Восемь трендов в PR на 2023 год: пиарщики учатся, коммуникации становятся гибче, а агентства превращаются в наставников

Рост telegram-каналов, усиленная антикризисная коммуникация, возрастающая роль экспертизы PR-агентств — этот год заставил всех переосмыслить свои подходы к коммуникациям. Сооснователь Vinci Agency Александр Изряднов делится своими прогнозами на 2023 год. Кстати, все тренды, возникновение которых мы прогнозировали на 2022 год, действительно появились, так что читайте внимательнее.

Регулярная коммуникация становится фрагментированной

Люди не в состоянии держать в голове вообще всю информацию о брендах, даже если очень их любят. Кризисы, политическая повестка, быстро меняющаяся жизнь — все это перетягивает на себя фокус внимания. Поэтому бизнесу нужно напоминать о себе аудитории хотя бы раз в квартал, но делать это массированно и через разные каналы.

Регулярные инфоповоды, по правде говоря, могут позволить себе только крупные компании. А что делать небольшим — вроде семейной стоматологической клиники? Им вполне реально публиковать раз в три месяца одну-две статьи. Они заполнят собой инфополе и таким образом будут напоминать о себе аудитории с некоторой периодичностью.

Тем, у кого совсем скромные бюджеты, нужно делать вебинары с полезным контентом. Это вполне доступный способ привлечения клиентов и сбора лидов, с которыми можно дальше работать. Основные затраты в таком случае приходятся на продвижение. Но даже тут есть бюджетные варианты: реклама у микроблогеров, анонсы в каталогах мероприятий, приглашения по базе клиентов и таргет. У кого-то возникнет идея: а может, создать telegram-канал или корпоративный блог? Это ведь недорого. Но в этом нет никакого смысла, если у вас нет хотя бы 500 тысяч рублей в месяц на продвижение, это будут неоправданно вложенные усилия ради нескольких человек. Зато тем, у кого есть деньги на Telegram, можно миновать классические СМИ.

Понятный и полезный контент во главе

Этот тренд будет актуален еще долго, пока ему не начнет следовать каждый, кто создает контент. До сих пор даже в соцсетях встречаются длинные и витиеватые предложения, тексты, как у Льва Толстого (а мы все-таки не в XIX веке живем), и сложные, непонятные формулировки. Так делать не надо. Люди и без того много энергии тратят на потребление информации, поэтому ее нужно делать доступной и легкой. Если вы — высокотехнологичная компания и пишете для простых людей, то не делайте статью по форматам Хабра для соцсетей или массмедиа.

Чтобы совсем упростить жизнь своим читателям, добавляйте в конце статьи краткие выводы, чек-листы или ключевые результаты — любое короткое саммари обо всем, что написано выше. Иначе информация не останется в голове и забудется после закрытия страницы. А полезный контент в голове должен укладываться. И помните: на один текст — одна мысль.

Гибкость — сестра пиарщика

Как занятия растяжкой полезны для здоровья, так и кризисы делают бизнес сильнее — это уже обычное дело в последние два года. Мы как-то рассказывали, о чем этично писать в 2022 году, но на самом деле эти советы полезны для любой непонятной ситуации. Не бойтесь сесть в одну лодку с вашими пользователями и клиентами — в этом изменчивом мире мы все равно рано или поздно в ней окажемся.

Кризисы будут с нами всегда, маленькие или большие. Поэтому не зарывайте голову в песок, а помните, что у вас есть аудитория, которую нужно развлекать и успокаивать. В такие моменты вся надежда — на средний и крупный бизнес, который становится опорой и надеждой для потребителей. Так что сейчас стоит заложить бюджеты на антикризисные коммуникации как минимум на ближайший год. Делайте эмоциональный, полезный и заряженный контент — и пребудет с вами и вашими клиентами счастье.

GR — неотъемлемая часть коммуникации

Этот тренд важен для всех, у кого есть хоть какие-то касания с государством — от намерения получить грант до статуса градообразующего предприятия. В таком случае у бизнеса появляется новая аудитория — государство, о чем важно помнить при планировании коммуникаций. Таким компаниям мы советуем не высказываться о политике (как и всем тем, кто с ней не связан в принципе), не рекламировать релокацию и в целом не идти против курса правительства.

Зато можно говорить, какой вы хороший работодатель, как развиваетесь и вообще поднимаете страну с колен. Это отдельная ветвь коммуникации, которая обязательно должна присутствовать. Если до 2022 года на нее можно было не обращать внимания, то теперь молчать на эти темы — вредно для бизнеса.

Потребность в квалифицированных PR-менеджерах растет

Многие специалисты уехали. По моим ощущениям, хороших резюме стало раза в два меньше — это очень плохо, учитывая, что среди них надо выбрать еще и профессионала. Найти крутого менеджера было непросто и раньше, а сейчас стало еще труднее. Поэтому надо вкладываться в обучение рынка.

Возможно, качество работы на российском рынке упадет на какое-то время. Поэтому компаниям нужно искать возможности работать с лучшими: обучать собственных менеджеров и переходить на дистанционную работу со специалистами не из России, даже если вы никогда не сотрудничали ни с кем в таком формате. В любом случае нужно учиться работать в гибридном графике и интегрировать людей в корпоративную культуру на расстоянии.

Повышение квалификации — это не просто очередная корочка для сторис. На хорошем курсе рассказывают про новые подходы к коммуникации, где можно сэкономить деньги, а где вообще не тратить, какие методы больше не работают, а на какие стоит обратить внимание. Ученье — свет, как говорится.

PR-агентства становятся консультантами и наставниками

Больше не работает схема, когда вы приходите в агентство с брифом, а оно все делает за вас своими руками. Жить и зарабатывать будут те пиарщики, которые консультируют, предлагают свое видение и в целом продают свой опыт и компетенции, а не только время и руки. То есть агентство превращается в компанию, которая занимается неоконсалтингом.

Футурология — дело благородное

Про будущее можно говорить бесконечно. Например, рассказывать раз в полгода, каким будет рынок, какие тренды на нем зарождаются, что его драйвит и как он меняется. Не бойтесь прогнозировать даже на 2029 год — никто не знает, что там будет, поэтому можно предположить любой сценарий. А если наступит конец света, то никто не вспомнит про ваши предсказания. Так что поводов для беспокойства нет. Зато сегодня всем интересно, что будет завтра, через год или десять лет. Люди мечтают о светлом будущем, а сбываться мечтам должен помогать не только «Газпром».

Российский PR изменит зарубежный

Многие компании выходят на новые рынки, где будут хорошо работать недорогие, но очень качественные инструменты, с которыми мы за многие годы в России «съели» ту самую собаку. На Западе или в Азии они не так популярны. Недавно общался с PR-менеджером из Германии и предложил ей делать обзоры. На что она сказала: «Как так? Обзоры придумывают журналисты сами. Мы не можем повлиять». Но это не так — еще как можем.

С помощью новых инструментов можно вообще добиться вау-эффекта. Например, мы продвигаем статьи в соцсетях — там этого не делает никто. Почему? Большая загадка. Но это даже дешевле таргетированной рекламы.

Чек-лист для бизнеса

  • Перестать бояться кризисов — они были, есть и будут.
  • Планировать коммуникацию на весь год: не обязательно появляться в СМИ каждую неделю или месяц, если нет ресурсов и инфоповодов, — вполне достаточно заявлять о себе раз в квартал.
  • Продолжать или начинать создавать полезный контент для своей аудитории. Главное — он должен быть легким и понятным.
  • Выделить в отдельное направление коммуникацию с государством, если оно в том числе относится к вашей аудитории. Публикуйте статьи, новости, исследования, ориентированные только на него.
  • Обучать PR-менеджеров, чтобы новые знания помогали им экономить деньги компании и делать пиар эффективнее.
  • Быть визионерами и дарить людям надежду на светлое будущее.
0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда