5 ошибок брифинга клиента. Записки бизнес-аналитика

Как быстрее всего аналитику завалить проект? Странный вопрос, да? Но очень полезно себе его задавать. Самая главная точка риска — этап сбора требований.

Бриф обманчиво простая вещь. Мы же все умеем говорить и задавать вопросы, поэтому часто его вообще не считают за работу и это открывает портал в ад.

Привет! Я Ольга Кулапина, Head of Business Analysis в Red Collar. В материале расскажу об основных ошибках при составлении брифа.

Бриф — подробное интервьюирование стейкхолдеров, а именно в их головах есть ответы на самые главные вопросы проекта. Это — первый и главный инструмент бизнес аналитика. Поэтому если подходить к нему грамотно, то он помогает добыть до 90% всей необходимой информации.

Теперь давайте перейдем к сути: к основным ошибкам, превращающим полезный инструмент в источник проблем. Все персонажи вымышлены, но истории основаны на реальных событиях из жизни Red Collar.

Ошибка № 1. Заранее высылаем составленный бриф заказчику и просим его заполнить

Вообще цель этого этапа — нежно и ласково выяснить суть проекта, его границы, пожелания заказчика. Чем проще это проходит для стейкхолдера, тем он лояльней и тем проще идет проект. Если мы опрашиваем его голосом, то контролируем процесс: подстраиваем лексику под клиента, помогаем ему, сами записываем, по ходу добавляем нужные вопросы.

Высланный бриф напоминает жуткий бюрократический документ. Вы любите заполнять такие? Вот и клиенты не любят. Они не знают много написать или мало. Некоторые вопросы могут поставить их в тупик. Часть они поймут неверно. В результате вы:

  • заставили клиента поработать и заполнить документ,
  • получили часть лишней информации,
  • часть информации будет недостоверной, т.к. вы еще не утвердили глоссарий и ваш вопрос вполне могут понять неверно.

Ошибка №2. Не включаем бизнес-вопросы

Профессиональные художники начинают рисовать человека со схемы, а уличные с глаз. В результате у уличных финальная картинка «едет». С брифом то же самое: бизнес вопросы создают каркас. Если ваши вопросы сконцентрированы на фичах, то вы упускаете суть проекта и вряд ли правильно поймете заказчика.

Ошибка №3. Не изучаем материалы перед брифом и задаем лишние вопросы

Если мы небрежно подошли к подготовке — мы не уважаем клиента и не бережем его время. Заказчик ожидает, что каждое его слово учтено. Нет вернее способа убить его лояльность, чем повторять вопросы и спрашивать то, что не относится к проекту.

Ошибка №4. Оставляем паузы

Задали вопрос клиенту, он ответил, а мы записываем. Поскольку запись занимает больше времени, чем разговор — повисает пауза… Что чувствует клиент? Как минимум, неловкость. Он не понимает услышали ли его, поняли? Чаще всего он после этого повторяет сказанное или обсуждает что-то еще — оба варианта вам не на руку. Паузы — это инструмент, которым нужно пользоваться аккуратно.

Ошибка №5. Не фиксируем

Незафиксированное требование не считается собранным. Если клиент сказал — мы записали. Мы можем согласовать низкий приоритет фичи или пожеланий, но зафиксировать их мы обязаны. Обратное ведет к неизбежному разрыву ожиданий.

Все перечисленные ошибки превращают карету в тыкву. Вместо четкого понимания целей и границ проекта мы получаем хаос, а вместо благодарного заказчика — справедливо раздраженного человека.

Хорошая новость состоит в том, что все это ошибки легко не допускать, если обращать на это внимание.

0
11 комментариев
Написать комментарий...
Олег Макаров

Как раньше писали: ППКС

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Кулапина

Олдскул! Да, вроде простые вещи, но как оказалось не очевидные

Ответить
Развернуть ветку
Олег Макаров

У меня даже старая цитата под это есть:
"Банальностями мы чаще всего называем те, простые на первый взгляд мысли, которые ленимся или боимся понимать во всей их глубине и сложности"
© Тадао Ямагучи

Ответить
Развернуть ветку
tatonimus

Получилось слишком поверхностная статья; «мяса» не хватило :)

Ответить
Развернуть ветку
Freeman
Ответить
Развернуть ветку
Ольга Кулапина

- Знаешь, как заинтриговать?
- Как?
- Завтра расскажу.
Эту тему можно детализировать и детализировать, ведь тут каждый пункт - реальная ситуация. Оке, с меня статья с “мясом”)

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Леопольдович

"Как быстрее всего аналитику завалить проект?"
Вы уточняйте хоть в какой сфере проекты.
Получение свинины?
Разведение сверчков?
Изготовление гвоздей?
Аналог Twittor?
+ море англицизмов ...

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Кулапина

Можно и изготовление гвоздей и разведение сверчков и даже разведение свиней) Но чтобы это было в виде IT продукта. Red Collar же как-никак IT компания. А если серьезно- принципы то сквозные для бизнес-аналитика в любой сфере.

Ответить
Развернуть ветку
Серёжа Нюке

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Лозовая

Спасибо.. Часто грешу тем, что плохо смотрю материалы. Надо с этим работать)

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Кулапина

Да, тут убиваешь двух зайцев: 1) максимально понимаешь проект и задачу (это как базовая услуга, то что ожидают по умолчанию) , 2) создаешь ВАУ эффект если при изучении доп материалов( гугл, соц сети и тд) понимаешь о бизнесе заказчика больше, чем они говорили. На ура заходит. Воспринимается как "...мы заинтересованы в вашем успехе не меньше чем вы сами"

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 11 комментариев
null