Длинный, короткий, красивый, стремный? Какие сайты приносят заявки бизнесу и во что стоит вложиться

Самый красивый сайт не всегда гарантирует заявки. Наверняка вы слышали грустные истории в духе «Мы пригласили дорогого копирайтера, нарисовали офигенный дизайн, наняли программиста, сделали супер-пупер анимацию — а продаж нет». И наоборот: собрали 3 экрана за ночь, на коленке, без всякого дизайна — и заявки поперли так, что не успевали обрабатывать. Чудеса? Нет, ошибка выжившего.

Длинный, короткий, красивый, стремный? Какие сайты приносят заявки бизнесу и во что стоит вложиться

Меня зовут Анастасия, я занимаюсь сайтами уже 4 года. Делала разные варианты, от простеньких одноэкранников до многостраничных корпоративных. Делюсь опытом, от чего на самом деле зависит эффективность сайта.

Сайт-гордость интернета и бумажка-какашка дают или не дают заявки по одной и той же причине. Они сделаны с учетом или без учета ответов на 3 коротких вопроса:

  • Кто пришел на сайт?

  • Что ему там надо?
  • Получает ли он то, что надо без лишнего напряга?

Ответы на эти 3 вопроса = заявки. И чем лучше проработаны ответы, тем больше эти заявки готовы к покупке.

Как учесть эти ответы при создании сайта? Рассказываю подробно.

Работа над сайтом включает минимум 5 этапов: постановка задачи, исследование, прототип, дизайн и сборка. Иногда добавляется SEO-оптимизация, но сегодня о ней не говорю, потому что а) и так многабукав, а там еще тема для отдельной статьи б) не всегда трафик приходит с поиска

«Кто пришел на сайт?» — это исследование.

«Что ему там надо?»— опять исследование.

«Получает ли то, что надо, без лишнего напряга?»— прототип, дизайн и сборка.

И все это не имеет смысла без правильно поставленной задачи.

Этап 1. Постановка задачи

От задачи зависит примерно все. И главное — нужен ли вообще сайт или потратить деньги на более подходящий инструмент. Здесь подробно описывала ситуации, для которых сайт подходит или нет.

Поэтому перед исследованием я всегда провожу предбриф. Короткий созвон на 20-30 минут, во время которого выясняем, а есть ли уже сайт, а как работает, откуда приходят люди, как себя ведут, что хочется по-другому, какие есть ограничения и т. д. Такой созвон помогает четко понять задачу и объем работ, а потом сделать коммерческое предложение, понятное для обеих сторон. Исполнитель видит, сколько предстоит сделать. Заказчик понимает, за что он платит.

Этап 2. Исследование

Когда поставили задачу на сайт, нужно найти решение. А чтобы его найти, необходимо исследование.

Смысл исследования — понять, кто и зачем и придет на сайт. Предусмотреть вопросы пользователя и ответить так, чтобы вызвать желание сотрудничать именно с вами.

Исследование всегда начинается с брифа с заказчиком. Некоторые агентства предлагают заполнить таблицу, я всегда провожу только устный бриф. Это разговор часа на 1.5-2, во время которого обсуждаем все нюансы продукта: что это, для кого, а почему покупают, а в чем отличия, а где кайф и т. д. .Обычно после брифа появляются дополнительные вопросы и гипотезы, которые предстоит проверить в ходе дальнейшего исследования.

Фрагмент брифа для сайта психиатрической клиники. Говорили о том, в каких ситуациях обращаются пациенты
Фрагмент брифа для сайта психиатрической клиники. Говорили о том, в каких ситуациях обращаются пациенты

После брифа наступает время полевой работы. Этап, на котором заказчики любят сэкономить, но он дает минимум 50% результата.

На этом этапе необходимо:

1) изучить целевую аудиторию. Подробнее о способах писала в этой статье.

<p>Фрагмент описания одного из сегментов целевой аудитории для стоматологии в Москве. Выделены основные критерии выбора, проблемы, страхи, позитивные впечатления</p>

Фрагмент описания одного из сегментов целевой аудитории для стоматологии в Москве. Выделены основные критерии выбора, проблемы, страхи, позитивные впечатления

2) Исследовать конкурентов. Не просто пробежаться по сайтам и потырить заголовки, а оставить заявки, посмотреть, как быстро отвечают и отвечают ли вообще, как общаются менеджеры, какие присылают дополнительные материалы. Понять, как вообще продают подобные продукты, что работает круто, а чего делать не стоит.

3) Сделать выводы. Правильно обработать информацию, выделить ключевые смыслы, понять, как донести их на языке клиента.

И тут кроется ответ на вопрос «Как, черт возьми, работают эти страшненькие сайты, собранные на коленке и почему иногда конвертят лучше, чем супер-пупер дизайнерские».

Да потому и работают, что соответствуют ожиданиям целевой и делают выгодное предложение на фоне конкурентов. Когда вы хорошо понимаете «чо те надо, чо надо» и понятным языком доносите «у меня такое есть и купить выгоднее/приятнее/удобнее, чем в соседнем ларьке!», заявки неизбежны.

Народная мудрость, как создавать рабочие сайты
Народная мудрость, как создавать рабочие сайты

Этап 3. Прототип

Дальше дело пойдет легче и быстрее. Если исследование сделано качественно, выделены основные смыслы, остается только перенести их на сайт.

Для этого мы делаем прототип — черно-белый макет сайта, который показывает, как расположены элементы (текст, фото, видео, кнопка и т. д.) на каждом экране сайта.

Почему именно прототип, а не текст в гугл-доке? Да потому что одного текста недостаточно. Люди просматривают сайт совсем не так, как читают книгу. Быстро, рассеянно, погруженно в свои мысли, постоянно отвлекаясь. И сайт — это не только и не столько про качественный текст, сколько про отдельный способ восприятия информации.

Поэтому так важно помочь посетителю быстро просканировать сайт, акцентировав внимание на главных смыслах:

  • разбить текст на абзацы;
  • прописать осмысленные заголовки и подзаголовки;
  • структурировать информацию с помощью списков;
  • сделать важное заметным: крупный шрифт, жирное начертание, цвет, анимация, стрелки и т. д.;
  • добавить триггеры (крючки-зацепки, которые привлекают внимание)

И вишенка на торте) Далеко не всегда для донесения ключевых смыслов нужен длинносайт. Бывает достаточно 1-3 экрана, чтобы дать пользователю понять: я попал, куда надо, могу решить свою основную задачу. Но для этого надо хорошо понимать, что за задача, а это опять «привет, исследование!»

По этому принципу работают квизы в популярных нишах типа пластиковых окон или ремонта квартир. Часто они решают одну основную задачу клиента — узнать цену (ну или заявляют, что решают). Поэтому так много гневных комментариев «Я прошел квиз, а эти говнюки в конце требуют телефон, вместо того, чтобы дать цену!».

Собака лает, караван идет. Квиз-то пройден, действие выполнено, значит, задача клиента понята правильно. А уже «Как оформить последний шаг, чтобы получить телефон клиента, а не кучу негатива в свой адрес» — другой вопрос, и он тоже решается.

Этап 4. Дизайн

Это шрифт, цвета, иконки, иллюстрации, фото. Основная задача дизайна — создать нужную атмосферу, усилить впечатление от текста, помочь его воспринять. Дизайн отвечает за эмоции, настроение, отчасти за иррациональные решения.

Для отдельных ниш и типов сайтов (например, личный сайт фотографа, портфолио веб-студии, имиджевый сайт для выставки) этап дизайна в разработке станет ключевым. «Пофигу, что написано, главное, чтобы красиво было!» Меньше текста, больше красивых, дорогих картинок в этом случае — абсолютно обоснованное решение.

Только фишка в том, что 99% бизнесов — это не сайты фотографов. Для продажи промышленного оборудования, мягкой черепицы или услуг юриста не главное, «чтобы было красиво». Нужно, чтобы было понятно, удобно и вызывало доверие. И требования к дизайну получаются совсем другие, чем для «произвести впечатление»:

  • фон, который не рябит в глазах;
  • подходящие по настроению и ассоциациям цвета;
  • легко читаемый крупный шрифт;
  • настоящие фото;
  • иконки, которые подсказывают смысл.

Удачный дизайн может быть неярким, без переливающихся кнопок и летающих голубей, но при этом создавать нужное впечатление и усиливать текст. За это вы и платите дизайнеру.

Так выглядят отдельные экраны на этапе дизайна
Так выглядят отдельные экраны на этапе дизайна

Этап 5. Сборка

Исследовали, написали, нарисовали. Время отправить все это на интернет-платформу, чтобы получить работающий сайт.

Собирать на конструкторе или писать кодом? Зависит от функционала будущего сайта. Для обычных визиток, лендингов, небольших интернет-магазинов чаще всего хватит конструктора (обычно Тильда или Вордпресс). Это проще, быстрее, дешевле, больше выбор специалистов. Но если задумка сложная, например, запланирован многофункциональный личный кабинет или уникальный дизайн с большим количеством анимации, понадобится верстальщик на коде.

И еще важнейший момент. Собираете вы сайт на конструкторе или пишете кодом, обязательно должна быть адаптивная верстка. Это значит, что на экране телефона, планшета и ноутбука ваш сайт выглядит по-разному, но всегда удобно, понятно и читабельно.

Не надо так
Не надо так

А теперь, когда сайт готов, снова задаем себе 3 вопроса:

  • Мы знаем, кто придет на сайт?
  • Мы понимаем, чего он хочет?
  • Получит он то, что хочет без лишнего напряга?

Если ответ на все 3 вопроса «да» — поздравляю. Сайт можно запускать в рекламу, он будет приносить заявки.

Алаверды. В предыдущем пункте умный читатель заметит лукавство. Мы-то знаем, кто придет, чего хочет и получит ли, но «мнение редакции может не совпадать с мнением автора». Мы как авторы думаем одно, посетители видят другое.

Поэтому любой, самый крутой и проработанный сайт обязательно тестировать. И на это тоже необходимо закладывать бюджет уже на этапе проектирования.

Хорошая новость в том, что тестирование и докрутка происходят по тем же принципам. Сайт не приносит заявок или приносит мало? Смотрим аналитику, понимаем, где накосячили, уточняем «кто придет», «чего хочет» или «легко ли получить» — получаем заявки.

Обсудим, как сделать для вас сайт/лендинг, который реально приносит заявки? Пишите WhatsApp или Telegram.

1212
5 комментариев

Привет.
Прочитал только первый абзац. Сохранил в закладки. Прочту полностью позже.
То что описано в первом абзаце мне очень понятно. Так у меня случилось с одним из сайтов в проекте.

Я сделал форму обратной связи на тильде. Верстать таблицу с прайсами было лень, потому я вставил скриншот из екселя. Конверсия была 15% в лида.

Потом я подумал, что если сделает профессионал, то результаты будут круче. Нашел агентство, заплатил 30 т.р. Понял, что нарвался на дилетантов. Возвращать деньги отказались. Но сайт запустил для интереса. Конверсия была около 3% .

Я подумал, что надо найти новое нормальное агентство. Сделали лэндинг. Цена такая же - 30 т.р.. Тут уже были профики. Все хорошо. Но конверсия все-равно 10%.

Параллельно тестировал турбостраницы на Яндексе. Там конверсия была 22%. Стало понятно, чем проще лендинг, тем выше конверсия.

Рассказал о результате менеджеру из агентства. Сделали микролендинг как турбостраница. Почти 100% копия. за 3 т.р (!) за 2 часа. И это самый результативная трата. Конверсия почти как у яндекса. 20% в лида.

Вывод такой: можно было не тратить 60 т.р, а сразу сделать нормальный лендинг форму сбора заявок. И было бы все супер. Микроленденг эффективен, опыт бесценен. Все хорошо.

2

с одним мааааленьким но! Смотря какая у вас ниша, чек и отдел продаж. Конверсию в 15-25% за счет микролендинга сделать можно, а дальше? Если не заложили смыслы на этапе лендинга придется проговаривать это всё туче людей, которые оставят контакты. А если чек высокий, надо заложить доверие к продукту и компании, подать через визуал и смыслы, преподнести для конкретной целевой аудитории.

Очень всё зависит от ниши, чека, отдела продаж и оффера конечно, который призывает оставить контакт.

Важно не конверсия в заявку и их количество, а конверсия в продажу.
И всё зависит от дальнейшего бизнес процесса в компании

3

Отличный опыт. Значит, хорошее предложение было хорошо и просто сформулировано для нужной аудитории.