Что такое метавселенные и зачем они нужны

Здравствуйте. На связи Людмила — маркетолог компании Altcraft. Рынок разработки метавселенных достиг почти 48 миллиардов долларов. По прогнозам, к 2030 году его объём вырастет до 678 миллиардов. Новые цифровые миры разрабатывают крупные мировые корпорации и небольшие стартапы. Метавселенные часто путают с виртуальным миром и компьютерной игрой, но понятие шире. В статье расскажем, что такое метавселенная и зачем она нужна.

Метавселенная (metaverse или meta universe) — одно из главных слов 2021 года по версии Collins. Несмотря на популярность в СМИ и пик количества запросов в поисковике в 2022 году, 90% россиян не знают, что это значит. Хотя метавселенные — уже не фантастика, а реальное пространство для развлечения, обучения, работы и маркетинга.

Что такое метавселенная

Метавселенная — это digital-пространство, которое создаёт симуляцию реальности и объединяет существующие сервисы, контент, продукты брендов в единой среде.

Мир метавселенной существует вместе с реальным, пересекается с ним или дополняет. Здесь учатся, ходят по виртуальным магазином и встречаются с коллегами на совещании в цифровом офисе.

Метавселенную называют объёмным интернетом. В сети пользователь потребляет контент, а в цифровой вселенной сам находится внутри контента. Каждый человек создаёт аватар — цифровую копию, которую видят другие пользователи. Управляется аватар с мобильного устройства, но в идеальном варианте через шлем виртуальной реальности, который нужен для полного погружения в «параллельный мир».

Будни метавселенной напоминают кинофантастику: герои сидят за столом в офисе и обсуждают важный вопрос. В конце встречи все отключаются, и оказывается, что каждый находится в разных местах, а офис был виртуальным.

Примерно так же будут проходить совещания в метавселенной. Но если киногероям для перехода между реальным и виртуальным миром нужно маленькое устройство (например, кнопка), то нам придётся надеть VR-шлем. Онлайн-встреча пройдёт как в Zoom, но с полным погружением и эффектом присутствия. Не потребуется включать демонстрацию экрана, потому что информация появится перед аватаром каждого пользователя. Почти как у героя киновселенной Marvel.

Кадр из фильма «Железный человек»

В метавселенной также проходят встречи с друзьями в цифровой кофейне, в баре или в придуманном мире. Вместе можно пойти на тренировку или поиграть в игру. Чтобы это сделать, каждый надевает шлем виртуальный реальности у себя дома, и компания друзей отправляется в виртуальный кинотеатр, хотя на самом деле между ними тысячи километров.

Признаки метавселенной

Есть признаки, которые отличают метавселенную от компьютерной игры и виртуальной реальности:

Все действия в реальном времени. Метавселенную нельзя остановить, сохранить или перезагрузить. События продолжают происходить, когда пользователь выходит из платформы.

Одновременно в метавселенной действует неограниченное число пользователей. За каждым аватаром реальный человек, который отвечает за свои действия.

Внутренняя экономика. Валюта в метавселенной с такой же ценностью, как реальная. Зарабатывать деньги здесь придётся, как в обычном мире. Внутреннюю валюту продают, покупают, инвестируют.

Метавселенная охватывает реальный и цифровой мир: открытые и закрытые платформы пересекаются, предметы из одного digital-пространства свободно проникают в другое. Герои из игр и фильмов взаимодействуют между собой, с предметами метавселенной и брендами. Например, пользователь покупает сумку в виртуальном магазине реального бренда, а потом идёт с ней в виртуальный кинотеатр, которым владеет другой бренд. Мета вселенная похожа на склеенные вместе пространства разных компьютерных игр.

Пользователи сами создают контент и опыт внутри метавселенной, а не только потребляют продукт, который сделали для них разработчики.

Происхождение и будущее метавселенной

Всё началось с фантастики. Впервые термин «метавселенная» появляется в научно-фантастическом романе «Лавина» (1992 года) Нила Стивенсона. В книге автор описывает виртуальный мир, который появился в XXI веке. Здесь пользователи существуют в виде 3D-аватаров, покупают и продают виртуальную недвижимость.

Цифровая вселенная показана и в кино. Есть фильмы про виртуальные миры: «Первому игроку приготовиться», «Трон», культовая «Матрица» и другие. Подобие метавселенной существует в играх Fortnite и World of Warcraft, в платформе Second Life, которая совмещает виртуальный мир и соцсеть. Здесь пользователи под аватарами перемещаются по оналайн-пространствам, проводят совещания и ходят на шоппинг в маркетплейсы, выбирают луки из коллекций виртуальной моды.

Зал для встреч в платформе Second Life

Разработкой метавселенных занимаются компании во всём мире: Microsoft, Decentraland, Roblox и другие. Но сейчас нет единой и полноценной цифровой вселенной.

Останавливают переход в digital-пространство тяжёлые VR-очки. Носить их больше 30 минут сложно. Не хватает других инструментов для симуляции физических действий, но компании разрабатывают такие решения. Японская H2L создала костюм для ощущения боли в метавселенной. Компания Panasonic показала систему Pebble Feel, которая имитирует жару и холод в цифровом мире.

Разработка метавселенных разными компаниями — тоже проблема для их развития. Объединить разные пространства сейчас сложно. Нужно договориться об общей валюте, о правилах поведения пользователей и о законах метавселенной.

Зачем нужны метавселенные

Бизнес

Симуляция офиса и других пространств для встречи. Ещё во время пандемии британские иллюстраторы переместили традиционные созвоны по Zoom в пространство видеоигры Red Dead Redemption 2. Команда встретилась под аватарами ковбоев и сидела вокруг костра в обстановке Дикого Запада. В конце каждый участник сел на лошадь и уехал в ночь. Для metaverse это станет привычным: нестандартные локации для бизнес-встреч и развлекательный формат.

Покупка, продажа объектов метавселенной и инвестирование. С технологией NFT предметы становятся уникальной собственностью покупателя, которая доступна для перепродажи. Существуют даже риелторы по цифровой недвижимости, которая постоянно растёт в цене и становится выгодным вложением.

Метавселенная упростит решение конструкторских задач. 3D-модель объекта в виртуальном мире проще изучать и трансформировать. Также моделирование в метавселенной должно сократить отходы и ускорить процессы разработки новых решений.

Маркетинг

Бренды подхватывают идею продвижения в метавселенных. Главная цель — привлечение миллениалов и поколения X, которые первыми осваивают новые технологии. Даже упоминание бренда в контексте метавселенной уже приносит дополнительную узнаваемость компании.

Как бизнесу продвигаться в метавселенной:

Создать свою метавселенную. Так сделала компания Nike, которая заявила, что разработает digital-мир с Roblox. В Nikeland пользователи попадают в копию штаб-квартиры компании, соревнуются в спортивных мини-играх. Компания Lego также решила создать цифровую вселенную для детей совместно с Epic Games.

Открыть магазин в digital-пространстве. Продавать в метавселенной цифровые предметы или реальные, которые после примерки или теста доставят по адресу покупателя.

Так бренд Gucci создал первую виртуальную пару кроссовок Gucci Virtual 25. Примерить обувь пользователь сможет в дополненной реальности, а носить в приложениях Roblox и VRChat. Также компания открыла «Сад Gucci» в Roblox — копию реальной цифровой инсталляции во Флоренции.

Виртуальные инфлюенсеры и модели. Бренды уже создают своих цифровых персонажей или сотрудничают с другими. Например, виртуальная модель Лил Микела существует только в соцсетях, но даже даёт интервью и выпускает клипы. Её виртуальная жизнь онлайн привлекает миллионы пользователей, которые следят за придуманным персонажем в соцсетях.

Наружная реклама в метавселенной. Как в реальном мире реклама окажется на билбордах, рекламных щитах виртуальных городов и на цифровых экранах digital-событий. Идеи размещения зависят только от креативности маркетологов.

Развлечения и обучение

Метавселенные похожи на игры, поэтому расширяют игровые возможности. Добавляется общение с другими пользователями и иммерсивная среда.

В метавселенных уже проводятся мероприятия. В 2020 году в игре Fortnite рэпер Трэвис Скотт выступил перед 12 миллионами игроков на виртуальном концерте, потому что офлайн-события отменили из-за пандемии.

Виртуальный концерт Трэвиса Скотта в игре Fortnite

Симуляции в метавселенных — это возможность учиться на наглядных примерах. Группа студентов сможет отправиться в центр исторического события, а будущие инженеры-конструкторы в систему космического корабля для подробного изучения.

Резюме

Метавселенная — пространство в цифровом мире, которое существует одновременно с настоящим. Это параллельная реальность, но действия в цифровой вселенной влияют на события реального мира.

Метавселенную нельзя остановить или сохранить, все действия происходят в реальном времени. Пользователи заходят в цифровой мир под аватарами и общаются с другими реальными людьми. Сейчас полноценных метавселенных не существует, но десятки компаний в мире ведут их разработку.

Метавселенные расширят возможности бизнеса с виртуальными офисами и инвестициями в digital-объекты. Компании уже открывают свои цифровые магазины и размещают рекламу на билбордах метавселенной. В цифровой вселенной проводят мероприятия, а в будущем digital-пространства станут площадкой для обучения.

Метавселенная — новый шаг в развитии интернета, который становится «объёмным» и добавляет эффект присутствия.

0
4 комментария
Отнюдь

все плохо если нужно объяснять зачем это все надо

Ответить
Развернуть ветку
Altcraft
Автор

Почему же плохо? Всегда появляется что-то новое, с чем надо разбираться, понимать, что это и зачем. Как без этого двигаться вперед?

Ответить
Развернуть ветку
София Белаш

Ладно, возможно в будущем это будет интересно

Ответить
Развернуть ветку
Добротный Драмчик

Нуу… в детстве я отвисала в метавселенной Шарарам

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда