Так, если условный сотовый оператор планирует повысить стоимость пакета интернета на 2%, будет целесообразно запустить слух о повышении тарифа на 10%. Во-первых, это подключит эмоциональное восприятие клиентов, ведь одномоментный рост цены на 10% – «просто грабёж!». Это значит, что на фоне волнения слух распространится гораздо быстрее. Во-вторых, когда слух не оправдается и люди вздохнут с облегчением, цифра в 10% послужит якорем – на ее фоне повышение на 2% (вызвавшее бы волнение без проведения подобной подготовки), покажется незначительным.
Пятилетки вы зря-с якорением обзываете, тогда у людей стимулов и без психологических манипуляций хватало, чтобы работать да стремиться делать страну лучше.
Эксперименты порадовали - хотелось бы в чем-то подобном принять участие
По сути большинство плановых показателей получают в сознании людей эффект якоря. Совсем другой вопрос - специально или непроизвольно это выходит. Осознанная привязка - это, действительно, больше про маркетинг, однако ситуация с "пятилетками" тоже далеко не однозначна.