Что будет дальше: о трендах, важности обучения и перспективах рекламного рынка в России в интервью с Олегом Тумановым

Олег Туманов - исполнительный креативный директор маркетингового агентства VMLY&R Commerce
Олег Туманов - исполнительный креативный директор маркетингового агентства VMLY&R Commerce

Сегодня российский рынок терпит значительные изменения и находится только в начале этого пути. Рекламные и маркетинговые стратегии также видоизменяются, приходят новые инструменты и отмирают старые. О том, как меняется рекламная индустрия и как в этих условиях вести себя бизнесу и специалистам расскажет Олег Туманов, Исполнительный креативный директор маркетингового агентства VMLY&R Commerce.

– Олег, для начала расскажите нашим читателям немного о себе. Где вы учились, работали?

Я, наверное, подходящий пример того, что рекламщик выигрывает от любого опыта и набора знаний, которые могут расширить профессиональный кругозор. В течение своего профессионального пути я был разработчиком, гейм-дизайнером мобильных игр, product- и project-менеджером, продажником, бренд-менеджером и директором по маркетингу, сценаристом игр на выживание, техническим директором СМС-провайдера и, наконец, остановился на рекламе, в которой прошел путь от копирайтера до исполнительного креативного директора VMLY&R.

Кстати, ко мне часто обращаются за советом студенты, которым страшно переходить в рекламную сферу в 30 лет или из непохожей индустрии, например, финансов или юриспруденции. В этом случае я хочу напомнить, что реклама и коммуникация – это прежде всего про общение с аудиторией. Интересный и богатый жизненный опыт только помогает лучше понимать покупателя и создавать для него интересную коммуникацию. Я сам пришел в рекламу поздно и с набором непрофильного опыта, который даже скрывал «от греха» в резюме, но в итоге все мои знания пригодились и все получилось.

– Мы знаем, что вы являетесь обладателем престижных наград международных фестивалей рекламы, в том числе «Каннские львы». Поделитесь, какие из ваших заслуг были оценены особенно высоко?

У меня на счету 2 «Серебряных льва», один «бронзовый», около 8 номинаций и опыт работы в жюри Каннского фестиваля.

Первый раз «льва» я с командой получил за проект «Life-saving Cable», в рамках которого мы помогли азербайджанскому телекоммуникационному провайдеру NAR Mobile запустить инновационные зарядные кабели, которые пополняют батарею одного смартфона от другого. В то время аккумулятора телефона часто не хватало на день, а такой выход из ситуации помог компании через метафору напомнить людям о том, как важно делиться друг с другом. Причем не только зарядом девайса, но и донорской кровью, что намного важнее и не намного сложнее.

В последний раз Канны оценили наш проект «Rain Wi-Fi» для Tele2. Компания смогла укрепить инновационность своего имиджа в Санкт-Петербурге, превратив дождь в бесплатный интернет. В рамках проекта мы придумали специальную гидроэлектромуфту для водосточной трубы, которая вырабатывала электричество от потока дождевой воды и раздавала бесплатный 4G-интернет с помощью модема Tele2. Нами было проведено несколько кампаний с использованием этой инновации, привлечением блогеров, СМИ и так далее. Питеру, как городу двумястами дождливыми днями, очень понравилась идея интернета из дождя.

– А каким своим профессиональным достижением в большей степени гордитесь вы сами?

Я думаю, что прямо сейчас трудно гордиться чем-то, кроме того, что наше агентство выдержало испытание пандемией и теперь активно перестраивается в реалиях 2022 года. Очень хочется через некоторое время сказать, что мы стали сильнее и все также работаем в лучшем креативном агентстве, сочетая профессиональный подход и искренний интерес к профессии.

Кроме того, мне крайне приятно и важно каждый год выпускать на рынок новых профессионалов, читая курс лекций «Concept & Create» в Академии коммуникаций Wordshop. Я безумно счастлив видеть, как студенты Академии берут награды международных и локальных фестивалей (в этом году, например, наши ученики получили «золото» международного фестиваля Young Glory и фестиваля LIME), придумывают невероятные идеи и устраиваются на работу в агентства мечты. В такие моменты кажется, что ты не зря существуешь в профессии.

– Будучи экспертом, скажите, как именно сегодня меняется российский рынок рекламы? Какие ключевые события уже сейчас происходят внутри сферы? Какие тренды вы наблюдаете?

Я бы выделил 2 тренда.

Первый – это только зарождающийся тренд на самоопределение. Россия медийно дистанцировалась от всего мира, поэтому у нас все не так хорошо с пониманием собственной креативной и медийной повестки. Эта проблема существовала и раньше: было трудно полностью перекладывать мировоззрение остального мира на нас. Какие-то тренды в нашей стране опаздывали, как, например, альтернативные источники энергии. Какие-то было сложно обсуждать – толерантность или взаимоотношения национальностей. Но теперь, думаю, нам никуда не деться от формирования локальных трендов в коммуникациях, маркетинге и медийной сфере, так как мимо нас проходит и будет проходить огромное количество западных тенденций и контента. И рекламщикам придется делать много самим, а не «списывать приемы» у западных коллег. Думаю, это хорошо.

Второй тренд – это постоянное обучение. Моя любимая цитата об этом – слова Льюиса Кэрролла, которые все лучше описывают настоящее: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!». Сегодня, чтобы делать что-то лучше других и хотя бы оставаться на должном уровне, нужно учиться параллельно с работой и постоянно пополнять багаж знаний. Иначе в новом мире, где каждый день меняются условия, данные и механизмы – не выжить.

– На ваш взгляд, каковы перспективы развития рынка, как он будет выглядеть? Можно ли спрогнозировать, что может ожидать нас в ближайшие 3-5 лет?

В России и раньше было трудно прогнозировать, а сейчас, кажется, просто невозможно. Думаю, с уверенностью можно сказать только какие-то очевидные, но теряющиеся в новостной суете вещи:

1. После падения будет рост. Это обычная практика любого кризиса. Конечно, самые интересные вопросы «когда» и «какой», но об этом, увы, я не информирован. Говорю это на тот случай, если вы склонны к пессимизму. Придерживаться крайне пессимистичной тактики – неэффективная стратегия в условиях любого кризиса. Лучше исходить из тяжелого, но хоть насколько-то перспективного сценария – в этом есть польза и смысл. Реклама – это сервис, который помогает бизнесу находить общий язык с потребителями. Это значит, что реклама нужна всегда;

2. Рынок изменился и по-старому уже не будет. Это на случай, если вы хотите пересидеть и переждать. Работать нужно здесь и сейчас. Коммуникация должна это понимать и развиваться быстрее бизнеса, чтобы показать ему сценарии действий;

3. Изменения – это всегда шанс. Конечно, тут очень много зависит от факторов случайности, но и любые наши действия тоже имеют значение. Вообще, креатив и реклама всегда лучше живут в ситуации перемен и экстремальных задач. Если все привычно и спокойно, то бизнес выбирает привычные стандартные инструменты, поскольку не любит рисковать. А вот когда нет денег, времени или других вариантов, то в ход идут нестандартные решения от тех, кто на них способен.

– Как вы считаете, есть ли у российской рекламной индустрии шансы вернуться к привычным моделям работы или специалистам уже сейчас стоит готовиться к кардинальным изменениям?

Даже если экономика вернется к старому формату, то медийная и культурная сферы уже не будут прежними. А это значит, что мы уже никогда не вернемся к прошлому. Но на это можно смотреть и по-другому – у нас есть шанс что-то поправить или изменить к лучшему.

– Что необходимо учитывать специалистам в сфере рекламы и PR в нынешних условиях? Что бы вы посоветовали квалифицированным кадрам? Какие знания теперь наиболее актуальны?

Я бы посоветовал читать книги, учиться и пробовать новое. С 2020 года рынок изменился больше, чем за 10 предыдущих лет. И скорость изменений только нарастает. Они могут усложнить жизнь или, наоборот, помочь стать лучше – все зависит от вашей готовности меняться и от способности впитывать новое. Совет «учиться, учиться и еще раз учиться» стар, как мир, но невероятно актуален.

– Где специалисты могут получить эти знания? Самостоятельное обучение, опыт коллег, онлайн курсы? Что, на ваш взгляд, более эффективно?

Я, конечно, посоветовал бы Wordshop или аналог с гибридной системой обучения: теоретический курс и практические мастерские. Такая модель, по-моему, лучше всего подходит для быстрого старта или набора знаний параллельно работе. Другие варианты тоже можно рассматривать. Главное, выбирайте под себя и вдумчиво: изучайте отзывы, беседуйте с будущими преподавателями, ходите на открытые занятия.

Еще советую быть осторожнее с асинхронными онлайн курсами, где общение с преподавателем не ведется в реальном времени, а обучение состоит из записанного заранее материала. Не всем подходит такой индивидуальный формат без общих лекций, живого общения и мотивирующей атмосферы.

– Могут ли российские онлайн-школы дать действительно актуальные знания, которые помогут рынку пережить кризис?

Я уверен, что только российские и могут. Во-первых, наши специалисты ничем не уступают западным. Во-вторых, знания не могут быть чисто теоретическими, а западные коллеги, при всем уважении, не чувствуют местный рынок и не видят его текущих задач изнутри. Это не означает, что западное образование не работает, но к теории «оттуда» нужно всегда прилагать опыт «отсюда». Этот опыт вам придется или получить самому, или взять сразу с образованием. По-моему, последнее выгоднее.

– Некоторые эксперты считают, что кризис можно использовать в качестве новых возможностей для бизнеса. Вы согласны с этим высказыванием?

Согласен полностью. Конечно, кризис – это всегда хаос и потери, но рано или поздно он стабилизируется и превращается в новую реальность, в которой возникают и возможности. Так было всегда и даже сейчас так происходит, причем не только у нас. Сегодня кризис и падение рынка идет в нескольких местах в мире. И при абсолютной непохожести ситуаций тактика действий почти идентична: остановка, выработка новых практик, стабилизация и продолжение движения. Даже если просто изменить отношение к кризису, станет легче. Можно начать с этого.

– Как вы считаете, стоит ли компаниям продолжать продвигаться даже в сложившихся кризисных условиях или отложить рекламные кампании до лучших времен? Есть ли у вас рекомендации, как представителям бизнеса реагировать на новостную повестку? Как лучше взаимодействовать с аудиторией, а чего, наоборот, стоит избегать?

Маркетинг – это управление потребностями рынка с целью извлечения прибыли. Даже по определению странно ставить на паузу такой процесс. Зачем ждать и зарабатывать меньше, если можно что-то делать и зарабатывать больше.

Вопрос в другом: многие почему-то думают, что реклама сейчас – это обязательно коммуникация в старом привычном формате, что несет огромные риски. Нет, конечно! Странно продолжать снимать старые ролики или делать привычные промо, когда все медиа изменились. Коммуникация должна измениться тоже. Но общение с потребителем должно продолжаться – это же очевидно. Кого-то нужно подбодрить, кого-то отвлечь, кому-то помочь опереться на привычное потребление. Тактик много на любой вкус, но среди них нет одной – молчания!

44
1 комментарий

интересное интервью, действительно сейчас все очень быстро меняется и маркетинг тоже, нужно успевать за новинками и не боятся пробовать новое

Ответить