Что мешает внедрить сквозную аналитику? 3 основных ошибки
Почему не каждая компания готова к внедрению сквозной аналитики? Что мешает внедрению и с какими не техническими проблемами сталкивается бизнес? Рассказывает Михаил Епихин, директор по маркетингу Roistat.
В марте 2022 года маркетологи и бизнесмены столкнулись с резким сокращением рекламных каналов и необходимостью быстро пересматривать рекламными кампании, мигрировать на новые платформы. Как следствие, следует более рационально обращаться с рекламными бюджетами. Сквозная аналитика может стать помощником в выборе рабочих каналов и оптимизации рекламы. Но не все компании готовы к её внедрению.
Чаще всего в процессе внедрения сквозной аналитики компании сталкиваются с трудностями:
- Техническими: некорректные цели на сайте, не отправляются заявки с сайта в CRM;
- В бизнес-процессах: заявкам не присваивают статусы в CRM, нет регламентов по работе сотрудников или они не работают.;
- В постановке целей: начинают внедрять аналитику до того, как разобрались, зачем это бизнесу.
Если технические проблемы можно решить с помощью программистов, специалистов поддержки, подробных инструкций или статей из интернета, то с остальными пунктами всё куда сложнее.
1. Отсутствие системности в работе с заявками
Заявки – ключевой элемент в работе сквозной аналитики. Система собирает данные о расходах на рекламу, количестве заявок и продаж, а уже после соотносит их и рассчитывает ключевые метрики (ROI, ROMI, CPO и пр.). На их основе можно делать выводы о том, была ли реклама эффективной или нет. Без данных о заявках это узнать трудно.
Мы в Roistat больше 7 лет помогаем внедрять сквозную аналитику. Наши технические специалисты консультируют маркетологов и владельцев бизнеса, курируют процесс внедрения и часто сталкиваются с ситуациями, когда менеджеры по продажам в компаниях:
- не актуализируют статусы по заявкам;
- выгружают заявки из почты;
- создают их вручную и т.д.
Это влияет на точность данных сквозной аналитики.
Приведем пример: компания оплатила сквозную аналитику, подключила к ней сайт, рекламные кабинеты и CRM. Заявки приходят, с ними работают менеджеры, есть продажи. Но в CRM не обновляются данные о статусах заявок, не видно – пришел целевой клиент или нет. Сквозная аналитика показывает, что реклама не приносит продаж. Маркетолог отключает неэффективную рекламу. После чего снижается количество заявок и продаж. Становится понятно, что проблема была в обработке заявок, а не в рекламе. Компания теряет потенциальную прибыль.
Для того чтобы не попасть в такую ситуацию, необходимо работать с сотрудниками и процессами в компании:
- заранее продумать, какие статусы можно присвоить заявкам;
- по каким критериям присваиваются статусы заявкам;
- подготовить подробные инструкции по работе с заявками;
- обучать сотрудников работе в CRM и следить за качеством выполнения работы;
- объяснять, для чего нужно заполнять статусы по заявкам.
Универсальных советов по работе с заявками нет. В компаниях с коротким циклом сделки будет один алгоритм, а с длинным циклом сделки – другой. Но в обоих случаях, нужно создавать такие статусы, чтобы они были понятны ответственным сотрудникам и не дублировались по смыслу. Например: статусы «Отказ» и «Не целевой клиент» схожи по смыслу и их легко перепутать. Поэтому, чтобы избежать путаницы в CRM, стоит оставить только один из этих статусов.
Какие статусы могут быть:
«В работе» — включает активные заявки, с которыми сейчас работают менеджеры;
«Отказ» — если потенциальный клиент не заинтересовался услугой/товаром;
- «Оплаченные» — уже оплаченные сделки;
- «Отмененные» — сделки, от которых клиент отказался или по которым он делает возврат.
2. Внедрение аналитики во время перестройки бизнес-процессов
Пример: компания решила сделать редизайн сайта, параллельно устанавливает сквозную аналитику и вносит изменения в работу отдела продаж. Программисты подключают старый сайт к сквозной аналитике, в CRM из-за новых регламентов дублируются статусы по заявкам, а через несколько месяцев нужно еще раз переподключить новый сайт. В процессе данные о заявках могут потеряться, статусы не соответствуют новым регламентам, и оценить, какой из рекламных каналов привел целевого клиента – сложно. Руководитель разочарован в сквозной аналитике и не может корректно проанализировать эффективность рекламы.
При этом, не стоит забывать и о нагрузке на сотрудников. Им нужно привыкнуть к новым правилам работы. Это стресс, и риск ошибки в таких условиях велик.
Что стоит сделать? Внедрять сквозную аналитику после изменений в работе компании. Когда сотрудники уже знают правила работы, на сайте не планируется критичных изменений и есть ресурсы на то, чтобы разбираться с новой системой. Также, имеет смысл проконсультироваться со специалистами по внедрению сквозной аналитики. Они подскажут, как лучше организовать работу по ведению аналитики.
Сквозная аналитика – это, в первую очередь, инструмент. С ним можно и нужно работать, настраивать под свои цели и задачи, но на это необходимы время и силы. Перед тем, как приступить к внедрению, заранее убедитесь, что вы готовы их выделить.
3. Непонимание целей и задач внедрения сквозной аналитики
Часто компании устанавливают сквозную аналитику, только потому что она есть у конкурентов или просто «Надо!». При этом не отдают себе отчет, а действительно ли им нужна сквозная аналитика? Какие задачи с её помощью хотят решать? Точно ли есть ресурсы на её внедрение? Будете ли постоянно работать с аналитикой или она останется дорогой игрушкой?
Без ответов на эти вопросы, вы рискуете затянуть процесс внедрения аналитики и в итоге можете разочароваться в инструменте.
Безусловно, сквозная аналитика помогает бизнесу расти, увеличивать окупаемость рекламы, количество продаж и средний чек. Но с ней нужно работать: проверять корректность передачи данных в аналитику, настраивать и изучать отчеты и пр.
Что рекомендуем сделать перед внедрением сквозной аналитики:
- Оценить ресурсы: кто будет заниматься внедрением и работой с инструментом, сколько на это можно выделить часов?
- Прописать цели и задачи. Что хотите получить после внедрения сквозной аналитики? Какие данные рассчитываете узнать? На что повлияют эти данные? Будет ли полученная информация использоваться в принятии решении в работе рекламы и/или компании в целом?
- Написать план работ: какие сервисы и в какой очередности планируете подключать, какие ресурсы на это потребуются.
Что может входить в план работ:
- Список сайтов, посадочных страниц, на которые вы ведете рекламу и где продаете продукт/услугу;
- Название CRM-системы, с которой работаете;
- Список статусов из CRM: какие не нужно учитывать, как обозначаются статусы в работе и т.д.;
- Указать данные о колл-трекинге;
- Указать данные о виртуальной АТС для приема звонков;
- Список виджетов получения заявок с сайта;
- Список рекламных кабинетов, которые использует компания.
Если у вас есть возможность проконсультироваться с более опытными коллегами или сторонними экспертами – воспользуйтесь этим. Возможно, такая консультация сэкономит вам время и силы.
Вывод
Сквозная аналитика – инструмент, который помогает компаниям более рационально использовать рекламный бюджет и увеличить эффективность рекламы. Не стоит думать, что на этапе внедрения аналитики все заканчивается, после вас ждет анализ отчетов и изучение метрик.
Поэтому перед тем как внедрить сквозную аналитику, убедитесь, что вы понимаете, для чего это делаете, и уже после приступайте к реализации задуманного.
***
Планируете подключить сквозную аналитику? Приходите на живой онлайн-обзор Roistat. На встрече специалисты Roistat объяснят, что такое сквозная аналитика, как её подключать и покажут на примерах, как сокращать расходы на неэффективную рекламу и получать больше продаж.
Онлайн-обзор Roistat пройдет 12 мая, в 14:00 МСК. Мероприятие бесплатное. Регистрация обязательна.
А также подписывайтесь на наш Telegram-канал. Там мы делимся полезными материалами по маркетингу и аналитике, кейсами клиентов, собираем познавательные дайджесты и анонсируем бесплатные обучающие вебинары.