Продолжаю делиться опытом, как мы впервые проводили JTBD-интервью: честно рассказываю про фейлы и инсайты. Первая часть - здесь. Советую прочитать, чтобы сложилась единая картина 🙂Кратко - что было в первой части:Немного теории (JTBD, JTBD-исследование, работа, Job story, сегмент)Наши фейлы и инсайты на этапах 1-5 (от определения аудитории до шаблона интервью).Проверенный шаблон JTBD-интервью.Во второй части статьи - рассказываю про:✅ 6 шаг. Выделение списка работ.✅ 7 шаг. Формулировка Job stories.✅ 8 шаг. Приоритизация Job stories.✅ 9 шаг. Формирование идеи решений и сообщений.✅ 10 шаг. Приоритизация решений.✅ 11 шаг. Реализация решений.6 шаг: выделение списка работ.Итак, у нас было 17 записей часовых (в среднем) видеозаписей JTBD-интервью + комментарии к каждому интервью с пометкой “важно”.Какие сервисы нам пригодились:Я.Диск - для хранения записей интервью.Confluence - для хранения расшифровок и инсайтов.Google таблицы - для промежуточного анализа информации.Что мы делали:Расшифровали каждое интервью - превратили видео в таблицы с текстом.Было:Стало: Здесь лайфхаков мы не придумали: банально открывали видеофайл, чуть ускоряли, слушали и фиксировали всю информацию. Не включая small-talk и лирические отступления, конечно.То, что казалось особенно важным, выделяли жирным шрифтом.Сделали одну БОЛЬШУЮ таблицу в Google Sheets.По вертикали - расположили блоки вопросов. По горизонтали - ответы респондентов.Добавили колонку, в которой систематизировали ответы: объединили повторяющиеся, отранжировали по частоте. В этой же колонке описали инсайты: наши выводы на основе комментариев клиентовСформировали список работ, контекстов, драйверов и барьеров.Пройдемся еще раз по определениям, чтобы было понятнее.Работа - это описание прогресса, которого человек хочет достичь в определенной ситуации.Контекст - описание ситуации, в которой находится респондент.Драйвер - сила, которая подталкивает к новому решению.Барьер - сила, которая удерживает от перехода к новому решению. На этом этапе нам помог шаблон JTBD Academy.Разберем на примере:Выглядит сложновато, но стоит просто погрузиться в процесс и увидеть, сколько ценной информации можно получить из беседы с 15-20 клиентами.Для b2b-продукта можно ограничиться выборкой в 10-15 клиентов, и примерно после 5 интервью - заметите, что ответы начинают повторяться.В чем ошиблись:не сразу корректно соотнесли контексты, драйверы и барьеры: вернее было бы назвать первоначальный вариант “кашей” 🙂из итогов блога “общие вопросы” хотели получить список источников, которые интересуют ЦА (не вышло - мало данных “на вход”, почти не было повторяющихся результатов).Как исправили:погуглили, нашли таблицу JTBD Academy и применили к своему исследованию.вспомнили, что качественное исследование отвечает на вопросы “как, почему?”, а количественное - на вопрос “сколько?”Инсайты: 1 интервью >>> 1 случай найма решения.если кажется, что получилась “каша” - вам не кажется, переделываем 🙂если впервые работаете с методологией JTBD и в чем-то сомневаетесь - не делайте наугад, перечитайте “матчасть”.7-8 шаг. Формулировка и приоритизация Job storiesПонятия “работа”, “контекст”, “драйверы”, “барьеры” в терминологии JTBD называются “артефактами”.Job story - собираем из полученные артефактов по структуре:✅ Когда <контекст>, я (он, ты)...+ глагол+, чтобы...+глагол ✅ Когда в компании небольшой бюджет на маркетинг, и его постоянно уменьшают, я хочу внедрить новое решение, которое принесет больше лидов, чтобы чувствовать себя ценным сотрудником, мнение которого имеет вес.Проходим таким образом по всем артефактам (работа 1 + контекст 1, работа 1 + контекст 2 и т.д.)В итоге у нас получилось 15 job stories (на основании big job). Классно, а что будем с ними делаем дальше? Для начала - приоритезируем, то есть выберем job stories, которые положим в основу стратегии развития своего продукта.Есть разные фреймворки для приоритизации - RICE, ICE, Lean prioritization. Мы пошли более простым путем: ориентировались на частоту сочетаний работа+контекст.Отдельно приоритизировали big jobs, далее - small jobs внутри каждой “большой работы”Big job: чувствовать себя ценным сотрудником, мнение которого имеет вес.Small jobs:подключить новое решение без затратвнедрить, минимизировав сопротивление отдела продаж.получить больше лидов с сайта, мессенджеров и соцсетейЭто не совсем каноничный подход. Но нам он подошел, т.к. респонденты часто перечисляли сходные сочетания работ и контекстов.Далее - наиболее приоритетные job stories мы положили в основу:функционала продуктаконтента на сайте, в соцсетях и мессенджерахНапример - выносим small jobs на обложку группы ВК.С какими сложностями столкнулись:Выявление Big job: о small jobs респонденты рассказывают легко, big job нужно “вытаскивать”.Большие временные затраты и необходимость максимальной сосредоточенности. Если отвлекаться на другие задачи, легко упустить ценные инсайты.Инсайты:Использовать метод “5 почему”, чтобы определить Big Job.Впервые формируете job stories? Заложите время х2 от изначально запланированного. Если почувствуете, что “теряете нить” - перечитайте теорию, можно - не один раз. Это поможет 🙂Для работы над job stories запланируйте время в календаре, во время которого вас не будут беспокоить коллеги или одолевать другие задачи. Банально, но отвлечение на 2-3 минут увеличивают общее время работы над задачей на 25-30 минут.9-10 шаг. Продумать и приоритизировать идеи решений и сообщенияВ нашем случае здесь каноничность вновь “покинула чат”.Мы выходили с готовой идеей решения и обсуждали ее в финале интервью. А для подтверждения гипотезы о нужности продукта - предлагали респондентам принять участие в раннем тестировании.Что мы делали здесь: собранные job stories распределили по модулям нашего будущего продукта. Эти данные легли в основу структуры сайта.11 шаг. Реализация решенийСамый понятный и самый непростой шаг 🙂 На этом этапе - применяем полученные “работы” к продукту. Определяем функционал продукта:минимальныйрасширенныйидеальныйПодробнее про реализацию решения - не в этой статье, но обязательно напишу, это было интересно 🙂 Что получилось в итоге (первый модуль нашего продукта) - можете оценить на сайте.А еще на сайте можно зарегистрироваться и получить доступ к умному чату BITCDP - на 30 дней бесплатно.У нас уже появился первый классный кейс - как нам умный чат собрал 500+ целевых обращений с сайта интернет-магазина за 2 месяца. 0 рублей вложений - все “под ключ” реализовано командой Bitcdp.Кейс - готовим к публикации, умный чат - даем на тестовый период от 30 дней (включая услуги внедрения от наших экспертов) БЕСПЛАТНО. Будем рады поработать с вами!