Рубрика развивается при поддержке

Ценностное предложение как фактор успешных продаж в b2b

Кому нужны суперпродавцы? Которые зимой снег эскимосам могут продать. Когда задаю этот вопрос на конференциях, обычно поднимается лес рук. И вправду, кто ж откажется? Но я тот еще Коровьев, поэтому вкрадчиво продолжаю: «А кто из вас хочет у таких продавцов покупать?». Слушатели столбенеют, редко когда робко поднимется одна-две руки.

В закладки

А что вы бы предпочли на месте клиентов: интересное предложение или общение с продавцом, безупречно владеющим арсеналом различных инструментов продаж? Согласен, что во всем нужна золотая середина, но все же? Думаю, вопрос риторический.

Вот только в жизни чаще все наоборот: продавцов активно обучают инструментам продаж, но практически ничего не делают с предложением, которые они транслируют рынку. С моей точки зрения, идти к b2b-клиенту без сильного предложения – сродни попытке воевать с винтовкой против танка. Да, это логичное следствие производственной модели бизнеса: произведем, что умеем, а потом впихнем в рынок. Но черт возьми…

Три подхода к активным продажам в b2b

Идея мэтра Нила Рэкхема разделить продажи на транзакционные, консультационные и стратегические подтолкнула меня к созданию собственной классификации:

Типология подходов к b2b продажам

В этой статье мы сосредоточимся на активных продажах (мое мнение о разнице между транзакционными и экспертными подходами в пассивных b2b-продажах можно прочесть тут).

Презентационные продажи

Преобладающая в российской бизнес-культуре логика «производственного» мышления обусловливает доминирование презентационных продаж. Такие менеджеры убеждены, что самое главное в их работе — максимально подробно и доходчиво рассказать о своих продукте / компании. Отсюда массовые проблемы с выявлением потребностей (этот навык при таком подходе просто не нужен), а ключевой запрос на очередной тренинг по продажам — как научиться бороться с возражениями и сопротивлением. Ну а как иначе, если впихивать невпихуемое? В условиях насыщенного рынка – самая неэффективная тактика продаж. Клиентам не нужны товары или услуги сами по себе — они нанимают (и увольняют) их для выполнения конкретной работы.

На одном из моих семинаров слушательница - руководитель рекламного агентства - вынесла свой кейс. Они закупили у американцев специальную технологию, делающую изображение на билбордах максимально рабочим, потому что оно выстраивается с учетом особенностей зрительного восприятия. Это их УТП. Но при этом не может в цифрах показать, как меняется отдача от рекламных кампаний, где эта технология была использована. Фактически, все риски предлагает клиентам взять на себя. Тут же тестируем на слушателях ее предложение - интереса, понятное дело, ни у кого не возникло.

Экспертные продажи

Экспертный подход предполагает использование вопросов, направленных на поиск «боли» и неудовлетворенности (тот же SPIN). Но если самостоятельно обратившиеся («теплые») клиенты охотно отвечают на вопросы, то «холодные» — нет. Они просто не понимают, зачем им это делать. К тому же опасаются, что все сказанное будет использовано против них — изначальный уровень доверия к менеджеру по продажам находится чуть ли не в отрицательной зоне. Лично я от экспертного подхода в активных b2b-продажах отказался несколько лет назад, отдав предпочтение ценностному.

В свое время, когда был популярен поиск кандидатов через газеты типа "Работа для вас", мы здорово подняли продажи в паре их представительств. Просто перестали продавать газетные площади, а начали продавать решения по оптимальным рекрутинговым кампаниям (как оформить объявление, что написать, где разместить и сколько выходов должно быть, чтобы клиент увидел результат)

Ценностные продажи

В основе ценностных продаж лежит ценностное предложение — некое решение, решающее актуальную задачу/проблему конкретного клиентского сегмента (а не продажа на основе ценностей — с таким мнением приходится иногда сталкиваться). В какой-то степени они являются следствием экспертного подхода: если похожие компании раз за разом сталкиваются со схожей проблемой, то почему бы не разработать одно решение? Продавать его потом будет гораздо проще. В России методология ценностных продаж только-только получает распространение, но я уверен, что будущее именно за ней.

Например, менеджер по продажам продвигает ингредиенты для производства тортов. Он может:

  • Рассказать технологу, какая у них компания, и какие замечательные растительные сливки они выпускают (презентационные продажи).
  • Начать задавать ему вопросы с целью «прощупать» болевые зоны (экспертные продажи).
  • Предложить сократить возврат нереализованной продукции из-за потери товарного вида на 30-40% (ценностные продажи).

Внимание, вопрос: в каком случае менеджер быстрее продаст пробную выработку? Отвечая на него, держите в голове, что пробная выработка значит:

  • Задержаться после смены и задержать рабочих (кто из вас пробовал бесплатно задержать рабочих после работы?).
  • Списать сырье, а потом за это отчитаться.
  • Вымыть оборудование.
  • Организовать хранение тортов в условиях, имитирующих работу торгового оборудования.

Ответ очевиден

Откуда взять ценностное предложение?

Правильный подход

Разработка ценностного предложения — это технологичный процесс, состоящий из нескольких этапов (те, кто знаком с дизайн-мышлением, увидят, что в основе лежит именно этот подход).

1. Исследование потребительского опыта. Обычно для этого используют глубинные интервью по специальной методике. Задача — найти типичные боли и/или неудовлетворенности у своей целевой аудитории, которые она заинтересована решить (есть масса проблем, которые воспринимаются как фоновый шум и не побуждают к изменениям).

2. Разработка прототипа решения. Ключевое слово — прототип, причем с установкой, что он окажется нерабочим (лично меня эта установка уже не раз спасала от влюбленности в красивые, но не работающие решения).

3. Тестирование и доработка (Customer Development). Короткими итерациями, в постоянном контакте с представителями ЦА, прототип доводится до рабочего состояния: решает проблему клиента и клиент готов за него заплатить.

4. Упаковка и масштабирование. Если очень укрупненно, то отвечаем на вопросы:

  • Кому мы продаем (ЦА, объединенная общей проблемой).
  • Через какие каналы продаж.
  • Какой месседж транслируем (важно ответить на вопрос, ради чего клиенту что-то менять).
  • Что делаем после того, когда продали идею.

Кейс от McDonalds

В американской сети McDonalds задались целью увеличить продажи молочных коктейлей. Использование данных опросов клиентов и акции значимых результатов не дали, поэтому начали просто наблюдать за покупателями и уточнять у них причины покупки (выявлять типовые сценарии покупательского поведения). Вскоре стало ясно, что коктейли покупают две основные группы клиентов:

  • Те, кто использует его как альтернативу завтраку по пути на работу (первый пик продаж — до 8 утра).
  • Мамочки, которые забрали детей из школы, и теперь хотят, чтобы ребенок перекусил на скорую руку (но не перебил аппетит). Идеально — чтобы посидел спокойно, пока они едут домой (второй пик продаж).

И те, и другие предъявляют к продукту немного разные требования. Если для первых важнее густота (дольше пить), сытность, то вторым, наоборот, что-то легкое, но обязательно натуральное, с кусочками фруктов. Удобная упаковка, чтобы не облиться — must have. В общем, продуктовую линейку срочно пересмотрели, организовали торговые автоматы (чтобы время в очереди не терять). Продажи группы «Молочные коктейли» резко пошли вверх.

Кейс компании «Поликарбо»

С развитием конкуренции маржинальность оптовых продаж сильно просела, поэтому решили заняться розничными продажами теплиц для дачников. Оказалось, что маржинальность в розничном сегменте тоже ниже некуда: самые дешевые теплицы на рынке стоят 14 тысяч рублей при минимальной себестоимости 12 тысяч. Руководитель много времени провел, принимая звонки от клиентов, и выяснил, что для покупателей критичным является вопрос стоимости доставки — иногда она сопоставима с ценой заказа (фактически, транспортники зарабатывали на заказах больше, чем в «Поликарбо»). Появилась идея — сделать бесплатную доставку по всей Московской области. Это позволило бы выйти из соревнования по цене и продавать чуть дороже, чем конкуренты, но с учетом бесплатной доставки все равно выгоднее для заказчика.

Расчеты показали, что экономика начинает сходиться, если одной машиной развозить сразу 10+ заказов. Изменили технологию перевозки поликарбоната, приобрели более подходящий транспорт, водителям начали платить в два раза выше рынка — это мотивировало работать в сезон с большими переработками. В результате реализации ценностного предложения объем продаж увеличили втрое (хотя спрос на поликарбонат в регионе остался на прежнем уровне).

Возвращаясь к кейсу «Поликарбо». Конкуренты скопировать ценностное предложение так и не решились. Я их хорошо понимаю — такой подход требует коренной перестройки бизнес-мышления и кардинальной смены бизнес-модели.

На тренинговых проектах у меня нет такой роскоши - идти классическим путем, создавать и тестировать прототипы. Приходится работать с тем, что есть. Хорошо, что почти у любой компании есть свои сильные стороны, которые можно вытащить и попытаться трансформировать в ценностные предложения.

Где я беру идеи для ценностных предложений

Гипотезы для ценностных предложений я ищу в трех зонах:

1. История продаж

Логика простая: если клиенты продолжают сотрудничество, значит, они по какой-то причине раз за разом выбирают именно эту компанию. Остается только понять, что объединяет этих клиентов и что именно они ценят. Менеджеров обычно спрашивать бесполезно — даже после успешной продажи они редко когда могут объяснить, почему у них купили.

Кейс компании-дистрибьютора молочных продуктов под собственной ТМ

Берем 100 клиентов категории А, собираем всех торговых представителей. Называем клиента, просим торгового его описать: локация, формат, торговая площадь, количество кассовых узлов. Похожие компании объединяем в сегменты. Получаем четыре сегмента:

  • Продуктовые киоски (возле метро, рынки).
  • Традиционная розница (закрытый формат торговли).
  • Минимаркеты (самообслуживание).
  • Супермаркеты.

Быстро понимаем, что позиции компании наиболее сильны в первых двух сегментах. Ключевые преимущества — лояльность покупателей к ТМ («вкусно») и ранняя доставка. В этих торговых форматах первый пик продаж приходится на утро. Соответственно, гипотеза для ценностного предложения — увеличение выручки по молочным продуктам за счет наличия с самого утра свежей продукции, которая нравится покупателям. Ее нужно проверить, проанализировав, какой прирост наблюдался у новых клиентов.

Заодно увидели, что в двух других сегментах дела обстоят гораздо хуже — типовое предложение компании в них является не проходным — в первую очередь, из-за маленькой отсрочки. Результатом стал пересмотр торговой политики, сегментация клиентов и разработка предложения для каждого сегмента.

2. Продукт

Работая с ним, я ищу ответы на эти вопросы:

  • Почему нужно купить именно ваш продукт? В чем его отличия/преимущества?
  • У каких клиентских сегментов, и какие проблемы/задачи эти преимущества могут решить?
  • Как эти проблемы/задачи решаются сейчас?
  • Создает ли этот продукт дополнительную ценность по сравнению с существующими?
  • Чем докажете?

Пример. Виртуальный сервер, или Центр обработки данных (ЦОД), в презентационной парадигме продается очень плохо — люди просто не понимают, в чем его суть. Что можно с этим сделать?

1. Сформулировать идеи, как можно использовать ЦОД:

  • Дешевая обработка больших данных (без покупки железа).
  • Хранение архивных данных.
  • Бэкап (резервное копирование данных).
  • Защита от DDoS-атак.

2. Определить целевых клиентов для каждого продукта.

3. Описать, как эти проблемы/задачи решаются сейчас и почему нужно перейти на это решение именно сейчас.

В результате появляется, например, такая гипотеза для ценностного предложения: сократить расходы на IT-подразделение на 20-30%. Это предложение будет актуальным, в первую очередь, для тех компаний, где количество данных увеличивается по экспоненте, что требует постоянной покупки дополнительного серверного оборудования. К слову, после тестирования и упаковки ценностных предложений продажи ЦОД были увеличены в четыре раза.

3. Условия, сервис

В b2b-продажах в предложение, помимо самого продукта/услуги, входит масса факторов: доставка, упаковка, условия оплаты, сервис, стоимость владения. Если упаковка кондитерки позволяет уменьшить процент боя при транспортировке в 4-5 раз, я попробую с этим поиграть (и уж ни в коем случае не буду рассказывать о вкусном печенье из натуральных ингредиентов — его же не есть будут, а продавать). Если мои сервисные центры находятся не только в областном, но и в районных центрах, я буду прикидывать, как это скажется на сокращении у моих клиентов часов простоя (заодно и переведу их в денежные потери). В общем, мысль вы уловили, да?

Удивительно, но почти все компании, с которыми мне довелось работать, обнаруживают, за что их можно выбрать: «Вы показали нам, какие мы крутые!» А правильно найденные и упакованные ценностные предложения в разы повышают эффективность менеджеров по продажам, потому что клиенты очень четко понимают, что именно они могут получить на выходе. Впрочем, упаковка ценностного предложения и проведение коммерческой встречи - темы для отдельных статей

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Альберт Тютин", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 1, "likes": 21, "favorites": 56, "is_advertisement": false, "subsite_label": "marketing", "id": 58303, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Tue, 12 Feb 2019 15:22:15 +0300", "is_special": false }
Какая реклама
приносит деньги?
0
{ "id": 58303, "author_id": 221003, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/58303\/get","add":"\/comments\/58303\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/58303"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199113, "last_count_and_date": null }
1 комментарий
Популярные
По порядку
1

Кратко, лаконично и по делу. Спасибо!

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }