{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Scrum. Как не споткнуться в погоне за продуктивностью?

Уинстон Черчилль говорил, что «демократия - наихудшая форма правления, если не считать всех остальных». И речь здесь не о том, что это плохой политический строй, просто не существует однозначно совершенных систем, но стремиться к ним - наша обязанность. Демократия лишь задает направление. С работой по Scrum похожая ситуация. В интеграции этой методологии в свои бизнес-процессы определенно есть сложности, но она лучше остальных подходит под определенные задачи.

Scrum - наиболее популярный подход к разработке новых продуктов, позволяющий системно определить все необходимые цели и задачи, ранжировать их по актуальности и делегировать выполнение определенному члену команды.

Изначально эта методология разрабатывалась для управления емкими проектами в сфере IT, однако ее принципы помогут повысить эффективность работы команд, занятых и в других областях: услуги, производство, продажи, HR. Scrum будет полезен даже в бытовых делах.

Для РокетБиз Scrum оказался оптимальным вариантом работы, так как наша команда решает бизнес-задачи клиентов комплексно: оптимизирует работу с персоналом, увеличивает эффективность отдела продаж, повышает результативность интернет-маркетинга.

В этом материале директор по персоналу РокетБиз Ксения Лысенко, опираясь на личный опыт, разъяснит, какие бонусы несет работа по Scrum и покажет с чего следует начать.

Чем заманчив Scrum

Уже за первые несколько месяцев интеграция методологии принесла нам первые плоды - позволила избавиться от ряда существенных трудностей при работе над сложными и громоздкими проектами:

  • Планомерное ведение журнала работ, необходимых для полной готовности разрабатываемого продукта (backlog), позволило исключить выпадение целей при краткосрочном и долгосрочном планировании;
  • Четкие роли в Scrum помогли членам команды, занятым в одном процессе, без споров разграничить полномочия и фронт работ;
  • Ежедневные летучки и еженедельный разбор проделанной работы (разбор спринта) избавили от нехватки времени для обсуждения свежих идей внутри команды;
  • Ежемесячный разбор проделанной работы наглядно показал скрам-команде, что она не топчется на месте - результат виден всем.

В процессе внедрения Scrum у нас сформировалось понимание, что его интеграция держится на 3 китах: грамотно подобранном инструменте управления, адекватной оценке работ по внутренней балльной системе и полной базе знаний, куда можно и нужно подглядывать.

Первые шаги: от стикеров на стене до удобного онлайн интерфейса

Первое, что следует сделать для перехода на Scrum - составить бэклог. Оптимальным решением для нас на тот момент стал перенос всех идей по созданию продукта из голов скрам-команды в большую таблицу в Microsoft Excel.

Второе - организовать площадку для отслеживания выполнения целей и задач в реальном времени. Вначале мы выбрали самый что ни на есть физический носитель - стену в нашем офисе. Мы разделили ее на отсеки «Сделать», «В работе» и «Готово». Затем добавили раздел «ПОЖАР», куда включали всякие незапланированные задачи, возникающие вследствие какого-то форс-мажора - скажем, из-за блокировки важного онлайн сервиса великим и ужасным Роскомнадзором.

С течением времени мы поняли, что заклеивать стикерами стену вручную - контрпродуктивно, и ушли за решением в интернет. Там мы набрели на замечательный сервис для управления проектами небольших групп - Trello. Он идеально подошел в качестве альтернативы офисной стене.

Следует оговориться, что работа в Trello подойдет не всем. Наш друг из агентства «Аутмаркетинг» Антон Шаяхов в своем материале «Scrum-маркетинг в камерном агентстве: почему нам не понравился Trello и чем мы его заменили» подробно рассказал про альтернативные #инструменты. А их немало: Jira, Wrike, StarTrek, Taiga, Basecamp. У всех есть свои плюсы и минусы. За подробностями - по ссылке выше. Осторожно: присутствует ненормативная лексика из сферы IT.

Оценка и анализ эффективности команды

Всякая работа должна оцениваться. Каждая задача «весит» определенное количество баллов, состоящих из суммы потраченного времени, задействованных членов скрам-команды и их трудозатрат. Например, сложная задача для одного человека может «стоить» существенно больше 1 балла. Для оценки Scrum использует числа Фибоначчи. Это порядок, когда каждое следующее число равно сумме двух предыдущих - 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21 и так далее. Придумана такая методика для того, чтобы внутри команды не было споров о трудозатратности задач - проще определить стоимость работы, если выбор стоит между 5 и 8 баллами.

В самом начале сложно точно определить «вес» задачи. Если бы вы меня тогда спросили, во сколько баллов можно оценить, к примеру, задачу по размещению вакансии - я бы точно не ответила сходу. Первое время мы ставили балл навскидку, по ощущениям. И вот спустя примерно три месяца, мы начали понимать, как сложность задачи влияет на ее оценку - задача по размещению вакансий может стоить и 1 балл, и 5. Все зависит от обстоятельств. Дело в том, что в одном случае мы ее выполняем уже зная площадку для размещения и содержание вакансии, а в другом надо промониторить аналогичные вакансии конкурентов, узнать у руководителя искомого сотрудника, какими качествами должен обладать соискатель, сформулировать требования по вакансии и все в этом духе.

Ксения Лысенко

Среди прочего баллы помогут оценить адекватный уровень загрузки команды. К примеру, ваша команда способна за недельный спринт выполнить задач на, скажем, 200 баллов. Это значит, что, если вы в начале недели запланировали работ на 300 баллов, то с большой долей вероятности ваша скрам-команда ничего не успеет, сильно устанет и «перегорит».

Для того, чтобы быстрее перевести возможности команды в баллы, нужно вести статистику. Ежедневно запоминайте и записывайте во сколько баллов вам обошлась та или иная задача, затем сформулируйте это в отдельный документ. Анализ проделанной работы - крайне важная штука, если в итоге вы хотите увидеть тот самый рост продуктивности.

Век живи - век учись

Очевидно, что в одном тексте крайне сложно передать все нюансы методологии и не потерять концентрацию читателя. Однако если вы все же ступили на тернистый путь оптимизации работы команды, рекомендуем ознакомиться с профессиональной литературой от разработчиков и экспертов по Scrum и agile-управлению продуктом.

Важно понимать, что материал не претендовал на статус обучающего и не имел цели сделать из вас Scrum Master'а. Мы скорее хотели подтолкнуть вас к изучению этого инструмента. Если удалось - пишите о своих успехах и неудачах, ведь на ошибках учатся, причем как на своих, так и на чужих.

0
70 комментариев
Написать комментарий...
Yuri Mediakov

Ну так себе у вас контентный маркетинг. Опоздали со статьей лет на 5 минимум. :)

Ответить
Развернуть ветку
РокетБиз
Автор

Вот искренне, очень круто, что вы уже 5 лет scrum-мастер и консультируете Сазерланда с Швабером. Однако вы же не претендуете на голос всех читателей? А вдруг кто-то до сих пор не в курсе? Им и наука!

А теперь про контент-маркетинг... Мы разве что-то продаем или кого-то привлекаем? Исключительно делимся опытом! А это другое)

Ответить
Развернуть ветку
Yuri Mediakov

Если бы статью написал Вася, который работает в Рокетбиз - это еще могло бы сойти за внутреннюю мотивацию. Но разговариваем мы сейчас с аккаунтом "Рокетбиз", обезличенным и скучным.

Scrum очень простой и очевидный на обывательском уровне. Поэтому каждый, кто прочитал три книжки и наклеил два желтых стикера на доску - стремиться поделиться гениальным подходом со всеми, предполагая что это все еще кому-то интересно. И Хабр и VC видели таких сотни - вы просто забейте в поиск Scrum. Ваша статья - просто пересказ прочитанного в этих трех книгах. Как эту статью выпустили на главную - загадка.

Про маркетинг ваше отрицание просто смешно: вы же блин там, судя по сайту, маркетингом занимаетесь. Глупо считать свои потенциальных клиентов дураками ;).

Ответить
Развернуть ветку
Ярослав Град

Привет, я Слава, и я работаю в РокетБиз управляющим партнером. Приятно познакомиться!) От лица компании писал наш контент-маркетолог Дима.

Конечно, публикуя статьи, мы не только руководствуемся альтруистическими принципами. Это глупо отрицать. Позвольте расскажу что и для чего:
1. Наша целевая аудитория клиентов, а это в основном директора по маркетингу и собственники крупного и среднего бизнеса, по нашему мнению на VC много не читают. Так что, мы это делали не для клиентов это точно. Ну мб потом разместим у себя на сайте ссыль на эту статью, и это возможно будет дополнительным мотиватором для наших клиентов работать с нами. Да, есть такой вариант. Но это не самоцель.
2. Мы публикуем эти статьи в первую очередь для HR маркетинга. То есть мы рассказываем о том кто мы, как работаем и тд. В идеале, это должно повлиять на наших потенциальных коллег, которых мы будем искать. Нам постоянно нужны крутые люди в команду, так как одна из целей нашего бизнеса создать самую лучшую команду. А лучшие люди, по моему мнению, работают не только ради денег. Им важны люди с кем они работают и проекты, которыми занимаются. Ну и если говорить о скраме то, им наверное важно как они будут работать.
3. Мы очень хотим научить рынок работать эффективнее. Сами раньше работали водопадным методом и из-за него допускали ошибки с клиентами, косячили. Сейчас стало лучше и мы хотели эти поделиться.

Ответил на ваш вопрос?)

Ответить
Развернуть ветку
Yuri Mediakov

Добрый день, Слава. Не давайте больше Диме писать каменты ;).

1. "Чем больше бюджет - тем ниже должность принимающего решение".
2. Все это называется репутацией на рынке. Пока пошло не очень. HR-маркетинг я бы правда начал с рассказов об офисе, о том какая у вас бирюзовая организация, опционах и всяком таком ;).
3. Судя по статье: пока рановато, похоже. Статья выглядит как "Мы изобрели колесо, чуваки!" ;)

Ответить
Развернуть ветку
Ярослав Град

Спасибо кстати за развернутый ответ! Очень полезная обратная связь

Ответить
Развернуть ветку
67 комментариев
Раскрывать всегда