Социальные, цифровые и новые медиа: разбираемся, чем они отличаются друг от друга
Аналитическая компания PR News рассказывает о разнице в типах современных онлайн-медиа.
Коммуникации — сфера которая развивается очень динамично, и новые термины в ней появляются слишком быстро, чтобы в них можно было глубоко разобраться. Сегодня в ходу есть три понятия, которые близки друг другу по содержанию и часто вызывают сложности с их использованием: социальные, цифровые и новые медиа. Мы решили попробовать разобраться — в чём же ключевые отличия этих трёх направлений и как их использовать грамотно, чтобы не попасть впросак.
Спойлер: на самом деле, чёткого общепринятого разграничения нет, но мы всё же попробуем разобраться в тонкостях.
Социальные медиа: главное — взаимодействие с читателем
Первым в обиход пиарщиков вошло понятие социальных медиа или social media, которое часто приравнивают к понятию «социальные сети», что не совсем верно — соцсети входят в понятие соцмедиа, но не равны ему. Есть значительные отличия в том, как оно описывается в русскоязычном поле и в англоязычном. Нам самим второй вариант кажется более точным. В нём говорится, что «социальные медиа» — это интерактивные площадки, которые облегчают создание и обмен информацией, идеями, интересами и другими формами выражения через виртуальные сообщества и сети.
Ключевое значение здесь имеет контакт читателя с информацией — в социальных медиа всегда заложен механизм взаимной или обратной связи пользователей, то есть каждый может стать автором или соавтором контента — даже если не оригинального большого материала, но как минимум комментариев к нему.
К социальным медиа относятся:
- социальные сети (ВКонтакте, Одноклассники и др.);
- мессенджеры (Telegram, WhatsApp и др.);
- платформы блогов (blog.mail.ru, VC.ru, Дзен и др.);
- standalone-блоги — блоги, которые создаются пользователями или компаниями на отдельной платформе и предполагают обратную связь с читателем;
- фото- и видеохостинги (YouTube, Rutube и др.);
- геолокационные сервисы (Яндекс-карты, 2ГИС и др.);
- форумы;
- сайты знакомств;
- сервисы с отзывами и другие.
Digital media: главное — цифровой формат
Шире понятия «социальные медиа» — digital media, которые наряду с социальными медиа включает в себя и традиционные онлайн-СМИ. Базовое понятие здесь — цифровой формат распространения информации. Получается, что к этому типу медиа можно отнести все, которые работают через интернет. Пожалуй, описать термин проще всего через противопоставление: digital media — это всё, что нельзя отнести к аналоговым носителям (радио, бумажные газеты, телевидение, журналы, рекламные щиты и тому подобное). К цифровым медиа иногда относят и просветительские сервисы, например, ту же Википедию, киносервисы — Netflix, Амедиатека и т.д., маркетплейсы — Amazon, Озон и другие.
Загвоздка заключается в том, что сегодня существуют радиостанции, которые можно слушать в интернете, еще есть телевидение, которое транслирует свои программы онлайн, и СМИ, которые распространяют информацию и на бумаге, и на сайте, и через соцсети. То есть традиционные и цифровые носители могут тесно соседствовать в одной компании. В таком случае можно было бы выделять медиа, которые используют только цифровые носители распространения информации, и называть именно их digital media, и все остальные относить к медиа смешанного типа.
АКОС (Ассоциация компаний- консультантов в области связей с общественностью) разработали удобный глоссарий, где можно посмотреть понятия из области digital-коммуникаций и социальных медиа. Найти его и скачать себе можно вот здесь.
Новые медиа: что главное?
Как вы уже могли предположить, понятие новых медиа шире двух предыдущих и отчасти включает их в себя. С чётким определением новых медиа до сих пор есть большие сложности.
Чаще всего их описывают через противопоставление традиционным СМИ, главная миссия которых в классическом понимании — собирать, обрабатывать, анализировать и распространять информацию среди аудитории. Новые же медиа — это, прежде всего, о коммуникации людей друг с другом на тех или иных цифровых площадках.
Один из подходов предполагает, что таким можно назвать медиа, которое имеет цифровой формат, обладает интерактивностью (возвращаемся к определению социальных медиа, которое предполагает включение пользователя, а в случае новых медиа — ещё более глобальную коммуникацию между пользователями, каждый из которых может участвовать в создании и распространении общественно значимой информации) и мультимедийностью, то есть совмещает разные форматы — от аудио и видео до геймификации, анимации и виртуализации.
Но единого определения этого понятия всё же не существует, его продолжают активно обсуждать и пересматривать.
Больше полезного читайте в нашем Telegram-канале о коммуникационной аналитике ComInsights.