{"id":14286,"url":"\/distributions\/14286\/click?bit=1&hash=d1e315456c2550b969eff5276b8894057db7c9f3635d69a38d108a0d3b909097","title":"\u041f\u043e\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430\u0434 \u043a\u0440\u0443\u043f\u043d\u0435\u0439\u0448\u0438\u043c\u0438 \u0418\u0422-\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u0430\u043c\u0438 \u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u044b","buttonText":"","imageUuid":""}

SERM — это не только про отзывы. Как можно управлять репутацией в поиске

Для большинства компаний положительное представление в поиске = много положительных отзывов. Почему это не так и какие есть другие способы для управления репутацией — отвечает команда SSO&DEV 19agency84.

Работа компании над своей репутацией в поисковых системах называется SERM (Search Engine Reputation Management). Бренд расширяет свое присутствие в поисковых системах и перекрывает негативные упоминания (если они есть), тем самым повышая доверие потенциальных покупателей.

Сначала все-таки про отзывы

По статистике больше 90 % пользователей перед покупкой читают отзывы в интернете. Поэтому, говоря о SERM, компании-заказчики и даже некоторые агентства по управлению репутацией подразумевают только работу над отзывами: ответить на существующие, написать и опубликовать новые.

Добросовестные бренды переживают насчет публикации ненастоящих отзывов. На самом деле, в этом нет ничего страшного. Это дополнительная стимуляция для ваших клиентов выразить свое мнение: они увидят отзывы других клиентов и напишут свой. Однако это не значит, что нужно накручивать активность и повышать оценки на площадках постоянно.

Фейковые отзывы легко отличить от настоящих. Есть несколько очевидных критериев «подделки»:

• абстрактные формулировки в стиле «низкая цена», «широкий ассортимент»;

• фактические ошибки из-за того, что копирайтер не знает продукта;

• большое количество отзывов, опубликованных в один день;

• ключевые слова из серии «купить недорого», полное название компании с организационно-правовой формой;

• несовпадение города у автора отзыва с городом присутствия компании.


Если вы все-таки решили написать отзывы (самостоятельно или с помощью агентства), не забывайте проверять их на «фейковость».

Шесть других способов работы с SERM

Следующие способы частично могут перекликаться с задачами, привычными для PR и SEO. Это логично: PR тоже занимается репутацией бренда, а SEO, как и SERM, работает в поисковом пространстве. Однако SERM остается самостоятельным направлением со своими целями и задачами.

Способ 1. Удалять негатив

Компаниям не запрещено удалять негативные отзывы о себе. Теоретически вы всегда можете написать редакции сайта-отзовика или автору с просьбой это сделать. На практике все гораздо сложнее. Чаще всего условия для удаления отзыва неясны, а даже если у вас есть весомые аргументы, администрация сайта может отказать без объяснения причин.

Например, принцип удаления отзывов на Отзовике такой:

  • Компания регистрирует официального представителя.
  • От аккаунта представителя необходимо написать автору отзыва и запросить уточняющие данные (контакты, номер договора, дата обращения).
  • Ожидание ответа. Исход зависит от реакции автора:

— Автор привел все данные. Идеальный вариант для компании — принести извинения и решить проблему с помощью компромисса.

— Автор дает некорректные данные/пытается уйти от ответа. Можно писать администрации сайта, так как этих действий достаточно для удаления отзыва.

— Автор не отвечает более 30 дней. Можно отправлять заявку на удаление отзыва.

Если договориться и удалить отзывы не получается, компания может обратиться в суд. Для этого есть статья 152 ГК РФ — Защита чести, достоинства и деловой репутации. Ее положения относятся как к отдельным гражданам, так и к компаниям в целом. Если в открытом доступе появились порочащие сведения, то человек (компания) может потребовать их опровержение и удаление, а также компенсацию.

Однако прибегать к удалению отзывов через суд стоит в самом крайнем случае. Это долго, дорого, и не факт, что вы добьетесь своего и оградите себя от дальнейшего негатива. Суд может встать на сторону автора/площадки, а другие пользователи напишут новые плохие отзывы.

Способ 2. Сформировать и использовать политику коммуникаций

Политика коммуникаций — это документ, в котором четко прописано, как компания реагирует на отзывы пользователей. В нем зафиксированы тональность бренда, рекомендации по отработке негатива, шаблоны ответов.

С положительными отзывами все логично: благодарить, приглашать к повторной покупке. С негативом сложнее: его нельзя игнорировать — более 80 % читателей обращают внимание на то, как компания решает конфликтные ситуации.

Поэтому с негативом — разбираться. Выяснять причину, запрашивать больше данных, приносить извинения и исправлять ситуацию. Отлично, если у вас получается решить проблему клиента прямо в комментариях к отзыву, не переходя в другие каналы. Так другие покупатели увидят, что вам не наплевать на своих клиентов, и если проблемная ситуация возникает, то всегда решается.

Хороший пример коммуникаций: сеть ресторанов попросила больше данных и смогла исправить ситуацию так, что клиент даже вернулся и дополнил отзыв уже хорошим впечатлением

Но решить проблему клиента в комментариях получается не всегда. Пользователь может зайти на площадку, написать отзыв и забыть о нем. Или просто проигнорировать дальнейшие вопросы. Дальше у компании два варианта: еще раз попросить пользователя ответить в комментариях и ждать фидбэка или оставить свои контакты для связи, чтобы клиент позвонил/написал самостоятельно. В случае с последним важно быть готовым к тому, что покупатель действительно обратится: отвечать на сообщения и звонки, пытаться решить вопрос. Обиженный клиент может прийти и дополнить отзыв тем, что проблему никак не решили.

Помните, что любая обратная связь полезна для бизнеса. Например, в отзывах о ресторане отмечают скорость доставки — самое время похвалить своих сотрудников, в том числе материально. Или наоборот, внезапно доставку стали ругать: долго, еда остывшая, заказы перепутаны. Значит пора разобраться в процессах — вероятно, курьеры перегружены и не успевают делать все быстро и качественно.

Способ 3. Наращивать упоминания о компании

Поисковики любят разные типы сайтов: новостные ресурсы, блоги, справочники, социальные сети, вопросы-ответы, форумы и так далее. Добавляя новые точки входа, вы разбавляете поисковую выдачу и сдвигаете вниз нежелательные площадки с устаревшими и отрицательными отзывами.

Регистрируйтесь в справочниках, добавляйте на отзовики свою карточку, отвечайте на тематические вопросы на Яндекс.Кью и Ответах.Mail, ведите блоги, пишите статьи на Википедии и других открытых энциклопедиях.

Способ 4. Выкладывать репутационные статьи

Еще один канал для создания доверительного отношения к бренду — репутационные SEO-статьи на трастовых сайтах.

Трастовый сайт (англ. trust — «доверие») — это сайт с высоким уровнем доверия от поисковиков. Страницы на этом ресурсе быстрее проходят проверку и чаще попадают на первые строчки выдачи.

Публиковаться на таких сайтах можно двумя способами: либо через сторонние сервисы (Miralinks, PR.Sape, eTXT), либо напрямую, договариваясь о рекламном размещении с площадкой. Учтите — второй вариант обычно заметно дороже.

Через сервис Miralinks можно выложить статью на трастовых сайтах. На выбор более 20 тыс. площадок с фильтром по SEO-критериям, региону, цене, тематике и пр.

Что дает репутационная SEO-статья?

  • Узнаваемость и доверие среди пользователей. Упоминание компании на авторитетном для потенциального покупателя ресурсе — дополнительный аргумент при покупке.
  • Трафик. Поисковики определяют, что на сайт компании ссылаются другие источники, и продвигают его выше в поиске. А пользователи читают статьи и переходят по ссылкам в тексте на сайт.

Такие статьи полезны как сразу после публикации, так и в долгосрочной перспективе. Текст попадает на главную страницу сайта-донора и собирает просмотры даже от тех, кому первично неинтересна эта тема. Спустя некоторое время сайт не продвигает статью, зато это делают правильные ключевые запросы в тексте — пользователи переходят на неё из поиска.

По ключевому запросу «техническая гарантия» — 3 статьи бренда на трастовых сайтах в ТОПе поисковой выдачи. В текстах размещены ссылки на сайт компании

Какая должна быть статья?

Полезная. Это главное правило любого текста.

С ключевыми запросами. Здесь вам в помощь SEO-специалисты.

Оптимального размера. В среднем — от 3 до 5 тыс. знаков без пробелов. Меньше не стоит, больше — с осторожностью.

С нейтральной тональностью. Текст не должен активно расхваливать продукт или услугу компании. Помните о полезности.

Соответствующая интересам аудитории. Вряд ли на площадке об автомобилях кого-то из посетителей заинтересует статья о воспитании детей.

На биржах встречаются и подобные заказы на статьи для компании. Материал по такому ТЗ маловероятно сработает на долгосрочную репутацию бренда: без ключевых слов, конкретики от клиента по услуге и четких требований получится большой и бесполезный текст

Способ 5. Стимулировать клиентов на активности

Для развития бизнеса и продвижения компании важен реальный пользовательский опыт: честные и подробные отзывы, оценки компании (ее товаров/услуг), прохождение опросов о качестве обслуживания. Вместе с PR-службой прорабатывайте механики, с помощью которых вы можете замотивировать покупателей на подобные активности.

В качестве инструментов стимулирования применимы рассылки на почту или номер телефона, розыгрыши призов за самый необычный отзыв или дополнительные баллы в системе лояльности. Вариантов много — все зависит от специфики и возможностей компании.

Способ 6. Следить за упоминаниями

О компании обязательно будут писать, и не только на отзовиках, но и в социальных сетях, блогах, форумах, статьях. Чтобы не пропустить любое упоминание о компании и понимать, что влияет на ее репутацию, необходимо отслеживать все сообщения в открытом доступе. Есть два варианта мониторинга: ручной и автоматический.

Вручную упоминания можно искать через поисковики, вводя брендовые и репутационные запросы. Через расширенные настройки можно настроить поиск за определенный период. Например, посмотреть новые материалы о компании за последние 30 дней.

Еще есть сервис Google Alerts — вводите интересующую тему и получайте уведомления о новых материалах на почту

Также есть автоматизированные системы мониторинга упоминаний: Brand Analytics, YouScan, IQBuzz и другие. Они платные, но есть демо-доступ. На площадках можно настроить отслеживание по выбранным площадкам, ввести ключевые запросы и минус-слова и даже подключить сравнение с конкурентами.

Интерфейс Brand Analytics при просмотре отчета по теме

Чек-лист: что влияет на репутацию бренда

□ Качественные отзывы

□ Политика коммуникаций

□ Присутствие на разных площадках

□ Репутационные материалы

□ Мониторинг упоминаний и быстрое реагирование на них

SERM — это целый комплекс мер по управлению репутацией. Работая над одним каналом, вы не сможете добиться больших результатов. Помните, что SERM-стратегия нужна не только в случае уже случившегося репутационного пожара, но и на этапах развития и поддержки работы компании.

0
18 комментариев
Написать комментарий...
Андрей Корнеев

Всем клиентам которые просят "накрутить" отзывов предлагаю сначала самим воспользоваться своим сайтом, попробовать наконец самим найти свой сайт, и купить свой продукт. А затем самим честно написать свой отзыв с фотографиями чека и продукта.
1. Это будет настоящий честный отзыв с фото, фото в отзыве всегда добавляет +100 к его полезности и честности
2. Клиент сам увидеть все косяки своего магазина "в живую". А то многие даже и не пользовались своим сайтом, а хотят чтобы другие пользовались и оставляли хорошие отзывы

А если все хорошо то дарить своим сотрудникам скидочные купоны с такой же установкой, что бы честно написали отзыв.

Ответить
Развернуть ветку
19agency84
Автор

Андрей, классная механика)

Ответить
Развернуть ветку
Денис

Полезная информация для продвижения бизнеса, взял себе на заметку чек лист.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Сычев

Доходчивая статья. Про ненастоящие отзывы можно было бы поподробнее - покажите на примерах например))
А вот насчет связки с пиаром и сео особенно точно сказано. Иногда заказчики путают услуги и пытаются затребовать то, чем тот же пиарщик не занимается..

Ответить
Развернуть ветку
??? ???????

Примеры - комментарии Дарьи и Екатерины)

Ответить
Развернуть ветку
19agency84
Автор

Дмитрий, спасибо! Нам тоже хотелось развернуться, но тогда точно бы получился материал про отзывы :) Отдельно опубликуем.

Смотрите на большие сообщения одного размера и схожей структуры — точно похоже на работу по ТЗ. Люди в реальности легко укладывают фидбек в 100-150 символах. Люди без отзывов на другие компании, фото с сайта или его отсутствие — тоже флажки

Ответить
Развернуть ветку
Ingvar K

Вы сами перед покупкой читаете отзывы?
Сколько по ощущениям из них настоящих?

Ответить
Развернуть ветку
19agency84
Автор

Игорь, сами — читаем обязательно. Но по количеству, конечно, точно сказать нельзя, всё зависит от компании, её товаров/услуг и клиентского обслуживания. Можно лишь предполагать, опираясь на тезисы фейковости из материала

Ответить
Развернуть ветку
Ingvar K

У меня друг SERM лет 5 занимается, может больше, когда видит, что я отзывы читаю или использую их, как аргумент – ржёт.

Я читаю все равно, но кажется настоящих мало, и в основном они негативные

Ответить
Развернуть ветку
Семен Смирнов
Для большинства компаний положительное представление в поиске = много положительных отзывов

Не начинайте статьи с обобщений
Это не очень влияет на репутацию

Ответить
Развернуть ветку
19agency84
Автор

Семен, возьмем на заметку

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Горбачев

Отличная статья, согласен почти со всеми высказываниями, кроме "По статистике больше 90 % пользователей перед покупкой читают отзывы в интернете" Где в первоисточнике написано "СТАРАЮТСЯ читать отзывы". Ибо стараться - не делать и в действительности это правило применимо

Ответить
Развернуть ветку
Дарья Саяпова

Хороший материал, который показывает, SERM недооценивают

Ответить
Развернуть ветку
19agency84
Автор

Дарья, спасибо! Согласны

Ответить
Развернуть ветку
Александр Кабешов

С почином! Эффективность 100%

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Маркова

Все четко понятно разложили, по полочкам! Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
19agency84
Автор

Спасибо, босс :)

Ответить
Развернуть ветку
??? ???????

Ух ты, специалист по serm даже под своей статьей комментарии накручивает 😆 накрутка головного мозга

Ответить
Развернуть ветку
15 комментариев
Раскрывать всегда