Проклятие легендарной рекламы нулевых

Как спустя годы одна из самых знаменитых реклам нулевыx «Горилла» Cadbury стала проклятием для бренда, который строится совершенно на других ценностях

Всех приветствую! Меня зовут Олег, я независимый консультант по стратегическому маркетингу. Помимо книг я люблю изучать то, как создавались самые знаменитые кампании и бренды, чтобы использовать это в работе

Немного предыстории

В январе 2006 в батончиках компании Cadbury нашли бактерии сальмонеллы, из-за чего заболели 42 человека. Роковой ошибкой Cadbury стало то, что только в июне 2006 она отозвала продукцию из магазинов и сообщила о возможности заражения в Агентство по пищевым стандартам Великобритании (FSA). А только в июне 2007 компания признала все обвинения

Скандал незамедлительно потянул компанию в финансовую яму вслед за уровнем продаж, процентом рынка, и нанёс репутационный урон

Компания отчаянно искала возможности выхода из кризиса. И весной 2007 маркетинг-директор британской части Cadbury Фил Рамбол и креативный директор Fallon Жуан Кабрал пришли к CEO компании Тодду Ститцеру с совершенно бредовым предложением: одеть актера в костюм гориллы, дать ему в руки барабанные палочки, и пусть он сыграет знаменитую барабанную партию из хита Фила Коллинза "In The Air Tonight". Терять было нечего, и Ститцер согласился

Впервые рекламный ролик был показан 31 августа 2007 во время финала сезона «Большого Брата». Ролик длится 90 секунд [практически 91], что неслыханная роскошь по нынешним временам

Ролик мгновенно становится хитом, увеличивает продажи Cadbury почти на 10%, а хит Фила Коллинза 1981 года In The Air Tonight неожиданно для всех врывается топ чартов Великобритании

Фейерверки, радость и доминация бренда в Великобритании восстановлена

Проклятие легендарной рекламы нулевых

Что потом?

После выпуска рекламы у Cadbury начинаются проблемы с рекламными кампаниями. Все попытки повторить успех «Гориллы» проваливаются

Бренд начинает испытывать трудности с трансляцией своей ценности, сути своего бренда, на которой был изначально построен: дух щедрости. А как вы могли заметить, в рекламе с Гориллой он отсутствует от слова «совсем»

Суть бренда Cadbury - дух щедрости

Оказалось, что в связи с отсутствием какой-либо стратегии перед запуском рекламы, «Горилла» фактически направила бренд в ложном направлении. И [спойлер] все последующие годы компания боролась за то, чтобы вернуться к истокам

Возвращение к корням

В 2017 произошёл первый брифинг лондонского офиса агентства VCCP на создание 3 летней рекламной кампании, которая должна вернуть бренд Cadbury к истокам. Внутри Cadbury приняли решение НЕ брифовать агентство на создание второй «Гориллы» [ну неужели]

Цель кампании: вернуть щедрость бренду. Сделать так, чтобы бренд стал снова ассоциироваться с прежним Cadbury, который объединяет людей

Так называемая «правда продукта», то есть как через продукт доказывается суть бренда [дух щедрости], заключается в том, что в каждую шоколадку добавляют полтора стакана молока. В Великобритании шоколадки Cadbury были благодаря этому подходу на то время неким стандартом качества шоколада, но из-за потери фокуса бренд стали вытеснять массовые премиальные бренды типа Lindt

Процесс планирования

Первое, что сделало агенство - это провело большое глобальное семиотическое исследование того, как щедрость проявляется и воспринимается в разных культурах

Также по заверению Софи Кербегян [бывшего начальника отдела планирования VCCP, Лондон] команда наткнулась на одно интересное исследование, которое говорит о том, что щедрость рождается из эмпатии

Агентство зацепилось за эту находку и положило её в центр креативной стратегии

There`s a glass & a half in everyone

[я не буду это переводить, потому что в отрыве от контекста звучит достаточно смешно]

Первым роликом стал Mum’s Birthday

Реклама получила большой успех

Fun fact №1: На питчинге, после того, как показали эту рекламу, один из топов сказал: «ок, вы ведь сократите ролик до 20 секунд?» Ему ответили нет, и что это часть креативной стратегии, так как будет просто невозможно добиться эмоционального отклика от людей на ролик за 20 секунд

Fun fact №2: Продавец в ролике совершает не один, а два акта щедрости. Первый - когда «продаёт» шоколадку девочке, а второй - когда даёт ей сдачу в виде её же пегаса

Fun fact №3: После «Гориллы» Cadbury стал ассоциироваться с брендом, который использует крутые джинглы, но в этой рекламе нет музыки. В компании опасались такого подхода, но агентство смогло отстоять позицию, объяснив это тем, что без музыки реклама получится более драматичной

Fun fact №4: Этот сценарий был локализирован для других стран

Вторым роликом кампании на пути восстановления бренда стал «Fence 60», в котором дети подарили пожилому соседу шоколадку за то, что он постоянно возвращает им перелетевшие через забор, игрушки

Победа на APG 2021 Grand Prix

Вишенкой на торте стала кампания об одиноких стариках Великобритании. В ней, как и в роликах до этого, Cadbury мастерски использует "полтора стакана молока" в значении того, что в каждом из нас есть не один, а целых полтора стакана доброты и щедрости. В данном ролике щедрости слов, которых так не хватает одиноким старикам

А ещё 30 пенни с каждой шоколадки шли в фонд поддержки стариков ageUK

Эта история является отличным примером 3 вещей:

1. Компаниям надо публично признавать свои ошибки как можно раньше

2. Краткосрочные цели должны быть в подчинении у долгосрочных, чтобы потом не исправлять

3. Как можно из слабого продуктового позиционирования перейти к ценностному, если немного постараться

Всем спасибо, что выделили время на статью

Моя предыдущая статья про брендинг Лас-Вегаса тут

Экосистема каналов для тех, кто в стратегии:
Стратегия -> Без стратегии
Трендвочинг -> Без трендов
Рекламные роликами и поиском по # -> Без рекламы
Вакансии для стратегов -> Без вакансий

Поделитесь этой статьей с теми, кому, как вы считаете, она может быть полезна

2424
50 комментариев

Я шоколадки всегда покупал по принципу: что внутри и соответсвия цены. Т.е. я люблю орехи - я покупаю с орехами тот шоколад, который имеет нормальный состав и адекватную для меня, на данный момент, цену. А из рекламы я узнаю только о том, что есть такой товар, и мне абсолютно фиолетово, кто его рекламирует. Я могу восхититься рекламным роликом, его креативом и т.п., но я не побегу что-то покупать из-за этого. Поэтому мне не совсем понятно привлечение известных людей или персонажей в рекламу, как это должно мотивировать меня к покупке не ясно.

2
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

На это ведутся подростки+/- и люди, почитающие творчество знаменитости. Тем более понятно, что какая-нибудь знаменитость не будет есть дешёвый шоколад, который рекламирует.

Ответить

Ну, очевидно, что они тупые. Те, кто тратит миллионы долларов на рекламу, которая не работает. Чего тут непонятного...

А если серьёзно, то прочтите книгу Decoded Фила Бардена (МИФ перевели на русский как Взлом маркетинга). Там научно обосновывается, как всё это работает, и на вас в том числе, просто вы этого не осознаёте.

И да. У рекламы нет цели, чтобы побежали покупать все. У рекламы есть цель завоевать свою аудиторию. Касаемо шоколадок вы тоже входите в аудиторию какого-то бренда. Или нескольких брендов в зависимости от ваших целей в момент покупки.

Ответить

Так а прибыль увеличилась? Какая разница какая суть бренда?

1
Ответить

Дело все в том, что со временем их начали обходить другие бренды шоколада. Это произошло из-за того, что их позиционирование, которое вывело их в лидеры рынка стало сложно считываться покупателями, что привело к потере доли рынка

Ответить

Ролики топ. Но я не верю во всю эту лабуду с ценностями м брендом, когда дело касается шоколада. Если речь про авто-да, бредовая одежда -до, но точно не про продукты питания. Это все высосано из пальца, тупо чтобы бюджеты осваивать маркетинговые.
Шоколадка это то, что ты съешь в тот же вечер и как тут писали выше, все что тебя волнует это вкус и цена. В магазине еще важна привлекательная упаковка и место на полке, все остальное чушь.
Хотя конечно, прикольный рекламный ролик и в целом рекламное сопровождение повышает продажи т к люди начинают узнавать продукт. Но дело тут точно не в ценностях.

Мне например нравится сникерс, там все ингредиенты как я люблю и много арахиса. Но меня бесит тупая реклама с их «сникерсни» и я не ассоциирую себя с дебилами из их роликов. Баунти с их райскими островами и девочками намного ближе, но покупаю то я сникерс.

1
Ответить