Рецепт: как быстро протестировать идею стартапа и начать жить

Отец-стартапер — горе в семье. Он ходит и жалуется, мол: если бы были деньги, он бы создал свое гениальное приложение/сервис/сайт (нужное подчеркнуть), и все бы им пользовались. Специально для тех, у кого есть идея своего сервиса, я предлагаю простой способ за 10 000 ₽ и пару дней протестировать его и перестать чесаться на тему «взлетит-не взлетит».

«Цукерберг позвонит», автор — нейросеть midjourney, специально для этого поста
«Цукерберг позвонит», автор — нейросеть midjourney, специально для этого поста

Во-первых мне кажется, придумать, как остроумно протестировать идею или гипотезу — это основной навык предпринимателя. Но почему-то когда я общаюсь с людьми, у которых есть идея своего приложения или сервиса, они считают, что нужно сделать все идеально, со всеми фичами, и это и будет прототипом или MVP. А некоторые даже делают — почитайте историю, как чувак спустил 40 000 $ на свою игру про катера, чтобы узнать, что она никому не нужна. Плакали всем катером.

Во-вторых, я считаю:

Если у вас каждый день к обеду не появляется по 2-3 идеи для бизнеса, значит у вас проблемы с воображением

Поэтому хочу поделиться способом, которым сам пользуюсь, чтобы быстро и дешево проверять свои идеи — лучше всего этот рецепт подходит для приложений, сервисов, сайтов и услуг.

Рецепт

Вам понадобится 10 000 ₽, час времени и ваши фантазии о целевой аудитории вашего стартапа-единорога. Рецепт условный: можно пользоваться разными инструментами, можно уделять внимание тем деталям, которые считаете ключевыми, можно сделать только первый или второй пункт отдельно. B вообще, экспериментируйте, вы же стартапер.

Пункт 1: таргетированная реклама

Вам нужно будет настроить рекламу на вашу целевую аудиторию: придумать объявления и выбрать нужный таргетинг. У вас не так много бюджета, поэтому включить рекламу «на всех» или протестировать сто объявлений не получится — нужно сосредоточиться на основной гипотезе.

Проще всего настроить таргет в ВК, посложнее в Инсте*, на иностранцев. Да, можно нанять таргетолога, но это дополнительные расходы, плюс вы не будете чувствовать все «на кончиках пальцев».

Можно закупить рекламу у нишевого блогера или вообще заняться холодными звонками, объявлениями на Авито или СММ — главное, достучаться до той целевой аудитории, о которой вы фантазируете.

Цель этого этапа: понять, работают ли ваши призывы на аудиторию и сколько примерно будет стоить клик.

Пункт 2: чат-бот

Реклама должна вести в чат-бот — это и будет прототипом вашего сервиса. Да, не красиво. Да, нет всех фич из ваших фантазий. Но, поверьте, для пользователя кликнуть на рекламу приложения и установить его сложнее, чем не выходя из той же Инсты* попасть в чат-бот и нажать одну-две кнопки.
В чат-боте вы должны сделать основной функционал — большие кнопки, на которые можно нажать и получить результат, который вы задумывали: забронировать столик, вызвать такси или найти ближайшую кофейню для веганов.
По нажатию на кнопку может ничего не происходить или пользователь просто добавляется в вейтлист. Можно собирать номера телефонов или начинать живой чат с потенциальным клиентом — опять-таки, фантазируйте в зависимости от того, что хотите протестировать.

Цель этого этапа: понять, готова ли аудитория, кликнувшая на рекламу, совершать дальнейшие действия, пользоваться сервисом бесплатно или даже платить.

Пример: сервис по выгулу собак

Допустим, нам пришла идея: сделаем приложение, где владельцы собак будут заказывать выгул питомца, когда сами не успевают. Ок, давайте протестируем.

  • Создаем группу ВКонтакте с названием нашего сервиса — от ее лица мы будем запускать рекламу. Пусть будет «Helper». Идем в нейросеть midjourney, генерируем «cute dog logo» аватарку. Чтобы группа не казалась «мертвой» можно добавить 200-300 ботов через какой-нибудь сервис.
Загружаем аватарку из сгенерированных в нейросети
Загружаем аватарку из сгенерированных в нейросети
  • Создаем посадочную страницу в сервисе Senler. Напрямую вести пользователей с рекламы в чат-бот ВК нельзя, но можно вести на страницу в сервисе Senler, где включена автоподписка на вашего бота — лишний шаг, но сильно на конверсию он не влияет. Создаем «группу подписчиков» и обязательно включаем пункт «Автоматическая подписка»
В пункте «Группы подписчиков» создаем новую группу с автоподпиской
В пункте «Группы подписчиков» создаем новую группу с автоподпиской
  • Для пользователя это будет выглядеть как страница, на которой всплывает уведомление, а в личку им придет сообщение от бота. На эту страницу и надо вести рекламу.
Вот так это выглядит для пользователя
Вот так это выглядит для пользователя
  • Теперь можно создать рекламу и отправить ее на проверку. Пополняем рекламный кабинет ВК, создаем, например, пост с кнопкой. Так как у нас выгул собак, выбираем какой-нибудь сочный район и не забываем указать его же в объявлении. Типа: «Выгуливаете собаку в районе Жемчужной Плазы?». Это должно привлечь аудиторию.
Геотаргетинг на жилой комплекс
Геотаргетинг на жилой комплекс
  • Делаем чат-бот, опять-таки в сервисе Senler. Находим пункт меню «чат-боты» и создаем бота. В приветственном сообщении от бота обязательно напишите, что пользователю надо нажать на кнопку или ответить на сообщение — кнопки иногда не показываются или глючат.
Условный бот для выгула собак
Условный бот для выгула собак
  • Надо не забыть запустить бота и, главное, прикрутить бота к «группе подписчиков» в настройках этой группы — надо нажать «изменить» и в пункте «дополнительное» выбрать своего бота для добавления:
Добавляем бота к группе
Добавляем бота к группе
  • Теперь для пользователя все выглядит так: клик по нашей рекламе → страница Senler c автоподпиской в группу подписчиков → в личку приходит сообщение от бота.
  • Теперь надо дождаться одобрения рекламных объявлений и пойти прогуляться — аудитория у рекламы маленькая, поэтому клики будут «капать» медленно и нет смысла следить за каждым из них.
  • Когда мы вернемся с прогулки, у нас будет 15-20 кликов по объявлениям, потрачено примерно 450 рублей и несколько «пользователей» в личных сообщениях группы. Они интересуются выгулом собаки, задают вопросы или просто нажали на кнопку и молчат. С ними можно будет продолжить диалог, вплоть до того, чтобы договориться с кем-то на пробный выгул собаки.
  • Если объявления окажутся менее результативными, это повод проверить другие объявления, таргетинги и тексты в боте. Только аккуратно — бюджет на тесты у нас совсем небольшой.
  • Если результат теста нас устроит, можно посчитать юнит-экономику (чтобы мы были в плюсе при текущей цене лида), увеличить бюджет и сделать первые продажи. Поздравляю, вы восхитительны!

Часто задаваемые вопросы

Вопрос: А если мой сервис можно протестировать только хорошо настроив рекламу, сделав все фичи и красивый дизайн?
Ответ: Значит потребность аудитории не настолько сильная, если они не готовы ее удовлетворять простыми средствами. Стоит ли в таком случае туда лезть?

Вопрос: А если я не понимаю, на какую аудиторию настроить рекламу и какой текст написать, чтобы они кликнули?
Ответ: Здорово, что это стало понятно сейчас, а не спустя годы разработки продукта. Для предпринимателя понимание аудитории — важнейший навык. Можно его развивать, тестируя продажи и маркетинг, или занять другую роль в проекте. Например, вы отвечаете за техническую часть проекта, а ваш партнер за продажи и маркетинг. Но кто-то в проекте должен понимать аудиторию «кончиками пальцев».

Вопрос: Я запустил рекламу, но пользователи не кликают, буквально один из тысячи. А те, кто кликнули, ничего не нажимают в чат-боте. Что делать?
Ответ: Очень хорошо! Это значит ваш сервис никому не нужен. Шучу.
На самом деле вы могли промахнуться с таргетингом или написать неудачные объявления. Может быть сработает другой канал или воронка. Сделайте выводы и попробуйте еще разок. Ну или сервис и правда никому не нужен.

Вопрос: Роман, вы так здорово все описали. Нет ли у вас телеграм-канала, где вы регулярно пишите посты?
Ответ: Ой, ну что вы, так мило с вашей стороны. Вот мой канал в телеге, там я пишу о своих проектах, например как я построил скейтпарк для себя и друзей: roman

*Meta, которой принадлежит Instagram, признана в России экстремистской организацией

1212
19 комментариев

Комментарий недоступен

Ответить

Попробую объяснить, но требуется включить мозг!ОК. Включаем

Сама идея, которая возникает изначально это как не обработанные алмаз.

Че бл? это тут зачем вообще. где конкретика и суть.

Если его проверять то, надо непосредственно встречаться с потенциальными клиентами
часами общаться. И после группу встреч совершенствовать саму идею решения проблемы если проблема существует.

Зачем? Именно так инстаграм запускали или твиттер или chat gpt или whatsapp или tiktok? У тебя мышление b2b засаленого манагера в ботинках и галстуке из 2005-2010?

Задавать много правильных вопросов.

это всегда верно. вопросы можно задавать и самому себе и потом искать ответы на них. Это называется рефлексия, к поискам идей она тоже относится

А банальное привлечение трафика на сайт про решение и получение "отзыва" это глубочайшая ОШИБКА

Вот тут ты все путаешь. Именно НЕ ПРИВЛЕЧЕНИЕ ТРАФИКА глубочайшая ОШИБКА. Там где нет трафика там нет B2C бизнеса. Это начиная от того почему рестораны макдональдса ставят на оживленных перекрестах до сайтов в интернете. Трафик дает понять конверсию и дает как раз инсайты по той идеи что валидируется. БЕЗ ТРАФИКА НЕТ НИ WAITLIST который спустя время конвертируется в деньги и дает начальный импульс, ни тем более продаж

2
Ответить

«Сайт про решение и получение "отзыва" это глубочайшая ОШИБКА, т.к. сама идея решения не заточена до конца под решение»— тут тоже мозг сломался.

1
Ответить

На словах «И после группу встреч совершенствовать саму идею решения проблемы» понял, что ничего не понял.

Ответить

Вы правы Айдар. Но вы это и сами знаете.
Тем кто не верит - аудиокнига "Спроси маму".
Кстати надо переслушать. В последний раз она мне помогла.

Ответить

Почитала статью и комменты-очень интересно, но ничего не понятно....но очень интересно =))

1
Ответить

Эх, статья немного о другом чем ожидал.

И Айдар все верно сказал. Вот мой пример. Возникла идея, мне нужно, другие стартапы есть и аналоги = рынок живой.

Расширил область приложения, сделал продукт, запустил рекламу и народ пошел. Закончилась реклама, народ не идет. Запустил - снова пошел. Регистрируются, пользуются но перестаешь лить деньги - тишина. И так раз 10. Покупок мало, возвратов нет. Только с рекламы (сами не возвращались).

Много кликов на "купить", но реальный процессинг - 3%. Связался с клиентами - тема интересна, но нет времени/лень пользоваться.

Протестировал ли я нишу? Нет.

Я лишь понял то что модель заработка не верна, а то что кому-то может быть интересно - это я и так знал. Не в параллельной вселенной живу ведь. Что интересно мне - может быть интересно кому-то еще.

Ответить