{"id":13958,"url":"\/distributions\/13958\/click?bit=1&hash=1653c54cdbeec930ff9a7c615ae67978f3e6ecc3d631904994eebf6038843032","title":"\u041b\u0438\u0447\u043d\u044b\u0439 \u043e\u043f\u044b\u0442: \u00ab\u041c\u044b \u043e\u0431\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u0435\u043c \u0437\u0430\u043a\u0430\u0437\u044b \u0441 \u201e\u041c\u0430\u0440\u043a\u0435\u0442\u0430\u201c \u043d\u0430 \u0442\u0435\u043b\u0435\u0444\u043e\u043d\u0435\u00bb","buttonText":"\u041a\u0430\u043a \u044d\u0442\u043e?","imageUuid":"691462d6-61d9-5119-8edb-356852492b15"}

Выбор курсов по интернет-маркетингу: опыт основателя Pressfeed Константина Бочарского

За прошедший год я изучил массу курсов по интернет-маркетингу. Жизнь заставила. За многие платил. Многие проходил бесплатно. Пришёл к выводам, что бесплатные курсы могут быть не хуже дорогих платных, но за некоторые всё-таки стоит платить.

Сформировал «образовательный трек». Надеюсь, мой опыт окажется полезным и вам — ниже моя подборка самых интересных курсов по интернет-маркетингу. Программы, стоимость, нюансы, а также плюсы и минусы разных площадок.

Константин Бочарский

Четыре года назад я работал журналистом в ИД «Коммерсантъ» и мечтал реализовать проект, который помог бы моим коллегам быстрее собирать материал для заметок и избавиться от ряда нудных журналистских рутин. Я не умел программировать и нанимал специалистов. Но это не срабатывало.

В итоге я научился программировать сам и написал Pressfeed — платформу для организации публикаций в СМИ. Это вызвало небольшой переполох: инвесторы из известных фондов приводили меня в пример на публичных лекциях, а СМИ рассказывали на моём примере как самоучке запустить ИТ-стартап.

За прошедшие четыре года мне пришлось многому научиться. Сегодня Pressfeed пользуется больше половины российских редакций, с нашей помощью эксперты отправили в СМИ 140 тысяч экспертных комментариев, а журналисты подготовили более 40 тысяч публикаций. Даже американский журнал, входящий в топ-30 главных мировых изданий о PR, назвал Pressfeed «самым заметным локальным проектом в мире после глобального лидера».

Чтобы все это произошло, мне пришлось разбираться, как наладить разработку, продажи, изучать системы мотивации, рекрутинга. Страшно подумать, сколько всего надо узнать журналисту-гуманитарию, чтобы строить успешный бизнес, который никто никогда в России до него не делал. И вот наступил момент, когда сферой моего повышенного интереса стал маркетинг.

Больше всего сейчас меня интересует контекст и тартегинг. В идеальном мире все выглядело бы так – нанял агентство, поставил задачи и получаешь результат. В реальном же мире пока сам не разберешься в вопросе – не сможешь ни задачи поставить адекватно, ни проконтролировать, чтобы тебе лапшу на уши не навешали

Так что, получается, либо учишься и начинаешь сам во всем разбираться, либо никак. Для меня лучшими источниками знаний стали онлайн-курсы. Как платные, так и бесплатные. Я прошел изрядное количество и тех, и других, а также посмотрел бесчисленное количество вебинаров.

Со временем в моём «Google Документе» вырос целый справочник по онлайн обучению маркетингу в России. И когда я проконсультировал по этому вопросу пару близких людей, то понял, что этим стоит поделиться.

Строя свой «индивидуальный образовательный трек», я узнал, что бесплатные курсы не означают некачественные. Большая длительность обучения для меня скорее минус. На мой выбор сильно влияет «рыночный вес» ведущего. И итоге мой выбор пал на узкоспециализированные курсы, дающие инструменты, которые можно сразу использовать на практике здесь и сейчас.

Курсы по контекстной рекламе

1. «Курс контекстной рекламы по концепции гиперсегментации» от основателя YAGLA Александра Алимова

Кратко о курсе. Ведёт создатель и генеральный директор сервиса YAGLA Александр Алимов. Эксперт обещает, что курс перевернёт представление о контекстной рекламе. Он вводит в интернет-маркетинг понятие «гиперсегментация» — принцип, когда аудитория делится на узкие сегменты, и для каждого сегмента должен быть разработан определенный оффер.

Пользователь курса погружается в концепцию гиперсегментации, учится понимать аудиторию продукта, классифицировать запросы, работать с конкуренцией, проводить тестирование и улучшать показатели.

Формат курса. Курс делится на пять модулей. Пользователь получает доступ к платформе с видео и другими информационными материалами. Всем участникам остается вечный доступ к платформе.

Продолжительность. Пять недель. Каждый модуль открывается раз в неделю. Мне это показалось немного неудобным, особенно первые блоки я бы предпочел пройти быстрее. Но курс в записи, так что можно пересмотреть его в любое время.

Цена: 25 тысяч рублей, по акции — 10 тысяч рублей.

Ссылка на курс: alimov.info.

Комментарии. Мне близка концепция гиперсегментации, поэтому я честно купил курс и прохожу его с большим удовольствием. Александр подходит к контекстной рекламе с совершенно новой стороны и заставляет фундаментально задуматься о целевой аудитории продукта.

Проще говоря, чтобы сопоставить твоё объявление с лендингом, нужно разбить аудиторию на все типы пользователей и работать на каждый сегмент по отдельности. Чем больше узких групп, тем проще будет попасть в их боли и дать им желаемое. Я лично верю в такой подход.

2. «Весь контекст за 4 месяца» от Ильи Исерсона (MOAB.pro)

Кратко о курсе. Обучение всем аспектам контекстной рекламы. Ведёт Илья Исерсон — известный гуру в области контекста. За 16 занятий участников научат всему, что нужно для запуска рекламы, — от подробного разбора работы с семантикой, аукционов и разных видов размещения до аналитики и работы над конверсиями. К концу курса ученик запустит рекламную кампанию для своего или клиентского сайта.

Формат курса. Каждую среду на протяжении четырёх месяцев проходит онлайн-вебинар, Илья рассказывает, показывает, отвечает на вопросы. Во время выполнения домашних заданий пользователь может получить консультацию практика-куратора по любым вопросам.

Продолжительность. Четыре месяца. Запись вебинаров доступна после занятий.

Цена: 43 500 рублей (cо скидками ㅡ до 32 500 рублей)

Ссылка на курс: windirect.ru

Комментарии. Мне нравится сервис MOAB, и я знаю, что Илья Исерсон — специалист с огромным опытом в контекстной рекламе. Я пробовал использовать сервис, а агентство помогало Pressfeed собирать семантическое ядро и запускать некоторые кампании.

Очень много положительных отзывов о курсе, что в целом неудивительно. Я доверяю Илье — мне здорово помогли его личные консультации во время работы — и уверен, что курс закрывает практически все вопросы о контексте. Он будет особенно полезен тем, кто только начинает или никак не может разобраться в каких-то аспектах. Я курс ещё не проходил, но у меня он в ближайших планах.

3. Контекстная реклама от «Нетологии»

Кратко о курсе. «Нетология» — пожалуй, самая популярная онлайн-школа для интернет-маркетологов. Они предлагают полный курс по контекстной рекламе. Научат всему: работать с семантикой, с рекламными кабинетами «Яндекс.Директа» и Google Ads, рассчитывать бюджет рекламной кампании.

В конце курса участнику необходимо сдать дипломную работу: студенты, у которых есть свои проекты, смогут отработать навыки сразу на них. Занятия проводят опытные мастера контекстной рекламы: евангелист-аналитик eLama.ru Константин Найчуков, руководитель регионального подразделения Adventum Елена Бит-Ишо и другие (всего девять экспертов). Судя по программе, курс подробный и многообещающий.

Формат курса. Участие в онлайн-вебинарах два раза в неделю. Видеозаписи публикуются в личном кабинете для просмотра в удобное время.

Продолжительность. 12 недель, 19 занятий.

Цена: 24 900 рублей (скидки меняются).

Ссылка на курс: netology.ru

Комментарии. Старт курса каждый месяц, это удобно. Программа разработана в партнёрстве с сервисом eLama.ru, а один из преподавателей ㅡ Константин Найчуков, который ведёт бесплатные вебинары и курсы на Ppc.world.

Я уже купил курсы от YAGLA и время от времени слушаю вебинары eLama, поэтому записываться ещё и на этот курс не было смысла. Но если вы ещё ничего не проходили и вам нравится возможность послушать на одном курсе сразу несколько авторитетных экспертов, то курс от «Нетологии» подойдёт.

4. Бесплатные вебинары от eLama

Кратко о курсе. eLama ㅡ сервис для работы с контекстной рекламой. С его помощью можно работать с восемью системами в одном рекламном кабинете. Удобный инструмент с рекомендациями и множеством полезных фичей.

Команда eLama постоянно проводит обучающие вебинары, учит азам контекстной рекламы. Есть общие темы, например, «Настраиваем поисковую рекламу в "Яндекс.Директе"», а бывают более узкие и интересные для бизнеса темы — «Как работать с рекламой в Google Ads в новогодние праздники».

Формат курса. Вебинары проходят несколько раз в неделю, актуальное расписание висит на сайте. Нужно заранее зарегистрироваться и подключиться к действию в обозначенное время.

Ссылка: elama.ru

Комментарии. Все бесплатно, но качество не страдает, все вебинары на уровне. Стоит идти на лекции Константина Найчукова.

5. Бесплатные базовые курсы от Ppc.world

Кратко о курсе. Ppc.world — площадка с массой полезного контента о контекстной рекламе и управлению платным трафиком. Если изучить все статьи на сайте, то уже можно стать экспертом по контексту. Однако начать лучше с бесплатных курсов для новичков.

Большинство лекций ведут специалисты eLama, в том числе уже упомянутый Константин Найчуков. Каждый курс включает воркшоп и итоговый тест. Больше всего курсов, посвящённых контекстной рекламе, но также есть занятия по SEO и таргетингу в социальных сетях.

Формат курса. Лекции записаны в формате видео, начать курс можно в любой момент, сроки прохождения также не ограничены.

Ссылка: ppc.world.

Комментарии. Отличные бесплатные базовые курсы по контексту и таргетингу, ничуть не хуже платных аналогов. Хорошее качество видео, современный интерфейс, удобная и понятная структура курсов. Приятно заниматься.

Таргетированная реклама в социальных сетях

1. Обучение от «Церебро»: активности и продажи

Кратко о курсе. «Церебро» — это инструмент, который следит за всеми пользователями «ВКонтакте» и помогает создавать рекламу со всевозможными настройками таргетинга. Курс учит пользоваться инструментом максимально эффективно и делится на три блока.

Пользователь узнает: как создавать контент, который будут репостить и лайкать, как оформлять группу, чтобы она продавала, как продвигать публикации во «ВКонтакте», за что можно улететь в бан, как настраивать рекламный кабинет, анализировать результаты и так далее.

Формат курса. Записи видео и прямые трансляции. Группа запускается нерегулярно. Последний поток был 8 октября, когда будет следующий — неясно.

Продолжительность. 1 месяц.

Цена: 14 900 рублей.

Ссылка на курс: vk.com

Комментарии. Много рассказывают о лайфхаках по структуре публикаций, ленты, группы, то есть про контент. Про трафик есть блок, но по программе не совсем понятно. Я не стал проходить, потому что купил доступ и начал работать с похожим инструментом Pepper Ninja.

Однако если вы начали с «Церебро» — курс дельный. Кстати, у «Церебро» есть база знаний и консультации по сервису при покупке специальных тарифов. Например, за 1225 рублей в месяц можно получить доступ к базе знаний и постепенно самостоятельно всё изучать. За 2475 рублей в месяц вас ещё и добавят в закрытую обучающую группу с чатами и консультантами из команды сервиса. Возможно, логичнее купить подписку, а не курс.

2. Бесплатный курс «Таргет ВКонтакте» от SMM School

Кратко о курсе. Курс даёт полное представление о таргете во «ВКонтакте». Подойдёт для новичков, потому что начинается с ответа на вопрос: «Что такое таргетированная реклама?» Учат, как найти целевую аудиторию, настраивать и запускать рекламную кампанию, находить ошибки, объясняют, что такое ретаргетинг и какие бывают системы оплаты. Обучение проходит на основе инструмента Pepper.Ninja. Всего в курсе пять блоков.

Формат курса. Курс состоит из 30 видеоуроков, которые длятся не более 10 минут каждый. Заниматься можно, когда удобно.

Ссылка на курс: smm.school.

Комментарии. SMMplanner (которые организовали школу) аффилирован с Pepper Ninja, поэтому обучают этому инструменту. Я прошёл курс и рекомендую. Пять блоков, в каждом блоке по 6-12 коротеньких видео. Сначала кажется: все так просто, все и так понятно. Ценно то, что известная информация чётко систематизируется.

Например, может показаться, что во «ВКонтакте» масса рекламных форматов. Оказывается всего два: промопост в ленте и баннер в левом меню. И всего две финмодели — по кликам и показам. Было интересно слышать ремарки вроде «обязательно делите аудиторию на мужчин и женщин и по типу устройств».

Пятый блок — про использование парсера — самый интересный. Я его смотрел и сразу копался в парсере. Именно он даёт множество идей и стратегий по поиску целевой аудитории, таргету. В SMM.School есть и другие бесплатные курсы, а есть и платные, недорогие (3000 рублей), например, «Как заставить клиента на вас подписаться и довести его до продажи через контент».

У SMM.School классный и полезный паблик во «ВКонтакте»: каждую неделю там проходит часовой вебинар на тактическую актуальную тему. Уже более 50 вебинаров прошло, они сохранены, так что по факту в группе можно найти 50-часовой бесплатный курс по маркетингу в социальных сетях.

3. «Бесплатный интенсив по настройке тестовой рекламной кампании» от TargetHunter

Кратко о курсе. TargetHunter — ещё один из лидеров-сервисов для запуска таргетированной рекламы «ВКонтакте». Организаторы курса обещают предоставить пошаговое обучение настройке таргета «ВКонтакте». Шаги включают: подготовку сообщества к приему трафика, обзор функциональности TargetHunter и поиск целевой аудитории, проведение тестовой рекламной кампании, анализ результатов.

Формат курса. Уроки присылают через день в виде статей и вебинаров. Урок идёт час. В конце уроков есть практические задания. Курс начинается на следующий день после того, как участник отправит заявку.

Ссылка на курс: vk.com

Комментарии. Удобно, можно изучать, когда есть свободное время. Это сокращённый курс, я его сейчас прохожу, но ещё не закончил, не могу сказать о количестве занятий. Полный курс — платный, цена — 15 тысяч рублей. Подробностей нет, но высылают программу курса: в ней 20 лекций.

Учат всему: от того, как писать статьи и оформлять группу до основ парсинга и рассылок. Кроме того, курс включает нестандартные темы: «Организация работы и делегирование задач», «Продвижение личного бренда».

4. Таргетированная реклама «ВКонтакте» от Skillbox

Кратко о курсе. Курс проводится совместно с «Церебро» и HiConversion и одобрен командой «ВКонтакте». В программе девять блоков: от введения в таргетинг до форматов отчетности. Студентов учат анализировать рынок и аудиторию, разрабатывать контент-стратегию, использовать все возможности «Церебро Таргет», разбираться в форматах рекламы, работать с отчетами и воронкой продаж.

Среди преподавателей Феликс Зинатуллин — создатель «Церебро Таргет», так что информация будет из первых уст.

Формат курса. Обучающий видеомодуль можно смотреть в удобное, затем нужно выполнить домашнее задание, и только потом система даст доступ к следующему блоку.

Продолжительность. Три месяца.

Цена: 30 тысяч рублей (по акции — 24 тысячи рублей).

Ссылка на курс: skillbox.ru.

Комментарии. Курс запускается каждый месяц. Чуть шире, чем курс от «Церебро Таргет», но мне кажется, что достаточно пройти один курс. А этот дороже и дольше.

5. Таргетированная реклама. Привлечение трафика из социальных сетей от «Нетологии»

Кратко о курсе. Курс охватывает все социальные сети: «ВКонтакте», Facebook, Instagram, YouTube. Темы широкие и объёмные. Студента научат управлять рекламой в социальных сетях, исследовать пользователей, создавать креатив, планировать рекламную кампанию, рассчитывать бюджет, анализировать результаты, пользоваться Google Analytics, «Яндекс.Метрикой». В конце идет дипломная работа.

Формат курса. Обучение состоит из 16 вебинаров и практических заданий. Вебинары проходят в будни два раза в неделю. Лекции начинаются в 17:00 по московскому времени и длятся в среднем два часа. Если вы пропустили занятие, то всегда можете посмотреть его в записи.

Продолжительность. 3 месяца.

Цена: 29 900 рублей.

Ссылка на курс: netology.ru.

Комментарии. Интересно, что в отзывах все говорят, что курс для начинающих и поможет только систематизировать информацию. Копнуть глубоко тут не получится: на каждый блок отведено по четыре-шесть часов, то есть, например, всего шесть часов на весь таргетинг «ВКонтакте».

Мне показалось, что готовят специалиста на все руки. Мне такой подход не по душе, однако если задача — научиться всему за короткое время, то нормально.

Курсы общей направленности: директор по интернет-маркетингу

1. Интернет-маркетолог от Ingate

Кратко о курсе. Совместный курс Skillbox и Ingate. Об интернет-маркетинге в широком смысле. По заявлению создателей, выпускник курса может стать и специалистом по контексту, и email-маркетологом, и SEO-специалистом. Программа делится на 17 блоков. Долгий, основательный курс.

Формат курса. Обучение проходит в формате пошаговых интернет-семинаров с индивидуальным разбором домашних работ. На обучение нужно тратить три-пять часов в неделю.

Продолжительность. 5 месяцев.

Цена: 70 тысяч рублей (по акции — 49 тысяч рублей).

Ссылка на курс: skillbox.ru

Комментарии. Многие преподаватели — специалисты Ingate, и это привлекательно, я доверяю их опыту. Я всегда вижу пользу, когда общаюсь с профессионалами из крупных успешных компаний. Интересно будет посмотреть чему они учат, что знают.

Я пока не готов подписываться на такие курсы, так как боюсь, что будет поверхностно. Как я уже сказал, мне интересна глубокая проработка каждой темы. Хотя Skillbox мне нравится ещё и потому, что это онлайн-школа, а не обучающие курсы от агентства. Образование — это их бизнес, так что всё, наверняка, сделано с умом. Но лично мне не нравятся такие длинные курсы, мне хочется самому регулировать скорость обучения.

2. Директор по онлайн-маркетингу от «Нетологии»

Кратко о курсе. Наверное, один из самых масштабных курсов «Нетологии». Курс посвящен не столько инструментам (1 блок), сколько управлению командой: постановке KPI, формированию бренд-стратегии, аналитике, бюджетам, повышению эффективности рекламных кампаний.

Преподаватели крутейшие: директор по маркетинговым коммуникациям Ozon.ru, Head of SMM & Media Hub «Сбербанка», стратег «Студии Артемия Лебедева» и многие другие. Серьёзный курс для людей с опытом в интернет-маркетинге.

Формат курса. Участие доступно в очной форме и в онлайне. Очные занятия проходят трижды в неделю по вечерам. Видеозаписи доступны для просмотра в любое удобное время. Для студентов в онлайне будут доступны live-трансляции. Следующий курс стартует только в феврале.

Продолжительность. 4 месяца.

Цена: 165 тысяч рублей.

Ссылка на курс: netology.ru.

Комментарии. Интересно, но пугает цена. Хотя я понимаю, за что тут платить. У меня есть знакомые, которые проходили этот курс. Эксперты говорят сами за себя, и программа небанальная.

3. Интернет-маркетолог 2.0 от ConvertMonster

Кратко о курсе. Курс рассказывает обо всех инструментах интернет-маркетинга, конкурентном анализе, вёрстке посадочных страниц, построении отчётности. Курс ведут практики интернет-маркетинга: копирайтеры, директологи, email-маркетологи ConvertMonster. Создатели курса обещают 98% практики и 2% теории.

Формат курса. Живые вебинары один раз в неделю в 18:30 по Москве, а также занятия в записи. У каждого участника есть личный куратор.

Продолжительность. 2 месяца, 29 занятий.

Цена: 66 тысяч рублей (цена меняется в зависимости от даты покупки курса)

Ссылка на курс: convertmonster.ru

Комментарии. Можно ли стать хорошим интернет-маркетологом за два месяца? Не уверен. Но это общая проблема всех курсов, которые стараются охватить широкий круг вопросов за короткий срок.

В резюме кандидатов, которые мы получаем в Pressfeed, часто встречаю курсы и сертификаты ConvertMonster. У меня есть знакомый, который на них учился и отзывался положительно. Его ремарки относительно идей и подходов, которые он оттуда вынес, действовали на меня воодушевляюще. В любом случае иметь эти знания лучше, чем не иметь.

Что еще послушать бесплатно, когда есть свободное время

1. Бесплатные вебинары HiConversion

HiConversion — и агентство, и платформа оптимизации. Логично, что они тоже делают свои обучающие программы. В основном это вебинары о таргетинге во всех соцсетях. Все материалы бесплатные, всегда можно найти что-то полезное для себя.

Жаль, что проект недавно объявил о банкротстве, но, возможно, Ingate, к которому переходит часть команды и технологии, поможет ему вернуться на рынок. Обучающие материалы и кейсы по прежнему доступны на сайте.

Ссылка на курсы: hiconversion.ru

2. Курсы от 1PS

Предлагают курсы и вебинары по смешным ценам: 600-2800 рублей за курс. На сайте лежат записи вебинаров по всем направлениям интернет-маркетинга, но акцент сделан на SEO и SMM. Пример курсов: «Трафик на сайт: как сделать каждый канал максимально эффективным?»

Ссылка на курсы: 1ps.ru

3. Бесплатные курсы для новичков от Cybermarketing

На сайте обучающего центра собраны записи десятка бесплатных вебинаров, платных интенсивов и конференций. Рассказывают о поисковом продвижении, контекстной рекламе, таргетинге. Меня заинтересовал ряд докладов, купил несколько записей конференций (1000 рублей) и с удовольствием послушал.

Ссылка на курсы: cybermarketing.ru

Хочется отдельно сказать, что порой для меня важнее эксперты курса, а не программа. Я ведусь на должности спикеров и готов купить носитель знаний, а не тему. Потому что темы одинаковые практически у всех онлайн-курсов, а вот спикеры ㅡ разные.

Мне хочется «подключаться» к опыту практикующих маркетологов из ведущих компаний, запоминать советы от топов этой отрасли. Так что при выборе обучающих программ я сначала навожу справки: знает ли эксперт то, о чем говорит.

0
46 комментариев
Написать комментарий...
Петр Костюков

1. Сложно найти курсы с разностонним подходом к уровню слушателя. Новички тусят с профи и нервничают.
2. Сложно найти курсы с широким подходом к рекламному рынку. Особенности разных регионов, и ниш бизнеса.
3. 90% курсов это перенос опыта эксперта-спикера с канала где он был компетентен вчера, на канал, который в тренде сегодня. Например, эмиграция пиписишников из Контекста в Таргет Фб, как тренд 2018. Можно назвать это расширением портфеля ))) но я так не считаю.
4. Сложно НЕ нарваться на немедийного топового арбитражника, который раскрывает все секреты успешных связок.

Эффективность в онлайн-образовании есть! Платно и ценно.
Например, можно находить коллективные ,структурированные подборки по одной теме.
Facebook Challenge — не мой проект, просто восхищаюсь усердием организаторов этого проекта https://www.facebook.com/targetuniversity.

Учиться в процессе и разбираться в ньюансах! Бесплатно но долго.
Профессиональная тусовка по рекламным технологиям Facebook
«SMM в Facebook — от лайков к продажам» https://www.facebook.com/groups/SmmBusinessTools/

Бесплатные вебинары HiConversion (из материала), рекомендую всем новичкам!
То что нужно!

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Bocharsky

Спасибо интересный за комментарий и конечно же за ссылки!

Ответить
Развернуть ветку
Артём Акулов

Интернет-маркетинг - это исключительно практическая наука.

Сам по себе интернет-маркетинг требует специальных знаний. Эти знания очень близки к IT-специальностям.

Также, интерне-маркетолог должен разбираться в программных продуктах и сервисах, с помощью которых можно привлекать, анализировать и оценивать трафик. Практикующие интернет-маркетологи знают HTML и CSS как минимум на базовом уровне.

Я, как человек, который побывал на различных курсах по интернет-маркетингу, включая обучение маркетингу в высших учебных заведениях, могу уверенно рекомендовать даже не тратить на это время, а тем более деньги.

В России интернет-маркетингу учат люди, которые никогда им не занимались. А если и занимались, то поверхностно и мало. Книг по интернет-маркетингу просто океан. По содержанию 99,9% этих книг водянистая вода, калейший кал, и как максимум просто продвигает услуги или продукты автора книги.

Научиться отдельным ветвям, таким как SMM, контекст и так далее, вполне возможно. Тут есть 2 оговорки: 1. можно обучиться всему этому самостоятельно и бесплатно (вся ифна лежит в бесплатном доступе, нужно только зайти в гугл), 2. чтобы действительно чему-то научиться придется тратить деньги на трафик (свои или клиентские) и практиковаться в настройке и отливке трафа, иначе всё это обучение равносильно нулю.

Что по итогу.

Без практики ничему не научишься.

Интернет-маркетологом без практики стать невозможно хоть за 2 месяца, хоть за 12. Год практики и, возможно, станешь помощником практикующего маркетолога.

Эти курсы бесполезны для 99,9% наемных интернет-маркетологов с среднем уровнем знаний или ниже среднего, т.к. эти люди просто отсиживают в теплом офисе своё время за зэпэшку, смотрят одну и туже яндекс метрику каждый день и делают только то, что им разрешают.

Все эти курсы генерят огромное количество низкоквалифицированных специалистов, которые мнят себя мега-гуру после пары месяцев обучения, результат они сделать не могут, понижают ценность услуг в глазах заказчиков, в результате чего размывают среднюю стоимость услуг по рынку.

Без 4-5 летней практики на 20-50 нишах обучиться SEO ни на каких курсах невозможно и это факт. Без бюджета SEO также не делается, нужны вложения. SEO не делается без команды. Я не говорю про SEO, где было 100 заходов в месяц, а стало 1000. Это просто смех и очковтирательство.

Любой директор, который посетил платный или бесплатный часовой вебинар теперь считает себя гуру интернет-маркетинга и раздаёт советы всем подряд как и что делать, по итогу на выходе получается ерундистика, т.к. знаний и опыта у этих директоров в интернет-маркетинге 0. Это всё равно, что если вы прочитаете одну статью как ставят зубные протезы, а потом пойдете в стоматологию и будете хирургу с 20 летним опытом доказывать как и что надо вкручивать. Бред? А почему про интерне-маркетинг не бред?

По большому счету обучаться ходят люди от скуки, т.к. нечем заняться в офисе или делать одно и тоже каждый день им уже осточертело, или в поисках волшебной таблетки, чтобы уже с понедельника начать зарабатывать от 80 тысяч рублей чистыми тратят 2-3 часа в день без специальных знаний и умений.

Приятного обучения.

Ответить
Развернуть ветку
Timofey Shikolenkov

Всё правильно. Но есть нюанс. На практике можно обойти множество граблей. Самостоятельно.
Есть исключения (это я про курсы) и необходима теория. НЕОБХОДИМА.
Именно из-за отсутствия теории наш российский экоммерс превратился в то, во что превратился... все бегают за теми, кто уже хочет "купить". Разве это маркетинг???

И насчёт IT - тоже согласен. Сейчас айти-уже не группа специальностей, айти есть практически везде. И да, этому тоже можно и нужно учиться.

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Bocharsky

Без практики обучение имеет мало ценности - согласен.
4 - 5 лет, разные ниши - да, здорово. Для освоения любой сферы требуются пресловутые 10 000 часов.
Но у этой истории есть и другая сторона. Многие мои знакомые идут разбираться в этом не от скуки, а от наличия реальных задач, а порой и проблем. Которые им далеко не всегда решают классные маркетологи с опытом и нишами. Что-то очень мало примеров встречаю, когда некомпетентному заказчику классный маркетолог все отлично сделал. Думаю, чем больше понимает заказчик, тем тому же маркетологу с ним продуктивней взаимодействовать.
Ну а остальное - поправка на человеческий фактор.

Ответить
Развернуть ветку
Yurii Kovalchuk

Многие идут обучаться, чтобы сэкономить на стоимости продвижения своего сайта, не платить специалисту. Я думаю, что это неправильно, но многие рассуждают, что это лучше ,чем ничего.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Шатаев

Титанический труд. Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Bocharsky

Рад принести пользу)

Ответить
Развернуть ветку
Richard Daniel

не смущает никого, что большая часть курсов, особенно бесплатных, делается и преподносится как побочный продукт сервиса или услуги. Скажу, что по опыту те, кому надо - используют свои самописные инструменты, а остальных разводят на удобный сервис с помощью таких вот курсов.

априори, у людей, которые продают еще и сервисы объективности в курсах быть не может, они все равно будут пиарить свое, не давая альтернатив.

Да, и еще ремарка. Цели у вас разные. Одно дело понять, как это работает, чтобы эффективно управлять исполнителями. И другое - самому быть исполнителем. Курсы под это дело совершенно разные.

Ответить
Развернуть ветку
Fiodor Gheorghienco

Как и написал Константин, все курсы ведут ангажированные практики, либо для собственного пиара, либо пиара собственной компании. Поэтому априори, всегда за всеми курсами есть чей-то интерес.
Мы запуская курс по таргетингу в smm.school преследовали 2 цели, первая это создать качественный курс по таргету ВКонтакте для новичков и второе продвигать сервис Pepper.Ninja.
Мы очень старались чтобы наша "аффилированность" не повлияла на качество курса, как такого. И судя по обратной связи, нам это удалось.
Но, конечно, проблема качественных курсов есть и стоит постоянно. Инфобиз рвет этот рынок на части, что сильно подрывает авторитет нормальных образовательных проектов, но мы надеемся что аудитория, которая заинтересована в обучении, рано или поздно начнет разбираться во всем обилии инфопродуктов и будет голосовать рублем за качество.

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Bocharsky

Федор, приветствую. Рад познакомиться в комментариях на VC . Все что вы делаете в образовалке - очень нравится, также оч нравится паблик smm.school в ВК. Являюсь платным пользователем Peper.Ninja. Т.е. мой пример - типичный успех вашего образовательного маркетинга. Пришел за обучением, начал с паблика ВК, узнал про школу, прошел бесплатный курс, в последних модулях познакомился с Пейпером, пошел создавать аудитории по аналогии, оплатил. Бинго) В общем - молодцы!

Ответить
Развернуть ветку
Fiodor Gheorghienco

Привет :) Приятно познакомиться, спасибо вам за доверие, обязательно передам ваши слова всей нашей команде :)

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Bocharsky

Показать как учился не сложно - сидел в наушниках с ноутбуком) Скучное зрелище) А какие метрики вы имеете в виду?

Ответить
Развернуть ветку
Timofey Shikolenkov

Жалко, что я не успел предложить пройти наш курс ;)

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Bocharsky

Тимофей, привет!
А я, кстати, в курсе! И даже прорекламирую https://2sensei.ru/ ))
Ты про него?
Я был на твоем выступлении в октябре на конференции Alytics по сквозной аналитике - очень кстати понравилось твое выступление. Там и узнал про "два сенсея". Даже жаль, что мы с Леной нашу е-коммерс эпопею закончили )))
PS и правда становлюсь какой-то справочной по прикладному образованию )) И на Алитиксе был, и тебя слушал, и про "2 сенсея" знаю ))

Ответить
Развернуть ветку
Timofey Shikolenkov

Я на своих выступлениях для студентов (обычных, университетских) сразу говорю: "моя цель - отговорить вас запускать интернет-магазин". Сначала смеются, а к концу понимают.

Это - тяжелый и сложный труд.

Ответить
Развернуть ветку
Елена Локтионова

Елки, какой крутой курс у вас, Тимофей. Ну, по крайней мере, судя по программе. Хоть заново интернет-магазин открывай, и не отговаривайте:)))

Ответить
Развернуть ветку
Timofey Shikolenkov

Спасибо! Не только по программе :)

Вот здесь учебный план, по которому учится наш первый поток: https://2sensei.ru/plan

Но я повторюсь - это очень тяжелый труд. История, когда всё было легко и просто, кончилась лет 10 назад. Даже больше.

Ответить
Развернуть ветку
Елена Локтионова

А я этот план и смотрела, я его имела в виду. Ну, не 10 лет назад, все же попозже, но года 3 назад точно:) Хотя вообще-то легко и просто никогда и не было. Просто потом все стало совсем сложно:)

Ответить
Развернуть ветку
Qwed Live

А для яндекс директа какой курс можете посоветовать? Платный и бесплатный, заранее спасибо.

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Bocharsky

А в тесте как раз и написано. Тут конечно сильно мое субъективное отношение. Я пользовался Яглой, пользовался парсером Moab, Илья Исерсон вел наш проект, поэтому я вовлечен в их проекты. И мне интересно следить за их логикой, так как у них вроде как разные "мировоззренческие установки", МОАБ отталкивается от "семанта", это их функционал и хлеб. Ягла иронически относится к "парсингу" и у нее отправная точка "изучение аудиторий". Но за рамками идеологий и те, и другие - большие специалисты в контексте.
...впрочем, как и многие другие))
Например, Вебинары Еламы и курсы PPC.world бесплатны, а специалисты Еламы - сильные профессионалы. И мне порой даже удобнее двигаться отдельными вебинарами.
Кому хочется получить атмосферу "онлайн школы" - есть Нетология. Но все это есть в тексте

Ответить
Развернуть ветку
Qwed Live

И по инстаграмму тоже

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Bocharsky

А вот этот вопрос пока не исследовал. Но в планах! )) Это будет вторая серия ))

Ответить
Развернуть ветку
Fiodor Gheorghienco

Привет, у нас в школе smm.school есть подборка курсов по инстаграму, рекомендую :)

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Bocharsky

PS ...это был ответ на один из комментариев, но он отдельно запостился, а удалить не получается.

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Bocharsky

Спасибо за комментарий. Вполне здравый взгляд на вещи. Но тут как: если смущает возможная ангажированность владельца инструмента, то можно идти к онлайн-школы. Нетологию, Скилбокс, Гикбрейнс и пр. Но ведь там курсы ведут те же "практики". Те же эксперты из Еламы, Ингейта, Адвентума, других рекламных агентств.
Еще можно задаться вопросом, окей, владелец инструмента ангажирован - вовлекать в его использование и искажать реальность в свою пользу. Но также можно предположить, что представитель агентства так же каким-то образом будет искажать реальность. А найти практика, не вовлеченного в какой-то инструмент, услугу, доктрину вообще невозможно, поэтому он и практик.
Но если честно, все что я выше написал - ерунда, так, игра ума. На самом деле я этот вопрос для себя решил так: я выбирал между курсами "школ" и "поставщиков услуг", почему-то меня тянет ко вторым. Мне интересны их "доктрины" и я рассматриваю это не как вред, а как пользу - познакомиться с подходом, которым конкретно эти парни решают задачи. Мне это интересно.

Ответить
Развернуть ветку
St3.14 St3.14

присоединюсь ко всем - Автору Спасибо за труд!
здесь много очень дельных мыслей озвучили. Напишу с которыми сам столкнулся
1. "чтобы лапшу на уши не весили приходиться во всем разбираться..."работаю с 3мя подрядчиками Елама (при бюджете от 300т.р. вас ведет отдел сопровождения) и интелсиб, сайтактив. Три ведущие компании по контекстной рекламе. Входят в ТОП 30.
Так вот... если ты не разбираешься как все устроено, тебе реально начинают ездить по ушам.
Из всех 3х хорошо справляется и порядочно работает только Елама.

2. да, на бесплатных можно поднять уровень, причем хорошо. Вопрос насколько ты сам хорошо погружаешься материал.
На бесплатных курсах я поднял свой уровень и сдал аттестацию в яндексе, таргете.

3 от себя. у кого обучаться
обучаться лучше у практиков.
я обучался на вебинарах ppc, яндекса и еламы.
у еламы материал всегда актуальный и практичный.

4. от себя. цель обучения.
цель обучения - знать хорошо область, чтобы правильно ставить задачи, отбирать команды и контролировать, и правильно интерпретировать выводы по отчетам.

Все же, я сторонник того, что ведением контекстной рекламы должны заниматься
профессионалы и именно команда профессионалов (у них опыта больше, а вероятность сделать ошибку значительно меньше), а вы должны работать над другими конверсионными блоками (менее динамичными): сайт, разработка скриптов...
У нас бюджет в этом году приблизился к 1,5млн./мес. и скажу, что РК подрядчиков (конкретно у еламы) намного сильнее, чем были у нас со штатными интернет маркетологами т.к. интернет-маркетинг область очень динамичная, требующая постоянного повышение квалификации и не терпящая некомпетентность.

Итоги работы с подрядчиками:
схема: подрядчики + свой интернет-маркетолог, который ставить и контролирует задачи и подрядчиков.
Благодаря хорошему погружению, проводим оценку работ подрядчиков,
а подрядчик понимая уровень клиента уже не филонят.
В конце отказались от сайтактива, отказываемя от интелсиба. Елама молодец)

Ответить
Развернуть ветку
Олег Арапов

Интересный обзор актуальных курсов по интернет маркетингу. Познавательно.
Сам в интернет маркетинге уже 6 лет. Обучался всему сам, просто когда начинал никаких курсов еще не было, разве что, как в поисковых системах сайт продвигать. Контексту учился сам, методом практики. Из инсайтов, которые пришли из практики (два года развивал продажи в интернет на позиции директора по маркетингу, последние три года - частная практика с уклоном на упаковку компании и продукта для продвижения и стратегического планирования этого самого продвижения).
Итак инсайты: 1) Контекстная реклама - это лишь способ быстро получить целевой трафик, а дальше с трафиком нужно работать на сайте. Заявок и продаж не будет, если сайт не доработан под трафик с контекста или таргета. 2) Можно влить рекламный бюджет, получить свое количество заявок и уйти до следующего раза, но чтобы построить управляемую систему интернет продвижения - этого мало, а стремиться нужно именно к созданию управляемой системы, чтобы вы в любой момент знали как увеличить продажи в требуемое число раз. 3) Накопительный эффект рекламы проявляется на второй-третий месяц постоянного продвижения. В этом момент вырастает число заявок и продаж, а их стоимость падает. 4) Не нужно бороться за первое место на странице поисковой выдачи, лучше сосредоточить усилия на том, чтобы обеспечить максимальную дистрибуцию и видимость для целевой аудитории. Между позицией на 1 месте и 3 выбирайте третье и работайте над CTR. Мы всегда прокликиваем и просматриваем несколько сайтов, просмотрят и ваш 5) Конверсия сайта - это не синий цвет кнопки и не убойный коллтуэкшн, это достижимость важной для принятия решения о покупке информации. Это значит, что такая информация должна быть на сайте. И посетитель сайта должен ее прочитать. Серое полотно текста, много текста и корявый дизайн - ваш враг. Четкая структура и модульность подачи информации - ваше все. Думаете, что ваша информация важна для принятия решения о покупке? Протестируйте ее на живом клиенте или в отделе продаж. Ушедший клиент и смех менеджера подскажет вам, что вы пребываете в иллюзии. 6) в процессе покупки пользователь проходит несколько этапов, на каждом из которых он ищет специфическую для данного этапа информацию. Нельзя на этапе выбора среди альтернативных решений, говорить пользователю о уникальности нашего торгового предложения или о наших преимуществах как поставщиков этого продукта. Говорите о себе любимых в самом конце посадочной страницы. никто не купит у вас что-либо, потому что вы такая крутая компания и так заботитесь о клиентах, но когда вы заинтересовали посетителя вашим торговым предложением, он уже захочет узнать о вас больше, чтобы понять можно ли вам доверять. 7) Вся система интернет маркетинга строится из трех подсистем - системы трафика, конверсии трафика, системы управления и контроля. Чтобы растить продажи нужно попеременно работать с каждой из систем. 8) если ваш подрядчик по контексту сертифицированное агентство, то они имеют процент с потраченного вами бюджета, соответственно их мотивация - не клиенты в вашу компанию, а размер вашего рекламного бюджета. чем больше вы потратили, тем больше они заработали. высокий ctr? низкая стоимость клика? минус слова? отсутствие нецелевых запросов и регионов? высока вероятность, что в их рекламных кампаниях вы ничего этого не найдете. 9) Многие предприниматели видят в интернет маркетинге волшебную таблетку и ждут, что все их финансовые проблемы решатся в первый же месяц контекста. 10) Часть предпринимателей могут набить морду за одно лишь упоминание "интернет маркетинг" в их присутствии. Тут наверно стоит сказать "спасибо" тем недобросовестным и некомпетентным подрядчикам, с которым этим предпринимателям посчастливилось поработать. и видимо не раз. 11) выживаемость коммерческих сайтов в первый год - около 10 процентов. Иными словами в 9 случаев из 10 ваш сайт не выйдет на прибыль и даже не окупится. Помните об этом, когда настраиваете контекст для себя или продаете настройку контекста вашим клиентам. 12) хороший интернет маркетинг - это прежде всего полезный продукт. если вы интернет магазин, развивайте ваш сервис. если производитель, думайте как улучшить качество и дать больше за ту же цену (нужного для клиента больше). если вы оказываете услуги, слушайте клиентов, чтобы узнать, что им действительно нужно. 13) 98% того, что вы узнаете из книг и курсов - никогда вам не пригодится, но чтобы развить в себе мышление интернет маркетолога нужно изучать много книг и курсов, нужно учить теорию (не только практику) и обязательно классический маркетинг.
Всем успехов в освоении этого интересного и непростого дела.

Ответить
Развернуть ветку
Chingis Alekenov

Не понимаю пользы этой статьи, лучше показали бы как вы учились и в начале какие метрики были и потом как стало.

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Bocharsky

Показать как учился не сложно - сидел в наушниках с ноутбуком) Скучное зрелище) А какие метрики вы имеете в виду?

Ответить
Развернуть ветку
Richard Daniel

Ещё момент, скажу, как человек, запустивший одни из первых в РФ дистанционных курсов ИМ в 2009 и написавший пару книжек в бхв а тех двлеких годах. Сейчас курсы - просто инфобизнес, сама актуальность знаний в ИМ невысокая, потому что детали очень быстро устаревают и угнаться за ними может специалисты узкого профиля. Забудь про веб-аналитику, если ты сеошник. Не угнаться за всеми ньюансами эксперта. Не изучить все инструменты, нет возможности использовать их все. Это нереально, просто порвет мозг этот инфопоток. И это все с учетом отставания в ИМ от запада как и ранее - лет на 5.

В 2009-2011 году в РФ не было ни одного резюме сеошника или ппсшника с опытом работы middle 5 лет. Все, кто что-то умел - клепали ингейты, кокосы, сеопульты, сеоньзы и еламы. С тех пор ситуация изменилась в этом плане не сильно, особенно если брать senior ppc уже, время то прошло как-никак. У нас все директорами и владельцами хотят стать...А когда стал - уже не до обучения. Так откуда тут хорошие курсы?

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Акимова

Отличная подборка, спасибо!
У нас тоже есть курсы, только офлайн. Кто из Днепра - приходите в гости:
https://marketing.dp.ua/

Ответить
Развернуть ветку
Ксения Захарова

Константин, спасибо за упоминание нашей компании, нам очень приятно.=)
Раз уж тут в комментах спрашивали про инстаграм, то у нас в сентябре вышел курс про него, можно купить на биглионе https://www.biglion.ru/deals/ptodvijenie-instagram-kurs-70/ по смешной цене

Ответить
Развернуть ветку
Alena Prezhentsova

Константин, спасибо! Хорошая подборка.
Скоро у нас на ppc.world будет ещё больше классных курсов :)

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Bocharsky

Отлично) Мне нравится ваш сайт. Приятный дизайн, клевый интерфейс курсов, хорошее качество видео. Это если про упаковку) Ну а про контент уже говорили))

Ответить
Развернуть ветку
Boris Sokolov

спасибо за подборку! Где бы еще время найти на все это )) Меня вот всегда интересовало - зачем все это учить, если можно нанять специалиста, который в сто раз лучше тебя будет делать эту рутину, а ты в это время покорять космос будешь.

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Bocharsky

И вам спасибо за комментарий! Меня тут научили, что не бывает ситуации "нет времени", это вообще не вопрос времени, а вопрос "ценности" ))
Грубо говоря, если бы вам дали 100 тыс долларов за выполнение этой задачи, нашлось бы время или нет? Скорее всего тут же))
Просто значит для вас в данный момент данная задача не является наиболее острой, приоритетной. Ценность решения других проблем выше.

Ответить
Развернуть ветку
Boris Sokolov

На 100 штук нашелся бы ещё один менеджер. В этом была суть моего комментария. Время сео дороже времени маркетолога

Ответить
Развернуть ветку
Anton Kuzmin

Автору спасибо за статью!
И всем спасибо за комментарии!!

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Bocharsky

И вам спасибо! )

Ответить
Развернуть ветку
Ринат Миннебаев

Спасибо за статью, очень полезный материал!
Интересен углубленный курс по рекламе в facebook, может кто-то посоветует на личном опыте?

Ответить
Развернуть ветку
Оксана Щербина

Курсы Филиппа Царевского забыли, он классный!

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Наталья Евтеева

Я проходила курсы в разных нишах от очень известных экспертов, которые ожиданий не оправдывали, предположу, что когда они становятся известными, они нанимают команду и ездят по конференциям, и некоторые отходят от реальной практики и последних тенденций. Либо очень известный действующий практик нагнал группу и в реальном времени делал все работы и просто высылал записи. Думаете это круто смотреть когда у человека зависает интернет и он ругается матом, повторяется, начинает отвечать на вопросы из чата и отвлекаться на 3 часа от темы? Да, это практики, но которые абсолютно не умеют передавать свои знания. Не буду рекламировать то что не перечислено. Из перечисленного отмечу много полезных кейсов есть у Церебро в открытом доступе, ну а к курсам ConvertMonster ( я проходила давно - отдельно по лендингам и по контексту) - я возвращаюсь каждый раз при настройке новых проектов. 100% работает на практике - приносит доход и моим клиентам и мне ( сейчас уже имею свой проект), никакой воды, приятно слушать, скажу больше, одному клиенту делала сайт, но контекст делать не взялась из-за сложной незнакомой ниши - рекомендовала 2 компании у которых проходила курсы, и мне довелось уже работать с ними как с исполнителями - результат отличный . Скажу так, что простой обзор курсов которые не пройдены - это лишь предположение или ожидания. Что внутри - может оставить реальный отзыв только тот, кто эти курсы применил на практике, и желательно не один раз. Поэтому если вы проходите платные курсы, где есть обратная связь, если у вас нет своего проекта - дайте объявление на фрилансе о том, что сделаете под контролем наставника им проект ( сайт, контекст, таргет) бесплатно ( за отзыв), с них рекламный бюджет ( если это реклама) или обратная связь ( чтобы сравнить до - после например показатели) и т.п.

Ответить
Развернуть ветку
Алена Кутузова

А с Академией интернет-резерва Виктории Вирта не знакомы?

Ответить
Развернуть ветку
Vera Apsarova

1ps лучше вообще не слушать. Гона много. Есть правильная инфа, но она замешана с дезой. Незнающий человек не разберется, что правда, а что деза

Ответить
Развернуть ветку
Denis Propastin

Кидай что будешь находить

Ответить
Развернуть ветку
46 комментариев
null