{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Почему маркетологу нужно уметь программировать

Привет! Меня зовут Валентин Домбровский, я основатель курсов программирования Learn Python. К нам приходит учиться все больше интернет-маркетологов. Оказалось, что в определенный момент без умения программировать многим из них становится тяжело. Вот поэтому они и приходят на курсы. Расскажу, зачем маркетологи учатся программировать и как этот навык выводит их работу на новый уровень.

Многоплановые специалисты — на вес золота

Артемий Лебедев призывает дизайнеров не зацикливаться на практических навыках вроде техники рисования теней, а становиться автоматизаторами. Максим Ильяхов, кажется, больше учит редакторов дизайну, верстке, работе с клиентами, чем написанию текстов. А специалист по интернет-рекламе уже не может разбираться только в контексте или только в таргете.

Это общая тенденция: широта знаний становится не менее важной, чем их глубина. Особенно ценятся так называемые T-shaped-специалисты, которые глубоко разбираются в одной сфере и поверхностно в смежных. Современный маркетолог отвечает за множество задач: управляет рекламными кампаниями в разных каналах, делает контент-маркетинг, оптимизирует сайт под поисковые системы (или контролирует подрядчика по SEO), создает лендинги, анализирует маркетинговые показатели.

У T-shaped-маркетолога глубокие знания в маркетинге и поверхностные в смежных областях

На стыке компетенций рождаются идеи, которые позволяют бизнесу сделать существенный рывок.

Например, Airbnb в 2010 году настроил выгрузку своих объявлений на Craigslist. Тем самым сервис мгновенно увеличил свою аудиторию на несколько миллионов пользователей.

Чтобы генерировать и, самое главное, реализовывать такие идеи, у маркетолога есть два пути. Первый — работать в команде разноплановых специалистов, которые идеально дополняют друг друга. Искренне желаю каждому найти такую команду! На деле же собрать ее очень сложно, тем более если маркетолог работает в одиночку.

Второй путь — стать тем самым T-shaped-специалистом и разбираться в широком круге задач. Этот путь сложный, но более реальный.

Я не стану рассказывать, как маркетолога выручают навыки в SEO, дизайне, менеджменте и других областях, потому что в них я не эксперт. А вот в программировании я кое-что понимаю, поэтому поговорим о том, как оно помогает маркетологу в работе.

Зачем маркетологу программировать

Стать более самостоятельным. Базовые навыки программирования делают маркетолога менее зависимым от айтишников. Когда на странице сайта поехала верстка или не работает визуальный редактор в админке, «маркетолог-программист» сам поправит код за две минуты, а не будет дожидаться техподдержки.

Особенно это актуально для мелких задач. Например, на сайте настроено всплывающее окно с формой получения подарков, и маркетолог хочет проверить, какой будет конверсия, если это окно выводить на 30 секунд раньше. А если на 40 секунд раньше? А если на 20 секунд позже? Гораздо проще за минуту самому внести небольшие изменения в код сайта и протестировать результат, чем дергать программиста и каждый раз объяснять ему задачу.

Эффективно взаимодействовать с разработчиками. Конечно, не все задачи по разработке маркетолог будет выполнять самостоятельно: ведь в первую очередь он маркетолог, не программист. Поэтому он будет их делегировать, и делать это гораздо проще, когда маркетолог сам умеет программировать.

В первую очередь такой маркетолог поймет, адекватные ли у него требования. Он не будет с пеной у рта требовать от IT-отдела настроить когортный анализ прямо сегодня, потому что там якобы работы на 10 минут.

Далее маркетолог-программист сможет нормально поставить задачу, разговаривая с IT-специалистами на одном языке. А затем без недоразумений примет результат: заметит недоработки, сформулирует и обоснует правки.

В итоге совместная работа маркетолога и программиста становится эффективнее — и с меньшим количеством ненависти друг к другу.

Автоматизировать работу с сервисами. Маркетолог пользуется разным софтом для автоматизации email-рассылок, настройки рекламных кампаний, конкурентного анализа и так далее. Такие продукты просты в использовании при типичных сценариях. Но как только приходится отклониться от стандартных задач, маркетолог тратит кучу времени. Например, нужно ему собрать сводный отчет по конверсиям сайта, объявлений и почтовой рассылки, чтобы сравнить показатели и выявить лучший канал. И он пойдет сначала в Google Analytics, чтобы выгрузить оттуда данные в Excel. Потом зайдет во все рекламные кабинеты и снова выгрузит данные в Excel. Потом пойдет в сервис рассылок и сделает то же самое. Потом будет возиться с формулами и фильтрами. Чтобы актуализировать отчет, придется собирать данные еще раз.

А маркетолог-программист быстренько напишет скрипт, который будет подгружать нужные данные в реальном времени и выводить их в удобном для анализа формате.

Оптимизировать целые области бизнеса. Представим транспортную компанию, у которой есть служба поддержки. Служба поддержки перестает справляться с нагрузкой и отвечает пользователям слишком долго. Клиенты недовольны, жалуются, позиции компании проседают.

«Традиционный» маркетолог выбьет у компании бюджет, чтобы расширить штат техподдержки, ведь на кону репутация компании и, следовательно, количество заявок. Если бюджет не выделят, он будет биться над страницей с часто задаваемыми вопросами. Может быть, количество недовольных клиентов даже сократится на целых 0,5%.

А маркетолог-программист внедрит чат-бота — напишет его сам или поставит IT-отделу внятно сформулированную задачу. Теперь чат-бот отвечает на самые частые вопросы пользователей, а специалистов техподдержки подключают только в особых случаях. Клиенты довольны, заявок становится больше, а руководство даже сократило пару операторов, потому что нагрузка снизилась.

Сократить бюджет. Многие задачи, которые я описал, решаются с помощью специального софта, например для глубокой аналитики маркетинговых показателей или визуализации данных. Но такой софт, как правило, платный — и тогда маркетолог экономит деньги компании, создавая аналогичные решения самостоятельно. Особенно это актуально для небольших компаний, где каждый рубль на счету.

Какой язык программирования выбрать маркетологу

Я считаю и на своем опыте проверил, что для задач маркетолога лучше всего подходит Python. Объясню почему.

Python в основе своей простой. Поэтому изучение языка занимает сравнительно немного времени, по крайней мере в объеме, достаточном для решения задач, о которых было сказано ранее. Вдобавок его синтаксис не перегружен. Сравните, сколько строчек кода занимает одна и та же операция в Python и Java.

Одна и та же операция в Python и Java

Python — язык интерпретируемый, не требующий компиляции, что бесценно для новичка. Попросту говоря, запустил код — и он сразу работает.

Python универсальный. На нем можно написать практически все: систему для автоматизации анализа, скрипт для сбора данных, игру, приложение и так далее. Спустя два месяца обучения маркетологи уже пишут скрипты для анализа конкурентов и парсинга интернет-магазинов, аналитики во «ВКонтакте», поиска битых ссылок и даже разрабатывают свою CRM-систему, которая направляет руководителю сообщения о каждом новом клиенте, сделке, документе в чате Telegram.

Python хорош в обработке больших массивов данных. Можно написать программу для анализа поведения пользователей и, например, вычислять тех, кто вскоре отменит подписку на сервис, а дальше уже проводить с ними активную работу по удержанию.

Под Python существует масса готовых решений, облегчающих жизнь маркетологу. Есть пакеты для работы с «Google Таблицами», коннекторы к системам веб-аналитики вроде «Яндекс.Метрики», а с помощью библиотек Pandas и Matplotlib по-настоящему легко анализировать данные и наглядно визуализировать результаты.

Наконец, Python популярный. На нем работают YouTube, Spotify, Quora и множество других проектов с миллионными аудиториями. У языка огромное (и весьма отзывчивое) комьюнити, есть куча гайдов, пошаговых инструкций.

***

А как вы считаете, нужно ли маркетологу уметь программировать? Если да, то для каких задач? На каком языке?

0
24 комментария
Написать комментарий...
Slava Kirova

Если маркетолог будет выполнять работу программиста, кто в это время будет выполнять работу маркетолога?

По своему опыту - базовые представления нужно иметь обязательно, но только для адекватной постановки задачи. Но ни в коем случае не браться за выполнение непрофильной задачи. Написание скрипта у программиста займет пару часов. А у маркетолога - пару дней. Это крайне неэффективное расходование времени.

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Славнова

"Написание скрипта у программиста займет пару часов. А у маркетолога - пару дней. Это крайне неэффективное расходование времени."
Если маркетолог не умеет программировать, то да, на написание элементарного скрипта у него уйдет пару дней, а если умеет, то потратит ровно столько же времени сколько и на постановку задачи программисту. Вот только скрипт от программиста придется ждать какое-то время. Соответственно на это время задачу придется отложить и заняться чем-то другим. Вот тут то и появляется потеря времени. Дальше просто вставлю кусок копипасты.
Вот, что показывают исследования Американской ассоциации психологов:
«Подобное переключение может занимать лишь десятые доли секунды, однако при постоянном повторении потери времени могут быть колоссальными. Таким образом, несмотря на кажущуюся эффективность, многозадачность, как правило, сопряжена с дополнительными затратами времени и повышением риска ошибки. По данным Мейера, даже мимолетное торможение работы мозга при переключении между задачами может обернуться потерями до 40% рабочего времени сотрудника».
Я не считаю что маркетолог должен параллельно стать и программистом, но написать элементарный парсер под текущую задачу сбора данных, автоматизировать обработку этих данных или рутинные задачи не равно быть программистом. У нормальных программистов задачи посерьезнее и вот их выполнения от маркетолога никто не ждет.

Ответить
Развернуть ветку
Slava Kirova

Вы не учитываете, сколько времени нужно потратить на обучение, чтобы суметь написать элементарный скрипт с такой же скоростью, как программист.
Если уже есть бэкграунд (с прошлой работы, например), то отлично. Но если нет? Могли ли бы Вы рекомендовать маркетологу идти изучать конкретный язык программирования?

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Славнова

Чтобы научиться написать элементарный скрипт нужно не так уж и много времени. Затрудняюсь правда сказать сколько точно, да и для разных людей скорее всего время будет разным. Вон например курс автора статьи 2 месяца и судя по описанию этого более чем достаточно для начала, а дальше практика.
И речь ведь не о том что вот сейчас понадобился скрипт и ты вместо того чтобы работать сидишь неделю-месяц-два учишь Python. Речь о его изучении в свободное время для того чтобы в будущем упростить себе жизнь. Выполнять ту же работу что и сейчас быстрее и либо больше зарабатывать, либо больше отдыхать. Главное расценивать это не как вложение своего времени и средств в жадность руководителя/клиента, а как вложение в свое развитие.
Рекомендовать конкретный язык я не могу, т.к. сама изучала и работала только с Python, не с чем сравнивать. Мне он нравится, но хочу еще записаться на курсы по R. Просто так, для общего развития, а там как пойдет )

Ответить
Развернуть ветку
Павел Молянов

Я себе понаписывал всякие скрипты для автоматизации рутинных задач. Потратил пару дней — пользуюсь уже 3 года и суммарно сэкономил массу времени. А нанимать для таких мелких задач программиста не всегда обосновано.

Ну и часто в компаниях разработчики заняты, и им некогда сделать мелкую плюшку для маркетолога. Вот примеры в статье удачные как раз — отчеты из систем аналитики выгружать, аб-тест попапа провести. Отдавать эту задачу в другой отдел — ждать неделю, пока ее сделают. А если в компании нет штатного разраба, то надо идти к начальнику, объяснять ему, нафига нужна эта штука, тратить время на поиск фрилансера, трястись, как бы он что не сломал и так далее. Быстрее сделать самому =)

Ответить
Развернуть ветку
Slava Kirova

Вы написали за пару дней несколько скриптов. Но, вероятно, до этого Вы уже были знакомы с программированием и ранее в общей сложности потратили не одну неделю на изучение и практику.

Если же говорить о человеке без такого бекграунда, то лучше потратить время на освоение скиллов по своей профессии.

Ответить
Развернуть ветку
Mark Rapida Gromov

вот вообще не правы. знания/навыки в смежных областях зачастую упрощают работу по основной специальности. И для их приобретения не нужно иметь много времени, достаточно выделять нескольких часов в неделю (не бухать в пятницу, допустим) на освоение материала и практику

Ответить
Развернуть ветку
Павел Молянов

Не факт, что лучше. Широкий кругозор — это круто. Если изучать смежные области, то можешь сделать больше всего, лучше понимаешь все вокруг и интереса к работе больше.

Ну это у меня так, во всяком случае. Я лучше буду знать одну область хорошо и еще 10 по чуть-чуть, чем одну превосходно, а остальные никак =)

Ответить
Развернуть ветку
Slava Kirova

Про широкий кругозор Вы на 100% правы :) Но, к сожалению, в сутках всего 24 часа. Поэтому появляется вопрос приоритетов.

Ответить
Развернуть ветку
Mark Rapida Gromov

в сутках 24 часа, да. Из них 11 тратится на основную работу с дорогой (удаленщикам проще), 7-9 на сон, два часа на еду и остается пара часов плюс выходные. А если автоматизировать часть работы, времени внезапно станет гораздо больше

Ответить
Развернуть ветку
Stanislav Nalyovin

Отчасти я согласен со статьей, но тут надо дописать "хорошо когда маркетолог умеет программировать, но ещё лучше когда это напрямую отражается на его ЗП". Давайте продвинем в массы о том что в 2019 году маркетолог должен ещё и программировать и тогда работодатели вообще оборзеют в требованиях к кандидатам за 30 тыс., ибо че такого вы же в офисе сидите, жалко что-ли программку написать в свободное время и так вам платят выше работяги у станка. А если совсем честно, программирование достаточно глубокая нора и платят там получше, поэтому освоив html, css, js, php и т.д. я бы просто ушел в ту отросль и забыл про тупорылые расспросы "где продажи?" "тыж маркетолог, как нам порвать этот рынок постельного белья".

Ответить
Развернуть ветку
Илья Еремин

Пока не сильно представляю какие-то прям горящие задачи по анализу данных, где нужно уметь программировать. Все-таки кажется, что повозиться с экселем проще, чем освоить код. Но как минимум всякие веб-штуки уметь делать надо, это маст-хэв

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Даниил Рыбников

Интересный подход!

Ответить
Развернуть ветку
Павел Молянов

Те же скрипты под Эксель или Гуглтаблицы написать — и уже работа с ними гораздо проще и приятнее

Ответить
Развернуть ветку
Olga Moroz

Думаю, это для отдельного специалиста больше подходит — аналитика. Изучала js, в маркетинге он ни разу не пригодился. Не знаю, как питон, но тоже сомневаюсь, что есть смысл тратить на это время.

Ответить
Развернуть ветку
Volodymyr Fedorychak

Программировать нужно только маркетологу из разряда "человек-оркестр" в каком-нибудь микроагентстве на периферии. В любой нормальной компании существует соответствующее разделение задач и такие задачи решают специалисты в этой области. С такой же аргументацией разработчик может заниматься бухгалтерией, чтобы быть менее зависимым от бухгалтера на аутсорсе, вопрос только WTF.

А тяжело обычно становится из-за отсутствия бюджета и попытки руководства сделать из маркетолога еще и дизайнера-программиста, а не от незнания Python.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Молянов

«Ненормальных» компаний без разрабов штате (или где разрабы заняты, и им некогда скрипты для маркетолога писать) гораздо больше, чем «нормальных» =)

Ответить
Развернуть ветку
Volodymyr Fedorychak

Спасибо Кэп )) А про аутсорсинг и фриланс вы не слышали? Уточню: я не про тех, у кого нет разработчиков в штате, это вполне нормально. А про агентства №1 в спальном микрорайоне, в коих на сотрудников обычно вешают 100500 задач и экономят на кофе и сахаре для кухни.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Еремин

Да куча компаний так работает, что всякие серьезные айтишные задачи возникают раз в месяц. Нет смысла держать человека в штате, гораздо удобнее, если маркетолог сам умеет делать базовые вещи. Можно конечно на аутсорсе кого-то иметь, но это не так удобно уже

Ответить
Развернуть ветку
Георгий

Потому что маркетологи не нужны а прогеры востребованы?
*sarcasm

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Valentin Dombrovsky
Автор

Звучит так, будто все в мире существуют для помощи маркетологам.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Прочел это-потратил время зря

Знать свою специализацию хорошо и немного других полезно, когда тебе нужно чувствовать рынок и сделать новый продукт. Такое подходит для продактов, а для обычного специалиста лучше концентрироваться на своей специализации

Ответить
Развернуть ветку
Valentine Panchin

Мне кажется что для сравнения лучше было выбрать JS, а не Java. Я вот для себя и по работе пишу скрипты на NodeJS. Для entry level это неплохая альтернатива Python. Но с большими массивами данных не так быстро будет работать, да.

Ответить
Развернуть ветку
21 комментарий
Раскрывать всегда