Scrum. Как не споткнуться в погоне за продуктивностью?

Уинстон Черчилль говорил, что «демократия - наихудшая форма правления, если не считать всех остальных». И речь здесь не о том, что это плохой политический строй, просто не существует однозначно совершенных систем, но стремиться к ним - наша обязанность. Демократия лишь задает направление. С работой по Scrum похожая ситуация. В интеграции этой методологии в свои бизнес-процессы определенно есть сложности, но она лучше остальных подходит под определенные задачи.

Scrum - наиболее популярный подход к разработке новых продуктов, позволяющий системно определить все необходимые цели и задачи, ранжировать их по актуальности и делегировать выполнение определенному члену команды.

Изначально эта методология разрабатывалась для управления емкими проектами в сфере IT, однако ее принципы помогут повысить эффективность работы команд, занятых и в других областях: услуги, производство, продажи, HR. Scrum будет полезен даже в бытовых делах.

Для РокетБиз Scrum оказался оптимальным вариантом работы, так как наша команда решает бизнес-задачи клиентов комплексно: оптимизирует работу с персоналом, увеличивает эффективность отдела продаж, повышает результативность интернет-маркетинга.

В этом материале директор по персоналу РокетБиз Ксения Лысенко, опираясь на личный опыт, разъяснит, какие бонусы несет работа по Scrum и покажет с чего следует начать.

Чем заманчив Scrum

Уже за первые несколько месяцев интеграция методологии принесла нам первые плоды - позволила избавиться от ряда существенных трудностей при работе над сложными и громоздкими проектами:

  • Планомерное ведение журнала работ, необходимых для полной готовности разрабатываемого продукта (backlog), позволило исключить выпадение целей при краткосрочном и долгосрочном планировании;
  • Четкие роли в Scrum помогли членам команды, занятым в одном процессе, без споров разграничить полномочия и фронт работ;
  • Ежедневные летучки и еженедельный разбор проделанной работы (разбор спринта) избавили от нехватки времени для обсуждения свежих идей внутри команды;
  • Ежемесячный разбор проделанной работы наглядно показал скрам-команде, что она не топчется на месте - результат виден всем.

В процессе внедрения Scrum у нас сформировалось понимание, что его интеграция держится на 3 китах: грамотно подобранном инструменте управления, адекватной оценке работ по внутренней балльной системе и полной базе знаний, куда можно и нужно подглядывать.

Первые шаги: от стикеров на стене до удобного онлайн интерфейса

Первое, что следует сделать для перехода на Scrum - составить бэклог. Оптимальным решением для нас на тот момент стал перенос всех идей по созданию продукта из голов скрам-команды в большую таблицу в Microsoft Excel.

Второе - организовать площадку для отслеживания выполнения целей и задач в реальном времени. Вначале мы выбрали самый что ни на есть физический носитель - стену в нашем офисе. Мы разделили ее на отсеки «Сделать», «В работе» и «Готово». Затем добавили раздел «ПОЖАР», куда включали всякие незапланированные задачи, возникающие вследствие какого-то форс-мажора - скажем, из-за блокировки важного онлайн сервиса великим и ужасным Роскомнадзором.

С течением времени мы поняли, что заклеивать стикерами стену вручную - контрпродуктивно, и ушли за решением в интернет. Там мы набрели на замечательный сервис для управления проектами небольших групп - Trello. Он идеально подошел в качестве альтернативы офисной стене.

Следует оговориться, что работа в Trello подойдет не всем. Наш друг из агентства «Аутмаркетинг» Антон Шаяхов в своем материале «Scrum-маркетинг в камерном агентстве: почему нам не понравился Trello и чем мы его заменили» подробно рассказал про альтернативные #инструменты. А их немало: Jira, Wrike, StarTrek, Taiga, Basecamp. У всех есть свои плюсы и минусы. За подробностями - по ссылке выше. Осторожно: присутствует ненормативная лексика из сферы IT.

Оценка и анализ эффективности команды

Всякая работа должна оцениваться. Каждая задача «весит» определенное количество баллов, состоящих из суммы потраченного времени, задействованных членов скрам-команды и их трудозатрат. Например, сложная задача для одного человека может «стоить» существенно больше 1 балла. Для оценки Scrum использует числа Фибоначчи. Это порядок, когда каждое следующее число равно сумме двух предыдущих - 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21 и так далее. Придумана такая методика для того, чтобы внутри команды не было споров о трудозатратности задач - проще определить стоимость работы, если выбор стоит между 5 и 8 баллами.

В самом начале сложно точно определить «вес» задачи. Если бы вы меня тогда спросили, во сколько баллов можно оценить, к примеру, задачу по размещению вакансии - я бы точно не ответила сходу. Первое время мы ставили балл навскидку, по ощущениям. И вот спустя примерно три месяца, мы начали понимать, как сложность задачи влияет на ее оценку - задача по размещению вакансий может стоить и 1 балл, и 5. Все зависит от обстоятельств. Дело в том, что в одном случае мы ее выполняем уже зная площадку для размещения и содержание вакансии, а в другом надо промониторить аналогичные вакансии конкурентов, узнать у руководителя искомого сотрудника, какими качествами должен обладать соискатель, сформулировать требования по вакансии и все в этом духе.

Ксения Лысенко

Среди прочего баллы помогут оценить адекватный уровень загрузки команды. К примеру, ваша команда способна за недельный спринт выполнить задач на, скажем, 200 баллов. Это значит, что, если вы в начале недели запланировали работ на 300 баллов, то с большой долей вероятности ваша скрам-команда ничего не успеет, сильно устанет и «перегорит».

Для того, чтобы быстрее перевести возможности команды в баллы, нужно вести статистику. Ежедневно запоминайте и записывайте во сколько баллов вам обошлась та или иная задача, затем сформулируйте это в отдельный документ. Анализ проделанной работы - крайне важная штука, если в итоге вы хотите увидеть тот самый рост продуктивности.

Век живи - век учись

Очевидно, что в одном тексте крайне сложно передать все нюансы методологии и не потерять концентрацию читателя. Однако если вы все же ступили на тернистый путь оптимизации работы команды, рекомендуем ознакомиться с профессиональной литературой от разработчиков и экспертов по Scrum и agile-управлению продуктом.

Важно понимать, что материал не претендовал на статус обучающего и не имел цели сделать из вас Scrum Master'а. Мы скорее хотели подтолкнуть вас к изучению этого инструмента. Если удалось - пишите о своих успехах и неудачах, ведь на ошибках учатся, причем как на своих, так и на чужих.

0
70 комментариев
Написать комментарий...
Yuri Mediakov

Ну так себе у вас контентный маркетинг. Опоздали со статьей лет на 5 минимум. :)

Ответить
Развернуть ветку
РокетБиз
Автор

Вот искренне, очень круто, что вы уже 5 лет scrum-мастер и консультируете Сазерланда с Швабером. Однако вы же не претендуете на голос всех читателей? А вдруг кто-то до сих пор не в курсе? Им и наука!

А теперь про контент-маркетинг... Мы разве что-то продаем или кого-то привлекаем? Исключительно делимся опытом! А это другое)

Ответить
Развернуть ветку
Yuri Mediakov

Если бы статью написал Вася, который работает в Рокетбиз - это еще могло бы сойти за внутреннюю мотивацию. Но разговариваем мы сейчас с аккаунтом "Рокетбиз", обезличенным и скучным.

Scrum очень простой и очевидный на обывательском уровне. Поэтому каждый, кто прочитал три книжки и наклеил два желтых стикера на доску - стремиться поделиться гениальным подходом со всеми, предполагая что это все еще кому-то интересно. И Хабр и VC видели таких сотни - вы просто забейте в поиск Scrum. Ваша статья - просто пересказ прочитанного в этих трех книгах. Как эту статью выпустили на главную - загадка.

Про маркетинг ваше отрицание просто смешно: вы же блин там, судя по сайту, маркетингом занимаетесь. Глупо считать свои потенциальных клиентов дураками ;).

Ответить
Развернуть ветку
Ярослав Град

Привет, я Слава, и я работаю в РокетБиз управляющим партнером. Приятно познакомиться!) От лица компании писал наш контент-маркетолог Дима.

Конечно, публикуя статьи, мы не только руководствуемся альтруистическими принципами. Это глупо отрицать. Позвольте расскажу что и для чего:
1. Наша целевая аудитория клиентов, а это в основном директора по маркетингу и собственники крупного и среднего бизнеса, по нашему мнению на VC много не читают. Так что, мы это делали не для клиентов это точно. Ну мб потом разместим у себя на сайте ссыль на эту статью, и это возможно будет дополнительным мотиватором для наших клиентов работать с нами. Да, есть такой вариант. Но это не самоцель.
2. Мы публикуем эти статьи в первую очередь для HR маркетинга. То есть мы рассказываем о том кто мы, как работаем и тд. В идеале, это должно повлиять на наших потенциальных коллег, которых мы будем искать. Нам постоянно нужны крутые люди в команду, так как одна из целей нашего бизнеса создать самую лучшую команду. А лучшие люди, по моему мнению, работают не только ради денег. Им важны люди с кем они работают и проекты, которыми занимаются. Ну и если говорить о скраме то, им наверное важно как они будут работать.
3. Мы очень хотим научить рынок работать эффективнее. Сами раньше работали водопадным методом и из-за него допускали ошибки с клиентами, косячили. Сейчас стало лучше и мы хотели эти поделиться.

Ответил на ваш вопрос?)

Ответить
Развернуть ветку
Yuri Mediakov

Добрый день, Слава. Не давайте больше Диме писать каменты ;).

1. "Чем больше бюджет - тем ниже должность принимающего решение".
2. Все это называется репутацией на рынке. Пока пошло не очень. HR-маркетинг я бы правда начал с рассказов об офисе, о том какая у вас бирюзовая организация, опционах и всяком таком ;).
3. Судя по статье: пока рановато, похоже. Статья выглядит как "Мы изобрели колесо, чуваки!" ;)

Ответить
Развернуть ветку
Ярослав Град

Он только от своего имени будет писать в следующий раз)) Не от лица компании, это точно

1. Согласен, но в нашей нише, исходя из нашего практического опыта, лица принимающие решения - это генеральные директора или директора по маркетингу. Даже у клиентов из крупного бизнеса.
2. Это точно, пока получается так себе)) Мы если честно сторонники того, что атмосфера и то как мы работаем это наше основное УТП как работодателя. И Скрам тут на высоком месте. Ну конечно и про офис и про горизонтальное управление мы естессно тоже будем рассказывать) Но это же только платные посты, кому интересно про это читать и делиться с друзьями и коллегами такими текстами?
3. Тут скорее всего дело в подаче. Опыта у нас реально уже накопилось много, но правильно подавать его в статьи мы еще не научились. Научимся, никуда не денемся) Вот выступления, например, стали получаться уже неплохо. На УИН наш директор по HR выступала, тоже кстати по теме скрам

Ответить
Развернуть ветку
Yuri Mediakov

1. Ну дело ваше. Часто люди, даже близко не являющиеся директорами, вынуждены принимать решения в области марктинга, поскольку это слишком мелкие вопросы для собственника или директоров. Михаил Токовинин об этом хорошо и ярко говорит. Поэтому, может не на тех ориентируетесь ;).
2. Скрам уже вызывает стойкое отторжение. У всех: разработчиков, ПМов, дизайнеров. Если вы не готовы принести действительно что-то новое - лучше туда не лезть.
3. Офис и горизонтальное управление - обычно всем интересно. И про зарплаты и бонусы еще всем интересно - люди вообще довольно приземленные ;).

Ответить
Развернуть ветку
Ярослав Град

1. Это просто специфика именно нашей ниши. Если бы мы были поточным агентством, то точно бы сюда постили для привлечения клиентов. У Токовинина принимают решения как раз люди читающие VC) имхо. Ну мб вы и правы и зря мы отбросили этот посыл)
2. Серьезно? Попробуем еще пару заходов, но с более интересными подтемами в большой теме Скрам, которые тут в комментах насобирали. Потом расскажете свое мнение?
3. Окей, можно попробовать) Спасиб за совет

Ответить
Развернуть ветку
67 комментариев
Раскрывать всегда