Международный PR прямо сейчас: 10 советов предпринимателю
Как подготовить инфополе вокруг стартапа к выходу на международный рынок, поменялось ли отношение топовых СМИ к российским фаундерам и как общаться с зарубежными журналистами сейчас?
Мы — Digital Dolina. Провели уже больше 20 бесплатных эфиров с известными предпринимателями и инвесторами, а ещё создали бизнес-клуб Re:forma, в котором состоит Дина Мостовая — консультант по стратегическим коммуникациям и основательница Mindset Consulting. Дина работала с Microsoft, PayPal, eBay, Biocad, Нетология, BestDoctor и Ecwid. Вместе с ней мы и подготовили этот материал.
Хочешь раскрутиться на международном рынке? Ответь на три вопроса:
1. Как твоя компания представлена в информационном пространстве?
Вряд ли иностранные СМИ будут писать о ноунейм-компании, которая никак и нигде не представлена. В первую очередь журналисты узнают, связан ли твой бизнес с ИХ страной, а уже потом — что он из себя представляет. Упрости всем задачу:
1) заведи англоязычный сайт, распиши там всё, что поможет зарубежным медиа легко узнать о тебе всё и включи на нём SEO
2) создай аккаунты в Twitter и LinkedIn и проследи, чтобы они соответствовали твоему позиционированию
Случай из реальной жизни:
2. Как выстроены коммуникации внутри и снаружи компании?
Вопрос для тех, кто понимает важность коммуникационной стратегии. А для тех, кто нет, — грустная правда:
Внешняя коммуникация начинается с внутренней, поэтому сперва обговори с командой базовые моменты: чем вы вообще занимаетесь, кто ваша ЦА и какую проблему рынка решаете. Только потом можно выходить с этим во внешнее информационное поле.
3. Какие заявления компания делает во внешнеи среде в текущих обстоятельствах?
Подготовь стратегию оперативного реагирования и, да, снова обсуди с командой, что происходит прямо сейчас: открытие нового бизнес-юнита, запуск новых направлений в других странах, что и когда можно о себе рассказывать, а что — нет.
Только после этого можно выходить к журналистам, партнёрам, инвесторам и… нашим 10 советам.
10 советов стартапу в международном пиаре
1. Глобальное позиционирование
Невероятно, но факт: если добавить к своему бренду надстройку Global или International — получится сохранить бренд и показать своё место на международном рынке, изменив восприятие компании.
2. Международный бэкграунд
Если бизнес начинался и развивался только внутри России — международный бэкграунд всё равно можно найти. Например, ты можешь упомянуть про себя или сотрудников:
— международные программы и курсы повышения квалификации (онлайн курс Stanford University подойдёт)
— опыт работы эдвайзером/консультантом в стартапе, зарегистрированном за рубежом
— выступления на международных ивентах в качестве спикера
— опыт работы в зарубежных компаниях
3. Чёткая и открытая позиция
Оставаться в тени февральского инфоповода — невозможно. Но можно занять нейтральную позицию, которая поможет защититься от провокаций.
4. Оперативное реагирование на запрос журналистов
Сейчас зарубежные журналисты активно интересуются бизнесом и ищут спикеров. Самое время завести аккаунт на Crunchbase, оставить контакты и предоставить себе возможность поотвечать на вопросы. И если кто-то тебе написал, отвечай СРАЗУ ЖЕ.
Если же медиа, в которые ты очень хочешь попасть, не проявляет интерес — не стесняйся, ищи контакты и пиши сам. Только не забудь золотое правило: за рубежом общение с журналистом всегда начинается с почты, а потом уже Twitter, LinkedIn, звонки, приглашение на День Благодарения и вот это вот всё.
5. Экспертный контент
Инфоповодов много, а тема, в которой ты эксперт — одна или несколько. Продолжай быть им и дальше, не распыляйся.
6. Минимум комментариев на политическую тему
Всё, что есть в интернете, может работать против тебя. Интерпретировать тебя могут как угодно.
Грустный кейс №1:
И грустный кейс №2:
7. Развитие собственных медиа
Снова не стесняйся, а заявляй о себе. Например, можно всего одним кликом записать подкаст через интересное приложение, завести блог на Medium (на английском) , создать рассылку новостей компании и newsroom-отдел на сайте.
8. Оффлайн нетворкинг
Это проще и быстрее, чем онлайн-формат ― и с журналистами, и с инвесторами, и с партнёрами. Если у тебя есть возможность выехать или ты уже, дерзай.
9. Найм локальной команды
Менять всю команду на зарубежных специалистов мы, разумеется, не предлагаем. А вот выдвинуть в качестве спикера иностранного сотрудника и создать ему личный бред — рабочая схема как раньше, так и сейчас.
10. Продвинутый английский язык
«Спасибо, кэп», подумал ты. Да, ничего нового тут не скажем, но мотивирующими кейсами поделимся.
Кейс № 1:
Кейс № 2:
Всё это (и даже больше) мы узнали из прямого эфира Digital Dolina и Дины Мостовой. Чтобы не пропустить анонсы следующих эфиров, подпишись на наш Telegram-канал.
Какой же Бутчер красавец в своем белом пальто
"золотое правило: за рубежом общение с журналистом всегда начинается с почты, а потом уже Twitter, LinkedIn..."
Вы слышали или пользуетесь Muck Rack? Для поиска авторов и коммуникаций с ними. Более 3/4 журналистов в США недоступны через почту, только Twitter. Когда находишь их eMail, даже не открывают письмо, хотя в теме их имя, Тайтл "Press Release" и релевантная их компетенции тематика в заголовке. Малая часть авторов, наоборот, закрывают ЛС в Twitter и указывают там свой eMail.
Мне интересно, какая нормальная конверсия по отправленным авторам пресс-релиза, 5%, 2%, 0,1% ?
Наша ЦА: журналисты в США, которые пишут про оборонные технологии и AR/VR.
Компания в США, сайт англоязычный, команда в Германии, большое количество контента и разрешение на перепечатку.