{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Проклятие общего и польза конкретного в контент-маркетинге

Я разбираю домашние задания от участников курса “Экспертный контент”и вижу, как одна и та же ошибка кочует из работы в работу: много общих слов, мало конкретики. Сейчас - сейчас конкретизирую, что я имею ввиду =)

Я вижу три проблемы с отсутствием конкретики в контенте:

Ошибка №1. Сферический контент-план в вакууме

Нельзя сказать хорош или плох контент-план прежде, чем мы определим:

  • в чем наша сила и экспертность
  • на какую аудиторию мы работаем
  • путь клиента, и как контент должен двигать по воронке

Давайте разбираться по шагам:

  1. В чем наша сила и экспертность.

Ответить на этот вопрос поможет шаблон:

Но и сам по себе шаблон ничего не гарантирует. У вас может выйти вот такая формулировка:

Если у вас получилось что-то подобное, вы рискуете свалиться в серую массу с конкурентами. А главное - совершенно непонятно, как на этом фундаменте строить контент, о чем и кому говорить?

Что делать:

Есть 2 метода формулировки экспертности.

  1. Прямой метод.

Ответьте на вопросы:

  • Кто вы?

Как корабль назовешь, так он и поплывет. Кто вы - перфоманс-агентство? Scrum-студия? Или просто агентство контекстной рекламы, без выпендрежа? Не торопитесь, подумайте Формулировка притянет к вам одних клиентов и оттолкнет других.

  • На какую аудиторию акцент? Что для них важно?

Если вы - Scrum-студия, очевидно, ваша аудитория те, кто разделяет вашу ценность. Пример из другой сферы: вы производите экокосметику для тех, кому важно, чтобы все компоненты были “зелеными”, без химии и консервантов.

  • Какая у вас цель?

Для чего вы открывали бизнес? Ответ “заработать денег, покупая в Китае дешевле и продавая дороже” - нормальный, плохая новость в том, что на этом не построить успешную контент-стратегию. Контент помогает продавать дороже отстраиваться, занимать особую полку в голове целевой аудитории. Если вы просто отгружаете товар, и вам нечего сказать, контент получится унылым и высосанным из пальца.

  • Кто ваш «враг»?

Возьмем пример из другой сферы: если вы производите эко-косметику, ваш враг - это массмаркет с таблицей Менделеева в составе косметики. Врага нужно найти обязательно, это поможет вам создать конфликт в любой единице контента. А человеческий мозг работает на конфликте, если в вашей статье, кейсе, презентации конфликта нет, вы не сможете захватить и удержать внимание.

  • Что вы делаете по-другому?

Продолжаем пример про эко-косметику: мы добавляем эфирные масла и “зеленые” консерванты.

  • За счёт чего (уникальный ресурс)?

Поставщика качественных эфирных масел и знания их полезных свойств.

Если вы ответили на вопросы, но все равно получилось серо и уныло, воспользуйтесь методом “от противного”.

2. Метод "от противного"

На одном занятии был руководитель типографии, и он попытался заполнить шаблон, получилось уныло: “Мы будем лучшей типографией для клиентов, которые заинтересованы в высокой скорости печати визиток, низкой цене и высоком качестве”. Стало очевидно, что формулировку надо менять, и произошел такой диалог:

Я: А вам вообще нравится визитки делать?

Слушатель(С): Нет, с ними приходится демпинговать, торопиться, в итоге получается плохо.

Я: А что вам нравится делать? С какими лучшими клиентами вы поработали за последний год?

С (оживляется): О, у нас было 2 заказа на каталоги. Одна компания производит керамику, и мы сделали им крутой каталог, который так качественно передает фактуру и цвет, что им теперь не надо таскать с собой образцы на выставки. Второй клиент тоже заказывал каталог, получилось круто.

Я: За счет какого уникального ресурса вы сделали клиенту хорошо?

С: У нас есть уникальный станок для такой задачи, он не загружен сейчас. Плюс технолог, который знает, как принимать макеты в печать, чтобы получился нужный цвет.

Я: Так почему же вы тогда сфокусировались на печати визиток?

С:¯ \ _ (ツ) _ / ¯. На них спрос в интернет больше.

В итоге типография сфокусировалась на печати каталогов, и весь контент-план прорабатывали под это направление.

Задайте себе вопросы:

  • С какими клиентами вы не хотите работать?
  • С какими хотите?
  • Есть примеры, с кем получилось сработать успешно?
  • За счет чего?

2. На какую аудиторию мы работаем

Предыдущий шаг помог понять, на кого мы сделаем акцент. Но важно представить не в общем “прорабы” или “женщины 30-35 лет”, а в виде конкретного человека. Если вы с самого начала, в первую минуту выступления, в первом предложении статьи вы не попали в боли, дальше ничего не поможет, внимание потеряно. Поэтому важно писать не “под себя”, а держать в голове образ аудитории. Для этого есть метод персон (они же “аватары”, “персонажи”).

Метод персон пришел из разработки, где он решает две задачи:

1. Сделать продукт/интерфейс для пользователя, а не разработчика

2. Учесть, особенности разных пользователей. Например, есть бабушка, для которой надо сделать большую кнопку "Перезвонить мне" и продвинутый пользователь, которому нужна инструкция, по которой он все сделает сам.

Этот метод можно использовать насквозь через всю стратегию продвижения. В том числе, для контент-маркетинга.

Как представить читателя? Где взять данные? Как писать для реальной целевой аудитории, а не вымышленных персонажей?

Давайте разберем на примере.

Возьмем компанию, которая автоматизирует медицинские центры и клиники: личный кабинет пациента, журнал записи, медицинская карта пациента, план лечения, лист ожидания - вот это всё. Чек-лист вопросов:

  • Кто целевая аудитория?

Это В2В продукт, а значит аудитория - компания, а не человек. Очевидно,это клиники и мед.центры.

2. Кто в клинике принимает решения? Как принимает? А кто влияет на решение? Какие боли у них есть?

Есть две “персоны”:

Ольга Ивановна ничего не понимает в автоматизации (в ее словаре даже нет такого слова), но она переживает за две вещи: выручку и пациентов. Она хочет, чтобы пациентам было удобно, поэтому идея предоставлять результаты анализов в личном кабинете кажется ей хорошей. И она считает, что если пациент будет доволен, он вернется, и это повлияет на выручку.

К Анатолию как к “компьютерщику” обращаются за всем подряд: сломался принтер, или надо сделать сайт. Он устал от этого и не против поручить задачу подрядчику, но он скептически настроен и заранее не доверяет IT-шникам у подрядчиков. Его доверие надо заслужить.

Как узнать свою аудиторию?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо:

1. Прослушать записи звонков и пообщаться с менеджерами.

В маленьких компаниях, у самозанятых людей с этим проще: руководитель сам и выступает и с клиентами работает, и в оказании услуги/разработке продукта участвует. Как только компания разрастается, маркетинг и продажи начинают жить в разных мирах. А ведь хорошая статья, презентация - любая единица контента должна работать как хороший продавец: вызывать интерес и отвечать на вопросы и возражения в голове читателя. Чек-лист вопросов при прослушивании звонков/общении с менеджерами:

  • Какие вопросы задают покупатели?
  • Какие у них есть возражения?
  • Как лучшие менеджеры обрабатывают эти возражения?
  • Как клиент называет продукт/услугу, которой интересуется?

Все это может натолкнуть на полезные инсайты: например, вы думали, что продаете Мультивиджет для сайта, а ваша аудитория называет это “онлайн-консультант”.

Я специально скачу с одного примера на другой, чтобы было понятно, как это работает в разных бизнесах. Хотите узнать, как это применить для вашего бизнеса? Приходите на курс "Экспертный контент", запуск 5 марта. На курсе

- формулировать УТП и экспертность

- изучать аудиторию и ее боли

- строить путь клиента

- на основании пути создавать контент-план

- создавать убедительные кейсы и статьи

- делать презентации

Смотрите программу курса и регистрируйтесь по ссылке.

2. Собрать данные счетчиков.

Помогут все доступные данные:

- посмотреть в Яндекс.Метрике в разделе посетители соц-дем. характеристики (лучше смотреть по тем, кто достиг целей на сайте, а не по всем).

- если есть группа в соц.сети, в ней не 1,5 землекопа, а сотни участников, и они - живы люди, а не боты, можно посмотреть тот же соц.- дем. и интересы.

3. Путь клиента

Контент-маркетинг должен двигать потребителя по воронке. И чтобы движение пошло, надо построить путь клиента.

Нет универсального пути для любого бизнеса. Если вы продаете хлеб, латентной потребности у вас нет, спрос сформирован. Однако, если вы продаете цельнозерновые хлебцы с низкой калорийностью, вам придется создавать спрос. И так с любым этапом - вам нужно построить именно ваш Customer journey и работать с ним.

Как составить путь клиента:

  • Описать реперные точки принятия решений
  • Описать воронку продаж
  • Какие триггеры двигают по пути

Ошибка № 2. Слишком общие формулировки тем без конкретики

Ниже на фото вы видите два контент-плана (таблица неполная, в ней нет столбцов “формат” и “канал распространения”). Контент-план составлен для компании, которая занимается автоматизацией клиник и мед.центров (из примера выше).

Контент-план курильщика.

Контент-план здорового человека:

Видите разницу?

Что дает конкретика в контент-плане:

  • вы можете делегировать задачу по контенту другим людям, например, наемному копирайтеру
  • на этапе планирования становится понятно, попадает контент в боли аудитории, зацепит ее или нет.
  • ясно, где и в каком формате распространять контент

Ошибка № 3. Общие слова вместо истории

Плохо:

Очень часто в нашей практике приходится убеждать заказчиков (по другим проектам) в необходимости создания структур страниц сайта именно на основании поискового спроса, а не по логике специалистов в данной тематике.

Специалисты лучше и грамотней понимают особенности представляемых ими изделий. Но, пользователи не являются специалистами, и они формируют поисковый спрос на основании своего, иногда не совсем верного понимания названий и свойств товаров. Поэтому, если наша цель получить большой трафик на сайте из поисковой выдачи и как следствие продажи, то при создании структуры страниц правильно ориентироваться исключительно на спрос, формируемый обычными пользователями, а не на мнение специалистов.

Хорошо:

В мае 2017 года к нам пришел клиент, интернет-магазин по продаже шин и дисков. Иван, маркетолог, поставил задачу “повысить трафик из поисковых систем”. И мы взялись за работу по чек-листу.

1 этап. Анализ спроса.

Мы проанализировали сайт и поняли, что его надо менять: в текущем виде сайт не пригоден для продвижения, нет нужных страниц. Приведем пример: анализ частотности показал, что пользователи набирают запрос “зимние шины размера 225 60 r17” (желтым выделены запросы, которые подразумевают одно и то же)

это зимние шины размера 225 60 r17. Чтобы поисковая система привела посетителей на сайт, нужна отдельная страница, которая похожа на ответ на запрос.

2 Этап. Проектирование сайта под запросы

Мы предложили создать эту и еще несколько десятков страниц под каждый запрос. Иван показал нашу структуру Сергею, коммерческому директору, и мы получили длинное письмо с правками. Сергей участвовал в разработке старого сайта и настаивал, что текущая структура сайта - идеальная. Они долго думали над ней с разработчиками, и в ней заложена логика, которая учитывает правильные названия и свойства товара. Однако, пользователи, которые ищут шины, не являются специалистами и часто неверно толкуют свойства и названия товара. Но поисковый спрос формирует именно пользователи, а не специалисты. Поэтому надо ориентироваться на них.

Чувствуете разницу? В первом примере мы боролись с ветряными мельницами. А во втором начали рассказывать историю.

Резюме.

1. Прежде чем писать статью, сформулируйте контент план

2. Прежде чем писать контент-план, сформулируйте:

  • в чем ваша сила, УТП, экспертность
  • кто ваша аудитория, какие у нее боли
  • путь клиента и задачи контента на каждом отрезке пути

3. Написали? А теперь можно браться за создание контента. Но не забудьте убрать общие слова и заменить их на конкретные истории, факты, чек-листы.

0
4 комментария
Евгений Летов

Светлана, прочитал вашу статью запоем. Огромное спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Александр Латушкин

Вы, наверняка, молодец, но если "ошибка" среди слушателей курса такая "массовая", то как понять, так ли хорош курс?

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Ковалева
Автор

Кое что действительно переделаю в следующем потоке. Но если посмотреть без иллюзий, понятно, что ошибки все равно будут. Знать, как делать и уметь это делать - разное. ДЗ нужны как раз для закрепления навыка.

Ответить
Развернуть ветку
Валентин Домогадский

Светлана, спасибо за статью.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда