Мониторинг зарубежных СМИ в России: новая реальность

Аналитическая компания PR News рассказывает, как в новых реалиях российским компаниям можно получать мониторинг зарубежных СМИ.

Работа российских компаний на зарубежных рынках за последний год претерпела большие изменения, но несмотря на все события, вашему бренду в разных ситуациях по-прежнему может понадобиться международный мониторинг СМИ. Давайте разберёмся, как сегодня можно получать аналитику о публикациях в иностранных изданиях.

Небольшой спойлер: международный медиамониторинг по-прежнему доступен в России, но он меняется содержательно и качественно. Как именно — расскажем в этой статье.

Немного предыстории

Глобальный мониторинг нужен не только крупным компаниям, которые хотят получать информацию о странах своего присутствия. Потребность в нём есть и у крупных брендов, которые котируются на биржах: новости о них выходят в мировых финансовых и деловых СМИ.

Давайте вспомним, как обстояли дела до того, как зарубежные системы мониторинга начали уходить с российского рынка. Раньше компания, которой была нужна медиааналитика иностранных изданий, могла заказать её либо через базу, предоставляющую информацию по разными странам (такую, как LexisNexis, Dow Jones Factiva), либо же непосредственно там, где она имеет представительство — у местных исследователей. Мониторинг социальных медиа за рубежом предоставляли такие компании, как Meltwater, Talkwaker и те же LexisNexis.

Сегодня из-за введённых санкций как прежде пользоваться услугами зарубежных баз в России стало либо невозможно (LexisNexis, например, покинули наш рынок), либо очень дорого — речь идёт о покупке аналитики у иностранных компаний, которые не имеют представительств в России.

Если вам нужна аналитика по СМИ в конкретной стране, по-прежнему можно обратиться к местным мониторинговым агентствам.

Что могут предложить российские базы медиамониторинга

А что же с так популярным нынче импортозамещением, спросите вы? Российские информационно-аналитические базы, такие как «Медиалогия», «Интегрум», Scan Interfax, предлагают мониторинг по зарубежным изданиям, но расширять свои базы изданиями Запада стало сложнее, и вместе с рынком они повернулись в сторону Дальнего Востока и Средней Азии. Сложность заключается в наличии авторского права у СМИ на свои публикации: по законам некоторых стран мониторинговая компания должна платить изданию за использование его информации в отчётах, заключая лицензионное соглашение. Как вы уже могли догадаться, цены на такие лицензии у зарубежных изданий — европейских, американских — значительно выше, чем у российских.

Конечно, со временем ситуация на российском рынке может поменяться к лучшему, но вопрос приобретения лицензий остаётся на повестке, и получить доступ к каким-то крупным мировым изданиям будет по-прежнему сложно, а то и вообще невозможно. И всё же международный мониторинг сегодня по-прежнему доступен компаниям в России, и он меняется вместе с глобальным рынком: значительно упала потребность компаний в аналитике информационного поля Европы и США, растёт спрос на мониторинг в странах Азии и СНГ.

Итак, как сейчас можно получить международный мониторинг?

1. Обратиться в местную исследовательскую компанию в конкретной стране.

В недавнем исследовании Top-50 Global Insights Companies, которое в 2022 году провела ассоциация ESOMAR, собраны компании, предоставляющие разного рода аналитические услуги, в том числе и медиамониторинг. В отчёте есть данные по крупнейшим компаниям, включая Китай, Армению, Иран, Россию и другие.

2. Воспользоваться услугами российских баз. По запросу они предоставят информацию о том, данные каких стран доступны для их мониторинга. Сейчас они активнее пополняются изданиями ближайших к нам государств: Узбекистана, Казахстана, Белоруссии, Армении, Грузии и других.

3. Обратиться к зарубежным базам (тем же LexisNexis, Dow Jones и другим), у которых есть больше возможностей для мониторинга СМИ в Европе и США. Но при этом остаётся риск получить отказ на оплату их услуг из России.

4. Ну и не будем забывать о том, что есть такой инструмент для зарубежного мониторинга СМИ, как Google Новости, в котором можно бесплатно вручную отслеживать информацию по важным изданиям.

Больше полезного читайте в нашем телеграм-канале о коммуникационной аналитике ComInsights.

11
Начать дискуссию