{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Разрушители легенд. Миф 1: ценности компании — пустая трата денег

Привет, это Antro. На VC и не только многие люди воспринимают ценности компаний как что-то абстрактное и бесполезное. Мы считаем иначе и сегодня объясним, почему.

В брендбуках мы всегда работаем с ценностями: это инструмент менеджмента, который ежедневно конвертируется в прибыль. Верно внедрённые ценности помогают принимать управленческие решения, удешевляют найм сотрудников, привлекают новых клиентов. Для начала разберёмся, как устроен этот инструмент.

Что такое ценности

Ценности — принципы, по которым вы выстраиваете свои действия. Это вещи, которые считаете важными, и которые определяют характер бренда. Например, если компания ценит технологичность, она сможет вкладываться в современное, но непроверенное временем оборудование.

Такие убеждения объединяют команду и вдохновляют её на действия. Основные ценности определяют корпоративную культуру: с ними вокруг бренда появляется сообщество единомышленников. Такой команде куда проще принимать верные решения и быть мотивированной на качественное выполнение задач.

Основные ценности бренда лежат в основе того, чем является и чем занимается компания. Они помогают сформулировать преимущества таким образом, чтобы они нашли отклик у целевых потребителей.

ВкусВилл выделяет на сайте отдельный раздел под ценности. Это один из факторов, по которому покупатели, подрядчики и сотрудники выбирают компанию

Для чего бизнесу нужны ценности

Зачастую компании формулируют ценности потому что это просто модно. В этом случае установки не связывают с убеждениями команды, а просто берут одобряемые формулировки.

Ценности могут расходиться с мнением сотрудников: их перестают соблюдать. Соответственно, они не решают бизнес-задачу. Более того, пустые заявления о ценностях делают сотрудников циничными и подавленными, отталкивают клиентов и подрывают доверие к руководству.

Когда здравые корпоративные ценности вдохновляют на создание отличной корпоративной культуры, это даёт отличный ROI:

  • доход увеличивается до четырёх раз быстрее;
  • стоимость найма снижается, в среднем, на 50%. Значительно улучшается удержание сотрудника;
  • удовлетворенность клиентов может показать двухкратный рост.

Теперь подробнее.

Принятие решений

Ценности — это ориентир для менеджмента. Они помогают делать выбор в сложных ситуациях, когда очевидного выхода нет. Например, если компания с плохой репутацией предлагает крупный подряд, либо для бизнеса появилась неэтичная, но эффективная технология.

В ситуациях без понятного выхода стоит делать проверку на соответствие ценностям. Тогда решение станет более очевидным, оно будет понятно сотрудникам, и проблема выбора разрешится быстрее. Если все разделяют одни и те же ценности и цели, любые вопросы решаются легче.

Первая ценность «Теремка» — натуральность. Если поставщики предложат компании дешёвые, но синтетические продукты, руководители от них откажутся

Корпоративная культура

Пару лет назад сочетание «корпоративная культура» было просто трендовым нововведением хипстерских компаний. Сейчас корпоративная культура — норма рынка: она влияет на то, как быстро вы наймёте сотрудника, сколько он проработает в компании, какая репутация сложится у компании на рынке.

Ценности определяют, какая корпоративная культура сложится в вашей компании. Они заложат принципы, по которым сотрудники взаимодействуют между собой. Как организуют рабочее время, обустраивают офис, какие преимущества получают. Конкретные применения ценностей могут вдохновить людей соответствовать более высоким стандартам. Критика также воспринимается легче, если связана с заранее определёнными ценностями.

Например, если главная ценность компании — честность, сотрудники не станут скрывать от руководства срыв дедлайнов. Тогда менеджмент сможет подстроиться и ошибка не окажется критической. С другой стороны, руководству нужно быть готовым честно отвечать на неудобные вопросы.

Ценности Альфа-Банка направлены на корпоративную культуру. Они подсказывают сотруднику, какие решения помогут компании

Найм и удержание сотрудников

Многие потенциальные сотрудники перед выбором места работы смотрят на ценности, которые разделяет компания. Согласно отчёту Global Brand Health Report сервиса Hired, 45% соискателей выбирают компанию по тому, какие ценности она разделяет. А исследование Jobvite показывает, что 88% специалистов считают важными ценности компании и обращают на них внимание при просмотре вакансий.

88%
специалистов считают важными ценности компании и обращают на них внимание при просмотре вакансий

Если бизнес будет рассказывать о своих ценностях, соискателям будет проще принять решение в пользу компании. Рекрутёры потратят меньше времени на поиск сотрудника, и найм станет выгоднее.

Понятные ценности снижают текучку кадров внутри компании. Исследование TINY Pulse показывает, что сотрудники, которым не нравятся корпоративные ценности на 24% чаще увольняются.

Данные Randstad показывают, что 58% сотрудников готовы работать с низкой зарплатой, но на хорошую компанию. Это не значит, что ценности нужно так использовать, но если вы не можете конкурировать с крупными компаниями по зп, то можете это другой доступный способ.

Работа с ценностями также повышает эффективность сотрудников. Если ценности компании соответствуют их убеждениям, они работают более вовлечённо и инициативно. Это подтверждают многие исследования.

Мы прорабатывали ценности для компании ZenCode, чтобы упростить найм сотрудников. По этим утверждениям понятно, на какой подход может рассчитывать будущий работник

Увеличение лояльности покупателей и продаж

Ценности помогают устанавливать более глубокий контакт с потребителем. В книге «Как думают клиенты: основные идеи о сознании рынка» профессор Гарвардского университета Джеральд Залтман пишет, что 95% решений о покупке инициируются бессознательным — именно там действуют наши основные ценности.

Исследования показывают разные результаты, но есть общая тенденция — больше половины покупателей обращает внимание на ценности, которые транслирует компания. Например, 64% пользователей выбирает бренд по тому, как компания смотрит на социальные проблемы.

77%
людей покупают у брендов, которые разделяют их ценности

Когда вы транслируете ценности своего бизнеса, покупатели обращают внимание не только на качество продукта, но и на эмоции, которые он вызывает. Клиенты, которые разделяют ваш подход, становятся лояльными — они на 50% чаще пробуют новые продукты и тратят на ваш бизнес на 31% больше, чем новые клиенты, как сообщает Annex Cloud.

В эпоху, когда доверие потребителей находится на беспрецедентно низком уровне, чёткое установление основных принципов бренда помогает поддерживать его аутентичность. Это даёт клиентам дополнительную ценность и удерживает их внимание.

Как узнать ценности вашей компании

Если компания работает хотя бы пару месяцев, её ценности уже существуют, их надо понять и открыть. Чтобы их выявить, нужно подойти к процессу системно: по данным Harvard Business Review, если ценности составлены непродуманно, они могут принести больше вреда, чем пользы. Рассказываем о нескольких способах, чтобы составить список из 4–6 ценностей.

Мозговой штурм

Если вы развиваете небольшой стартап для можно пригласить всю команду. Если компания большая, выберите ключевых руководителей.

Инициативы по ценностям не имеют ничего общего с достижением консенсуса — они направлены на навязывание набора фундаментальных, стратегически обоснованных убеждений широкой группе людей.

Патрик Ленсиони, CEO Table Group, консалтинговой компании по вопросам управления

Вопросы, которые можно задать: «Что для нашей компании важно?», «Что мы больше всего ценим как компания?», «Что представляет собой наша компания?». Повторяющиеся ответы подтверждают, что ценность действительно присутствует в команде.

После нужно определить, что является наиболее важным для вашей организации, а не всё, что важно. Возможно, для этого придется пожертвовать некоторыми идеями.

Мы в Antro регулярно проводит мозговые штурмы и фиксируем идеи в одном большом файле. Позже фильтруем их и распределяем по рабочим документам

Узнайте, что ценят ваши клиенты

Чтобы выявить, за что вас ценят клиенты, можно высылать анкеты на электронную почту, проводить опросы в социальных сетях или обзванивать постоянников. Мы используем опросы и глубинные интервью.

Несколько вопросов для примера: «Почему вы выбираете наши продукты и услуги, а не наших конкурентов?», «Как вы думаете, что мы делаем хорошо?». Ответы клиентов помогут посмотреть на ситуацию с обратной стороны и определить ваши ключевые преимущества.

Проанализируйте то, как вы действуете уже сейчас

Подумайте о действиях, которые вы совершаете для клиентов и команды, и постарайтесь их осмыслить. Обратите внимание на те преимущества, которые вы используете в продажах — чаще всего они содержат детали, которым вы уделяете больше всего внимание. Упрощённые примеры:

  • Доставляете продукты меньше, чем за 24 часа — скорее всего, вы цените скорость или пунктуальность.
  • Используете только натуральные ингредиенты в косметике — вам важны здоровье и безопасность.

Подумайте, о каких аспектах в бизнесе вы заботитесь больше всего. Из этих вещей вы сможете выделить ценности.

Как внедрить ценности внутри компании

Когда разрабатываете ценности в компании, на них легко могут забить сотрудники. Так часто происходит, если тезисы, которые вы придумали, не соответствуют действительности. Чтобы ценности достигали бизнес-задач, они должны проявляться внутри компании.

Постарайтесь подбирать такие ценности, которые сможете поддерживать собственным примером и руководством. Иначе они просто окажутся пафосными словами, о которых все быстро забудут. А жестокий комментатор снова скажет «Я же говорил!».

Сформулировать ценности можно ярко, чтобы они вдохновляли сотрудников. После добавьте объяснение, как это убеждение проявляется в работе.

Ценность: постоянный рост и развитие

Проявление: компания оплачивает обучение и курсы сотрудникам, постоянно обновляет свою технику, следит за тенденциями и трендами и внедряет их в свой бизнес.

С первого собеседования и до последнего рабочего дня сотрудникам следует постоянно напоминать о том, что основные ценности лежат в основе каждого решения, которое принимает компания. Только так они будут работать

Ценности должны быть интегрированы в каждый процесс, связанный с сотрудниками, — методы найма, системы управления эффективностью, критерии повышения и вознаграждения, даже в правила увольнения.

Женя Князев, CEO Antro

Сделайте ценности запоминающимися

Чтобы сотрудники помнили все ценности, не обязательно делать список из двух ценностей или формулировать их максимально просто. Даже если ценностью компании станет «еда и вода», к ней не будут обращаться сотрудники без напоминаний.

Здесь важна роль собственного примера — подкрепляйте ценности своими действиями, рассказываёте сотрудникам, как проявилась та или иная ценность в случившейся ситуации. Тогда каждому человеку в команде не составит труда рассказать про каждую.

Ваши ценности должны быть легко доступны сотрудникам, партнёрам и клиентам. Самый простой способ — перечислите их на странице «О нас» вашего сайта. Красиво оформите и распечатайте плакат на стену в офис или оформите другую сувенирную продукцию, которая будет доступна для всех сотрудников.

Например, СДЭК почти в каждом пункте выдачи вешает плакаты с ценностями. В отделении на фото они размещены по всей площади стены

Итоги

Правильно сформулированные ценности помогают компаниям в решении бизнес-задач. Они удешевляют найм сотрудников, помогают удерживать их в компании и дополнительно мотивировать.

Компании, которые транслируют свои ценности публично, со временем собирают вокруг себя единомышленников. Брендом пользуются лояльные клиенты, а резюме подают кандидаты, которые легко встраиваются в команду.

Проработка ценностей — это инвестиция, которая работает на долгой дистанции. Она продлевает взаимодействие с покупателем и окупается с помощью повторных покупок. Если вы решились инвестировать, мы готовы помочь.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы узнавать больше о брендинге и пользовательском и клиентском опыте. В нём мы рассказываем, как прорабатывать дизайн так, чтобы он приносил прибыль компании.

0
78 комментариев
Написать комментарий...
Хозяин
Ответить
Развернуть ветку
Женя Князев из antro.cx

Мы, кстати, у себя принципиально не используем такую штуку как «мы — семья». Говорим о своей команде также, как о спортивной. Если коротко, то разница в том, что каким бы хорошим вратарь не был человеком, в первую очередь он должен отлично ловить мячи и защищать ворота. Дружить с ним как с человеком можно и вне работы.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Хозяин

Хуета и лицемерие все эти корпоративные ценности.
Кто-нибудь когда-нибудь в процессе найма сказал "знаете, пожалуй не пойду к вам, не совпадаю по ценностям с вашей компанией"?
Естественно нет.

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Кича

я в прошлом году одной рекрутерше так сказал. Так её это подзадорило меня попытаться "сломать" и уговорить на собеседование. Мне кажется, что если бы я не прервал разговор после нескольких возражений, она бы на хамство перешла.

Ответить
Развернуть ветку
Сократ Стофорандов

90% да

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Злой Полушубок

Есть обратные примеры. Не взяли потому что не смог продемонстрировать 14 лидершип принципов https://vc.ru/hr/98297-o-sobesedovanii-v-amazon-kakie-voprosy-budut-zadavat-na-intervyu-i-chto-nuzhno-znat-zaranee

Ответить
Развернуть ветку
Бобряков Вадим

у бизнеса одна ценность - прибыль, остальное вторичность

Ответить
Развернуть ветку
Яна Севостьянова из antro.cx

Прибыль — это задача, цель. Но не ценность. Ценности это инструмент получения прибыли)

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Vadim Sergeev

Мозговой штурм лайк

Ответить
Развернуть ветку
Яна Севостьянова из antro.cx

Очень удобный инструмент для сложных задач, всем советую!

Ответить
Развернуть ветку
Хозяин

@Инспектор Antro накручивают комменты в статье ботами. Рекомендую полное удаление аккаунта.

Ответить
Развернуть ветку
Женя Князев из antro.cx

Как же у вас сгорело, я смотрю :)

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Андрей

Появляйтесь тут чаще!

Ответить
Развернуть ветку
Хозяин

ботов подвезли

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Сократ Стофорандов

Часто ценности компании являются лишь рекламной ширмой, и не более. Те же компании кто реально что то делает полезное, имеют проблему номер 2, плохо доносят свои ценности.

Вот сдеком пользовался, а о их ценностях прочел лишь тут из картинки на посте.

Ответить
Развернуть ветку
Яна Севостьянова из antro.cx

Про рекламную ширму не соглашусь. Для компаний часто это «понять себя, узнать, кто они, и построить на этом бренд», а не рекламная ширма. Но многие не знают, что с этим дальше делать, либо и правда не умеют их транслировать в мир

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Eazy Haze

Не совсем понял, как просчитать эффективность внедрения ценностей?

Ответить
Развернуть ветку
Женя Князев из antro.cx

Есть разные способы измерения эффективности от исследований до финансового учёта. В статье привели статистику, которая была получена разными способами.

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Завацкая

Вы не путайте мягкое с тёплым.

Ответить
Развернуть ветку
Макс Мартин

Никак. Но если говорить правду, то такие вот "продавцы ценностей" ничего не заработают ))

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Дарья Т

А как ценности внедрять во внешнюю коммуникацию? Хочется как-то нативно, а не в лоб: «Мы за все хорошее и против всего плохого!» ))

Ответить
Развернуть ветку
Яна Севостьянова из antro.cx

Как раз «в лоб» и писать. Так эффективнее всего)
Многие компании располагают их на странице «о нас» или «о компании», HR-ры рассказывают на собеседованиях, каких ценностях придерживается бренд.
Но они также могут отображаться в айдентике и в tone of voice компании. Так бренд будет целостнее выглядеть и восприниматься людьми

Ответить
Развернуть ветку
Кубик Рубика

тоже не понимаю эти 88% немного, компания не будет писать что они против карьерного роста и т д

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Отдел продаж

мне кажется в любой компании должны быть свои ценности, без этого сейчас никак

Ответить
Развернуть ветку
Женя Князев из antro.cx

Это, кстати, традиционный комментарий среди тех, кого мы нанимаем. Все говорят, какие классные у нас ценности и что вот у всех бы так четко они были прописаны. Ощущаем правдивость исследований на собственном опыте.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Яникус

Вижу ценности только у крупных компаний, малый бизнес как будто к этому не приходит, либо не считает важным ещё для себя

Ответить
Развернуть ветку
Яникус

Читаю статьи ради ваших картиночек, рисуйте побольше

Ответить
Развернуть ветку
Хозяин

ты бот

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Евгений О.

Там, где работодатель говорит о "ценностях" - там всегда проблемы с трудовым законодательством.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Васильев

Рассказали бы о своих ценностяx

Ответить
Развернуть ветку
Яна Севостьянова из antro.cx

У нас есть внутренний файл с ценностями для текущих сотрудников и онбординга новых.
Сейчас оформляем их, чтобы в скором времени показать на нашем сайте)

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Любаша Воронцова

Ценности из УТП? или УТП из ценностей?

Ответить
Развернуть ветку
Женя Князев из antro.cx

Стакан наполовину полон или наполовину пуст. Ценности и УТП взаимосвязаны, но необязательно одно должно расти из другого. УТП — это короткая и ёмкая форма той уникальности, которую может предложить ваш продукт. Ценности же должны быть аутентичны, но необязательно должны быть уникальными.

Ответить
Развернуть ветку
Яна Севостьянова из antro.cx

Ценности и УТП отдельные вещи. В зависимости от сферы бизнеса, ценностей и принципов основателей компании, качество и польза от УТП для рынка будет меняться. Если они принципиально честные, в преимуществах будет высокое качество товара/услуги. Ну это как пример)

Но это не негласное правило, не всегда УТП из ценностей растёт

Ответить
Развернуть ветку
Хозяин

Любаша бот

Ответить
Развернуть ветку
Daks Xenos

Прочитав эту статью сразу вспомнил серию из "Интернов", где "весёлый" Купитман на совещании сказал: "Нам нужен гимн" и ещё много чего веселого.

Ответить
Развернуть ветку
Женя Князев из antro.cx
Ответить
Развернуть ветку
Хозяин

@Инспектор боты в комментах к этой статье:
@Дарья Т
@Андрей
@Яникус
@Любаша Воронцова

Служу VC.RU!

Ответить
Развернуть ветку
Дарья Т

ахаха, поплачь еще

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Яникус

Следующая стадия - иностранный агент

Ответить
Развернуть ветку
Антон Кобельков

Хаха, нас двое! Только сегодня статью про ценности опубликовал!
https://vc.ru/marketing/623033-upravlenie-po-cennostyam-kak-byt-klientoorientirovannym-no-ne-progibatsya-pod-klienta

Ответить
Развернуть ветку
75 комментариев
Раскрывать всегда