Продвижение маркетплейса

Рассказываю про способы сравнительно дешёвого продвижения маркетплейса после запуска. Эти идеи может пригодиться владельцам проектов с аудиторией до 1000 пользователей, которые не знают, какими методами для продвижения пользоваться после запуска и тем, кто только думает о запуске своего маркетплейса.

Я выступаю как технологический партнёр для маркетплейсов, то есть помогаю с реализацией приложений и сайта. Но, на мой взгляд, основная беда большинства маркетплейсов - это привлечение пользователей. Об этом сегодня и хочу рассказать.

После запуска любого проекта у многих предпринимателей встает вопрос, как дальше развиваться и продвигать свой стартап, чтобы делать трафик и получать первые деньги. Зачастую после запуска своей MVP-версии или своего небольшого проекта не остается собственных средств на продвижение и рекламу, а она необходима. Поэтому решил поделиться тем, как можно сделать так, чтобы ваш проект развивался без огромных затрат на контекст, таргет и прочие PPC схемы.

На старте у любого маркетплейса есть большая проблема - нужны и заказчики и исполнители. Если кого-то будет больше или меньше, то начнется перекос: либо одни не получают денег, либо другие не могут получить полноценные услуги.

Оффлайн-бизнес

По большей части к нам обращаются люди, у которых уже есть собственный бизнес и они уже не первый год в своей сфере.

Если у вас уже есть реальный бизнес, на базе которого вы запускаетесь, то первые пользователи маркетплейса - ваши клиенты в оффлайне. Например, у вас производство пластиковых окон и есть бригада монтажников. Мы связываем человека, который хочет поставить окно и монтажников, которые умеют это делать и хотят заработать. Основной плюс такого сервиса в том, что он не ограничен - вы можете его расширять и продавать как франшизу. То есть, запустили сначала в своем городе, потом в ближайшем и т.д. Таким образом, ваш сервис вырастает из вашего бизнеса и он не имеет ограничений, что, естественно, в потенциале даст больше прибыли.

Аналогию можно привести с автосервисами. Предположим у вас 4 гаража, есть небольшой доход, но вы не хотите стоять на месте, поэтому делаете онлайн-сервис, куда включаете уже имеющихся клиентов, и помимо этого договариваетесь с конкурентами о том, что вы размещаете их услуги, тем самым зарабатывая и на своих гаражах и на конкурентах.

Такие аналогии можно построить практически в любом сегменте, где есть конкуренция и идёт борьба за клиентов.

Бесплатные объявления

Следующий вариант касается бытовых услуг для физлиц. Казалось бы, как можно развиваться, если эти ниши уже заняты в вашем городе и все люди сидят на том же самом Авито. Но тут можно немного схитрить: перевести различные сайты, группы объявлений в свою площадку. Допустим, у вас есть пустой сервис поиска исполнителей для услуг по вашему городу, и встает вопрос как его раскручивать На старте я рекомендую взять фрилансера, чтобы он выкладывал и обновлял объявления с Авито и пабликов с услугами на ваш сервис. Так вы запустите агрегатор всех объявлений с услугами города и дадите пользователям ценность - свмысл ходить по Авито и пабликам, когда можно всё увидеть на вашей площадке.

Так же при развитии не бойтесь связываться со своими пользователями. Они будут давать вам обратную связь и вы будете понимать, что они хотят и в какую сторону улучшать ваш сервис или, например, если кто-то плохо выполнил свою работу, забанить его, чтобы он не мог размещать у вас свои объявления. Связываясь каждый раз с разными пользователями, вы можете понять, за что человек готов платить, а за что нет. Не пренебрегайте этим способом! Да, он трудоемкий, но очень полезный.

Раскрутка конкретной сферы услуг

Сначала мы собираем небольшое количество исполнителей, договариваемся с ними и делаем для них лэндинги для нашего города (например, на флексби или тильде это можно за копейки сделать). Вливаем туда контекстную рекламу (причём, оплату за рекламу можно брать с исполнителей), тем самым привлекая пользователей. А наших исполнителей принуждаем скачивать приложение, чтобы они там откликались. То есть все заявки с сайта будут в Вашем маркетплейсе. Соответственно, после оказания услуги клиента можно пригласить в приложение, либо подписать на рассылку блога (об этом ниже).

Идея в том, что мы тратим деньги только на привлечение исполнителя.. И в самом начале всю работу за заказчика (публикация заявки и выбор исполнителя) делаем мы.

Блог

Блоги - это то, чем в основном занимаюсь я. По большей части это:

  • Написание контента
  • Видео
  • SEO к выше написанному

В последние несколько лет многие перестали доверять контекстной и баннерной рекламе. В блогах ты сам работаешь над наполнением контента, сам работаешь над комментариями, сам выбираешь площадку. Я выбрал для себя Spark и VC.RU. Это самые актуальные площадки для меня на данный момент. По идее каждая статья должна нести полезный контент и немного полезной рекламы. YouDo до сих пор используют именно свои статьи для раскрутки.

Ключевая ценность этого подхода в том, что вы мотивируете сразу и заказчиков (они видят в вас эксперта, который объясняет непонятные для них вещи) и исполнителей (они хотят получать от вас заявки). Конечно же, ключевое здесь - давать полезный контент, а не перепечатку очевидных вещей из интернета.

Реклама у лидеров мнений

Этот способ подходит не для всех и используется по большей части только в каких-либо конкретных отраслях. Допустим, у вас сервис по маникюру, педикюру и т.д. Тогда есть смысл заказать нативную рекламу у какого-нибудь блогера в инстаграме. Тем самым, подписчики блогера уже будут идти к вам или вспомнят про вас в нужный момент. Можно договориться о том, чтобы оплата шла именно за живых пользователей, тем самым вы платите только за них, не переплачивая. Самое важное - это количество живых подписчиков и количество просмотров. Посмотрите - есть ли популярные блоггеры в вашем сегменте?

В итоге

В итоге, после того, как вы уже запустили сервис поиска исполнителей вы можете использовать несколько вариантов для раскрутки:

  • Собственный оффлайн-бизнес
  • Бесплатные объявления
  • Раскрутка только одной сферы услуг
  • Ведение блога, написание статей
  • Реклама у лидеров мнений

Каждый сам для себя выбирает, какой способ ему использовать. Главное - правильно распределить бюджет на рекламу и понять, какой из способов наиболее эффективен.

Так же, если у вас остались какие-то вопросы и необходимо их раскрыть более подробно, пишите в комментариях, я отвечу на всё.

88
8 комментариев

Я кстати думал о том, что бы связаться с исполнителями с Авито и с их разрешения разместить их у себя. Можно первую тысячу и своими руками наколотить.

1
Ответить

Да, мы когда тестировали маркетинговые каналы так и делали. Но имейте ввиду, что их часто прозванивают с целью продажи какой-нибудь фигни, так что нужно делать акцент на то, что само размещение бесплатное. Ещё имеет смысл обратить внимание на городские площадки похожего типа. Например, у нас в городе худо-бедно живёт http://facemaster.ru/ прозвон их исполнителей был более конверсионен в установку приложения.

2
Ответить

Спасибо за статью!

1
Ответить

"Хорошее" предложение перелить объявления с Авито в свою базу, потом будет очень веселое приключение судиться с такой огроменной компанией! Ждем историй от того умника кто послушает данного гуру!!!

Ответить

Объявления, размещённые на авито не являются интеллектуальной собственностью авито. Хотя какая разница, верно?

Ответить
Комментарий удалён модератором

Это слишком общий вопрос. Очевидно, единого рецепта нет. Если сумма совсем хорошая, то тестировать все каналы и проводить аналитику, если не очень, то начинать с бесплатных

Ответить