Гайд для предпринимателя: как разные типы коммерческих сайтов приносят прибыль
Привет! На связи Анастасия Швецова, веб-дизайнер и маркетолог. Ко мне стабильно пару раз в месяц приходят предприниматели, не знающие какой им нужен сайт и что с ним дальше делать. Они и не должны знать, но некоторые коллеги этим пользуются, продавая бесполезное с точки зрения бизнеса решение.
Поэтому я создала этот краткий гайд по типам сайтов, как их продвигать и монетизировать. Это – основы, которые могут помочь предпринимателю сориентироваться в мире веб-сайтов.
Некоторые вводные:
- В статье я говорю о коммерческих сайтах (не информационных, новостных, форумах и т.д.)
- Для малого и среднего бизнеса. Большие не берем в расчет
- Классификация условная. Для решения бизнес-задач сайты могут быть, например, гибридными
Будем двигаться от простого к сложному. Сначала поговорим об одностраничных сайтах.
1. Лендинг
Для чего подходит
Лендинг подходит для прямой и быстрой продажи продукта/услуги или группы продуктов/услуг, а также сбора контактов потенциальных покупателей. Задача сайта – всеми способами склонить человека совершить целевое действие (оставить заявку, купить товар). Продажа происходит «в лоб».
Для чего НЕ подходит
Лендинг не подходит для продажи множества товаров/услуг одновременно и для широкой аудитории.
Этот тип сайта будет слабо работать на дорогих товарах и продажах с долгим циклом сделки, в сферах, где нужно развивать узнаваемость и имидж бренда (например, товары и услуги премиум-сегмента).
Способы продвижения
- Контекстная реклама – рекламные объявления в поисковике и на специальных сайтах. Основные инструменты – Яндекс.Директ и Google Adwords.
- Реклама в социальных сетях – может быть таргетированной и в сообществах. В РФ сейчас актуальны VK и Одноклассники.
- Доски объявлений – например, Юла, Авито, региональные доски.
- E-mail маркетинг – рассылка писем по теплой или холодной базе.
Здесь и далее – списки открытые и ограничены только фантазией маркетолога или предпринимателя.
Способы монетизации
Лендинг приносит быструю прибыль от прямых продаж с сайта и при правильном подходе быстро окупается. Например, в свое время создание лендинга для онлайн-школы IncomEng окупилось уже в первую неделю продвижения.
2. Сайт-визитка
Для чего подходит
Сайт-визитка используется для создания доверия к компании, формированию имиджа, узнаваемости и репутации бренда. Работает на качество продаж и вдолгую, помогает выстроить долгосрочную коммуникацию с клиентом. Подходит для продажи дорогих продуктов и услуг и продуктов с долгим циклом сделки.
Для чего НЕ подходит
Для быстрой продажи своих продуктов. Сайт-визитка – часть имиджа, здесь важно не торопиться и вызвать доверие.
Способы продвижения
- Ресурсы бренда/компании (социальные сети
- СМИ и контент-маркетинг (публикация статей и других материалов на популярных ресурсах)
- Специализированные ресурсы в бизнес-нише (тематические сайты и сообщества, сайты партнеров)
- Офлайн-продвижение (визитки, фирменные материалы и др.)
Способы монетизации
Качество продаж с помощью сайта-визитки высокое за счет хорошего чека, приятных взаимоотношений с клиентом и, как следствие, повторным обращениям и рекомендациям новым клиентам.
Так, сайт нашего агентства IDM SITE является важной составной частью воронки. Далеко не все клиенты приходят через сайт, но все с ним знакомы и он стал дополнительным аргументом обратиться к нам.
3. Промо-сайт
Для чего подходит
Привлечь внимание и сделать презентацию какого-то одного продукта из линейки компании. В отличие от лендинга на промо-сайте делается большой упор на визуал и вау-эффекты, имидж и бренд. Задача – зацепить пользователя через нужный эмоциональный фон, запомниться.
Вот яркий пример промо-сайта, к созданию которого автор статьи приложила руку EasyPeasy.
Для чего НЕ подходит
Промо-сайт не используется для агрессивной продажи. Часто является дополнением к основному сайту и указывает, где можно приобрести продукт.
Способы продвижения
- На ресурсах/площадках компании (основной сайт, блоги, социальные сети и др.)
- Контекстная реклама и реклама в соц сетях
- E-mail-маркетинг
- Контент-маркетинг
- Офлайн-продвижение – на физических промо-материалах продукта (флаеры, упаковка и др.)
Способы монетизации
Как правило, промо-сайт используется как часть комплексной маркетинговой кампании и приносит прибыль непосредственно от продажи продвигаемого продукта.
Теперь перейдем к более сложным решениям – к многостраничным сайтам.
4. Корпоративный сайт
Для чего подходит
Корпоративный сайт – это главный ресурс для презентации компании. Подходит если у вас большое количество продуктов/услуг, вы хотите вызвать доверие, позиционировать свою компанию. Сформировать узнаваемость, бренд.
Здесь есть сходство с сайтом-визиткой, но корпоративный сайт – это более объемный ресурс, который может включать в себя новости компании, блог и в целом большее количество страниц.
Для чего НЕ подходит
Для быстрой продажи своих продуктов или для продажи одного узкого продукта. Нет смысла делать большой корпоративный сайт с достижениями компании если вы продаете один небольшой продукт/услугу.
Способы продвижения
- SEO-продвижение – например, на сайте создается блог с полезными и seo-оптимизированными статьями. Человек в поисках информации приходит на ваш сайт
- Контекстная реклама
- Соцсети (ссылки на страницах компании, таргет, сообщества)
- Оффлайн-продвижение (визитки, брендированная продукция и др.)
- СМИ и контент-маркетинг
Способы монетизации
С корпоративного сайта получение прибыли непрямое и долгосрочное. Он так же (как и сайт-визитка) является составной частью воронки продаж. Может быть как входной, так и финальной точкой при принятии решения. Продает за счет создания доверия к компании, имиджа и узнаваемости бренда.
Например, на сайте АКРП, которым мы занимались, регулярно публикуются новости участников Ассоциации и партнерские материалы. Это вызывает доверие, дает возможность подробно ознакомиться с деятельностью организации и после нескольких касаний оставить заявку на вступление.
5. Интернет-магазин
Для чего подходит
Для продажи напрямую множества товаров. На сайте размещается каталог с возможностью приобрести товары.
Для чего НЕ подходит
Для продажи сложных комплексных товаров/услуг с множеством этапов сделки. Например, интернет-магазин загородных домов вряд ли будет иметь успех, так как решение о покупке не принимается в один клик.
Способы продвижения
- Работа с агрегаторами/маркетплейсами (например, Яндекс.Маркет, Авито, Озон, Wildberries и др.)
- SEO-продвижение и контекстная реклама
- Реклама и ссылки в социальных сетях
- Email и контент-маркетинг
- Медийная реклама
Способы монетизации
Прямая и быстрая прибыль с продажи товаров на сайте. Чем дороже и конкурентнее товар, тем качественнее должен быть сайт – с точки зрения удобства, контента, эстетики.
Автору симпатизируют такие бутиковые магазины, как, например, FreedomTag и Rebride.
6. Сайт-портфолио
Для чего подходит
Для удобной демонстрации кейсов. На сайте собраны лучшие работы эксперта или компании. Очень подходит сферам, где портфолио является ключевым звеном в принятии решения, в частности, в творческих профессиях.
Для чего НЕ подходит
Может слабо работать на холодную аудиторию, особенно если вы еще не признанный эксперт в нише или портфолио не является ключевым критерием принятия решения. В таком случае лучше использовать сайт-визитку.
Способы продвижения
- Ссылки в соцсетях
- Оффлайн-продвижение (визитки и др.)
- СМИ и контент-маркетинг (публикация статей и других материалов на популярных ресурсах)
- Специализированные ресурсы в бизнес-нише (тематические сайты и сообщества, сайты партнеров)
Способы монетизации
Сайт-портфолио работает как важная часть процесса продажи. Он показывает самую привлекательную сторону бизнеса/профессионала и может стать ключевым аргументом обратиться именно к вам.
Статья написана на основе моих личных профессиональных наблюдений. Работа по такой классификации доказала свою эффективность на практике – если понимать задачи бизнеса и как сайт планирует продвигаться, то получится сделать эффективный сайт, который встроится в воронку продаж клиента и принесет хорошую прибыль в конечном итоге.
А как продвигаете свой бизнес в Интернете вы?