочее время и выходные? Останавливаете ли рекламные кампании или есть кому обрабатывать заявки?

  • Что делать, если вы не успеваете обрабатывать все лиды?
  • Есть ли автоматизация действий? В «1С-Битрикс» есть алгоритмы — роботы и триггеры. Роботы выполняют разные действия с лидами и сделками в нужной стадии. Например, отправляют письмо или sms клиенту, показывают нужную рекламу и другие. Триггеры – события, которые влияют на запуск изменений в сделке. Как вариант, напоминают менеджеру о входящем письме или звонке.

3. Квалификация трафика. Любые лиды нужно делить на релевантные нам и неподходящие по важным признакам:

  • К какому сегменту ЦА относится лид?

  • Его отрасль, оборот по деньгам, пол, другие важные характеристики (наличие авто, страховки, ДМС и т.д.).

  • Фиксируется ли это в CRM? Автоматически или нет?

4. Конверсия в продажу

  • Сколько лидов доходят до покупки товара или услуги? Конверсия в B2B редко превышает 20 %. Если конверсия ниже 10 % — это плохо.

  • Каковы причины отказов? Нужно фиксировать их и принимать меры для снижения отказов.

  • Как дальше идет работа с этими лидами?
  • Кто это делает — маркетологи или продажники?

5. Каналы коммуникаций

  • Подключены ли все каналы коммуникации с пользователями и клиентами к CRM? Так мы понимаем, откуда пришли лиды, какие действия с ними произошли.

  • Отличается ли канал коммуникаций от канала продаж? То есть канал, где вы общаетесь с клиентом, и канал, где идет непосредственно продажа?

  • В каком канале завершается продажа?

  • Переключают ли менеджеры каналы? Спойлер: не надо, если клиент не просит.

6. Сквозная аналитика

  • Есть ли в компании сквозная аналитика?

  • Есть ли интеграция с CRM-системой?

  • Отслеживает ли сквозная аналитика все каналы: и онлайн, и офлайн?

  • Строит ли цепочки переходов клиента?

Когда вам удастся подружить маркетинг и продажи, результаты вас удивят:

<p>В «1С-Битрикс» называют такие цифры </p>

В «1С-Битрикс» называют такие цифры

Совет 2. Подключите сквозную аналитику

Можно ли обойтись без сквозной аналитики? Многие предприниматели используют только данные счетчиков веб-аналитики, которые стоят у всех на сайте, и посчитать CPA — стоимость обращения клиента. Компании сферы ecommerce могут также использовать данные электронной торговли Google Analytics. Но реальной картины продаж мы не увидим. А самое главное, не увидим ROI — коэффициент окупаемости инвестиций.

<p>В отчетах сквозной аналитики видно источники трафика и метрики их эффективности, выручку, прибыль и ROI по каждому источнику </p>

В отчетах сквозной аналитики видно источники трафика и метрики их эффективности, выручку, прибыль и ROI по каждому источнику

А еще обычная веб-аналитика не дает расклад по многоканальным последовательностям.

В B2B так часто бывает: прежде чем пользователь оставит заявку, он заходит на ваш сайт несколько раз и с разных источников:

  • Зашел с контекстной рекламы — но решил отложить покупку до аванса.

  • Сидел во «ВКонтакте», кликнул на рекламу — опять не купил. Отложил покупку до возвращения жены из командировки.

  • Потом где-то кликнул на ретаргетинг — стало некогда, опять отложил покупку до выходных.
  • И только потом зашел с органики и наконец купил.

Это и есть многоканальные последовательности. С помощью сквозной аналитики мы видим, что клиент до покупки заходил к нам 4 раза. Но как распределить полученную в итоге выручку на все эти рекламные источники? Как понять, какой из них привел к продаже? Может быть, один, самый главный? Или первые два? Или все в равной степени?

Есть несколько моделей атрибуции, которые чаще всего используются в B2B:

  • По последнему взаимодействию — считается, что продажу привел самый последний канал.

    По первому клику — когда ценность отдается, наоборот, самому первому касанию.

  • Линейная атрибуция — когда ценность отдается всем каналам равномерно, и т. д.

Бизнес сам выбирает модель атрибуции, затем сквозная аналитика учитывает все касания пользователя с сайтом и синхронизирует их с данными из CRM — сделками, продажами и полученной прибылью.

<p>Становится понятно, сколько реальной прибыли принес каждый канал, окупился ли он</p>

Становится понятно, сколько реальной прибыли принес каждый канал, окупился ли он

Мы не советуем использовать только одну модель атрибуции — она не даст полной картины. Лучше использовать разные модели и сравнивать данные — такая аналитика глубже и многомернее. Например, некоторые каналы не приносят реальной выгоды, но отлично работают на узнаваемость бренда — а значит, их ни в коем случае нельзя отключать.

Сквозная аналитика Alytics помогает B2B-компаниям узнать реальную рентабельность маркетинга в целом и по каждому рекламному источнику. Это позволяет найти новые точки роста, отказаться от неэффективных каналов и бросить силы на эффективные, а иногда и сменить подрядчика, который халтурил.

Пример из практики.

Наш клиент — компания «МаксиПРО», дочерняя компания «Леруа Мерлен». Они продают стройматериалы не обычным людям, которые делают ремонт, а строительным фирмам, бригадам, прорабам — то есть типичный сегмент B2B.

Проблема компании — средний чек довольно низкий для данного сегмента, а стоимость привлечения клиента вполне высокая, поэтому с первой продажи затраты не окупаются. Чтобы отследить время и коэффициент окупаемости, нужно отслеживать повторные продажи и относить к тому рекламному источнику, который привлек первую продажу. Например, первый раз клиент сделал у «МаксиПРО» заказ в январе 2021 года, потому купил еще 20 раз, и только через полгода стоимость его первого привлечения окупилась.

Что было сделано:

  • Подключена система, где учитывались заказы. Подсчитан объем выполненных заказов и их распределение по рекламным каналам.

  • Подсчитаны продажи и привлеченные клиенты.

  • Учтены повторные продажи со всех каналов и соотнесены с источником первой покупки.
  • Учтены цели с сайта из GA, звонков через коллтрекинг.
  • Применены мультиканальные модели атрибуции.

Что получили «МаксиПРО» в результате внедрения сквозной аналитики:

  1. Оценили влияние каждого канала и его долю на пути к продаже. Это позволило понять, какие каналы наиболее эффективны, а какие не очень, и скорректировать рекламный бюджет.
  2. Оценили результаты по разным моделям атрибуции и сравнили их.
  3. Стали получать все результаты в едином окне: показатели электронной торговли, лиды с сайта, данные коллтрекинга. Это очень удобно: не нужно заходить отдельно в каждый отчет.
  4. Оценили влияние коммуникационных продуктов, медийной рекламы на товарооборот. Теперь можно с помощью реальных цифр и фактов доказать, зачем нужен каждый из них.

Совет 3. Прокачивайте личные профили в соцсетяx

В агентстве ModumUp рассказали, как продавать с помощью личного бренда, как созревает лид в B2B-сфере и что предложить, чтобы подписчик стал лидом.

Social selling, или развитие личных профилей в соцсетях, помогает привлечь потенциальных клиентов, партнеров, сотрудников. Ведущие компании давно применяют этот метод: их СЕО ведут свои странички, грамотно продавая продукт и решая бизнес-задачи.

Понятно, что сейчас мир соцсетей перевернулся с ног на голову. Бизнес возвращается во «ВКонтакте», осваивает Telegram, пробует новые площадки типа TenChat. Тем не менее, основные алгоритмы и правила работают в любой соцсети.

Критерии успешного поста для личного бренда

Критерии успешного поста для личного бренда

  1. Интригующий заголовок, интересное начало поста.
  2. Личное фото или видео (как правило).
  3. Интересная история. Хорошо заходят личные и бизнес-истории, кейсы, даже факапы — это вызывает больше доверия, чем просто успешный успех.
  4. Личный опыт — он всегда ценится больше, чем просто теория.
  5. Польза и ценность для читателей.
  6. Грамотный баланс профессионального и личного.
  7. Интересный и легкий язык.
  8. Отсутствие рекламы в лоб.

Этапы Social selling

1. Позиционирование — строим свой образ в соцсетях, продумываем, какие бизнес-задачи будем решать и что хочет услышать ЦА. Один человек может выступать в разных ролях: сегодня он эксперт, завтра аналитик, послезавтра душа компании.

2. Составление контент-плана — подбираем темы, интересные целевой аудитории. Продумываем, в какой роли предстаем в постах перед подписчиками, а также частоту и объем публикаций.

Продажи и маркетинг в B2B: 6 антикризисных идей от лидеров рынка

3. Рост ЦА — точечно добавляем нужных людей. Ищем их в тематических группах, через поиск по имени и фамилии, среди друзей ваших подписчиков, по рекомендациям соцсетей.

4. Взаимодействие с ЦА — ставим лайки на посты и реакции на сторис, комментируем потенциальных клиентов, инвесторов, партнеров. Лучше комментировать те посты, которые вызвали ваш искренний интерес — иначе это может выглядеть неискренне.

5. Лидогенерация. В B2B лид созревает постепенно: сначала читает посты, запоминает сферу бизнеса и самого автора как личность, постепенно растит доверие к экспертизе автора и наконец проявляет интерес и откликается на лидогенерацию.

Как сделать подписчиков лидами, что им предложить:

  • Закрытый контент (ссылку на полезную инструкцию, чек-лист).

  • Бесплатную консультацию или разбор.

  • Короткий или подробный оффер.

Вы можете предлагать это прямо в постах или в личных сообщениях. Но с личкой действуйте аккуратно: пишите, только если человек активно взаимодействует с вами, опубликовал релевантный пост, находится в друзьях более 2 месяцев или, наоборот, недавно сам добавился в друзья.

Так выглядит пошаговая схема лидогенерации для соцсетей:

<p>Отметим, что эта схема больше работает в соцсетях для бизнеса: LinkedIn, TenChat и т.д.</p>

Отметим, что эта схема больше работает в соцсетях для бизнеса: LinkedIn, TenChat и т.д.

Совет 4. Используйте экспертизу сотрудников как PR-инструмент

71 % пользователей считают, что эксперты помогают генерировать трафик на сайт. 62 % — что экспертные материалы помогают продажам в B2B. 47 % пользователей утверждают, что именно благодаря экспертности купили услуги у компаний, которые даже не входили в число лидеров рынка.

Кто же считается экспертом в B2B? По данным исследования SurveyMonkey, 68 % пользователей считают экспертами специалистов в своей области, 34 % — управленцев компаний. В коммуникационном агентстве 2L уверены: их нужно вовлекать в публичную деятельность компании. Прокачивать Social selling, о котором много рассказывалось в предыдущем разделе. Все для того, чтобы общими усилиями занять топовые места в отраслевых рейтингах, повысить видимость компании в СМИ, повысить узнаваемость бренда.

Однако сотрудники могут сопротивляться активному вовлечению их в пиар компании. Вот частые аргументы:

  • «Работать я умею, а вот писать об этом — нет».

  • «Нет времени. Нужно работать, а не посты писать».

  • «Ой, да какой я эксперт, спросите лучше других».

Да и сами владельцы бизнеса иногда боятся «светить» своих экспертов: вдруг конкуренты переманят их к себе.

На эти возражения есть ответы:

  • Продвигая компанию, эксперт продвигает и себя.

  • Борется со своим внутренним самозванцем, становится увереннее.
  • Становится лояльнее к компании и ее ценностям.
  • Не так страшен хантинг, как зарывание талантов сотрудников в землю.
  • И, наконец, продвижение экспертов намного дешевле классического рекламного продвижения.

Пример из практики

Агентство 2L — типичный экспертный бизнес. Сотрудники агентства — хорошие пиарщики, которые могут делиться своей экспертностью. В компании поставили себе цель — стать агентством №1 в значимом рейтинге агентств.

Что было сделано:

  • Вовлекли 60 % сотрудников агентства в работу по продвижению бренда.

  • Составили матрицу компетенций сотрудников — определили их экспертность.

  • Составили матрицу болей клиентов и готовность экспертов писать про эти боли статьи.
  • Составили список медиа для публикаций.
  • Составили биографию сотрудников, подготовили пресс-фото.
  • Оформили профили сотрудников на площадке PressFeed.
  • Составили список релевантных конференций и других мероприятий и план выступлений.
  • Подготовили ресурс внутренней контент-службы — чтобы оказывали помощь в написании материалов, вычитке и консультации по контексту.
  • Организовали анонсирование материалов в новостном корпоративном канале, рассылке и паблике.
  • Начали материально мотивировать наших экспертов — сделали им прибавку к зарплате.

В итоге мы выпустили 113 экспертных публикаций в СМИ и медиа и увеличили суммарный охват статей в 12 раз. Медиаиндекс вырос со 153 до 581 единиц.

<p>Публикации 2L в СМИ и медиа</p>

Публикации 2L в СМИ и медиа

Также агентство добилось выполнения главной цели — в 2021 году заняли 1 место Рейтинга Рунета среди агентств, специализирующихся на разработке PR-кампаний, 1 место в рейтинге агентств, специализирующихся на PR-сопровождении компаний, 1 место среди агентств по разработке PR- и коммуникационной стратегий.

А что же сотрудники? 66 % членов команды отметили, что у них увеличилась рабочая мотивация, 55 % — вырос рост лояльности к компании и 72 % отметили рост удовлетворенности от работы. Что и требовалось доказать.

Совет 5. Работайте с офлайн-конверсиями

Легко сказать — работайте. Но как это сделать, как их отследить? Например, клиент был на сайте, но пришел в магазин и купил товар там. Или посещал сайт каждый день, а в итоге оформил заказ по телефону. Или оформил заказ через сайт, но оплату совершил в офлайне. В B2B такое сплошь и рядом.

Как бизнесу узнать, состоялась ли продажа или это была спам-заявка? Многие пускают эти данные на самотек, оставаясь в неведении. В «Яндексе» советуют отслеживать офлайн-данные и передавать их в «Яндекс.Метрику». Это поможет видеть конверсии в отчетах «Метрики», данные по конверсиям и доходу по всем источникам трафика, в отдельных отчетах просматривать статусы CRM по вашим покупателям и в итоге понимать реальную картину продаж.

Как передавать офлайн-конверсии: три способа

1. Ручная загрузка файла в «Метрику»

Особенности:

  • Конверсии видно в отчетах.
  • Оптимизация кампаний на офлайн-конверсии.
  • Не поддерживает потоковую передачу данных — то есть нужно делать все руками.
  • Можно передавать только атрибуцированные конверсии.

Кому подходит: если заказы только онлайн, потому что нужен ID пользователя.

Плюсы: простой способ, нужно настроить только подтягивание ID пользователей.

Минусы: чтобы ML «Директа» работала корректно, нужно загружать данные ежедневно.

2. API-передача данных о звонках

Особенности:

  • Конверсии видно в отчетах.
  • Оптимизация кампаний на офлайн-конверсии.
  • Потоковая передача данных поддерживается.
  • Можно передавать только атрибуцированные конверсии.

Кому подходит: если заказы приходят с телефонов, нет стоимости лида.

Плюсы: Проще, чем CRM API.

Минусы: Подходит только для лидовых тематик, вы не сможете передавать данные о доходе.

3. CRM API

Особенности:

  • Конверсии видно в отчетах.
  • Оптимизация кампаний на офлайн-конверсии.
  • Потоковая передача данных.
  • Можно передавать неатрибуцированные конверсии.
  • Для большей эффективности рекомендуем передавать конверсии с ClientID и без.

Кому подходит: если заказы приходят офлайн или из любых других источников, если есть стоимость лида. То есть всем.

Плюсы: можно отправлять все конверсии с ID пользователя и без.

Минусы: необходим ресурс разработки.

В первых двух способах вам нужно передать ID пользователя, информацию про конверсию и данные счетчика «Метрики». Если вы выбираете CRM API, ID пользователя передавать необязательно: достаточно телефона / адреса электронной почты.

Какой способ выбрать?

Зависит от того, что вы умеете и какая у вас тематика
Зависит от того, что вы умеете и какая у вас тематика

Как узнать ID пользователей?

В неатрибуцированных конверсиях нет графы ID пользователя. В атрибуцированных конверсиях используется один из трех ID:

  • ClientID — ID, который «Яндекс Метрика» автоматически присваивает каждому уникальному посетителю сайта. Необходимо использовать метод JavaScript API — getClientID
  • UserID — ваш собственный идентификатор сайта. Вы можете сами присваивать посетителям сайта идентификаторы и передавать их в «Яндекс Метрику» в качестве UserID. Нужно использовать метод JavaScript API — setUserID.
  • Yclid — специальный ID, который добавляется в url рекламных объявлений «Яндекс.Директа», если в кампаниях включена опция «Размечать ссылки для Метрики». Надо добавить на сайт два JavaScript-кода: чтобы записывать yclid в куки пользователя и чтобы извлекать из кук пользователя yclid.

Вы можете выбрать один из этих ID. Когда пользователь совершит конверсию: например, заполнит форму, эта форма вместе с ID отправится в вашу CRM. Далее менеджеры начинают работу с этим пользователем и ведут его по воронке продаж. А затем данные отправятся обратно в «Метрику» для составления аналитики.

Совет 6. Осваивайте мессенджер-маркетинг

Есть мнение, что чат-боты для бизнеса B2B не работают. В Sendpulse категорически с этим не согласны. 69% пользователей предпочитают общение с чат-ботами, и скорее всего, эти цифры будут расти. Главное, правильно настроить чат-бот и заложить в него продающий сценарий.

Архитектура чат-бота четко структурирована:

Чат-бот состоит из основного сценария, цепочки ответов и сообщений
Чат-бот состоит из основного сценария, цепочки ответов и сообщений

Сценарий — это последовательность работы триггеров(команд) и сообщений в чат-боте, которые решают определенную задачу. Например, триггер — Хочу получить каталог продукции. Бот отвечает на это сообщение и присылает клиенту каталог.

Для B2B подходят следующие триггерные сценарии:

С помощью этого сценария можно сегментировать аудиторию: в зависимости от ответов запускать различные цепочки на каждый вариант ответа
С помощью этого сценария можно сегментировать аудиторию: в зависимости от ответов запускать различные цепочки на каждый вариант ответа
  1. Выявление потребностей — этот сценарий подойдет для большинства ниш B2B. С помощью бота мы задаем вопросы и сегментируем аудиторию. Например, вы продаете маркетинговые услуги и хотите узнать, что именно нужно пользователю. Можно спросить, каких целей он хочет добиться, какой у него бюджет, какая ниша, и дать готовый ответ либо передать информацию менеджеру.
  2. Просчет стоимости. Этот сценарий разгружает менеджеров и дает точную информацию о цене, размерах скидки. У клиента спрашиваются параметры в зависимости от ниши и рассчитывается размер скидки. Затем эти цифры передаются менеджеру, и далее уже с лидом работает он.
  3. Оформление заказа. Здесь чат-бот тоже задает вопросы и сегментирует аудиторию, затем записывает данные в CRM.
  4. Презентация каталога товаров и услуг. В B2B такой сценарий встречается редко и используется, чтобы дать понять пользователю, чем занимается компания.
  5. Запись на встречу / Консультация / Заявки на сотрудничество. Можно выбрать удобный способ консультации — например, по email, по телефону или в мессенджеру. И удобное время, которое удобно и менеджеру, и клиенту.
  6. Интерактивное общение. Разбавляем стандартные сценарии викторинами, квизами, шутками. Это не только развлечение: с помощью такого сценария можно собрать сегменты и дать им полезную информацию.

Продающий чат-бот должен:

  • Иметь четкую цель. Например, встречать, квалифицировать и сегментировать лиды, отвечать на часто задаваемые вопросы клиентов и разгружать менеджеров, рассказывать о вашем продукте и отправлять полезный контент, помогать лидам с выбором и вести их к продаже.
  • Решать проблему или закрывать боль клиента. Для этого нужно хорошо знать свою целевую аудиторию.
  • Давать полезный контент. Бесполезный чат-бот ради чат-бота — не лучшая идея.
  • Не перегружать пользователя огромными текстами.
  • Состоять из 12-16 «касаний» с пользователем (раньше было 6-7).
  • Давать возможность связаться с менеджером. Многим клиентам по-прежнему важно живое общение.
  • Персонализировать общение: давать контент по запросу пользователя.
  • Быть интегрирован с CRM, где заводится карточка клиента и менеджер видит всю полученную информацию.

Пользуйтесь советами ведущих российских компаний: получилось у них — получится и у вас!

Посмотреть полную запись конференции и выступления спикеров можно на YouTube-канале Alytics. Спасибо за внимание!

55
Начать дискуссию