Как не стать «Оскаром Кучерой» во время интервью?

Всем привет! Меня зовут Антон Утехин, я основатель бутикового коммуникационного агентства Modifiers. В этом материале я расскажу, как готовиться экспертам к интервью и к чему надо быть готовым. Небольшой ликбез на примере популярных интервью.

Как не стать «Оскаром Кучерой» во время интервью?

Дисклеймер: в этой статье я буду приводить примеры из интервью Юрия Дудя (признан иноагентом) с Оскаром Кучерой и Ксении Собчак с Еленой Блиновской.

Немного теории, но совсем немного.

Цель интервью — показать личность через беседу. И самая главная задача общения — разговорить эксперта или лидера мнений так, чтобы получить эксклюзивную информацию из первых рук.

Виды интервью:

  • Портретные, когда главная цель — показать характер и личные качества эксперта, его отношение к чему-либо, чаще всего такие интервью делают со знаменитыми людьми;
  • Аналитические, когда интервьюер и интервьюируемый под разными углами рассматривают некую тему, например, влияние рекламы на детей;
  • Проблемные — эти строятся вокруг резонансного общественного события, яркий пример — дебаты политиков;
  • Информативные — когда важно получить лишь факты и цифры, допустим, количество филиалов, выручку компании, стратегию работы бизнеса и т. д.

Разумеется, все эти виды интервью могут пересекаться. Никто не вынуждает журналиста работать в жестких рамках. Тем более что интервью — это в первую очередь набор приемов, которыми пользуется журналист.

Зачем интервью нужны для героев? Здесь несколько типов:

  • Взаимный пиар. Журналисту необходимо продвигаться в интернете и набирать лояльную аудиторию, а вам нужны новые клиенты и сторонники. Аудитория интервьюера будет подписываться на аккаунты эксперта.
  • Пиар и коммуникации. Этот тип позволяет донести до определенной целевой аудитории нужные месседжи, новости или перемены в компании.
  • Антикризис. Если в компании случился кризис и негатив вылился в общественное поле, то для решения этой ситуации можно и нужно пойти на откровенное интервью, чтобы рассказать о проблеме и о ее решении.
  • Имиджевое интервью. Этот тип интервью позволяет повысить лояльность целевой аудитории и привлечь новую. Здесь можно поделиться своими успехами, новостями компании, чтобы выстроить положительный образ.
  • Экспертное. Журналист приглашает эксперта, чтобы обсудить какую-либо тему, например, врача для обсуждения применения новых технологий в медицине. В таком интервью можно выступить экспертом и, таким образом пропиарить себя и показать свою экспертность, создать лояльную аудиторию сначала к личности, а потом уже к компании.

Журналист знает все

Картинка нарисована ботом Midjourney
Картинка нарисована ботом Midjourney

В интервью участники не равны, главный в интервью — герой. Журналист помогает герою раскрыться или раскрыть тему. Но так ли это на самом деле? В реальности журналист задает тон интервью своими вопросами. Он может провоцировать, повышать или понижать тон, заставать врасплох, перебивать, хамить, льстить и многое другое. Более того, журналист часто более опытен, чем спикер. За спиной журналиста сотни интервью (особенно опытного и популярного). Часто для героя интервью – это что-то новое: он может путаться, стесняться и запинаться. Журналисты этим пользуются, умеют и знают как подлавливать интервьюируемого.

Некоторые журналисты используют элементы беседы, когда интервьюер на равных с собеседником высказывает свою точку зрения, некоторые — элементы допроса, одни предпочитают тонко выстраивать разговор, чтобы человек доверился им и пошел на контакт, другие любят провокацию. Эффективность конкретного приема зависит от типа медиа, предмета интервью, особенностей личности героя и интуиции журналиста.

Перед тем, как что-либо спрашивать, журналист изучает вашу биографию: смотрит ваши предыдущие интервью, новости про вас и вашу компанию, изучает ваши социальные сети и сайты. Поэтому он обязательно узнает о негативе, если он есть и спросит об этом, возможно, в самый неудобный момент. Поэтому вы должны быть готовы отвечать ему на все вопросы.

Как строится интервью?

Картинка нарисована ботом Midjourney
Картинка нарисована ботом Midjourney

Ниже будет общая схема, она зависит от типа интервью. Но она поможет вам понять, как строится интервью и как строить свои ответы на них.

Намеренная тактика интервьюера заключается в специфической постановке вопросов, а также в их последовательности. Он создает цепь из нескольких вопросов, где каждый следующий становится логическим продолжением предыдущего. Эта тактика направлена на выявление несостыковок и противоречий. Если логика ответов сохраняется на протяжении всей цепочки, то противоречий нет. Если же элементы выбиваются из последовательности, это сигнализирует о наличии несостыковок в позиции.

Начало – важный момент интервью, во время которого у нас складываются впечатления об оппонентах. Журналист рассказывает аудитории о герое, о его заслугах и достижениях. Этот рассказ основывается на базе того, что прочитал о герое журналист.

Общие вопросы. В начале интервью журналист обычно задает комплиментарные вопросы. Возьмем сразу пример Юрия Дудя: сначала он расспрашивает собеседника о его деятельности и наградах, таким образом расслабляя героя и подготавливая к более компрометирующим вопросам. В интервью с Оскаром Кучерой в начале Юрий задавал вопросы про его работу на телевидении: “Как ты вспоминаешь то время?”, “На экране ты был оторвой, одевался ярко. Это ты придумал?”.

В интервью с Еленой Блиновской Собчак начинает: “Для того перформанса, с которого ты начала вчера свой день рождения, нужно иметь огромную внутреннюю уверенность в себе. Ты с этим ощущением родилась?”. Таким образом журналисты знакомят героя с аудиторией и располагают героя интервью к себе.

Аккуратное приближение к горячей теме. Если вас пригласил на интервью авторитетный журналист с солидной аудиторией, то значит он хочет обсудить с вами не только то, какой вы хороший, но и ваши негативные стороны. Это могут быть разные скандалы, связанные с вашей компанией, негатив, который сформировался по определенной теме или быстрый успех, которого вы достигли. Может быть все, что угодно, поэтому вы должны быть готовы это обсудить. В видео Дудя это были вопросы про актерскую карьеру: “Одна из вспышек твоей славы - это сериал “Солдаты”, в котором не было войны. Как так?”.

У Собчак это: “Как родилась идея “Марафона желании”?”, “Сколько человек в команде?”. Таким образом журналист готовил героя к основной теме интервью.

Острые вопросы. Журналист переходит к основной теме интервью и начинает “давить” на героя. Так, у Юрия Дудя начинаются вопросы: “«Я в сентябре 2021-го знал, что будет». Откуда?”, “У твоего сына есть паспорт США?”, “Как можно поддерживать армию, но быть против войны?”. Такие вопросы, в постановке которых заведомо содержится противоречивое предположение, существенно затрудняет получение на него прямого ответа. Цель Юрия Дудя во второй части интервью – подсветить позицию гостя, выявить в ней противоречия и, если они имеются, попросить гостя обосновать эти противоречия с точки зрения аргументации.

Собчак начинает задавать провокационные вопросы Блиновской: “Сколько ты зарабатываешь в год? Forbes правильно считает?”, “Какие дипломы у тебя есть?”. Это те вопросы, на которые героиня не хотела отвечать. Особенно история с дипломами – это давний скандальный шлейф за Блиновской.

Закрывающая часть интервью. В этой части журналист обычно старается снизить накал, который появился при обсуждении основной темы интервью. Начинаются разговоры об общих темах, когда герой просто начинает рассуждать. У Дудя это обычно: “В чем сила?”. А в интервью Собчак спрашивает Блиновскую: “Чего желает Блиновская?”. На заключительном этапе интервью цель ведущего вернуться к темам, которые были затронуты в начале, но посмотреть на них под другим углом.

Важное замечание! Здесь речь не идет о комплементарных интервью, за которые платят журналисту, чтобы прорекламировать компанию или личность. В таких интервью вопросы согласовываются с рекламным отделом и самим спикером.

Как не “поплыть” при ответах на вопросы?

Midjourney
Midjourney

Журналист на интервью ждет от вас фактов, цифр и эмоций. Чтобы эти данные ему предоставить, нужно готовиться к интервью так же хорошо, как и журналист готовился к встрече с вами. Вот несколько рекомендаций, как не плыть при ответах на неудобные вопросы:

  • Первое, что надо сделать перед походом на интервью: собрать всю негативную информацию о вас в публичном поле, подготовить цифры и факты, которые бы опровергали или сглаживали негативные факты. Можете распечатать их на листке и приготовить ссылки, чтобы во время разговора быстро доказать журналисту, что он не прав.
  • Собрать все последние актуальные цифры: выручка, прибыль, аудитория, капитализация. С собой должен быть листок с подготовленной информацией, чтобы так же быстро обезоружить журналиста.
  • Репетировать. Если вы не умеете выступать перед камерой, попросите знакомого или своего пиарщика записать с вами интервью. Можете на телефон или, если есть свет и камера, лучше на нее. Так вы имитируете настоящее интервью, где на вас светит лампа. Пусть собеседник задает острые вопросы, а вы учитесь отвечать на них, не выдавая своих настоящих эмоций.
  • Учитесь рассказывать истории. В этом вам может помочь простая игра - Кубики историй. Там выпадают кубики и разные символы. Задача - научиться отвечать на вопросы с использованием кубиков. С их помощью можно научиться рассказывать истории, строить сторителлинг. Легкая версия - 3 кубика, там 3 эмоции. Нужно рассказывать о себе, используя эти 3 эмоции. Тренируйся рассказывать (для начала) о себе с их помощью. Это поможет вам в интервью, потому что люди больше запоминают эмоции и истории.
  • Выстраивание границ. Вместо того, чтобы отвечать на вопрос, который вам неприятен нужно ставить рамки, оказывая неприязнь к подобного рода темам. Это очень важно сделать, чтобы самого начала общения начертить перед собеседником границу, за которую ему не стоит заходить.
  • Отказ от выбора. Если вы не хотите делать выбор в провокационном вопросе, вы можете предложить свой вариант ответа, отказываясь от двух предыдущих. Например, вас спрашивают: “Вы гений или подонок?”, вы же можете ответить: “Я не гений и не подонок”. Формально вы отвечаете на вопрос, но по сути вопрос к вашему ответу уже не имеет никакого отношения.
  • Укажите на субъективность оценки. Если журналист вас в чем-либо обвиняет, это может быть его субъективное мнение. Поэтому очень важно это вовремя осознать и выйти из игры, вернув так называемое обвинение на того кто его пытается повесить. Не спорьте с мнением журналиста относительно вас. Позвольте ему думать так, как он захочет. Например, журналист говорит вам: “Это был провал в вашей карьере”, вы же можете ответить: “Я не согласен с такой оценкой”.

Поход на интервью к независимому и сильному интервьюеру — это всегда стресс. Не ждите легкой прогулки и вопросов о том, как вы добились успеха. Задача журналиста — нападать, выудить из вас эмоции, поймать на несостыковках. Задача интервьюируемого — обороняться и не давать журналисту возможность поймать вас и застать врасплох. Поэтому к каждому интервью, даже если это ваше рядовое выступление, стоит готовится. У вас должны быть в загашнике истории, цифры и факты, которые могут даже не пригодиться. Еще лучше, если во время интервью с вами присутствует PR-специалист, который может вовремя вас остановить, если вы вдруг начали нести чушь, вмешаться в интервью или просто морально поддержать.

3.5K3.5K показов
2.7K2.7K открытий
32 комментария

"Дисклеймер: в этой статье я буду приводить примеры из интервью Юрия Дудя (признан иноагентом) с Оскаром Кучерой (признан невменяемым) "

Ответить

чтоб не стать Кучерой достаточно не быть идиотом ))

Ответить

Ошибаетесь. Иногда журналист может так задавить, что даже умный с виду человек будет оправдываться как идиот

Ответить

Спасибо за полезный материал, Антон! Действительно, подготовка к интервью - это важный этап в успешной коммуникации с медиа.

Ответить

Обидно, наверное, когда больше 20 лет работаешь в телике, а знаменитым просыпаешься только после того, как намелешь кучу дичи в интернете.

Ответить

Так часто бывает кстати:)

Ответить