Нужно ли сейчас делать SEO?

В марте 2022 года многие сферы бизнеса столкнулись со сложностями разного характера, начиная с финансовых и заканчивая репутационными. Любой кризис, если он имеет достаточную продолжительность, меняет привычки потребителей и людей в целом.

Во время начала пандемии 2020 года наблюдался бум сервисов онлайн заказов и доставки всего, что только можно представить. Если заказать пиццу было делом привычным уже давно, то отказ от покупок в супермаркете в пользу заказа через приложение стал новым шагом для индустрии ритейла. Еще бы, ведь это гораздо проще и удобнее, быстрее и чаще всего дешевле за счет рационального подхода к покупательскому списку.

Статистика из сервиса Yandex Wordstat
Статистика из сервиса Yandex Wordstat

В некоторых странах даже практиковали, и продолжают практиковать, доставку автомобилей, чтобы покупателю не приходилось лишний раз тратить время на дорогу и контактировать с потенциально зараженными людьми.

Многим такой подход пришелся по вкусу, чему следствовали различные публикации и рецензии, например, как статья на the village.

Аудитория сервисов начала расти, чем захотели воспользоваться предприниматели, однако, результат получился спорным по ряду причин.

  1. Недостаточная заселенность города. Проекты по доставке не смогли достигнуть самоокупаемости в городах, где население было менее 300 тыс.
  2. Не учитывалась плотность населения целевой аудитории (далее ЦА). Сложно рассчитывать на то, что город, где преобладающее население пенсионного возраста, будет пользоваться чем-то принципиально новым в отношении привычных вещей.
  3. Информационная грамотность. Даже если вы определили свою ЦА по возрасту, полу, профессии и тд., одним из основополагающих факторов будет отсутствие неофобии (боязни нового) и интерес к экономии времени и денег, на что такие сервисы, в целом, и рассчитаны. К сожалению, чем меньше город, тем подобной аудитории больше.
  4. Расстояния до крупных магазинов. Преобладающая масса уездных городов совсем небольшие по площади, особенно для тех, кто передвигается на автомобиле. Тем самым в НЕ часы пик бывает быстрее доехать в магазин самостоятельно, тем более, если он по пути.
  5. Сервис. Каким бы удобным не было приложение или сайт, если сбор заказов постоянно с ошибками, курьер долгий, а сами товары привозят некачественные, то таким сервисом пользоваться не будут.
  6. Конкурентность. Кроме сервиса, местным сетям супермаркетов также нужно выдерживать конкуренцию против гипермаркетов по ценам, ассортименту и качеству товаров.

В совокупности или в частности, эти недочеты губят бизнес в онлайне, и именно поэтому многие ритейлеры потерпели фиаско в попытке онлайн продаж.
Так, же будет справедливо добавить мнение основателя сервиса курьерской экспресс-доставки Take’N’Go, которое только раширяет список трудностей в бизнесе, строящегося на доставке.

Какое отношение это все имеет к SEO?

Сейчас мы видим прямую корреляцию с трендом 2020 года, когда аудитории вынуждают перетекать в другие каналы, тем самым смещая вектор для рекламодателей. На 15 марта 2022 года уже запретили рекламу в Google, TikTok, Facebook* и Instagram*. Последние две признаны в России экстремистскими организациями и, в целом, закрыты по решению властей. Количество “свободных” рекламодателей увеличилось, трафик уменьшился, и все это грозит исключительной конкуренцией в доступных площадках, тем более что осталось их не так уж и много

  • ВКонтакте, который стал аналогом Facebook* и частично Instagram* за счет сервиса “клипы”.
  • Одноклассники. Но сомневаюсь, что их аудитория сможет значительно вырасти.
  • Яндекс Директ. Количество молодых специалистов по контекстной рекламе будет расти, как минимум вследствии переквалификации из таргетологов. Как следствие, очевидны перегревы ставок в различных нишах.
  • Яндекс Дзен. Формат статей и аудитория дзена, также как и одноклассники, подойдут не всем тематикам, но думаю, что многие будут тестировать это направление.
  • Авито. По сути самостоятельная или даже самобытная площадка.
  • SEO. Тот самый органический трафик.

Сейчас я хочу поговорить исключительно про поисковую оптимизацию, развеять мифы и поделиться собственными наблюдениями на основе практического опыта.

Мифы и предубеждения в SEO:

Миф №1
SEO скоро “умрет”

Справедливости ради могу заметить, что активно лоббировать этот тезис стали с повсеместным внедрением соц. сетей. Чем больше продавцов курсов (читай инфоцыган) выходило на рынок, тем больше этот тезис оседал в головах большинства обычных пользователей, которые либо не в состоянии, либо просто не хотят отделять черное от белого.

Если говорить предметно, то ведущий курса просто путал карты, заявляя что “классический” маркетинг в поисковиках в целом умирает и вот-вот загнется совсем. Это утверждение гуляло с 2015 по 2021 год включительно, пока инструмент основного заработка таких преподавателей не закрыли.

В 2022 году ситуация резко поменялась и все больше «блогеров по маркетингу» отрешились от web 2.0 в пользу всестороннего развития бизнеса, так как на одном ВКонтакте далеко не уедешь.

Стоит заметить, что социальные сети действительно отлично работали лучше для некоторых сфер бизнеса, таких как мода, стиль, дизайн, коучинг, инфобизнес.

Однако, экосистемы на основе поисковиков Яндекс и Гугл гораздо мощнее и имеют бОльшие перспективы из-за огромного количества данных, которые могут и должны использоваться для сегментирования аудиторий и предложения лучших офферов. Одна лишь возможность настройки рекламной кампании в Директ по погоде в местности говорит о многом.

Миф №2
Из SEO идет некачественный трафик

Органическая выдача может быть непредсказуемой для специфических запросов пользователей, которые просто невозможно удовлетворить релевантным предложением. Наряду с этим выдача поисковика не может быть пустой, и сайт начинает выдаваться при наличии более менее подходящего контента, даже если вы не относитесь к нему по коммерческим составляющим. Как много таких визитов будет, зависит исключительно от качества проработанной семантики и грамотной кластеризации запросов.

В сухом остатке данное утверждение не имеет место быть, так как процент реального мусора всегда на порядок меньше, чем профит.

Миф №3
Нужно большое количество ссылок

Скорее верно обратное утверждение. Гугл уже достаточно давно не реагирует на количество обратных ссылок, а смотрит в первую очередь на их вес. Яндекс же вовсе не реагирует на ссылочную массу такого характера.

В общем и целом, продвижение ссылками отходит в прошлое, так как вызывает все больше проблем при их покупке (невозможно удалить самостоятельно в случае попадания под фильтр). Арендные ссылки имеют место быть, но держать под них отдельный бюджет под силу не каждому проекту (с учётом желания быть в ТОП), тем более, что есть куда более эффективные и контролируемые методы. Например, улей.

Миф №4
Сайт можно продвинуть как под яндекс, так и под гугл

Продвижение под Яндекс и Гугл носит кардинально разный характер, и что для одного хорошо, то для другого «смерть».

Таким образом можно подчеркнуть основные аспекты продвижения в Яндекс:

  • Региональность;
  • Максимально широкий охват на документе;
  • Текстовая релевантность документа к запросу;
  • Поведенческие факторы;
  • Техническое состояние сайта.

Для Гугл:

  • Ссылочная масса;
  • Широкий охват темы;
  • Наличие ссылок на внешние ресурсы;
  • Интеграция видео с YouTube.

Глобальное отличие ощущается в процессе продвижения бизнеса по нескольким регионам. Для одной поисковой системы (далее ПС) недопустимо разделение на поддомены, и приходится продвигаться через папки. Для другой — папки будут являться дублями, и важна причастность к конкретному региону, что невозможно в рамках одного домена.

Думаю, что мифов гораздо больше, и каждый из них уже развеяны путём практических опытов. Статей про «мифы в SEO» существует уже множество, но большинство из них уже успели потерять актуальность, поэтому напишу отдельный материал.

И раз мы все не сомневаемся, что такой исторический инструмент как SEO имеет кучу предубеждений со стороны предпринимателей, а может и специалистов, то стоит кратко заявить о плюсах, которые ждут бизнес, попавший в действительно хорошие руки:

  • Бесплатные клиенты

Конечно, как и все в этом мире, бесплатные они условно, так как за работу платить все равно нужно. Тем не менее, чаще всего привлечение клиента на выходе дешевле (гораздо), чем из платного трафика.

Хочу заметить, что есть весьма НЕконкурентные рынки, где действительно не требуется методичное улучшение сайта и достаточно базовых работ. Такое случается редко, но тем не менее, это можно отнести к тезису «бесплатные клиенты»

  • Брендинг

Видимость сайта в процессе работ по поисковой оптимизации увеличивается многократно, тем самым узнаваемость вашего бренда растёт.

  • Новые рынки

Для некоторых сфер бизнеса контекстная реклама может быть недоступна.

Порой мы замечаем наши сайты по весьма неожиданным запросам в ТОП, что часто наводит предпринимателей на мысли «а почему бы не сделать и это».

Компания Тандем-ОС специализируется на изготовлении упаковок и ранее работала в основном с крупными заказами, которые на субподряд передают агентства. Во время пандемии органический трафик смог привлечь достаточное количество новых клиентов, чтобы в марте 2022 компания продолжила деятельность, так как все «старые» клиенты-посредники сейчас находятся в ожидающей позиции, как и во всех сферах бизнеса, которые связаны с валютой.

  • Новые клиенты

Несмотря на то, что конверсия у рекламных объявлений действительно выше, нужно понимать, что есть определенный круг пользователей, который принципиально не переход по рекламным объявлениям. Это часто обусловливается логикой, что в рекламу может попасть любой сайт, даже созданный вчера, при этом в органике такое исключено.

Также существует тип пользователей, который убежден, что предложение на сайте с рекламой будет дороже, чем из органики, так как бизнесу нужно иметь амортизацию. Последнюю, конечно же, будут закладывать в стоимость товара\услуги.

Исходя из вышеописанного можно сделать следующие выводы. Для нового или уже существующего бизнеса нужно делать seo, если планирование маркетинговой части предполагает сроки от 3 до 8 месяцев с возможностью параллельного запуска иных инструментов для сравнения качества трафика и стоимости привлечения клиента на всем промежутке маркетинговых работ.

В случае если нет возможности вливания бюджетов на протяжении 3х месяцев, тем более с рисками мошенников, то считаю следующую схему подходящей для малого бизнеса и\или новой организации.

  1. Создание релевантной посадочной страницы. Далеко не во всех случаях нужно создавать полноценный корпоративный сайт, так как важно продавать именно ключевые товары\услуги с наибольшей маржинальностью. То есть просто сосредоточимся на главном.
  2. Настройка контекстной рекламы на поиске и РСЯ. Дает возможность сразу же получать трафик и лиды. Важно чтобы ключевой товар\услуга были действительно конкурентоспособными. Так можно в короткие сроки выйти на окупаемость и чистую прибыль.
  3. Одновременно с п.1 начать вести доступные сейчас для рекламы соц. сети.
  4. Параллельно с п. 2 запустить посевы в соц. сетях.
  5. При выходе на прибыль приступить к созданию полноценного сайта.
  6. Делать seo можно и нужно одновременно с разработкой дизайна, так как в первый месяц делаются не зависящие от сайта работы, а доработки от сеошника просто учтет дизайнер. Так вы не переплатите программисту за правки.
  7. Работа с ремаркетингом по существующей базе клиентов.

Надеюсь, что все понимают, что это очень примерный план и подойдет не каждому бизнесу. Те же салоны красоты едва ли стоит продвигать в контекстной рекламе на поиске.

Сейчас весьма сложные времена, но эту фразу вы наверняка слышали каждый прошлый год, а значит, что “надеясь на лучшее, готовься к худшему”.
Я искренне благодарю вас, если вы прочитали эту статью до конца, и буду рад обратной конструктивной связи. Спасибо.

*Meta, которой принадлежит Instagram и Facebook, признана в России экстремистской организацией

4
Начать дискуссию