{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Как запустить интернет-магазин в Telegram

В апреле Telegram представил пакет свежих обновлений. Среди них — новые возможности чат-ботов, которые теперь могут создавать полноценные интернет-магазины с витринами. Редактор ppc.world Кирилл Щедрин показывает на примере тестового чат-бота, как это может выглядеть, и разбирается, что нужно для запуска.

Магазины в Telegram уже были давно. Как они выглядят и насколько удобны — другой вопрос. Некоторые из них — просто каналы с ссылками, которые ведут на сайт, где уже можно сделать заказ.

Другие — боты, которые принимают оплату через мессенджер и могут в интерактивном режиме провести по каталогу. Но приятного и удобного интерфейса нет и у них.

В апреле 2022 года команда Telegram заявила, что теперь в мессенджере можно создать настоящий интернет-магазин. И что это «революционный переворот» и «выход в новое измерение».

В чем суть? Теперь разработчики Telegram-ботов могут встроить в них полноценные веб-приложения на JavaScript. Например, интернет-магазин с всплывающим интерактивным меню, по которому удобно перемещаться, добавлять товары, настраивать их количество, оформлять заказ — и всё это с адаптивным дизайном, который симпатично встроится в мессенджер.

Как это выглядит и как это реализовать — давайте разбираться.

Как могут выглядеть Telegram-магазины сейчас

Чтобы показать возможности встроенных веб-приложений, Telegram создал бота и предложил «заказать» через него обед.

Попробуем. Находим бота Durger King и нажимаем /start.

Вызвать приложение, которое разработчики встроили в бота, можно через любую из кнопок Order Food. Создатели расположили их в двух местах — в чате и рядом с полем для сообщений. Разработчики могут разместить кнопку вызова приложения еще на клавиатуру пользователя и в меню вложений.

Нажимаем на кнопку Order Food. Открывается окно, в котором нас предупреждают, что мы запускаем приложение. Мы согласны.

Теперь можно изучить меню магазина.

Так-так, что тут у нас: сочный тако за $4, пицца (кажется, это «Пепперони») за $8, шоколадный донат за $2. Неплохо!

Меню можно листать и сворачивать, количество выбранного товара — настраивать.

Давайте посмотрим, что мы положили в корзину — нажимаем на кнопку View Order.

К заказу можно написать комментарий. Это поле пригодится, если у клиента есть дополнительные пожелания к заказу или доставке. Мы ничего сюда вводить не будем. Еще раз пробежимся по корзине.

То, что нужно! Подтверждаем заказ — после этого он сформируется и отобразится в ленте.

Теперь можно переходить к оплате.

Что можно сказать по первому впечатлению? Интерфейс выглядит лаконичным и удобным для пользователя. Хотя дизайн разработан индивидуально, он встраивается в цветовую тему Telegram, которая стоит в профиле.

Но по одному боту сложно оценить возможности, которые в целом открываются перед разработкой для бизнеса. Они шире — ограничиваются только требованиями, которые Telegram предъявляет к приложениям, и потенциалом HTML5 и Bot API.

Обновление меняет всю сущность Telegram-ботов: теперь они смогут заменить большую часть приложений. Боты в Telegram и до этого были достаточно мощным инструментом коммуникации с клиентами, но сейчас они станут еще мощнее. Их можно применять в ecommerce, сфере услуг, системе опросов или квизов, использовать различные методики геймификации — мы можем использовать нового Telegram-бота практически везде, где применяются приложения.

В условиях введения все новых ограничений в AppStore и Play Market новая технология получит сильное ускорение для своего развития. Разработчики будут как можно быстрее осваивать новое направление и заменять им классические приложения. Новый вид ботов также поможет более точно отслеживать действия аудитории за счет встраивания кода Яндекс Метрики в тело веб-приложения. Это, в свою очередь, открывает новые возможности для сбора статистики и построения рекламных кампаний на основе собранных данных, включая ремаркетинг.

Алексей Гальченко, технический директор MediaNation

Какие магазины в Telegram теперь стыдно показывать

В 2021 году Telegram запустил тестовый канал Demo Store. На его примере можно посмотреть, как работают платежи, и заодно увидеть, как до последнего обновления можно было реализовать магазин без встроенных веб-приложений.

Товары в Demo Store отображаются в ленте как обычные посты. Под описанием и изображением товара находится кнопка для оплаты. Каталога с товарами или корзины нет.

Такой каталог и корзину, правда, можно реализовать и без веб-приложений. Вот пример из 2020 года — @GHop_Bot.

Все меню с каталогом, историей заказов и корзиной построено как кастомное меню. Нажатие на кнопку отправляет команду боту в диалоге, тот обрабатывает информацию и дает ответ. Такие боты могут запоминать пользовательскую историю, поэтому хранят сведения о корзине и прошлых заказах, переводят платежи.

Минус таких ботов — магазины получаются несимпатичные. И все одинаковые.

Бот @GHop_Bot в веб-версии Telegram: одно меню наползает на другое

Страдает и удобство. Например, если вызвать каталог и выбрать категории, товары отобразятся опять-таки в несколько постов, которые не поместятся на один экран.

Такие боты несложные в реализации, и рынок все еще предлагает несколько конструкторов ботов для ecommerce, которые можно настроить без знаний в программировании.

Но со свежими обновлениями такие магазины будут выглядеть уже слишком олдскульно — в плохом смысле.

Всё ли в порядке с платежами через Telegram

В 2022 году это актуальный вопрос из-за проблем с зарубежными компаниями. Но Telegram сам по себе не платежная система, он предоставляет только платформу — как посредник между пользователями и платежными системами.

С 2021 года в мессенджере работает платформа «Платежи 2.0». Она не берет комиссии за переводы и не хранит платежные данные.

Telegram поддерживает 15 провайдеров, среди них три российских — ПСБ, Сбер и ЮMoney.

Чтобы подключить платежи, нужно создать бота. Для этого понадобится помощь разработчика. Можно попробовать создать бота самостоятельно — по инструкции Telegram.

После оформления заказа покупателю предложат выбрать способ доставки (если вы его настроите) и ввести данные своей карты или другие реквизиты. Этот алгоритм — общий для старых и новых магазинов.

Что нужно для запуска

Для создания бота-магазина понадобится разработчик. Это должен быть специалист со знанием JavaScript, ему также придется разобраться с документацией Telegram Bot API. Если обратиться во внешнюю команду разработки, приложение можно будет реализовать за пару месяцев.

Чтобы разработать такой магазин и запустить простое MVP, потребуется около 2–4 недель. Дальнейшая отладка также потребует около месяца работ в связи с тем, что это новый формат, и Front-end-разработчикам придется изучать тонкости разметки для Telegram. В остальном же специалисты агентства смогут без труда реализовать подобный магазин.

Алексей Гальченко, технический директор MediaNation
0
8 комментариев
Написать комментарий...
Виктория Тихомирова

Без разработки можно запустить в TGShop. Мы так интернет-магазин одежды создали и подключили к телеграм-каналу https://t.me/MASHAGORYACHEVA_bot

Ответить
Развернуть ветку
Анна П

Тоже сейчас там создаем магазин. Есть некоторые нюансы - решаем с техподдержкой (очень отзывчивая, хочется отметить).
Но под наши параметры, не нашла другой площадки

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Иванов

Факт того, что Telegram развивается, появляются новые функции и особенности (взять ту же Premium-подписку, дающую некоторые привилегии) и т.д. – это, конечно, хорошо. Но вот возможность встраивания в мессенджер веб-приложений на JavaScript, на мой взгляд, достаточно бессмысленная.
Я не особо могу представить себе тех, кто захочет реализовать этот функционал, т.к. это долго (вы сами указали – около 2 месяцев), сложно и дорого. Исключением могут быть разве что крупные игроки на рынке. Если мы возьмем обычных чат-ботов – для их создания не нужно быть программистом и обладать особыми навыками, поскольку существуют специальные конструкторы. С их помощью любой может создать своего Telegram-бота за несколько часов бесплатно. А если у пользователя есть средства или навыки, то он, скорее всего, реализует полноценный интернет-магазин, а Telegram будет использовать просто как канал для связи с покупателями.
Отдельный сайт можно продвигать в сети множество разных способов, подключать инструменты автоматизации (в этом блоге это подробнее расписано – https://www.mtt.ru/blog/kak-avtomatizirovat-otdel-prodazh/) и т.д. А что сможет интернет-магазин в Telegram? Просто демонстрировать доступные товары и предлагать сделать заказ? Да, за счет встраивания приложения такой магазин будет выглядеть намного красивее, чем устаревший магазин в виде бота. Но кардинально это не даст ничего нового. Ну и с точки зрения покупателя – я бы вряд ли стал оформлять заказ в таком магазине, это как минимум неудобно.

Ответить
Развернуть ветку
Yury

Для фуд и инсташопа на коленке пойдет, не более

Ответить
Развернуть ветку
Болат Мырзахметов

удобно очень

Ответить
Развернуть ветку
Иван Куричев

Сейчас можно уже создать интернет-магазин в формате веб-бота без программирования, подробнее в статье: https://vc.ru/services/548208-konstruktor-internet-magazinov-v-formate-veb-bota-v-telegram

Ответить
Развернуть ветку
sunflower
Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Раскрывать всегда