Гайд по смене позиционирования компании: кому это нужно и зачем это делается?

Гайд по смене позиционирования компании: кому это нужно и зачем это делается?

Привет! Это Егор Сизяков, управляющий партнер Hawking Bros. Я хочу продолжить цикл статей о текущем положении компаний рынка заказной разработки, и рассказать, что мы предприняли, чтобы начать перестройку компании в новых условиях.

Первый пост об анализе прошлого и прогнозах на будущее рынка заказной разработки вы можете найти здесь. Сегодня я расскажу, как я взял на себя задачу сменить позиционирование компании, на какие этапы я ее поделил и сравню этот процесс с предыдущей работой над позиционированием, разобрав ошибки.

Эта статья будет полезна маркетологам и PR-менеджерам, которые в поиске уникального позиционирования для своих компаний. Поехали!

Почему я решил изменить позиционирование?

Прежнее позиционирование «Digital-разработка и усиление IT-команд» появилось летом 2020 года. К декабрю 2022 стало совершенно ясно, что оно уже не отвечает тому, чем на самом деле занимается компания, в чем она сильна и на что может опереться.

Для меня стало понятно, что необходимо создать новое позиционирование, которое будет максимально достоверно отображать наши сильные стороны. К тому же, акцент топов на антикризисной работе 2022, а не на стратегическом развитии, показал, что компания имеет достаточную медийность на внутреннем рынке, но не продвинулась на внешнем.

Рост экспертизы заказчиков, конкуренции, времени пресейлов и перераспределение бюджетов не оставили выбора, кроме как найти новую самоидентификацию и отстроиться от позиционирования коллег по рынку.

Я поставил перед собой глобальные задачи, требующие решения. Если кратко: «открыть кран» (расширить воронку), сократить цикл сделки, отстроиться от коллег и не потерять в % конверсии.

Далее нужно было понять, что считать метриками достижения результата: повышение количества целевых запросов (странно, вы скажете, но да, именно так) и отсутствие простоев у производства. После я обозначил 6 пунктов ограничений и 8 пунктов рисков, которыми нельзя пренебрегать.

Начало исследований

Далее началось самое интересное — кабинетные исследования. И начал я их с проверки текущего позиционирования через старый добрый Wordstat Яндекса. Проверялось изменение количества запросов в 2022 к аналогичному периоду 2021.

Несмотря на рост +18% в «усилении IT-команд», количество запросов менее 100 в месяц на всю страну следует считать ничтожно малым.

«Digital-разработка» показала падение на -6% и также ничтожно мало набиралось.

Затем я увлекся и проверил 27 различных словосочетаний и делюсь с вами небольшим инсайдом: рост количества запросов на «разработку продуктов» составил 8%, а на «аутстафф» -33% (так то инсайдов больше, но пока они в секрете) .

Все это позволило мне понять, как пользователи формулируют свой запрос, какие слова используются чаще, а какие не стоит употреблять для лучшего восприятия позиционирования.

Анализ подходов к позиционированию

Потом я начал любимое многими занятие, и пошел по вашим сайтам, уважаемые коллеги, которых отсмотрел более 100.

И вот что я заметил: глобально, все подходы рынка к позиционированию, можно разделить на несколько видов:

  • Маркетинговый буллшит и инфоцыганство;
  • «Простецкие формулировки», которые не отстраивают компанию от тысяч других;
  • Позиционирование с упором на технологию;
  • Позиционирование с упором на отрасль;
  • Позиционирование с упором на командную синергию;
  • Позиционирование с упором на услугу;
  • Крутые формулировки с крутой «эмоциональной точкой».

Я расположил подходы в последовательности, в которой они мне кажутся наиболее правильными (1— никогда так не пишите, 7 — дай Бог чтобы вам повезло найти такую фразу) . Также прошу заметить, что я анализировал не только основной текст, но и подстрочники к ним.

Изначально мне хотелось создать позиционирование вокруг отрасли, но анализ опыта за 2020-22 гг. показал, что мы работали с 11 различными отраслями и для 7 из них можно упаковать хорошие кейсы.

Позиционирование вокруг технологии я считаю рискованным, потому что в 2021 мы делали ставку на Laravel, чья популярность росла, а Битрикса падала, но 2022 поставил всех лопатой на место. Кроме того, неожиданно большую долю в объемах работ 2022 заняли mobile-технологии.

Как видите, выбор остался невелик: только пункты 5, 6 и 7. Для принятия верного решения мне нужно было еще одно исследование: JTBD (Jobs to Be Done) с клиентами. Я не стал создавать скрипт и поручать это менеджерам, а лично провел интервью, которые маркетолог расшифровал в таблицу.

Исследование с клиентами

Итак, какие вопросы включало в себя это исследование:

Давайте поговорим о вашем последнем обращении за услугой аутсорсинга разработки.

  • Расскажите, как появилась эта задача у вас? Кто был инициатором? Кто отвечал за результат, кто за деньги, кто за решение?
  • Расскажите пошагово, как вы искали подрядчика? С кем советовались, что изучали?
  • Что для вас было важно при выборе подрядчика? Почему это было важным?
  • Что вы изучали на сайте подрядчиков? Почему это было важно? Что запомнилось на сайте?
  • По какому критерию вы выбрали победителя? Между кем и кем выбирали? На что смотрели? Что стало решающим фактором?
  • Расскажите о своих планах на разработку в 2023 году? На чём вы решили сосредоточиться?
  • Как вы понимаете фразу «[________]»? Что это для вас означает? Что вы знаете об этом? Кого вспоминаете или представляете, слыша эту фразу?
  • А теперь я хочу показать вам варианты позиционирования. Представьте, что вы ищите подрядчика на [________]. Открываете сайт и видите там эту фразу [________] (шарим экран с фразой 1 и т.д.) . Что вы думаете об этом? Как вы её понимаете? Что хотите сделать дальше?

Ответы клиентов помогли мне понять, какие ассоциации вызывает наша компания и какие сильные стороны, отличающие от конкурентов, они у нас отмечают.

Как делать не стоит

В 2020 г. , когда я «придумал» прошлое позиционирование, я шел совершенно иным путем: отталкивался от внутреннего рынка и мнения команды.

Первое, что я сделал, я собрал стратегическую сессию с руководящим составом и провел интервью. Блоки вопросов были следующие:

Блок «О компании»

  • Как давно ты работаешь в компании?

  • Какие изменения претерпела компания? Как и когда менялись флагманские услуги? Вспомни основные вехи в развитии: какие события дали компании резкий рост в оборотах/штате?

  • Расскажи про внутреннее устройство команды: как устроено управление (по вертикали/горизонтали) , какие рабочие принципы существуют (в чем тотальная строгость и четкость, а где даете свободу) .

  • За счет чего вы двигаете рынок вперед? Технология, подход, стиль ведения бизнеса.

  • Что помогает в продажах ваших услуг клиентам? На какие ваши аргументы они реагируют лучше всего?
  • Какая у вас миссия? Зачем вы занимаетесь тем, чем занимаетесь, в глобальном смысле? В чем ценность этой деятельности для людей?

Блок «Коллеги по рынку»

  • Выбрать 10 коллег по рынку.
  • Из этих 10 отметить, чье позиционирование и «упаковка» нравится, пояснить, почему.
  • Также отметить и тех, чье позиционирование/фирменный стиль считаете слабым/неудачным, и почему. Построить предположение, почему они попали в список (за счет чего добились успеха) .

Блок «HR»

  • За что принято работать у нас?
  • Что известно о нас как о работодателе?
  • Что можно сделать, чтобы у большего числа людей было наиболее хорошее представление о компании, желание у нас работать и связать свою карьеру, профессию и жизнь именно с нами?

В итоге получил разношерстные ответы, которые не позволяли выявить закономерность (средний срок работы респондентов в компании был 3,5 года). Почему же так получилось?

  1. Низкий уровень бизнес-понимания. Руководители цехов и отделов смотрели на компанию сквозь призму своей профессиональной деформации и специфики работы, но не клиентов.
  2. Ограниченный кругозор о рынке заказной разработки. Когда ты в операционке, то тебе некогда заниматься нетворкингом и изучением рынка. Отсюда нерелевантные ответы на второй блок вопросов.
  3. Избыточный перфекционизм некоторых топов, который разделил их представление о ценностях компании на черное и белое, хотя есть и серые состояния.

И это была ошибка. Я зря взял полученные ответы за основу. Их нужно было просто принять к сведению, но не опираться на них.

Раз я не до конца понимал, что нельзя опираться на мнение топов, то мне было суждено облажаться самостоятельно до конца и провести опрос всех сотрудников.

Есть такая штука, как «формирование эмоционального портрета бренда». В опроснике нужно было от 1 до 5 охарактеризовать понимание брендинга компании по нескольким противоположным друг другу эпитетам:

  • Дерзкий-Милый;
  • Инженерный-Креативный;
  • Большой-Маленький;
  • Экологичный-Индустриальный;
  • Утилитарный-Эстетичный;
  • Современный-Классический;
  • Деловой-Человечный;
  • Эмоциональный-Сдержанный;
  • Зрелый-Молодой;
  • Стабильный-Динамичный;
  • Последний вопрос был открытым: «Как вы понимаете позиционирование компании? Т.е. кто мы, что мы и чем занимаемся. Пишите ответ в свободной форме, как вы это понимаете и чувствуете.»

Ответы на первые 10 вопросов не так интересны, как на 11. В основном команда отвечала «аутсорс, аутстафф, делаем сайты, веб-студия, динамично развивающаяся и подобные». Но было несколько по-настоящему прекрасных ответов:

«Компания где все общаются на равных, несмотря на свой статус.» — …причем здесь позиционирование?

«Развитием IT культуры в родном городе)» — …безусловно, есть и такое. Но разве эта основная деятельность компании?

«Надеюсь что будущее место работы)) 0» — …))0 ох уж эти стажеры!

«Современная организация Frontend и Backend разработки» — …это все здорово, но мы же не только организуем?

Теперь спустя 2 года я понимаю, что опрос об эмоциональном портрете бренда был не нужен от слова совсем. Он не дает никакой информации, которая позволит нащупать позиционирование кроме того что «да помню этих ребят, у них странное название». Аналогично и с открытым вопросом: лучше ничего не написать в позиционировании, чем написать «динамично развивающаяся аутсорс- аутстафф- веб-студия».

Как вы понимаете, это еще дальше завело меня в дебри, и я пошел делать странное качественное исследование среди коллег по рынку. Но никакого списка вопросов не было! Был только 1 вопрос! Звучал он следующим образом:

%Username% , привет! Провожу небольшой опрос среди участников рынка, который поможет нам лучше себя понять. Сможешь ответить на один короткий вопрос? Когда ты слышишь про Hawking Bros, то какие ассоциации у тебя это вызывает? Кто мы, что мы, чем занимаемся и др.

Я опросил 25 человек и вот какой получился сводный портрет нас, как компании, в глазах коллег по рынку:

Компания-разработчик из города Владимира (точно неизвестно, что разрабатывает) , где есть Кирилл и Егор (мы основатели компании и люди не всегда знают, что мы совладельцы) , работающая (в том числе) в формате аустаффа на субподряде, имеют свою школу программистов и состоят в партнерке Агимы.

Собрав воедино всю информацию, путем хитрых манипуляций с синонимами, родилось позиционирование, опирающееся на то, как нас видят: Digital-разработка и усиление IT-команд.

Но, как я говорил ранее, я выбрал неправильный подход, который вывел меня на неточное позиционирование.

А теперь вернемся к моему новому подходу

Когда мы закончили с JTBD, мы получили противоречивые результаты интервью с клиентами. Благодаря этому мы вычеркнули 22 варианта из ранее намозгоштурмленных позиционирований, совместили два, превратив его в один, и пошли тестить:

  • SEO;
  • «Коридорки» по стейкхолдерам;
  • Опросы по типам клиентов из нашей матрицы ICP (Ideal Client Portrait).

В результате тестов мы получили хорошую обратную связь и позитивный отклик на формулировку в 8 случаях из 10.

На что же мы опирались?

Мы решили опереться не на то, кем мы были. И не на то, кто мы есть сейчас. А на то, что мы умеем лучше всего, и что должно стать нашей новой точкой силы в будущем. На то, кем мы хотим стать и прочно с этим ассоциироваться.

Так родилось новое позиционирование:

IT-разработка с глубоким погружением в бизнес клиента

Создаем веб-сервисы, мобильные приложения и внутренние системы, опираясь на проверенные данные

Почему принято такое решение?

  • Последние 2 года нас чаще привлекают к развитию существующих проектов, а не просто к разработке сайтов «с нуля под ключ» и этот тренд продолжится;
  • Мы 100% будем смотреть в сторону новых технологий таких как Аврора ОС, Kaspersky OS, а также разрабатывать IT-системы специального назначения;
  • Каждый второй запрос на разработку начинается с предпроектной аналитики, клиенты видят ценность услуги, а мы понимаем, что умеем и хотим в этом помогать;
  • Стране и рынку сейчас нужны бизнес- и системные аналитики, продуктовые и проектные менеджеры, которые умеют генерировать идеи, разбираться в задачах бизнесах, тестировать гипотезы, управлять разработкой и брать на себя ответственность. Без новых идей и бэклога задач у программистов не будет работы. Проблема требует немедленного исправления, а мы умеем «прикрывать тыл» и развивать клиентские проекты.
  • Опора на проверенные данные — это та самая эмоциональная точка, которую я искал. Я ходил вокруг нее, но не замечал. Точка наилучшим образом раскрывает текущий и будущий подход нашей команды в работе. Мы будем критически подходить к идеям клиентов, обсуждать, спорить и приходить к истине проверенных данных, которые несут непоправимую пользу для бизнеса.

Вывод

Самое прекрасное в смене позиционирования, что если оно не зашло, то можно сесть и заново все передумать.

Насколько наша работа окажется успешной пока судить преждевременно. В конечном итоге, результат будет зависеть от маркетинговой стратегии и эффективности ее реализации, но это уже совсем другая история.

Подходите осознанно ко всем исследованиям и не повторяйте моих ошибок!

P. S. также подписывайтесь на мой Telegram-канал, где я редко, но метко, пишу интересные посты с нестандартным взглядом на различные бизнес-темы

3737
4 комментария

Тернистый, долгий путь, но зато учли больше рисков и получили больше уверенности в новом позиционировании. Мне зашло!

3
Ответить

Вижу Егора — ставлю лайк

2
Ответить

а разве позиционирование это не совокупность кучи разных направлений? не только описание того, чем компани занимается

Ответить

Это вы про набор услуг, а позиционирование - это ближе к уникальному торговому приложению по терминологии.

Ответить