Маркетинг Maxim Shishov
407

Когда выгодно «красть маркетинг» конкурента, а когда опасно

Если вы думаете, что надо перенимать всё, что делают конкуренты в своём маркетинге, не торопитесь. Если вы думаете, что на конкурентов вообще не стоит обращать внимание, тоже не торопитесь.

В закладки
Максим Шишов, совладелец агентства Стереомаркетинг

Конкуренты — источник двойственных ощущений. С одной стороны, они отлично понимают ваши реалии, сталкиваются с теми же проблемами, что и вы, находят решения, которые могут оказаться полезны для вас. С другой стороны, их успех — ваше поражение. Их удачные ходы — угроза вашему благополучию.

Отсюда соблазн — смотреть на конкурентов и перенимать у них лучшее. Но здесь же и риск, как узнать, что то, что работает у конкурента, подойдет вам? Кроме того, конкурент может банально заблуждаться, и тогда вы скопируете его ошибку. Как быть?

Под копирку

Взять по максимуму у конкурента можно, если вы заимствуете его бизнес-модель. Классика жанра — мастера маникюра и парикмахеры, которые, поработав в салоне, обрастают клиентами и узнают, все что нужно знать, чтобы открыть аналогичный бизнес. Это правило работает во всех традиционных отраслях, где достаточно повторить работающую бизнес-модель, а лучший способ узнать ее во всех подробностях, поработать внутри организации, которая ее уже использует.

Самый забавный (и успешный) пример такого копирования — это американская авиакомпания Southwest Airlines. Ее руководителям очень нравилась бизнес-модель другой авиакомпании PSA (Pacific Southwest Airlines), которая работала в Калифорнии, и они решили повторить ее успех в Техасе. В семидесятые годы в США авиарынок жестко регулировался, и по закону Southwest Airlines не могла работать в Калифорнии, поэтому PSA ничего не угрожало. PSA щедро делилась всеми наработками с Southwest Airlines — они скопировали все, что можно: от устава до фишек в обслуживании.

Позже такая щедрость аукнулась PSA. Регулирование рынка отменили, и компании стали прямыми конкурентами. PSA наделала ряд ошибок и была поглощена, а Southwest Airlines стала крупнейшим лоукостером США и успешна по сей день.

Котировки акций Southwest Airlines

Понятно, что в обычных обстоятельствах компании не жаждут раскрывать свои секреты. Я привел этот пример для того, чтобы еще раз подчеркнуть — копирование успешной бизнес-модели работает в независимости от масштаба и сложности бизнеса.

Самолеты из соломы, портфолио из картинок

После Второй мировой войны американские военные ушли с островов меланезийского архипелага, чем очень огорчили туземцев, которые привыкли получать от военных консервы и одежду.

«Как вернуть самолеты с грузом?» — задумались туземцы и решили, что если они повторят то, что делали американские военные, самолеты с грузом вернутся. Тогда они стали маршировать с палками вместо винтовок, построили самолеты из соломы, чтобы приманить настоящие самолеты. Самолеты не вернулись, зато туземцами заинтересовались антропологи.

Чучелом самолета туземцы приманивают настоящие самолеты с грузом

Явление получило название карго-культ (от cargo — груз), и чтобы его увидеть не обязательно ехать на острова к туземцам. Достаточно посмотреть, как компании копируют друг у друга маркетинговые идеи, не понимая, что из них работает

Если вы введете в поисковике «дизайнер интерьера» или «ивент агентство», то практически наверняка в разделе «портфолио» обнаружите бесконечный ряд красивых картинок.

Фото с сайта студии дизайна Black Fox
Фото с сайта ивент агентства Helios

Но если вы собираетесь открыть ивент агентство или студию дизайна и думаете, что залог успеха в красивых картинках, то жестоко ошибаетесь.

Копирование бизнес-модели эффективно, когда вы видите всю картину целиком. А вот если на виду только отдельные части, то заимствовать может быть опасно

Красивые картинки есть у всех. По ним невозможно определить хорошо агентство делает свою работу или плохо. Довольны заказчики или нет. Уложилось агентство в бюджет и сроки или не уложилось. А именно эти вопросы волнуют клиентов.

Я это знаю, потому что мы в Стереомаркетинге, общались с клиентами дизайнеров, разработчиков, ивент агентств и расспрашивали их, как они выбирают подрядчиков.

Люди хотели знать, какая задача стояла перед агентством, как был организован процесс работы, как агентство справлялось с критическими ситуациями — ответ на этот вопрос картинка не даст

А вот развернутый рассказ с картинками о том, как был реализован проект эту задачу решает. Поэтому не стоит копировать конкурентов, если вы не понимаете, отвечает их маркетинг потребностям покупателей или нет. Иначе вы рискуете оказаться в положении туземцев, имитирующих внешнюю сторону и упускающих суть.

Красота спасет продажи!

То, что компании уделяют слишком много внимания своим конкурентам и слишком мало своим покупателям подтверждает простой факт — большинство компаний в отрасли действуют схожим образом, но часто делают не то, что нужно их клиентам.

Возьмем производителей и продавцов генераторов, бензопил, перфораторов и прочего «мужского» инструмента и оборудования. Распространенный прием — использовать в рекламе продукта полуобнаженную девушку, чтобы привлечь внимание мужчин, которые являются основными покупателями.

Календарь STIHL за 2009 год

Прием работает в том плане, что внимание он действительно привлекает, вот только на продажах это никак не сказывается. Почему? А все просто.

Когда покупатель ищет бензопилу, он не думает о сексе, он думает, как выбрать наиболее подходящую для своей задачи бензопилу. Бензопилу, а не девушку :)

Это подтверждают и многочисленные исследования — использование сексуальных стимулов в рекламе увеличивает продажу только тех продуктов, назначение которых само по себе связано с романтическим контекстом. Компании про это не знают и продолжают копировать неэффективные приемы конкурентов.

Husqvarna, и ты туда же!

Пример другой отрасли, где компании ведут себя неразумно — это производители и продавцы велосипедов. Велосипеды — массовый продукт, но этого нельзя сказать, если посмотреть описание их характеристик. Зайдите в любой интернет-магазин, торгующий велосипедами, и попытайтесь сравнить две модели. Если вы думаете, что это просто, вас ждет сюрприз, потому что велосипедов сотни и у них десятки характеристик в духе: «Манетки:Microshift TS-37» или «Кассета: Kangyue 14-28T». Если вы понимаете, что это значит — отлично, но большинство людей даже не в курсе, что такое «Манетки». Однако это не мешает компаниям копировать друг у друга описание моделей, хотя оно бесполезно для большинства покупателей.

Описание женского велосипеда на сайте velo-salon.ru

Как же понять, что можно заимствовать у конкурентов, а что нет? Проще всего идти от потребностей покупателей. Если то, что вы хотите внедрить в свой маркетинг сократит путь до продажи и убедит покупателей выбрать ваш продукт — используйте. Если есть сомнения — не торопитесь. Часто проще нащупать то, что действительно будет работать, общаясь с покупателями, а не подглядывая за конкурентами.

Держите ваших конкурентов близко, а покупателей еще ближе

Конкурент — ваш бесплатный помощник

Означает ли это, что на конкурентов вообще не стоит смотреть? Нет. Конкуренты могут оказаться полезны, как минимум, в трех случаях:

  1. Продукты конкурентов могут сделать очевидными потребности клиентов, на которые раньше вы не обращали внимание
  2. Конкуренты помогут обнаружить вам явные проколы в бизнесе
  3. Действия конкурентов могут служить примером для подражания

Тайное становится явным

Возьмем такой привычный продукт, как вешалки для одежды. Разве можно его еще как-то усовершенствовать? Однако шведская компания Bosign обнаружила в каких ситуациях плечики для одежды создают проблемы — их неудобно брать с собой в поездки, они занимают много места в чемодане. Тогда компания предложила принципиально новое решение. Она создала плечики, которые состоят из крючка и надувной камеры. Их можно сдуть, сложить в чемодан, а потом надуть и повесить в шкаф. Продукт получил название «Blow up».

Когда «Blow up» запустили в продажу, потребности покупателей в вешалках, которые не занимают места в чемодане, стали очевидны и другим производителям. Британская компания Magellans тут же подхватила эстафету и создала свой вариант надувной вешалки с планкой для брюк и подвесом для юбки.

К действиям конкурентов стоит присматриваться, поскольку они дают подсказки о потребностях покупателей, которые не очевидны, и могут подсказать, в каком направлении развивается рынок

С миру по нитке

Если вы работаете в консервативной отрасли, где все бизнесы плюс/минус похожи, то можете воспользоваться следующей методикой. Разложить свой бизнес на видимые элементы (сайт, витрина, торговый зал, внешний вид сотрудников), составить чек-листы и обойти конкурентов, отмечая, что вам нравится в том, как у них оформлены витрины, выглядят сотрудники и т.д.

Именно так поступила команда цветочного магазина Virgin’s Bloom. Она составила листы мониторинга и обошла конкурентов, выясняя, в чем они сильнее.

Лист мониторинга для оценки конкурентов цветочного магазина

Благодаря подсказкам конкурентов магазин разработал стандарт витрины и обновил ее, переделал оформление холодильника внутри магазина и организовал зону дополнительных продаж. Оборот компании увеличился на 12%, а средний чек — на 37%.

Хотя этот способ вряд ли подарит вам прорывные идеи, но он позволит закрыть явные дыры в бизнесе

Учиться у лучших

Если в вашей отрасли есть лидер, который делает все на порядок лучше остальных компаний, он может стать примером для подражания. Но часто бывает так, что ярко выраженного лидера в отрасли нет или это и есть вы:) Что тогда? Тогда стоит посмотреть лучшие практики за пределами вашей отрасли.

Часто самые лучшие идеи приходят не от конкурентов. Они приходят из других отраслей

Например, у вас страховая компания, работающая на b2c-рынке. Вы хотите делать крутой контент-маркетинг, но в вашей сфере никто его хорошо не делает. Тогда стоит обратить внимание на Тинькофф Журнал (Т—Ж), хоть он и из банковской сферы. Т—Ж хороший пример для подражания по нескольким причинам.

  1. Т—Ж удалось выйти за рамки формата «блога компании», создать собственный бренд и привлечь множество читателей (4,9 млн. визитов в феврале 2019), которые могут стать потенциальными клиентами банка
  2. Журнал помогает создавать репутацию Тинькофф банку, как честному банку, который заботится о своих клиентах, помогает им разумно распоряжаться своими деньгами и делает тарифы прозрачными (то что сам банк не всегда оправдывает эту репутацию, другой вопрос).
  3. В открытом доступе есть материалы о том, как устроена редакция Т—Ж, да и Максим Ильяхов (главный редактор Т—Ж) проводит много семинаров, где делится опытом из первых рук. Поэтому учиться и заимствовать проще.
Т—Ж удалось привнести в унылую тему финансов легкость и креатив и привлечь читателей, далеких от темы денег

Это касается не только маркетинга, а любого компонента бизнеса. Например, вы продаете автошины, у вас много дилеров и вы хотите максимально автоматизировать процесс закупки. Посмотрите, как решали эту проблему компании, у которых много дилеров и которые торгуют инструментом. В отличие от прямых конкурентов, они гораздо охотнее поделятся с вами своими наработками.

Не нужно изобретать велосипед. Практически наверняка кто-то уже решил задачу, над которой вы бьетесь

Если вы работаете в отраслях, которые активно развиваются и имеете дело с инновационными продуктами, не ограничивайтесь Россией, а смотрите на иностранные рынки. Для своих клиентов мы часто мониторим рынок США и находим интересные решения, которых еще нет в России.

Если статья вам понравилась и наши взгляды на маркетинг близки, приглашаю почитать блог Стереомаркетинга и скачать нашу книгу — там много интересного.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Maxim Shishov", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 2, "likes": 10, "favorites": 31, "is_advertisement": false, "subsite_label": "marketing", "id": 61612, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Tue, 19 Mar 2019 09:12:06 +0300" }
{ "id": 61612, "author_id": 137794, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/61612\/get","add":"\/comments\/61612\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/61612"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199113, "last_count_and_date": null }

2 комментария 2 комм.

Популярные

По порядку

2

Согласен на сто процентов: конкурентов тоже надо уметь водить за нос) и изредка пускать по ложному пути)

Ответить
2

Хорошая статья,разумные доводы,действительно зачем "изобретать велосипед ", вместе с "семь раз отмерь один раз отрежь"

Ответить
0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Нейронная сеть научилась читать стихи
голосом Пастернака и смотреть в окно на осень
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }