Как ресторану, кафе или бару обеспечить рост прибыли, используя продвижение в Интернете

Как с помощью интернет-маркетинга заполнять банкетные залы и закрывать дневные планы по выручке? Хотите узнать, как ресторану, кафе, бару или банкетнику обеспечить себе такую репутацию, чтобы от клиентов не было отбоя? Тогда вы по адресу! Эта статья – переработка предыдущей, которую мне очень хвалили коллеги-маркетологи. Но практически не поняли представители ресторанов. И это нормально. Маркетологов в ресторанах мало, а те, что есть, часто вызывают вопросы.

Поэтому, внимание, занятые бизнес-процессами, клиентами и закупками владельцы ресторанов и их администраторы! Для вас я сделала густую вытяжку, только практика, а-ля «бери и делай сейчас».

Определите свои главные услуги и аудиторию

Важно разбить свои услуги на главные и дополнительные, которые приносят большую прибыль и требуют меньше усилий. Это поможет более точно управлять бизнесом и получать прибыль даже при ограниченном бюджете. Также это улучшит репутацию вашего ресторана, кафе или бара, ведь по итогам в большинстве ситуаций главным является качество, а не количество услуг.

Что касается вашей аудитории – необходимо учитывать не только возраст, пол, семейное положение и ее доход, но и другие показатели. Какие?

Предлагаю создать портрет целевой аудитории ресторана по принципу 5W: Why? What? Who? When? Where?

  • Первый вопрос — Why? Почему к вам приходят? Изучите чеки за предыдущие несколько месяцев и проанализируйте, что чаще заказывали и когда (дни недели, время, сезон).
  • Второй вопрос — What? Что вы готовы предложить посетителям? Определите свою концепцию: упор на какие блюда, события делаете? Под событиями понимаем поводы, по которым к вам приходят.
  • Третий вопрос — Who? Кто ваша ЦА? Определите интересы, возраст, пол, семейное положение, уровень доходов и место проживания вашей ЦА.
  • Четвертый вопрос — When? Когда ваша целевая аудитория посещает ресторан (завтрак, обед, бранч, ужин)?
  • Пятый вопрос — Where? Где вы можете предоставлять свои услуги (есть ли выездное обслуживание? а доставка? а она собственная или зависите от настроения курьера Яндекса?) и где о вас узнают посетители?

Потребуется всего 10-15 минут, чтобы зафиксировать ответы на эти вопросы, и вы получите более объемное представление и своих клиентах.

Зачем вам это нужно?

Создание портрета целевой аудитории – это ключевой этап в разработке маркетинговой стратегии, которая приносит доход, а не просто существует. Благодаря четкому пониманию того, кто ваши клиенты, вам будет проще определить цели и задачи, выбрать соответствующие инструменты и каналы продвижения, а также эффективно общаться с ЦА.

Захват внимания целевой аудитории

Угадайте, что является главным ресурсом в наше время? Думаю, сейчас в уме вы перечислили важные пункты, однако наиважнейшим является внимание.

Где внимание, там и деньги.

Однако не поддавайтесь искушению просто что-то делать: зарегистрировать бизнес-страницу в каких-то соцсетях, что-то там публиковать, запускать рекламу… Результат будет тоже «какой-то». Вот тут мы и приходим к необходимости системного подхода, когда все ваши каналы информации усиливают ваше влияние на целевую аудиторию, а не просто существуют.

Какими медиа-каналами может эффективно пользоваться ресторан, кафе или бар для захвата внимания потенциальных клиентов?

1. Наружная реклама (указатели, доски, читабельная вывеска);

2. Реклама по радио (как бы удивительно это ни звучало, но сейчас каждый 3-й за рулем или едет в такси);

3. Сайт;

4. Ресторанные агрегаторы (ugosti.com, gorko.ru);

5. Социальные сети;

6. Контекстная реклама;

7. Таргетированная реклама;

8. Специальные рассылки подписчикам сайта, соцсетей, каналов;

9. Новостные издания местного и регионального значения (особенно перед праздниками или «в сезон» – Новый год, выпускные, свадьбы);

10. Площадки, интересные ЦА ресторана (форумы, блоги, телеграмм-каналы, каналы в YouTube и в Дзене);

11. Каналы блоггеров, где бренд будет периодически представлен (можно брать блогеров работающих в туризме, городские блогеры, ресторанные обозреватели);

12. Репутационные площадки ресторана (карты, справочники, агрегаторы);

13. Карты лояльности, приложение с push-уведомлениями.

Внушительный список, да? Однако тут не действует правило «чем больше – тем лучше». Все эти каналы должны быть связаны между собой, чтобы сила влияния вашего бренда нарастала. Это называется медиаэкосистемой (МЭС), когда прослеживается взаимное влияние каждого медиа-канала.

Если вы хотите знать точно, какой маркетинг принесет максимум денег именно вашему заведению, то тут никак не обойтись без аудита. Последний поможет определить свои слабые и сильные стороны, а также оценить конкурентоспособность бизнеса в целом. В результате аудита вы точно будете знать, как распределять/реализовывать бюджет для получения максимальной отдачи.

Что проверять?

Аудит маркетинга вашего ресторана, кафе или бара

По сути, это проверка того, как вас видят/воспринимают клиенты, что и откуда они о вас знают.

Такой аудит поможет посмотреть на себя глазами своей целевой аудитории, чтобы понять, как стать для нее еще привлекательнее.

1. Брендинг

С чем у клиентов ассоциируется ваш бренд? С каким оформлением, обслуживанием, блюдами, атмосферой? Можно ли все это поместить в несколько коротких предложений – миссию и ценности вашего бренда? Согласитесь, намного приятнее идти в «понятное» заведение, оправдывающее ожидания, чем туда, где «есть все и понемногу, но это не точно». Всё по немножку – это придорожное кафе, а у заведения, которое хочет зарабатывать деньги должно быть четкое вИдение кухни, меню, способа обслуживания, интерьера и атмосферы. Проще говоря, продолжите фразу «визитная карточка ресторана Х - это». Даже лучшие бараньи тестикулы на мангале в городе и самый не резиновый осьминог – уже верное направление.

2. Офлайн-продвижение

Это не только наружная реклама, флаера, надувная фигура или ростовая, простите, кукла у входа. Сюда включаются также каналы СМИ: пресса, TV, радио. А если вы придумаете интересный инфоповод, то получите бесплатное продвижение в этих каналах. Приготовьте хотя бы раз в полгода гигантскую пиццу, «цистерну» борща или «тонну» суши, и о вас будут говорить из каждого утюга)) Неосознанно у читателей будут всплывать «воспоминания» о событии в связке с брендом. Но работает не с каждым, как и любой другой инструмент.

3. Онлайн-продвижение

Общая и ооочень упрощенная схема проверки выглядит так:

1. Начинаем с сайта. Он вообще есть? (спойлер: сайт генерирует банкеты и доставки дополнительно к другим поставщикам типа агрегаторов) – насколько он оптимизирован, чтобы генерировать вам больше клиентов, заявок на столики, доставки, банкеты?

2. Есть ли у вас карточка/регистрация в агрегаторах, каталогах, на картах для усиления генерации заявок?

3. Сотрудничаете ли вы с инфлюэнсерами/местными знаменитостями/блогерами, чтобы создать и/или укрепить нужный имидж бренда и ускорить поток клиентов?

4. Запускаете ли контекстную рекламу и насколько грамотно это делаете?

5. Развиваете ли соцсети? Не обязательно все сразу. Если можете качественно вести много соцканалов – хорошо, если нет, лучше выбрать 1-2, но наполнять действительно стоящим контентом.

6. Запускаете ли таргетированную рекламу, чтобы усилить приток клиентов из соцсетей и каналов?

7. Используете ли ретаргетинг? Т.е. «догоняете» ли различными привлекательными предложениями клиентов и тех, кто выполнил хоть какие-то целевые действия на сайте и/или в рекламном объявлении?

8. Задействуете ли крауд-маркетинг для распространения влияния бренда и создания ощущения, что о вас говорят везде? Этот шаг актуален для тех, у кого предыдущие пункты хорошо настроены.

9. В каком состоянии репутация вашего заведения, что о нем можно прочитать в топе выдачи Yandex и Google? Есть ли ответы на негатив, проработан ли он? Обеспечен ли приток положительных отзывов?

После такой глобальной проверки вы точно увидите, где проседает ваш бизнес по части маркетинга. И захотите предпринять меры по устранению недочетов. Однако не спешите! Давайте еще сделаем аудит конкурентов.

Аудит конкурентов

Для начала нужно определить конкурентов, избегая «ошибки выжившего»: не стоит оценивать чье-то продвижение только по количеству посетителей или заполненности залов. Кто знает, может дело в суммах на рекламу, а не в грамотном продвижении.

Чтобы понять уровень продвижения конкурентов, посмотрите на позиции их сайтов в выдаче поисковых систем. Для этого можно воспользоваться таким инструментом, как Вордстат, чтобы определить популярные запросы среди вашей ЦА:

Как видите, среди «мусора» четко прорисовываются названия заведений Краснодара, которые популярны среди пользователей Сети. Но это случилось не само собой, а является результатом как раз грамотного продвижения.

Откройте сайты конкурентов и посмотрите, чем они привлекают и удерживают пользователей. Это могут быть один или все перечисленные ниже факторы:

1. Сайт быстро загружается, удобный, на нем легко можно найти и заказать желаемое.

2. Контент – дружественный, мотивирующий выполнять целевые действия.

3. Применяются различные маркетинговые фишки – акции, скидки, особые мероприятия.

4. Есть ссылки на соцсети, которые интересно ведутся.

5. Предлагается рассылка с каким-то полезными материалами.

Для составления более полной картины подпишитесь на рассылку конкурентов и проследите, как они прогревают пользователей на нужные действия. Также было бы полезным организовать «тайного покупателя» – самому или сотруднику посетить заведение и оценить его сервис, блюда, атмосферу, подачу и т.п..

Контент-маркетинг для ресторанов

Только после аудита маркетинга – своего и конкурентов – имеет смысл разрабатывать собственную стратегию продвижения. И если реклама дает быстрый и зачастую краткосрочный результат, то дистрибуция (распространение по нужным каналам) контента работает на долгосрочную перспективу, закрепляя полученный эффект надолго.

Без контент-маркетинга будет очень сложно или даже невозможно распространять и усиливать влияние бренда. Особенно, если конкуренты уже пользуются преимуществами этого вида продвижения.

Первым и зачастую основным каналом дистрибуции контента являются корпоративные соцсети и сайт. Они должны быть не только информативными, но и вовлекающими.

Следовательно, вам нужно:

1. Позаботиться, чтобы сайт был и красивым, и удобным для поиска и заказа обратного звонка/отправки сообщения в мессенджер. Также он должен удерживать посетителя, предлагая ему разные полезности в виде акций и онлайн-карт/систем лояльности, афиши, меню, магазина доставки (если есть), калькулятора расчета стоимости банкета, квиза и т.п.

2. Соцсети также должны быть максимально вовлекающими. Кроме интересного описания и контента, в них также могут находиться лид-магниты в виде различных плюшек взамен на подписку. Или обещание проводить розыгрыши, увеличение кешбека по карте лояльности…

После проработки корпоративных каналов дистрибуции контента имеет смысл взяться за позиционирование на внешних площадках. Цель – создать впечатление, что о вас говорят и пишут везде.

Для этого нужно:

1. Выяснить, где в Интернете больше всего любит находиться ваша аудитория.

2. Определить наиболее важные площадки для расширения охвата и влияния вашего бренда.

3. Изучить правила публикации и особенности контента на этих площадках.

4. Создать план контента и его дистрибуции.

5. Разработать план продвижения (таргетированная, контекстная реклама, внутренние рекламные инструменты площадок, например, агрегаторов).

6. Анализировать эффективность каждого канала контент-маркетинга: что-то убирать, добавлять, а что-то прокачивать еще лучше.

Качество контента важнее, чем его количество. Поэтому не поддавайтесь на провокации, типа «чем больше – тем лучше» – это не так. Несколько классных постов и фото, пара статей и видео в месяц, от которых сложно оторваться, по итогам «заработают» вам больше денег, чем лавина слабенького контента, который больше раздражает, чем привлекает.

Работа с репутацией (SERM)

После посещения вашего сайта и/или соцсетей пользователь, как правило, хочет убедиться, что его выбор верный. Поэтому люди часто ищут отзывы в Интернете. В связи с этим необходимо зарегистрировать карточку своего заведения на картах и в популярных агрегаторах, каталогах и справочниках. Также необходимы стабильные работы по поддержанию должного уровня репутации в топе выдачи. Все, что нужно знать об этом, описано в данной статье. А если вы захотите сами работать с репутацией, то вот методичка о том, как это делать.

Для того, чтобы заняться SERM, не нужно ждать, пока отрицательных отзывов станет слишком много. Лучше предпринимать превентивные меры, чтобы избежать неконтролируемого потока негатива в будущем. Например, прямо с дня открытия ресторана, кафе или бара придумать мотивацию для посетителей, чтобы они оставляли больше положительных отзывов. Также необходимо быстро реагировать на отрицательные и прорабатывать замечания клиентов, если они по существу.

Кстати, не следует рассматривать негатив как абсолютное зло. Правильнее было бы распределять такие отзывы по категориям, чтобы выявить проблемные области бизнеса и работать над их улучшением.

Важно начинать управлять репутацией как можно раньше, чтобы не «тушить пожары» в будущем. В идеале лучше интегрировать SERM в контент-маркетинг бизнеса. Проверять наличие новых отзывов лучше ежедневно, но в целом и 3 раз в неделю достаточно. Если вы не «Вкусно и точка», конечно =)

Как определить доходность контент-маркетинга

Почти никак, если контент выдается микродозами и нет рекламной поддержки. А у управляющего нет времени. Он работает. А так доходность контент-маркетинга для ресторана, кафе или бара можно определить путем анализа нескольких показателей:

1. Количество посетителей, которые пришли в заведение благодаря контенту и/или его рекламе. Измеряйте, сколько посетителей пришло в ресторан после просмотра контента, размещенного на вашем сайте или в социальных сетях.

2. Увеличение продаж. Если количество посетителей увеличилось, то ожидается, что продажи также вырастут. Измеряйте, какой процент увеличения продаж можно связать с вашими контент-маркетинговыми кампаниями. Пункты 1 и 2 можно наблюдать в вашей системе управления рестораном.

3. Вовлеченность аудитории. Измеряйте количество лайков, комментариев и репостов, полученных вашим контентом в социальных сетях. Эти показатели могут говорить о том, насколько сильно ваши материалы привлекают внимание аудитории.

4. Увеличение числа подписчиков. Фиксируйте количество новых подписчиков на ваши страницы в социальных сетях. Этот показатель может свидетельствовать о том, что ваш контент или является привлекательным, или нет. Пункты 3 и 4 есть в аналитике соцсетей, загляните в нужную вкладку и сделайте понедельное или помесячное сравнение.

5. Окупаемость контент-маркетинговых затрат. Фиксируйте затраты на создание контента, его продвижение и на оплату услуг специалистов, связанных с контент-маркетингом. Сравните эти расходы с увеличением продаж, пришедших благодаря данным дополнительным работам. Если увеличение продаж окупает затраты, то контент-маркетинг можно считать доходным. Если нет – обновляйте сайт, публикуйте важные объявления в соцсети и следите за отзывами.

Однако помните – на тестирование эффективности той или иной стратегии нужно не менее 3-х месяцев.

Учитывайте, что измерение доходности вашей дистрибуции контента – достаточно сложный процесс, требующий отслеживания многих показателей. Важно также не забывать, что контент-маркетинг – это долгосрочная стратегия, которая может не принести мгновенных значимых результатов, но в перспективе при грамотном подходе всегда оказаться очень эффективной.

Подводим итоги

Продвижение ресторана, кафе или бара – это глобальная стратегия, а не просто оплата отдельно услуг по SEO, SMM или PR. Все начинается с позиционирования, определения целевой аудитории, аудита своего маркетинга и разработки медиаэкосистемы, которая определяет, какие digital-инструменты нужны для достижения ваших целей самым недорогим и эффективным методом. Также важно периодически проводить аудит конкурентов, чтобы использовать эти данные для корректировки своей стратегии и не «выпасть» из бизнес-ниши.

При продвижении фоново всегда должно идти управление репутацией. Даже если медиаэкосистема пока не готова, SERM должен работать уже сейчас. Если не обращать внимания на негатив в Сети, это может привести к более серьезным проблемам в будущем, и «тушение пожаров» будет неприятнее и дороже.

Что вы можете сделать/запланировать уже сейчас:

Первый шаг – определить целевые услуги и аудиторию. Целевые услуги должны приносить максимальную прибыль, а целевая аудитория должна быть заинтересована в этих услугах.

Затем определите необходимые маркетинговые инструменты для развития вашей медиаэкосистемы (МЭС), основываясь на целевых услугах и аудитории. Это позволит найти и «достать» посетителей как офлайн, так и онлайн.

Проведение аудита бизнеса – обязательный шаг для грамотного использования инструментов МЭС. Таким образом можно создать горячее УТП под каждый вид своей ЦА и обнаружить новые возможности для развития ресторана, кафе или бара.

Инструменты МЭС должны дополнять и усиливать друг друга, а не работать поочередно или отдельно. Важным элементом является продуманный контент-маркетинг, включающий в себя SERM, SMM, крауд, PR, таргетированную и контекстную рекламу.

Постоянно следите за доходностью развития вашей медиаэкосистемы. Возможно, что-то придется отсечь и думать над новыми каналами дистрибуции контента или другими вариантами его продвижения. Статистика и аналитика – наше все. Я надеюсь, что у вас будет на это время))

Однако зачастую владельцам ресторанов и администраторам по объективным причинам некогда всем этим заниматься. Хотите узнать, кому все это можно делегировать под ключ? =) Все контакты ниже. Кроч, коллеги мои из агентства все это умеют. А я умею в банкеты. Ну вы поняли:

WhatsApp: +7(903)726-35-43

0
24 комментария
Написать комментарий...
Dark Soul

Вы серьезно считаете что я поеду хер знает куда чтобы пожрать в каком то определенном ресторане? И буду искать ресторан в поисковике? Уже много лет чтобы найти ресторан я просто открываю Google, Apple Maps и смотрю что поблизости, смотрю оценки и тип кухни, смотрю меню там же.
Популярность ресторана обеспечивается качеством еды в первую очередь, обслуживанием во вторую и наличием/отсутствием парковки.
Иметь ресторан без парковки можно только в туристических зонах.
Вот все эти маркетологи, это люди зарабатывающие на тех кто работает реально и что то создает. Своими продвижениями засрали весь интернет, сейчас сайты с обсуждением продукта почти не найти, только говноедско/копирайтерские статейки везде. Поэтому на хрен, я буду продолжать выбирать по своим алгоритмам и оставлять отзывы и оценки по факту.

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Брючко
Вы серьезно считаете что я поеду хер знает куда чтобы пожрать в каком то определенном ресторане?

Я могу поехать на другой край мск, чтобы поесть чтонибудь интересное. Но обычно все интересное в центре сосредоточено

И буду искать ресторан в поисковике?

Всегда так делаю, чтобы меню посмотреть и в целом концепцию места

Как видите, делать выводы только по личному опыту — не совсем правильная штука

Ответить
Развернуть ветку
Кристина Салимова
Автор

в том и дело, что на личном опыте далеко не уехать. У меня рядом сидят коллеги "на телефоне". Некоторым посетителям (возрастным) сложно дается изучение информации в интернете. Они реально путаются и кликают все подряд, поэтому предпочитают звонить в банкетную службу. Механика такая: звонок, говорят чего хотят, кухня/сумма/дата/кол-во человек и.... ждут в вотсапе фоток и номера телефонов рекомендованных площадок. Для меня это дико странно, но ведь ежедневно такие запросы обрабатываются =)

Ответить
Развернуть ветку
Кристина Салимова
Автор

о, я вижу вашу боль) Чтобы выбрать куда сходить поесть вы пользуетесь картами. А я использую поиск + обзоры. У всех свои механики. Верю-не-верб-считаю-не-считаю - все индивидуально. И случайный посетитель из карт не сделает экстра кассу, если его не удержать. Не только едой и обслуживанием, но и картой лояльности, например. Которая будет напоминать о бренде. Вы возможно до них не дочитали)) А банкетный зал, мне интересно, для свадьбы как выбирать будете?

Ответить
Развернуть ветку
Dark Soul

Вы видимо не совсем понимаете, у меня это так работает и оценки и отзывы и фотографии и цены и меню. Зачем мне еще где то смотреть?

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Чижмаков

по моему офлайн-продвижение заведения уже не особо работает

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Брючко

Если кафешка рядом с БЦ, то листовки по утрам и норм оффер с бизнес-ланчем сработает на ура

Ответить
Развернуть ветку
Кристина Салимова
Автор

а вы берете? Что в них написано?

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Брючко

Запоминаю цену, место, название. Дальше просто прихожу и смотрю, что по факту есть или заранее в инете сайт изучаю. На флаерах часто много мусорной инфы.

Либо некоторые люди уже могут знать про место, видеть его и не заходить, т.к. привыкли ходить в другое место. Флайер с оффером "попробуй новенькое по норм цене" может также нормально зайти и часть людей на обеде попробует чтото новенькое.

В общепите такие механики работают и окупаются

Ответить
Развернуть ветку
Кристина Салимова
Автор

Кирилл, благодарю за замечание. Всевозможные растяжки и баннеры/билборды итак уже не делают (исключение - отели). Я про банальные недорогие инструменты, которыми пренебрегать не стоит: обязательно читабельная аккуратная вывеска, указатель (если бюджет позволяет, вот они работают до сих пор на проходняке, либо если заведение где-то во дворах и с улицы его не видно). Спецпредложения в окне или рядом со входом. Никогда не знаешь куда упадет оффлайн глаз потенциального гостя

Ответить
Развернуть ветку
Король Аськи

Спецпредложения в окне или рядом со входом
Вы в курсе, что за такое штрафы выписывают?

Ответить
Развернуть ветку
Кофейный предприниматель

А за что тут могут придраться ?

Ответить
Развернуть ветку
Король Аськи

Незаконная реклама. даже внутренная оклейка окон не должна просвечивать.
Знакомого за листок а4 на входной двери с текстом "требуется дворник" оштрафовали

Ответить
Развернуть ветку
Кофейный предприниматель

Надо почитать. Насколько я помню нельзя ничего вешать снаружи помещения, а то что изнутри не должно вызывать претензий. Модет локальные отличия.

Ответить
Развернуть ветку
Anton

У меня была информация от людей, кто занимается рекламой, что размещение всего что угодно внутри помещения на окне - не запрещено. Не должно занимать более 30% окна.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Сайк

И чек-лист по local продвижению для отелей https://palpalych.ru/blog/chek-list-sajta-otelya. Он сойдет и для всей HORECA

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Кристина Салимова
Автор

Вкусно и точка?)

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Зибарева

нет, ВкусОчка

Ответить
Развернуть ветку
Кристина Салимова
Автор

смысл писать об очевидном?)) Хрючеварни спокойно закрываются и без помощи маркетинга, если гость голосует рублем, особенно изучив отзывы. Исключение - привокзальные общепиты. Тут маркетинг не нужен, а отзывы бессильны

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Алексей из LOADING.express

Не удовлетворен вниманию скорости загрузки сайта. Тот же аггрегатор ugosti.com — только ответ сервера от 2 секунд на одну страницу. У горько ру получше, но ответ сервера и интерактивность тоже шалит.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей из LOADING.express

А по пейджспид, а значит и медленных мобилок тут совсем грустняк.

Ответить
Развернуть ветку
21 комментарий
Раскрывать всегда