Сквозная аналитика 2023
Какие задачи решает сквозная аналитика в 2023 году и что выбрать.
Всем привет! Я Лаптев Алексей, основатель и главный разработчик сервиса сквозной аналитики utmstat.
Дисклеймер
Так получилось, что я и учавствовал в разработке сервиса сквозной аналитики и консультировал сотни клиентов по ее настройке, поэтому есть некоторая статистика что там реально нужно, а что нет.
Клиенты были разные — у кого то 100 лидов в месяц, у кого-то 1000 в день.
Какие задачи решает сквозная аналитика?
Довольно тривиальные:
- Маркетинговая аналитика: показать эффективность рекламных источников до ключевого слова
- Бизнес-аналитика: трафик, заявки, продажи, конверсия, выручка по месяцам
- Консалтинг: автоматические подсказки везде где можно, чтобы даже новичок мог все более менее корректно настроить.
- Технические: коллтрекинг, обмен данными с CRM, трекинг офлайн источников.
Выглядит примерно вот так:
Кому нужна
Тем, у кого расходы на рекламу более 50 000 руб/мес.
Выгоды от внедрения
- Узнаете сколько каждый рекламный источник приносит заявок, продаж, выручки, какая окупаемость (ROI).
- Там где рекламные источники окупаются, можно добавить бюджеты и получить еще больше продаж
- Там где не окупаются или решить проблему и перестать тратить деньги
По итогу вы сэкономите на рекламном бюджете увеличив прибыль, но лучше инвестировать сэкономленные деньги в работающие рекламные источники для роста продаж и выручки.
Стоимость эксплуатации сквозной аналитики обычно от 2500 до 10000 руб в месяц, в зависимости от трафика. Это вполне адекватная цена за информацию в какую сторону двигать маркетинг.
Цели настройки сквозной аналитики
Типичная ошибка новичков — пытаться настроить сразу все: и персональные дашборды, и ассоциированные конверсии, и в кликхаус загрузить, и все все все, при этом продаж и трафика обычно минимум. Хотя потребности в таких сложностях вообще нет.
По итогу, если клиент не эксперт, то все это не вывозит и получается еще один кейс как сквозная аналитика не работает.
На самом деле цели на старте должны быть такие:
- Количество продаж в аналитике совпадает с CRM (лиды могут не совпадать)
- Выручка в аналитике совпадает с CRM
- 95%+ трафика грамотно размечено
- 95% заявок/продаж имеют рекламный источник
Решив эти задачи, вы получите объективные данные по вашему маркетингу и задача по внедрению сквозной аналитики будет решена на 100%.
Далее уже идет простая аналитика:
- Смотрите roi по рекламным источникам: так где он положительный — добавляете бюджета, где отрицательный — исправляете проблему или выключаете.
- Смотрите продажи: если заявок нет — думаете как их получить, если есть — но нет продаж, работаете на продажами.
Все! В этих задачах 95% полезности от сквозной аналитики.
А все эти кроссдевайсы, ассоциированные конверсии, какие-то персональные дашборды — все это обычно не нужно в сегменте малого-среднего бизнеса. Не заморачивайтесь, не решив более важные задачи.
Такая микроаналитика актуальна только для больших контор, где даже 1% оптимизации — это миллионы рублей экономии или выручки.
Конечно если хочется, то можно, но только решив более важные задачи.
Что не нужно делать в сквозной аналитике
Отдельно выделил этот пункт для новичков, тк обычно по сложному ТЗ и небольшому количеству данных их сразу можно распознать.
Вы новичек если:
- Только узнали про сквозную аналитику и с трудом понимаете как она работает
- Вы думаете что если построить сложный самодельный дашборд, то откроется секрет как сделать продаж x10.
- У вас менее 100 продаж в месяц и выручка меньше 5 000 000 руб/мес.
Что не нужно делать на старте:
- Строить персональные дашборды
- Строить мультиканальную аналитику
- Строить кроссдевайсную аналитику
- Строить когорты
- И в целом пытаться внедрить все сразу о чем узнали
Эти задачи не дадут ощутимого эффекта, но отнимут много времени и денег.
А что нужно делать?
Наведите порядок в рамках готовых решений в рамках выбранного сервиса. Скорее всего этого хватит и будет большим успехом - если осилите хотя бы эту задачу.
Варианты реализации сквозной аналитики
1. Яндекс метрика/Google analytics
Плюсы:
- Самые мощные и популярные сервисы веб-аналитики по тем данным, которые удалось туда залить
- Аналитика заявок и продаж по поисковым SEO запросам
- Бесплатные
Минусы:
- Можно анализировать только заявки с сайта, где есть client id
- Нельзя анализировать офлайн источники, например когда клиент пришел в офис и оставил заявку там.
- Легко ошибиться с заливкой данных и получить некорректные цифры в отчетах
- Сложная отладка — данные отображаются с задержкой и не всегда
- Сложно добиться высокой точности данных
Нюансы интеграции:
Если вы хотите получить точные данные, то так или иначе придется прибегнуть к платным сервисам или услугам по заливке данных туда — загрузка выручки из CRM, расходов.
Но сервис лучше, чем noname фрилансер — дешевле и стабильнее.
Стоимость эксплуатации:
Стоимость сводится к стоимости сервиса или общению с фрилансером.
Если сервис, то от 990 до 10000 руб/мес обычно, зависит от количества конверсий в месяц.
Пример сервиса для заливки конверсий — ApiMonster.
2. Платные сервисы сквозной аналитики (utmstat, roistat, calltouch, comagic)
Плюсы:
- Дашборды из коробки более информативны, совмещают веб- и бизнес- аналитику (но не везде)
- Обычно реализованы все дополнительные дашборды, которых нет в метрике/аналитиксе и хочется сделать самому.
- Реалтайм синхронизация с CRM — меняете статус в CRM, через 5 мин получаете обновления в дашбордах.
- Учет себестоимости при расчете ROI.
- Трекинг офлайн-источников
- Можно добиться точности трекинга в 100% (там где эта точность считается)
- Дополнительные инструменты — коллтрекинг, email-трекинг, форм-трекинг
- Готовые интеграции с популярными сервисами, что на 95% сокращает объем разработки, по сравнению с самодельными решениями.
- Возможность заказать настройку под ключ у специалистов сервиса
- Автоматический консалтинг (не везде)
- API для самописных решений
Минусы:
- Возможности углубленной аналитики не такие мощные как в метрике/аналитиксе, но с другой стороны они особо и не нужны.
- Не во всех сервисах получается получить точные данные из-за нюансов их работы.
- Построить свой дашборд под узкую задачу скорее всего не получится
Нюансы интеграции:
Все легко интегрируется, только если у вас популярный стек
- CRM — AmoCRM/Bitrix24/RetailCRM/МойСклад
- CRM маркетинг — типовой, без креативов
- Формочки на сайте сделаны по стандартам HTML без сложных спецэффектов и iframe.
- Большая часть заявок через звонки и формы на сайте.
Если что-то редкое или самопис — или дорого или никак. Работайте на стандартном стеке.
Стоимость эксплуатации:
от 2500 до 20000 руб/мес — вполне подъемно.
3. PowerBI и аналоги
Плотно не работал, сужу по статьям.
Плюсы:
- Большие возможности по построению кастомных дашбордов
- Популярный BI инструмент, который знают многие
Минусы:
- Сложно заливать данные и поддерживать их точность
- Не уверен что получится свести расходы с выручкой из CRM и посчитать ROI.
- В целом довольно сложный инструмент для входа в сквозную аналитику.
Нюансы интеграции:
Скорее всего хорошо потратитесь на интеграцию.
Стоимость эксплуатации:
Не знаю, но скорее всего не бюджетно.
Самодельные решения (Clickhouse + Metabase/PowerBI/Python)
Плюсы:
- Можно получить нестандартные наборы данных под узкие задачи
- Можно нарисовать любой дашборд
Минусы:
- Дорогая и долгая реализация
- Если задача типовая, то скорее всего есть готовое более дешевое решение и самопис не имеет смысла.
Нюансы интеграции:
Скорее всего хорошо потратитесь на интеграцию — деньгами или временем.
Стоимость эксплуатации:
Может быть и бесплатной, но настройка дорогая.
Разница между платными решениями
Частый вопрос.
На уровне построения базового отчета по эффективности рекламных кампаний — все одинаковы, тк данные берутся из одних источников — условно яндекс директ и CRM.
По хорошему, если подключить несколько сервисов к сайту, то цифры за один и тоже период должны быть одинаковы.
Поэтому выбирать надо по дополнительному функционалу и цене:
- Стоимость в месяц
- Стоимость номеров для коллтрекинга и минут
- Наличие узкого функционала, нужного именно вам
- Неплохо бы иметь контроль точности данных
- Грамотная поддержка
Про поддержку
Научить поддержку давать грамотные ответы довольно сложно, поэтому мы в utmstat сделали встроенного робота, который проверяет более 100 проблемных точек и дает бесплатные персональные консультации автоматически — очень мощный инструмент.
Вывод
Если задались целью считать отдачу от рекламы — то сквозная аналитика обязательна, хотя бы на уровне метрики/аналитикс.