Рубрика развивается при поддержке

Исследование: портрет украинской аудитории Telegram

Руководитель отдела аналитики TGStat Антон Проценко и продюсер «Комитета» Лера Аркашова провели исследование украинской аудитории Telegram, изучив социодемографические характеристики и предпочтения пользователей мессенджера.

В закладки
Аудио

Telegram — одна из самых активно развивающихся площадок в Украине. По данным AppAnnie, мессенджер стабильно держится на четвертом месте среди пользователей Android, переходит с первого на второе место и обратно на iOS среди всех социальных приложений. По данным TGStat, количество украинских каналов за последний год увеличилось более чем в шесть раз: с 718 до 4 474. При этом на рынке явная нехватка информации об аудитории Telegram: бренды боятся использовать площадку, о пользователях которой нет данных.

В 2017 году мы с Максимом Кажданом проанализировали базу из двух тысяч украинских подписчиков русскоязычных Telegram-каналов. Очевидно, исследование не охватывало весь украинский Telegram. С другой стороны, и само проникновение мессенджера в Украине на тот момент было скромное — около 120 каналов по списку Андрея Бродецкого; большая часть не преодолела и тысячи подписчиков.

В этот раз мы опросили пять тысяч читателей украинских Telegram-каналов: это небольшая выборка и она не отражает весь украинский сегмент в Telegram. Тем не менее здесь собрана аудитория самых крупных каналов в различных категориях интересов.

В исследовании приняли участие подписчики «Ветер дует», Lowcost UA (первое и второе место по количеству подписчиков в ua-Telegram), «Подорожуй дешево», Digital masons, ҐЄЇ, КПИ live, Zaichenko Team (канал с вакансиями), I-Marketing.ua и десятки других.

В Telegram нет и не будет сбора дополнительной информации о пользователях: единственный способ узнать подробные данные: интересы и паттерны использования приложения — прямо спросить аудиторию. Что мы и сделали в Google Forms. Однако некоторых проблем избежать не удалось.

Проблемы с восприятием

В процессе работы мы старались объяснять, почему наше исследование действительно полезно.

Во-первых, оно решает проблему полной неосведомлённости администратора о своей аудитории — Telegram даёт примерно ноль информации о подписчиках, потому что сам владеет только номером телефона (который никому не доступен), а также именем и фамилией (которые никому ни о чём не говорят сами по себе), а исследование должно было помочь каждому опубликовавшему его администратору понять, для кого он пишет. Да, мы выгрузили все данные по читателям всем опубликовавшим.

Таким образом, размещая нашу уже подготовленную гугл-форму, администратор получал сводку по социодемографическим характеристикам читателей, их интересам и предпочтениям. Некоторые администраторы говорили, что проведут такое самостоятельно, но на момент выхода статьи так этого и не сделали. Скорее всего, из-за того, что на хорошую форму нужно потратить некоторое количество времени.

Во-вторых, исследование решает проблему полной неосведомленности об аудитории Telegram в Украине в целом. Кто им пользуется, зачем, почему, как. Ответы на эти вопросы полезны не только социологам, но и бизнесу — как мы отмечали ранее, никто не хочет идти в неизвестность, а точные данные порождают большие бюджеты. Бюджеты, делящиеся между администраторами украинских каналов. Для тех, кто против рекламы в Telegram, напомним, что лучший способ избежать появления рекламы на своем канале — не размещать её.

Третье, и для некоторых, возможно, самое главное: нет ни одного способа использовать эти данные со злым умыслом. Чтобы избежать любых проблем, мы использовали не всегда удобный, а иногда и просто обрекающий на страдания в процессе обработки данных инструмент Google Forms, потому что он гарантированно надёжен и тайно не копирует коды ваших кредиток.

Все анкеты полностью анонимны (кроме анкеты пользователя, который в графе «Город» написал «я ужас вашей статистики», его мы запомнили), а собранная информация даже не подпадает под закон о персональных данных (всё из-за того, что по ней невозможно опознать ни одного человека). И главное — все результаты мы не передаём кому-то страшному, а визуализируем и даём вам. Вот они, на этой странице чуть ниже. Но не все администраторы это поняли, что нас очень расстроило.

Социодемографические показатели

В исследовании 2017 года женщин было 35% — почти в два раза меньше, чем мужчин. Сейчас разница составляет всего 4%, и можно с уверенностью говорить, что в Украине Telegram уже давно не «средство общения бородатых гиков», а распространённая площадка, показывающая стандартное распределение по полу.

Telegram пользуется большой популярностью именно среди молодёжи — почти 50% составляют пользователи от 18 до 24 лет. 30% выборки — с возрастом от 25 до 34. По половозрастному распределению результаты у мужчин и женщин одинаковые, хотя ранее девушек до 24 было почти в три раза больше, чем от 25 до 34.

Каждый четвёртый пользователь Telegram — ещё студент, что очевидно и из возрастного распределения. В то же время к опытным наёмным рабочим себя причисляет почти треть опрошенных, а 10% являются фрилансерами. Руководителем или владельцем бизнеса также является каждый десятый.

Почти 28% опрошенных отметили, что сейчас не работают (¾ из них — студенты). Доходы пользователей распределились равномерно (курс гривны к рублю на момент написания статьи 1: 2,44). Меньше 15 тысяч гривен зарабатывают 43% опрошенных, от 16 до 30 — 18%. Больше 30 тысяч гривен зарабатывают 11% из выборки.

30-40 тысяч гривен — зарплаты существенно выше среднего в Украине (в Киеве средняя зарплата составляет 15 тысяч гривен). Из тех, кто зарабатывает больше 40 тысяч гривен, 77% — мужчины. В то же время — хотя такие сферы деятельности как маркетинг и IT во всех категориях заработка представлены почти одинаково — в категории «больше 40 тысяч гривен» IT резко выходит вперёд, обгоняя маркетинг больше чем на 40 процентных пунктов.

Перейдём от демографии к паттернам использования.
Небольшими групповыми чатами пользуется почти 65% опрошенных — в крупных чатах состоит каждый третий; боты всё ещё пользуются популярностью у 43% пользователей. В Telegram-игры не играет уже никто — одна из немногих возможностей мессенджера, наряду с масками, которая не взлетела. Примечательно, что у 18% есть свой канал, то есть почти каждый пятый потребитель контента в том числе и создает его.

При этом 62% пользователей подписаны менее чем на 15 каналов. Лишь 21% опрошенных имеют больше 25 подписок, и именно это позволяет Telegram достигать такого высокого ERR (уровня вовлечённости читателей). По данным TGStat.ru, в Украине он составляет 67%, что на 12% больше, чем в России.

Несмотря на то, что все авторы каналов любят Telegram за высокую читаемость постов, уведомления у большинства пользователей всё же выключены — у 45% опрошенных замьючены все каналы, еще у 34% включены уведомления лишь на нескольких.

Политические Telegram-каналы украинские пользователи не любят — кроме каналов кандидата в президенты и двух юридических блогов. Подобные каналы не набирают более пяти тысяч подписчиков, при самом крупном общетематическом канале в 130 тысяч подписчиков. На первом месте у пользователей — образование и новости. Почти 60% узнают из Telegram новости своей индустрии, а каждый второй подписан на авторские блоги. Напоминаем, что в исследовании участвовали активные подписчики каналов, а это, безусловно, является ограничением. Но именно они интересны брендам и рекламодателям.

Представленное выше нормальное распределение не сообщает какого-либо тренда, но в сравнении с 2017 годом (в котором менее 25 контактов было у 60% участников, а более 50 — у 20%), график дает понять, что Telegram действительно сильно увеличил проникновение. Сейчас менее 25 контактов лишь у 35%, а более 50 — у 37%.

Распределение по ОС стабильно из года в год: у Android приложения 67%, у iOS — чуть более 30%. Неофициальные приложения не пользуются большой популярностью даже среди активных подписчиков каналов.

Почти 40% пользователей сидят с Windows, еще 10% — с Mac. Веб-версия почти в два раза менее популярна, чем отдельное приложение. Возможно, в том числе поэтому Telegram давно анонсировал полную замену веб-версии.

Самое интересное здесь вовсе не то, что среди украинских пользователей Telegram и Viber популярнее WhatsApp (эти же результаты были продемонстрированы и в 2017 году).

Когда мы делали предыдущее исследование, в Украине заблокировали «ВКонтакте», использование которого отмечали 60% опрошенных. Сейчас доля «ВКонтакте» уменьшилась до 14%. Это означает, что соцсеть практически выбыла из способов коммуникации в стране — несмотря, например, на встроенный способ обхода блокировки в некоторых официальных приложениях.

Перейдем к географии пользователей. Несмотря на то, что в эту выборку не попали каналы, которые можно было отнести к какому-либо региону, Киев все равно лидирует с большим отрывом — почти половина пользователей живёт в столице. Далее идут города-миллионники: Харьков, Львов, Днепр и Одесса.

Распределение по областям выглядит похоже — 49% у Киевской области, но на второе место выходит Львовская с 9.3%, опережая Харьковскую, Днепропетровскую и Одесскую.

Мы также попросили пользователей отметить те утверждения, которые к ним подходят. Так 78% пользователей мессенджера считают, что Telegram удобнее всех аналогов, 63% проводят в нем большую часть онлайн-общения, а для ещё почти 60% респондентов мессенджер стал важным источником информации. Тем не менее только 46% пользователей отметили, что готовы обходить блокировку, если бы она случилась в Украине. Лишь треть перешли в Telegram из-за блокировки «ВКонтакте».

Мы не удержались, и собрали небольшую статистику по безопасности — одной из отличительных особенностей Telegram. Хотя каждый третий респондент и говорит, что использует Telegram из-за его защищённости, только 8% опрошенных хотя бы раз в месяц пользуются секретными чатами. Интересно, какая статистика у самого Telegram по глобальному использованию одной из главных фич мессенджера, но по текущим данным большинству пользователей достаточно того, что мессенджер не выдает данные и не позволяет их перехватывать.

Кратко

  • Telegram в Украине сейчас — одна из самых перспективных площадок как для блогеров, так и для бизнеса.
  • Основная аудитория мессенджера — молодежь, причём мужское доминирование сошло на нет.
  • Главные социальные группы — студенты и опытные работники медиа, IT и маркетинга.
  • В среднем количество контактов и подписок на каналы выросло в сравнении с 2017 годом: это означает, что проникновение Telegram растет.
  • Количество каналов в целом также растет, и самые популярные тематики для опрошенных — новости и образование.
  • Всё больше людей выбирают Telegram главным мессенджером и получают информацию именно из него.
  • При этом частота соприкосновения с рекламой довольно низкая, то есть растущий рынок более чем открыт новым игрокам.

Пожелаем рынку и всем его участникам удачи. Хотя в сравнении с российским рынком, она и не нужна: украинский сегмент сейчас хоть и находится по размеру в состоянии «ру-Telegram конца 2017 года», проблемы блокировки перед ним не стоит. Telegram если ещё не стал, то вполне может стать «народным» мессенджером.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Антон Проценко", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 17, "likes": 24, "favorites": 33, "is_advertisement": false, "subsite_label": "marketing", "id": 58987, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Wed, 20 Feb 2019 12:05:07 +0300", "is_special": false }
Какая реклама
приносит деньги?
0
{ "id": 58987, "author_id": 15126, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/58987\/get","add":"\/comments\/58987\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/58987"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199113, "last_count_and_date": null }
17 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
1

Интересно. Илита не любит телегу? Или потому что многие каналы забанены на iOS?

Ответить
9

о процентном соотношении телефонов на андроид и ios не подумали?

Ответить
3

Не показывайте этот чарт радикальным феминисткам. Хотя я тоже не соласен с таким положением дел

Ответить
–3

и все таки, НА Украине

Ответить
3

Это зависит от того, по какую сторону границы находится автор.

Ответить
2

провели анонимный опрос в нескольких каналах

называют это портретом аудитории в Telegram

Ребятки, понятно, что вы проделали хорошую работу, вы молодцы и все такое, но вот это вот длинное вступление про злой телеграм, который не отдает стату, вообще не даёт вам права называть эти данные портретом аудитории. Это анонимный опрос в каналах, какие перед этим книксены ни делай. Не нужно экстраполировать, имейте совесть.

Ответить
1

По данным TGStat, количество украинских каналов за последний год увеличилось в Н раз: с 1000 до 100000000

Первая редакция текста была лучше

Ответить
1

это всё я, вывела не ту версию текста, но ведь зато какой она была!

Ответить
–2

Вчера искал человека по имени в поиске Telegram. Набрал имя, получил несколько результатов, в том числе из глобального поиска. Один аватар показался знакомым, кликнул. Получил открытый чат, с предложением «веществ», отзывами и рекомендациями.

За 20 лет использования интернета — поисковые системы, сайты, соцсети, мессенджеры — впервые получил поисковые результаты с явной рекламой наркоты. Самое удивительно — в один клик! При том, что ни запрос, ни мои цели никак не связаны с этой темой.

Вчера впервые задумался, сколько же в Telegram этого говна...

Ответить
2

Кто ищет, тот всегда найдет. Я не искал и не находил. (с)

Ответить
1

Кнопку «Пожаловаться» придумали для моралфагов вроде тебя.

Ответить
0

Нет там такой возможности, не выдумывай.
А «моралфагом» и ты станешь, как только у тебя появятся дети.

Ответить
1

Нет там такой возможности, не выдумывай.

Есть там такая возможность, не выдумывай (см. видео).
А «моралфагом» и ты станешь, как только у тебя появятся дети.

Не переживай, дети при желании и в офлайне любую наркоту найдут. Мы же как-то справлялись.
Не надо просто обвешивать запретами всё — это только усиливает желание попробовать.

Ответить
0

Давайте запретим заборы ведь на них пишут слово ухй.
Давайте запретим интернет, там тоже наркоты полно и тёток голых.
Давайте запретим ментов, они крышуют наркоту.
Давайте запретим говно, оно воняет
Давайте запретим дебилов которые в телеграме находят наркоту

Ответить
0

Виктория, где в моём комментарии Вы увидели призыв что-то запрещать?
Даже несмотря на то, что этот мессенджер:
— рекламирует лично пресс-секретарь президента России и весь трудолюбивый Роскомнадзор;
— хранит всю переписку пользователя на устройстве в открытом виде (включая так называемые «шифрованные чаты»);
— осуществляет регистрацию пользователя только по номеру телефона, который идентифицируется в России в пару кликов;
— и даже несмотря на то, что его владелец год назад закрыл крупнейший канал иранской оппозиции (миллион подписчиков), по личной просьбе министра госбезопасности, без решения суда;
— несмотря на всё это и ещё десяток весомых причин о нём забыть навсегда, я всего лишь рассказал о своём наблюдении, которое меня удивило.
Давайте запретим мне говорить?

Ответить
–1

А вот и зря, с наркотой надо бороться и запретить телеграм. Ведь там одна наркота. Зря вы поддерживаете наркомессенджер и не хотите его запрещать.

Ответить
0

Опросили 5000 читателей. Серьезно? Что так мало?

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }