Воронка формирования спроса: как увеличить конверсию из лидов в клиентов

Воронка формирования спроса — это путь, которому будут следовать потенциальные клиенты, проходя различные этапы своего путешествия. Цель каждого этапа этой воронки — предоставить потенциальным покупателям информацию и опыт, необходимые им для продвижения вперед и совершения покупки. Важно принять правильную стратегию формирования спроса, чтобы стать круче ваших конкурентов в среднем на 25%.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы следить за новостями таргетированной рекламы: https://t.me/pro_target_pro

Воронка формирования спроса: как увеличить конверсию из лидов в клиентов

Что такое формирование спроса

Формирование спроса относится к различным маркетинговым активностям, которыми вы занимаетесь, чтобы вызвать интерес к предлагаемым продуктам и услугам. Это целостная маркетинговая стратегия, которой вы руководствуетесь при работе с несколькими каналами для лидогенерации, и при этом фокусируетесь на всем жизненном цикле клиента.

Существуют определённые приемы, которые маркетологи используют для отображения пути клиента, например, воронка продаж или майнд-карта. В кампаниях по формированию спроса вы сосредотачиваетесь на действиях, которые повышают осведомленность о том, что вы предлагаете, и создают потребность в этом продукте или услуге.

Формирование спроса против лидогенерации

Термины «лидогенерация» и «формирование спроса» различаются. Вы можете столкнуться с контентом, в котором эти два понятия взаимозаменяемы. Тем не менее, есть некоторые существенные различия, которые следует учитывать при сравнении формирования спроса и лидогенерации:

  • При стратегии формирования спроса вы сосредотачиваетесь на деятельности, которая знакомит вашу аудиторию с вашими продуктами или услугами. Ваша цель — показать, как ваш продукт или услуга могут закрыть "боли" пользователей, повысить осведомленность и создать спрос.
  • Лидогенерация использует другой подход. Стратегия лидогенерации обычно заключается в нацеливании на определенный профиль среди ваших потенциальных клиентов. Маркетологи часто используют лидогенерацию, чтобы сосредоточиться на сегментах аудитории с более высоким коэффициентом конверсии, то есть более платежеспособной аудитории, или на квалифицированных лидах, которые, вероятно, потратят больше.

Главная ошибка в том, что маркетологи пропускают этап формирования спроса и сразу хотят получать "горячих" лидов. Но нужно признать, что так бывает очень редко. Такой подход может сработать в нишах с импульсивными покупками или сезонных нишах. В остальных случаях нужно прорабатывать вопрос формирования спроса, а не пытаться продать товар тем, кто еще не понял, зачем он им нужен. Поэтому важно донести это до клиента, если вы маркетолог.

Формирование спроса против лидогенерации: метрики

Формирование спроса и лидогенерация — это два метода, для оценки эффективности которых нужно опираться в первую очередь на определенные показатели. Однако вам нужно будет сосредоточиться на различных показателях, чтобы разработать маркетинговые усилия по формированию спроса или разработать стратегию привлечения лидов.

Вам нужно будет отслеживать показатели, связанные с эффективностью контента. Показы, клики, CTR и коэффициент конверсии имеют решающее значение для стратегии формирования спроса.

Проценты закрытия сделок для разных каналов также могут дать вам представление о том, насколько эффективны стратегии. Вам также потребуются качественные данные о клиентском опыте для вашей стратегии спроса, поскольку он является критическим аспектом этого подхода.

Например, вы можете использовать опросы для отслеживания индекса удовлетворенности клиентов с течением времени. Это поможет сформировать не абстрактные гипотезы по формированию спроса, а предложения, основанные на данных о реальных клиентах.

Тем не менее, ключевые показатели эффективности, такие как цена лида, стоимость привлечения одного клиента или общая ценность клиента (revenue), имеют решающее значение для обоих подходов.

Разработка воронки формирования спроса

В маркетинге нет решения, которое подойдет всем и всегда. Нужно посмотреть, что делает вашу аудиторию и ваш бизнес уникальными, чтобы разработать кампанию по формированию спроса, которая принесет продажи.

В маркетинге необходимо постоянно тестировать гипотезы и ставить под сомнения привычные маршруты, чтобы добиться действительно выдающихся результатов. Поэтому нет единственно верного шаблона для создания воронки формирования спроса. Но я расскажу о том, что 100% нужно учитывать.

Во-первых, необходимо изучить свою целевую аудиторию. Да, это все известно и зачем об этом миллион раз писать. Но поверьте, большинство маркетологов недооценивает силу качественного изучения целевой аудитории и делает это очень поверхностно.

Исследование рынка — отличное начало. Пропуск этого шага может привести к тому, что ваша команда по маркетингу или продажам будет действовать на основе предположений, которые окажутся неверными или предвзятыми. Проведение маркетинговых исследований с помощью опросов, интервью и аналитики поможет вам лучше узнать свою аудиторию.

У представителей по продажам и обслуживанию клиентов точно должна быть полезная информация о том, кто ваш типичный клиент. Вы также можете использовать эту информацию, чтобы улучшить описание квалифицированного лида. Это поможет понять, на каких пользователях нужно сосредоточить усилия.

Например, один сегмент ЦА может приносить 100 лидов в месяц, но при этом только 10 из них будут целевыми. При этом другой сегмент будет приносить 45 лидов по более высокой стоимости, но здесь целевыми будут 20 лидов. Логично, что лучше будет лить бюджет на второй сегмент.

Вот некоторые вопросы, на которые следует обратить внимание на этапе исследования рынка:

  • Каковы демографические данные типичного клиента? Можете ли вы определить два или более демографических профиля?
  • Каковы основные "боли", которые может закрыть ваш продукт? Каковы их цели при покупке?
  • Принимает ли покупатель решения самостоятельно? Важно учитывать других людей, участвующих в принятии решения о покупке, особенно если вы предлагаете товары или услуги B2B.
  • Сколько времени уходит на принятие решении о покупке? Какого уровня уверенности должны достичь потенциальные клиенты, прежде чем они будут чувствовать себя комфортно при принятии решения о покупке?
  • Есть ли у потенциальных клиентов предпочтительный канал для потребления контента? Предпочитают ли они читать статью или смотреть видео? При изучении продукта они используют ПК или мобильные устройства?
  • Кому доверяют ваши потенциальные клиенты? Будут ли они прислушиваться к бренду или им нужны рекомендации отраслевых экспертов и инфлюенсеров? Каков типичный портрет лиц, которым они доверяют?

Как только вы узнаете больше о своей аудитории, вы можете приступить к разработке персонажей. Персонаж — это архетип, представляющий вашу аудиторию или один из ее сегментов.

Ищите закономерности и точки пересечения в своем исследовании рынка, чтобы определить основные сегменты аудитории. Персонажи, которых вы создаете, должны отражать основные характеристики, цели и болевые точки, которые с большой вероятностью разделяют члены сегмента аудитории.

Персонажи — полезный инструмент, потому что они помогают вам общаться со своей аудиторией, использовать определенный tone of voice. Также рекомендую создать типичную карту пути покупателя (Customer Journey Map) для каждого персонажа, чтобы выявить сходства и различия в том, как потенциальные клиенты потребляют контент и движутся по воронке формирования спроса.

Не забывайте рассчитывать Cost Per Action. И не просто рассчитывать, а анализировать, из какого маркетингового канала приходит больше всего потенциальных клиентов. В этом помогут Google Analytics или Яндекс.Метрика. Круто, если у компании есть CRM-система или сквозная аналитика. Для маркетолога аналитика - один из важнейших скиллов.

Еще одна метрика, которую вы должны рассчитать, — это средняя ценность жизненного цикла клиента. Это число отражает общую ценность клиента с момента его первой покупки до момента, когда он перестает быть клиентом.

Поскольку удержание клиентов, как правило, стоит намного меньше, чем привлечение, важно отслеживать этот показатель и внедрять стратегии, которые заставят клиентов хотеть оставаться лояльными к вашему бренду и покупать еще и еще.

Вы также можете связать свои выводы относительно CLV (Customer Lifetime Value) с выводами, которые вы смогли получить в результате проведения маркетинговых исследований, чтобы выяснить, какие потенциальные клиенты будут иметь более высокий CLV, или какие стратегии вы можете реализовать на ранних этапах знакомства с компанией, чтобы повысить общий CLV новых клиентов.

Следующий важный шаг - разработка карты пути клиентов.

Теперь, когда вы знаете больше о своей аудитории, вы можете начать создавать карту, которая суммирует их различные действия и опыт на протяжении всего процесса взаимодействия с вашей компанией.

Необходимо разделить воронку спроса на разные этапы, что поможет визуализировать продвижение пользователя от раннего этапа осведомленности до первой покупки. Существуют различные модели, которые вы можете использовать для структурирования воронки формирования спроса:

  • Если вам нужна простая структура, вы можете работать с тремя основными этапами: осведомленность (awareness), рассмотрение (consideration) и решение (decision).
  • Для более длительного пути имеет смысл использовать более сложную модель с большим количеством этапов. Вы можете, например, пометить различные этапы осведомленности, интереса, рассмотрения, покупки, этапа после покупки и повторной покупки.
  • Если вы хотите использовать подход, ориентированный на клиента, и сосредоточиться на опыте, хорошей моделью для использования будет карта с четырьмя этапами, включая обнаружение (discovery), вовлечение (engagement), конверсию (conversion) и вознаграждение (reward).

Средняя продолжительность маркетингового цикла является важным фактором при планировании пути покупателя. В то время как некоторые продукты покупаются импульсивно и имеют короткую продолжительность цикла, другие покупки требуют гораздо более продолжительного цикла продаж из-за сложности процесса принятия решения.

Рекомендую искать стратегии, чтобы сократить этот цикл, или использовать свои выводы для выявления потенциальных клиентов, которые приближаются к концу цикла и еще не совершили покупку. Вы можете использовать стратегии ремаркетинга для этих пользователей.

Есть несколько способов представить карту пути покупателя. Вот несколько моделей для формирования стратегий лидогенерации, формирования спроса и того, как вы вызываете интерес:

  • Шаблон в виде воронки имеет смысл, если вы хотите сосредоточиться на стратегии формирования спроса, поскольку эта модель иллюстрирует, как размер пула потенциальных клиентов уменьшается с каждым новым этапом.
  • Линейная карта может быть полезна для понимания перехода от одного этапа к другому и сосредоточения внимания на стратегиях и опыте, которые приводят к переходу на следующий этап.
  • Для клиентоориентированного подхода подумайте о создании карты эмпатии, которая показывает ключевые моменты, когда клиент связывается с брендом на эмоциональном уровне, чтобы выделить наиболее важный лид-магнит для каждого этапа.
  • Диаграмма может быть хорошим способом передать больше информации для вашей карты. Вы можете наметить свои различные этапы и перечислить ключевые цели, болевые точки, точки контакта, элементы контента и инфлюенсеров для каждого этапа.

Результативные стратегии формирования спроса

Теперь, когда у вас есть подробная карта воронки генерации спроса, вы можете работать над определением различных стратегий, которые можно использовать, чтобы привлечь больше платящих клиентов с помощью лидогенерации.

Воронка формирования спроса: как увеличить конверсию из лидов в клиентов

Узнаваемость бренда

На ранних этапах цикла продаж вы должны сосредоточиться на узнаваемости бренда. Вам нужна сильная стратегия брендинга, чтобы потенциальные клиенты запомнили и узнали бренд. Ваша стратегия брендинга может включать веб-дизайн, уникальную цветовую схему, печатный маркетинг и создание уникального и привлекательного голоса компании.

Входящий маркетинг (Inbound Marketing)

Стратегии входящего маркетинга помогут вам привлечь трафик от пользователей, которые испытывают определенные "боли". Существует множество кампаний входящего маркетинга, которые можно использовать для вашей стратегии формирования спроса:

  • Поисковая оптимизация поможет получать клики от пользователей, которые изучают темы, связанные с вашим предложением. Начните оптимизировать свой контент с помощью Google Analytics. Вы можете получить отчет с полезной информацией о SEO, чтобы понимать, с чего начать оптимизацию.
  • Вы также можете использовать исследование ключевых слов, чтобы выявить новые тенденции и разработать маркетинговые материалы, соответствующие тому, что изучает ваша целевая аудитория.
  • Платная реклама (PPC-каналы) может стать отличным способом повысить узнаваемость бренда и получить больше кликов. Таргет и контекст никогда не будут лишними. Кроме того, есть цели, связанные с узнаваемость бренда и охватом, где можно получить недорогой трафик.
  • Ведение блога и гостевые публикации — одни из лучших кампаний входящего маркетинга, если вы хотите привлечь потенциальных клиентов.
  • Контент-маркетинг способствует изучению пользователями контента, который вы публикуете, чтобы вовлечь их и повысить лояльность к вашему бренду.
  • Email-маркетинг может помочь вам оставаться на связи с потенциальными клиентами, которые проявили интерес к вашему бренду. Серия электронных писем — отличный способ доставить небольшой контент, который поможет потенциальным клиентам на этапе исследования или рассмотрения и способствует принятию решения.
  • Есть и другие каналы для взаимодействия, включая различные социальные сети, видео, подкасты, звонки менеджеров по продажам и многое другое. Сосредоточьтесь на тех, которые наиболее значимы для вашей аудитории.

В целом, использование воронки формирования спроса поможет сосредоточиться на стратегиях, которые повышают осведомленность клиентов и приносят пользу вашей аудитории. Это также подход, который поможет командам по маркетингу и продажам тесно сотрудничать для достижения лучших результатов.

Поэтому прежде чем приступать к активному привлечению лидов подумайте, правильно ли выстроена стратегия взаимодействия с пользователями на более ранних этапах. Не забывайте, что потребители не готовы платить компании, которую они не знают, либо которая не доказала свою надежность.

Также я ежедневно публикую новости и полезные материалы в телеграм-канале: https://t.me/pro_target_pro

11
3 комментария

Каждый раз когда мне предлагают «тестировать гипотезы», я спрашиваю кто будет платить.

Ответить

Каждый раз когда меня спрашивают кто будет платить. Сразу кладу трубку. Ни когда подобный разговор не приводил к закрытию сделки.
100500% у такого предпринимателя нет бабла, а значит помочь я ему точно ни как не смогу.

Ответить