Все знают о том, как важно следить за конкурентами. Ведь друзей держи близко, а врагов — ещё ближе. Однако если вы только начинаете ваш бизнес при анализе конкурентов можно утонуть в потоке информации. Мой пост поможет вам подойти к этому системно и выявить для своего дела много инсайтов.Это вторая статья цикла. Первая об анализе рынка тут, в которой мы выясняли, а стоит ли вообще заниматься тем, чем вы планируете? Или мы планируем играть на скрипке на тонущем корабле?ОглавлениеЗачем нужен анализ конкурентов?Как делать?Где брать информацию?Что в результате?Зачем нужен анализ конкурентов?1. вычленить лидеров рынка и выяснить причины их популярности;2. подсмотреть аналитику по рынку: кто самая платящая аудитория, зачем они пользуются вашими товарами или услугами и предложить им лучшее решение проблемы;3. узнать сильные и слабые стороны конкурентов, чтобы быть лучше, сильнее, быстрее;4. позаимствовать и улучшить интересные идеи (советую книгу «Кради как художник», желательно в кратком пересказе);5. понять структуру бизнеса, как он строится, его стадии, принципы взаимодействия, технические решения;6. избежать ошибок, которые уже прошли конкуренты.Этот анализ ляжет в основу пирамиды (она же платформа) бренда и стратегии коммуникации с клиентами. Если и первое, и второе будут сильным, то и в продажах проблем не будет. Можно ли обойтись без анализа рынка и конкурентов? Конечно. Просто на этапе выпуска МВП сделаете все ошибки, которые можно было бы избежать, проведи вы исследование. Как сделать анализ конкурентов? Я для этого беру три маркетинговых фреймворка: 7Р, AARRR и модель крючка. Всё это вставляю в табличку, где подробно анализирую каждого конкурента. По ссылке доступен шаблон. Модель 7Р:Описываю, что за продукт,сколько стоит (или как монетизируется) в конкретных значениях,кто целевая аудитория (пол, возраст, привычки, профессия и т.п.), количество покупателей, частота покупки / использования. Также собираю информацию о сотрудниках: какие специалисты, количество,где продукт продаётся/предоставляется,как построен процесс ведения бизнеса и предоставления товара/оказания услуги,что ещё окружает продукт?Продвижение продукта я рассматриваю по модели AARRR:как потенциальные клиенты узнают о продукте?как потенциальные клиенты становятся реальными?как происходит удержание клиента, чтобы он стал постоянным?какая выручка у конкурентов, из чего она строится?какие рекомендации дают клиенты, почему они рекомендуют конкурента друг другу? Составляю список преимуществ и недостатков конкурентов, исходя из отзывов клиентов.Модель крючка использую, чтобы глубже вникнуть в п.2 и 3 из предыдущего фреймворка:какие триггеры используют конкуренты?какие простые действия выполняют пользователи конкурентов?какую награду за них получают?какие инвестиции делают?Также я всегда смотрю на конкурентов шире:есть ли у них ещё бизнес и если да, то какой?смотрю метрики сайтов и приложений, активность в соц.сетяхкакие есть доп. инструменты увеличения прибылиГде искать информацию?справочники (датабейс, 2гис, яндекс карты)сервисы отзывов и отзывы на маркетплейсах, аппсторах и т.п.интервью конкурентовиспользовать специальные агрегаторы, которые сразу выдают много показателей, правда это касается в основном интернет-сайтов, приложений и страниц блогеров в соц.сетяхяндекс и википедияоффлайновый бизнес - стоять рядом с точкой и считатьЧто получаю в результате?количество и на кого ориентированы конкуренты. Это добавляет понимания о свободных нишахпочему конкуренты поступают так или иначе, что позволяет избежать ошибок в позиционировании и трате денег на похожие исследования и работуинсайты для своего продукта: как должна быть устроена работа (оказана услуга, предоставлен товар), какие фишки обязательны, что можно улучшить, что делать не нужно и т.д. и т.п.Как доделаю анализ приложений по изучению английского языка - обязательно поделюсь с вами своим кейсом. В следующих постах планирую рассказать о том, как использовать отзывы в анализе конкурентов?как быстро понять, нужен ли ваш продукт людям или нет?