Кто должен знать ЦА? Вопрос к рекламщикам

В мире ответственности маркетинга и рекламы уже давно всё перемешалось и стало совсем непонятно кто, что кому должен по своей сути. Назрела такая интересная дискуссия с коллегой. Для простоты рассмотрим простую ситуацию:

Слева — предприниматель, который производит товар/ оказывает услугу для некой группы потребителей. Справа — специалист по рекламе. Человек который хорошо разбирается в технологии подачи того или иного вида рекламы. Для простоты — пусть будет директолог (специалист по Яндекс Директ).

Обратите внимание! Я не смешиваю функции специалиста по рекламе с функциями маркетолога, поскольку, в моем понимании, маркетолог это уже не только про рекламу, но и про смыслы, замыслы, медиапланирование и т. д.

Так вот мы рассматриваем ситуацию, когда предприниматель обращается к рекламщику и говорит условно:

Хачу рэкламу, настроэшь мнэ по-брацки. Первий позиции хочу везде штоб продавать надо

Предприниматель (сарказм)

Конечно. Вот бриф, в котором с пару десятков вопросов — ответьте кто ЦА, что рекламируем, какие уникальные особенности вашего предложения и т. д.

Директолог

Ожидание

Как мы знаем, после этого предприниматель даёт все данные, рекламщик на основе этого собирает релевантные «ключи», пишет объявления/креативы, реклама запущена, потом идут мелкие дальнейшие корректировки и поддержка кампании. Выглядит всё очень адекватно, не так ли? Ведь если представить любой другой вид рекламы, например сравнить с наружкой, то там так же предприниматель обращается в агентство, делают и согласовывают макет, размещают где-то на поверхностях согласно медиаплану. Реклама висит, остальное никого не заботит.

Жаль, что только в интернет-рекламе всё это из области фантастики. Дела обстоят совсем иначе…

Реальность

Предприниматель не может дать конкретные намётки по своей ЦА, а специалист по рекламному инструменту начинает примерять на себя роль маркетингового аналитика: рыться в статистике (если есть), искать кейсы, сравнивать конкурентов и погружаться в сферу, в которой он не проработал и дня…

Кстати именно поэтому многие заказчики ищут в идеале не просто специалиста, а специалиста с опытом по настройке рекламы конкретно в их сфере

Конечно специалист даёт советы и по посадочным страницам, по корректировке УТП чтобы не было «делаем дёшево, быстро, в срок, команда профессионалов» и прочие дополнения, лишь бы реклама была как минимум жизнеспособной. Каждый такой совет, доработка — это лишнее время, ресурсы и всё что сверху должно оплачиваться отдельно сверху. Сразу страдают сроки: рекламу хотели запустить на следующей неделе, а в итоге запускаем через 3-4.

Иногда эти сдвиги по срокам и по бюджету очень критичны. Иногда это серьезно бъёт по рентабельности. Иногда это вовсе приводит к тому, что заказчик отказывается запуститься, а рекламщик теряет потенциальные деньги, просто потому что хотел как лучше.

Все знают главный совет — не работать с неадекватами. Но как с ними не работать, когда адекваты уже все заняты? Все хотят результат без геммороя, потому что в рекламе специалиста условно написано от 20 тыщ — настройка, от 15 — ведение. Это укладывается в комфортный бюджет предпринимателя.

Скоро будет 10 лет как я занимаюсь маркетинговым сопровождением и знаю, что когда приходит вот такой зелёный предприниматель (но, что важно с бюджетами), то LTV в среднем обычно не превышает 1-2 месяцев, дальше кончается терпение. И вся та работа, которая делается в начале авансом с целью работать как минимум полгода сопровождения просто не имеет никакого смысла для рекламщика, вместо того чтобы просто взять бабки и будь как будет. Параллельно клиента взять следующего, а этому сказать «не получилось, не сраслось»

Что делать?

Возвращаясь к самому началу, было бы идеально если задолго до обращения заказчик уже имел самый простой расклад по ЦА в таблице или даже на клочке туалетной бумаги:

  • кто целевая аудитория продукта/услуги (соцдем, гео)
  • какие у неё боли/потребности
  • критерии выбора (самое важное без чего просто не станут покупать)
  • хобби, привычки, интересы
  • прочая информация

Если бы эта элементарная но очень нужная вещь, лежала где-то даже в пыли задолго до запуска, то дальше к кому бы заказчик не обратился с рекламой это бы сильно упростило жизнь и сроки, когда рекламу надо запустить быстро на страницы с адекватным предложением.

Что думаете, коллеги?


Или всё это тлен и из области выдуманного мира? Должен ли заказчик заблаговременно позаботиться и уже приходить с более-менее понятным образом его покупателя или всё это должен делать и изучать рекламщик? Должен ли в принципе рекламщик погружаться в это, или всё таки его задача запустить рекламу по тому ТЗ которое дали? Где-то тут в схеме ошибка, или тут её вовсе нет?

Кто же должен знать ЦА? Кому нужнее...
Заказчику
Подрядчику
33
9 комментариев

Отстаньте вы уже от ЦА.
ЦА сломанное понятие.
Возьмем стоматологию. Умные маркетологи начинают рисовать портрет. Какой там возраст. Какой достаток. Хобби какое. Сферу работы.

Какое хобби и привычки у тех, кто ищет "стоматология круглосуточно" в 2 часа ночи? Какой портрет? Сколько им лет?

1
Ответить

Но ведь тут момент больше технический. Если показывать рекламу всем подряд, реклама выйдет дорого и клиент будет недоволен, и специалисту в портфолио такой кейс не положить.

У бизнеса все равно могут быть данные, кто у него покупает чаще всего. По этим данным можно настроить рекламу с более низкой ценой заявки.

Когда этих данных нет, надо закладывать бюджет на тесты. Например, в декабре я начал кампанию для клиента по продаже зимних комбинезонов. У клиента начало бизнеса, свою аудиторию он не знает. Через неделю старта кампании с широкими настройками на небольшом бюджете выяснилось, кто чаще приходит: пол, возраст, из каких городов, на какие офферы реагирует. Уточнили позиционирование, поменяли лендинг, сделали рекламу по полученным данным - и все сразу стало хорошо, и по потраченным деньгам, и по продажам.

Так и выясняется ЦА для рекламной кампании, когда у клиента нет данных. Когда они есть, уточнения по ЦА в ходе тестов становятся еще глубже, и бюджет экономится еще больше. Это нормальный процесс.

2
Ответить

Согласен, надо везде прикладывать бошку. В вашей ситуации можно было бы описать сегмент предложения для ЦА как те кому экстренно надо сделать лечение зубов в ночное время. Исходя из этого реклама должна быть запущена на поиске, выделяться на картах, чётко бросаться в глаза что работаем КРУГЛОСУТОЧНО. В этом вся фишка, даже цены отходят на второй план. Но ведь скорее всего стоматология не ограничивается только сегментом тех, кому надо срочно ночью) Логично?

Какой возраст - очень важно специализируется ли стоматология на детях
Какой достаток - ну тут нечего объяснять
Хобби какое - для тех кто просто пришел полечить зубы, особо пофиг. А вот если стоит задача привлечь тех, кому просто важно следить за зубами, эстетическая медицина, тут уже надо понимать где они трутся и где давать рекламу.
Сферу работы - Ха... рассматриваем тех, чья работа напрямую влияет на состояние зубов, вероятно есть сферы в которых это имеет прямую корреляцию. Опять же... есть например какие-нибудь ведущие и актёры, для которых это важно. Это все сегменты, если такие в стоматологии вовсе не рассматриваются - то можно опять же не принимать во внимание.

Я никогда не работал со стоматологиями, просто накидал, но думаю этом имеет место быть. Если это не так, поправьте.

Ответить

Думаю, если человек заинтересован в развитии своего дела, в получении прибыли, то человек предпримет попытки разобраться в хотя бы элементарных основах рекламы. Благо сейчас есть различные источники информации, тематическая и бизнес литература, курсы. Как говориться: желание - множество возможностей, а не желание - множество причин

1
Ответить

Так они все заинтересованы. Кого не спросишь - всем нужны продажи, а не клики и охваты))). Только сколько бы времени не прошло, почти ни у кого нет адекватной базы с которой можно взять и начать работать без костылей

2
Ответить

Юный предприниматель/менеджер, который приходит с внятными маркетинговыми данными - из области фантастики. Поэтому чтобы каждый раз не страдать из-за несовершенства мира, проще сразу принять модель, что такого не будет. И дальше решать вопрос не идеального проекта, а расставить границы сотрудничества и собственной комфортной работы. Варианты:
1) Не брать проекты без маркетинговых вводных.
2) Брать проекты без маркетинговых вводных, вводя дополнительные оплачиваемые этапы: изучение компании и продукта, изучение конкурентов, изучение кейсов, тестировочная РК.

Когда вы показываете клиенту наглядно, что у вас 2 формата: "Беру и делаю сразу нормально при условии данных от вас" и "Стоимость и срок проекта увеличивается при отсутствии данных от вас" - то во-первых, больше прозрачности в коммуникации, во-вторых, более правильные ожидания у заказчика а значит его LTV растет, ну и в-третьих, комфортнее спецу.

1
Ответить

Благодарю за ответ. Вполне разумно. Но отсюда напрашивается другой вопрос - + сколько % от работ больше брать?
Наглядные данные формируются (в зависимости от бизнеса) достаточно длительный срок.

Ответить